В статье анализируется особенности мотивации профессиональной деятельности водителей муниципального транспорта. В качестве выборки исследования выступили сотрудники Департамента транспортного и дорожного хозяйства Приморского края. В статье дано обоснование значимости исследования данной проблематики, исходя из анализа литературных источников по общей психологии, психологии мотивации, психологии труда и психологии экстремальных видов деятельности. Представлены результаты эмпирического исследования, достоверность которых обоснована с помощью метода ранговой корреляции Спирмена.
Ключевые слова: мотивация, мотив, водитель муниципального транспорта
Обеспечение и достижения высоких результатов в деятельности человека, обуславливается сильной трудовой мотивацией. Это относится к большинству профессий и родов деятельности. Для того что бы повысить уровень эффективности профессиональной деятельности необходимо знать, какие мотивы являются приоритетными. На разных этапах карьеры и периодах жизни у человека могут меняться мотивы, и может изменяться характер профессиональной деятельности.
Х. Хеккаузен, отмечает, что мотивация сложное понятие, которое может рассматриваться с различных сторон, это и сущность понятия, его природа, структура, а также функции мотивов. Термин «мотив», дословно переводится, как «побуждение», т.е движение к чему — либо, возникающее желание и т.д [1, с. 38].
А.Маслоу, в своих работах, выдвигает концепцию «самоактуализирующейся личности», где автор считает, что мотив, это потребности, которые в процессе развития и деятельности человека образуют определенную иерархическую структуру [2]:
– физиологические потребности (голод, жажда, сон);
– потребность в безопасности (нужда в порядке и устойчивости);
– аффилиативные потребности (потребность в принадлежности к какой-либо группе людей, в общении);
– потребность в любви, уважении, престиже;
– потребность в самоактуализации [2, с. 34–37].
Автор считает, что потребности каждого последующего уровня не могут быть удовлетворены, пока не удовлетворены потребности предыдущего уровня. Самая последняя потребности самая значимая для личности, потребность самоактуализации, может быть реализована только после того, как будут удовлетворены все другие потребности [2, с. 67].
А. Н. Леонтьев, в своих работах рассматривал три основных потребности: достижения, аффилиации, власти. Потребность достижения проявляется стремлении и желании достигать поставленных целей, при этом при достижении цели. Потребность аффилиации, проявляется в стремлении к общению и принадлежности к группе людей, общности. Потребность властвовать, проявляется в стремлении все контролировать, самостоятельно принимать сложные решения, брать на себя ответственность за деятельность других людей, влиять на них и доминировать [3, с. 63–66].
Эффективность работы любого сотрудника, зависит, как от способности выполнять рабочие функции, так и от приложенных усилий для данного эффективного выполнения. Необходимо сочетание сильной мотивации и профессиональной грамотности, для обеспечения желаемого результата. При выборе системы стимулирования сотрудников, необходимо учитывать сложность труда и ее соответствие работнику. А также необходимо помогать сотрудникам адекватно оценивать свои возможности в трудовой деятельности на различных карьерных этапах и периодах [4].
По мнению Лебедева В. И., человек, обладающий профессией водителя и планирующий работать с техникой и машинами, должен обладать хорошим здоровьем, а также психологическими и психофизиологическими особенностям, которые будут, способствовать его эффективности в трудовой деятельности, и не будут создавать конфликтных или опасных ситуаций. Это такие качества как: хорошая память, при запоминании маршрутов и особенностей дорог и дорожного движения, внимательность на дороге, быстрая реакция в нестандартных ситуациях, ориентация в пространстве, хорошее цветоразличие [5].
Исследователи в области экстремального труда, установили, что особенности поведения водителя на дороге во многом зависит от его личной самооценки. А больше всего шансов попасть в дорожно-транспортное происшествие, у водителей со стажем работы 3–4 года. Эта категория водителей уже не новички, но еще не профессионалы. До двух лет водители максимально внимательны и осторожны на дороге. У водители с таким стажем появляется ощущение профессионализма, что техника им подчиняется и они владеют достаточными навыками ей манипулировать, поэтому появляется самоуверенность, снижается внимательность, что и может стать причиной ДТП [6].
По мнению Конопляненко В. И., работа в условиях дорожного движения требуют от водителя максимальной ответственности, внимательности и быстроты реакции, данные факторы зависят от текущего состояния человека, это может быть болезнь, усталость, переутомление, недосыпание, стресс и т. д. Нестандартные ситуации, ночное время снижают скорость реакции, т.к. нет достаточного освещения дороги и окружающей местности, что вызывает трудности восприятия информации по средством зрения, которое играет важную роль, здесь важно острота, особенности ночного зрения водителя, величина его нормального поля зрения, правильном цветоощущении [7].
Внимание водителя должно распространяться на всех участников дорожного движения и объекты, это другой транспорт и водители, участвующие в движении, пешеходы, особенности дороги и погодные условия, состояние дорожного полотна, разметка и знаки вдоль следования маршрута, знание особенностей и технического состояния транспорта, который ведет человек [7].
Взаимосвязь водителя и автомобиля должна быть прочная и усвоенная, до уровня автоматизма, что поможет обеспечить возможности быстрого реагирования водителя, при изменении работы транспорта. Если не достигнут автоматизм, то водитель будет сосредоточен на управлении транспортом, и не будет успевать оценить ситуацию [8].
Д. Клебесберг отмечает, что риск в профессии водителя, неотъемлемая часть. Водитель часто принимает решения и совершает маневры и поступки в условиях повышенной опасности и риска. Успех результата зависит от уровня развития моральных и волевых качеств, ответственности, самообладания, мужества и профессионального мастерства и т. д. При этом рисковые ситуации могут вызвать различные эмоциональные реакции у человека, в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей [9, с. 203].
По мнению Романова А. И., даже у опытного водителя в моменты опасности возникает нервное напряжение, которое свойственно в моменты переживания опасности. Такое напряжение мобилизирует деятельность человека и помогает найти выход их сложившийся ситуации, т.к. во время активности человек меньше переживает страх, его внимание переключено на решение проблемы, а не на переживание эмоций. Если по каким — либо причинам напряжение не вызывает активности, то возникают негативные эмоциональные переживания, страх, что сопровождается бездействием [10, с. 62].
Проанализировав различные теоретические источники, в работе была выдвинута гипотеза о том, что профессиональная мотивация водителей муниципального транспорта с разным стажем вождения, отличается.
В качестве выборки эмпирического исследования были задействованы водители муниципальных автобусов Департамента транспортного и дорожного хозяйства Приморского края, в количестве 40 человек, которые были разделены на водителей стаж работы, которых более 3 лет — 20 человек и водителей, стаж работы, которых до 3 лет — 20 человек.
Для проведения исследования были подобраны следующие методики:
- Разработанная анкета «Данные водителей муниципального транспорта»
- «Диагностика социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере» (О. Ф. Потемкиной);
- «Незаконченные предложения»; разработанной Саксом-Леви, в модификации Федотовой Ю. Ю., Фрыкиной Ю. Е.
- «Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности» (Д. Мак-Клеланд).
По результатам с помощью разработанной анкеты «Данные водителей муниципального транспорта», были получены следующие результаты:
По результатам опроса выяснилось, что водители считают, что у них хорошая заработная плата, которая их мотивирует заниматься данным видом деятельности. Данная работа близка им по духу и они получают удовлетворение. Поэтому менять работу большинство испытуемых с данной выборки в обоих группах не хотели бы. Свою работу считают рискованной обе группы водителей, но считают, что нужно соблюдать правила и быть аккуратным и осторожным, что бы минимизировать риски. Поэтому большая часть испытуемых считают себя профессионалами, как водители с большим стажем, так и водители с меньшим стажем.
По результатам диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно- потребностной сфере» (О. Ф. Потемкина), было выделено по две основных установки, по каждому испытуемому. По результатам были выявлены основные установки водителей с разным стажем работы (рис.1).
Основные установки личности в мотивационно-потребностной сфере у водителей со стажем более трех лет: ориентация на процесс, на свободу, на труд, на результат.
Основные установки личности в мотивационно-потребностной сфере у водителей со стажем менее трех лет: ориентация на процесс, на свободу, на власть, на деньги.
Рис. 1. Социально-психологические установки водителей с разным стажем в мотивационно-потребностной сфере
По результатам данной методики можно сделать следующие выводы:
Водители, с разным стажем в большей степени ориентированы на процесс, нежели на результат, ими больше движет интерес к делу, получение удовольствия от выполняемого процесса. Водители с разным стажем предпочитают свободу, как в своих действиях, так и в принятии решений. Водители муниципального транспорта к своей работе относятся как к отдыху, получая удовольствие, находясь за рулём своего транспортного средства. Так же было выявлено, что водители, стаж которых, составляет более 3 лет, ориентированы на альтруистические ценности в отличие от молодых специалистов, которые ориентированы на эгоизм.
Для обработки результатов «Незаконченные предложения» Д. М. Сакс, С. Леви, в модификации Федотовой Ю. Ю., Фрыкиной Ю. Е., был применен метод контент-анализа.
Было составлено девять незаконченных предложения на основании теста «Завершение предложений Сакса» (SSCT). При составлении незаконченных предложений акцент ставился на исследование мотивации профессиональной деятельности водителей муниципального транспорта.
По результатам диагностики можно сделать следующие выводы:
У водителей со стажем до трех лет и водителей со стажем более трех лет есть схожие мотивы деятельности, есть различные.
Схожие мотивы деятельности: водители с разным стажем, ориентированы на процесс в своей деятельности. При возникновении проблемы водители обоих групп опираются на опыт и стремятся решить проблему. Водители отмечают, что в работе для них главное качество выполняемой работы. Профессиональный риск для водителей с разным стажем — это скорее неожиданность, чем опасность.
Различные мотивы деятельности: при решении конфликтной ситуации или стресса водители со стажем более трех лет обдумываю свои действия, а водители со стажем до трех лет, склонны проявлять эмоции в решении проблем. При отсутствии успеха, оказалось, что опытные водители склонны к переживаниям и стремлению понять суть происходящего, для того что бы сделать выводы, а менее опытные, игнорирую ситуацию. Водители со стажем более трех лет, признают свой профессионализм, а водители со стажем до трех лет наоборот не признают и сомневаются в уровне своих профессиональных навыков и умений. При возникновении риска, водители со стажем более трех лет предпочитают незамедлительно действовать, а водители со стажем до трех лет склонны эмоционально реагировать на стрессовые ситуации.
По результатам диагностики мотиваторов социально — психологической активности личности» (Д. Мак-Клеланд), были получены следующие результаты:
Мотивационная доминанта личностной активности у водителей со стажем работы более 3 лет: достижение успеха в целом и тенденция к аффилиации (групповому признанию и уважению) (рис.2).
Рис. 2. Мотивационные доминанты личностной активности водителей со стажем более трех лет
Мотивационная доминанта личностной активности у водителей со стажем работы до 3 лет: достижение успеха в целом и стремление к власти (рис.3).
Рис. 3. Мотивационной доминанты личностной активности водителей со стажем менее трех лет
По результатам данной методики можно сделать следующие выводы:
Водители в обоих группах в качестве главного мотиватора выбирают мотив достижения успеха, что выражается в их стремлении решать поставленные задачи, искать пути решения, стремление успешно выполнять деятельность и не останавливаться на достигнутом.
Водители со стажем до трех лет в большей степени выбирают мотиватором стремление к власти, что выражается в стремлении к лидерству. Водители со стажем более трех лет, предпочитаемым мотиватором выбирают тенденцию к аффилиации, что выражается в стремлении к общению и групповому признанию.
Таким образом, можно сделать вывод, что предпочитаемые мотивы в группах есть как схожие, так и различные и мотивация может меняться в зависимости от стажа работы.
Для сопоставления показателей водителей со стажем более трех лет и менее трех лет по методике «Диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О. Ф. Потемкиной был применен корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции рангов Спирмена (табл.1).
Таблица 1
Значение коэффициента корреляции мотивационных установок водителей сразным стажем
Критические значения кр. |
Эмпирическое значение эмп |
|
p ≤ 0,05 |
p ≤ 0,01 |
0,42 |
0,31 |
0, 40 |
|
Значение коэффициента корреляции r = 0,42, что свидетельствует об умеренной тесноты связи социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере у водителей с разным стажем работы, т.е мотивационно сфера водителей со стажем более трех лет, отличается от водителей со стажем до трех лет. Умеренный показатель тесноты связи, говорит о том, что различия не сильные или не значимые.
Таким образом, гипотеза, по результатам исследования, подтвердилась на уровне статистической тенденции.
Можно сказать, что водители муниципальных автобусов не смотря, на свой стаж, возраст и приобретенный опыт в профессиональной деятельности мотивированны на процесс и на получение собственного удовольствия от процесса вождения. Водители отмечают, что у них хорошая заработная плата, которая их мотивирует заниматься данным видом деятельности и они получают удовлетворение. Поэтому менять работу большинство испытуемых с данной выборки в обоих группах не хотели бы. Можно сделать предположение, что испытуемые удовлетворены своей деятельностью и есть мотивация работать в данной сфере, как материальная, так и профессиональная.
Литература:
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2-х томах.– М.: Педагогика, 2009.- 256с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Питер, 2013. — 278 с.
- Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. — М.: Наука, 2011.- 367 с.
- Вудкок, М.; Френсис, Раскрепощенный менеджер. — М.: Дело, 2011.- 194 с.
- Лебедев В. И. Личность в экстремальных ситуациях.- М.:Политиздат, 2009. — 304 с.
- Особенности труда водителей [Электронный ресурс]/Информационный портал для руководителей.- 2014.- Режим доступа: http://prom-nadzor.ru/content/osobennosti-truda-voditeley
- Коноплянко, В. И. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения: учеб. пособие / В. И. Коноплянко, В. В. Зырянов, Ю. В. Воробьев. — М.: Высш. шк. 2014. — 271 с.
- Психофизиологические особенности профессиональной деятельности водителя транспортных средств [Электронный ресурс]/Электронный журнал для инструкторов.- № 5.- 2014.- Режим доступа: http://www.kalitva.ru/133376-psixofiziologicheskie-osobennosti-professionalnoj.html
- Клебельсберг Д. Транспортная психология/ под ред. В. Б. Мазуркевича. — М.: Транспорт, 2009.- 366с.
- Романов, А. Н. Автотранспортная психология: учеб. пособие для студ. Высш. Учебных заведений/А. Н. Романов.- М.: Академия, 2012.- 224 с.