This article is devoted to directions of small business support at the municipal level. The study suggests that small business is an essential element of the economy of any municipality, allowing you to create needed jobs, provide a competitive environment in the city.
Key words: municipality, city, population, mA-lyy business, support, program, development, factors, control
Об важности поддержки малого бизнеса убедительно свидетельствует тот факт, что малый бизнес вносит огромный факт в достижение высоких темпов роста современной экономики во всех развитых странах. Этому предшествовала продолжительная и большая проведенная работа по формированию у граждан уважения и мотивации к малому предпринимательству, однако опыт поддержки малого бизнеса, уже накопленный в странах Европы, в межгосударственном и национальном масштабах еще очень слабо применяется в РФ. Но именно малый бизнес создает основу всей рыночной экономики [1].
Стоит отметить, что за период с января по декабрь 2015 г свои фирмы закрыли 650 000 владельцев фермерских хозяйств и малых предпринимателей. Переломным месяцем стал декабрь 2015 года, свои компании закрыли 120 000 человек. В январе 2016 г. тенденция усилилась: было закрыто еще 140000 мелких и средних предприятий и последующие месяцы с экономической карты РФ исчезали все новые и новые малые предприятия [2].
Для отнесения предприятия к малому предпринимательству в РФ нужно обращать внимание на два критерия: выручка от продаж продукции, работ, услуг и численность работников.
Об актуальности поддержки государством малого и среднего бизнеса убедительно свидетельствует вклад малого бизнеса в достижение современной экономики во всех индустриально развитых странах. Этому предшествовала большая и продолжительная работа по формированию у людей мотивации и уважения к предпринимательству, хотя опыт управления малым бизнесом, накопленный в странах Западной Европы, в национальном и межгосударственном масштабах еще слабо используется в России. Между тем именно малое предпринимательство создает основу рыночной экономики [3].
Однако, за период с января по декабрь 2013 г свои фирмы закрыли 650 тысяч малых предпринимателей и владельцев фермерских хозяйств. Переломным месяцем в этом плане стал декабрь 2013 года. Тогда свои компании ликвидировали 120 тысяч человек. В январе 2013 г. тренд усилился: было закрыто еще 140 тысяч мелких и средних предприятий, в последующие месяцы с официальной экономической карты России пропадали все новые и новые фирмы.
Можно выделить две группы факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства.
Первая — это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства, вторая — частного, преимущественно организационного характера [4].
Малое и среднее предпринимательство необходимый и неотъемлемый элемент экономики Находкинского городского округа, позволяющий обеспечить конкурентную среду, создать необходимые рабочие места в городе.
В силу своей специфики подавляющее количество малых предприятий в Находкинском городском округе создается в таких сферах деятельности, как сфера услуг и торговля.
Так, например, на 2013 год в Находкинском городском округе основная доля субъектов предпринимательства — 40,3 % занята оптовой и розничной торговлей; оказанием платных услуг — 10,5 % субъектов предпринимательства; в строительной отрасли — 7,9 %; в обрабатывающих отраслях (производство промышленной продукции и потребительских товаров) — 10,8 %.
Малый бизнес имеет свои преимущества перед крупным бизнесом. К таковым преимуществам, относятся возможность дифференциации условий труда, приспособляемость к конъюнктурным потребностям рынка, большая мобильность. Однако индивидуальные предприниматели и малые компании более уязвимы, и им порой сложнее выходить победителями в борьбе за клиента, особенно в тех странах, где более велика монополизация большинства направлений экономической деятельности [5].
Государственная власть и местное самоуправление не только должны быть заинтересованы в поддержке и развитии малого предпринимательства, они обязаны активно содействовать данному процессу. Такое содействие органов власти предполагает осознание роли малого предпринимательства, проявление воли органами местного самоуправления и, очень важно, владение соответствующими инструментами и механизмами, для осуществления этого активного содействия [5].
Так, например, в Находкинском городском округе на текущий момент действует муниципальная программа поддержки малого бизнеса.
Положительным моментом являлось то, что реализация этой программы поспособствовало созданию дополнительных рабочих мест, устойчивому развитию малого предпринимательства, пополнению бюджета Находкинского городского округа, насыщению рынка товарами (услугами).
Однако необходимо отметить, что наряду с реализуемой муниципальной программой, органы местного самоуправления города издают и другие правовые акты, вытекающие из обязанностей, закрепленных в Федеральных законах N 131-ФЗ и N 209-ФЗ.
К их числу относится Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования, которая содержит действия органов местной власти, направленные на повышение уровня и качества жизни граждан, включая обеспечение устойчивости территориального развития, формирование эффективной социальной среды, сохранение и природно-ресурсного потенциала и благоприятной окружающей среды. Так, среди основных задач Комплексной программы социально-экономического развития Находкинского городского округа на 2014–2017 гг. является создание условий для развития малого бизнеса
Таким образом, можно выделить задачи в сфере поддержки и развития малого предпринимательства, которые стоят перед администрацией Находкинского городского округа, они связанны с выполнением функции экономического развития. На любой территории любого муниципального образования индивидуальный предприниматель выступает в роли работодателя, создающего или сохраняющего новые рабочие места, что соответственно снимает некую социальную напряженность на территории города; он так же выступает в качестве источника налоговых поступлений в местный бюджет города Находки, от объема которых зависит финансовое состояние всего муниципалитета и возможности для проведения социальной политики на местном уровне; создателя и проектировщика пространства, где местные жители могут реализовать свои бизнес-способности [6].
Регионы постоянно соревнуются между собой за привлечение на свою территорию грамотного предпринимателя, готового надолго обосноваться на данной территории со своим бизнесом, вкладывать в него финансовые средства и стать устойчивым налогоплательщиком.
Таким образом, главная цель муниципального образования заключается во всемерном содействии развитию предпринимательства и создании на своей территории благоприятного предпринимательского климата.
Под содействием развитию малого бизнеса понимаются активные действия органов местной власти Находкинского городского округа, которые способствуют достижению процветания этого муниципального образования. Механизмы и формы, посредством которых оказывается воздействие на бизнес среду со стороны органов местной власти Находкинского городского округа, многообразны и различны. К основным из них можно отнести:
– управление
– содействие предпринимателям и поддержка их;
– координация;
– создание общих условий и благожелательного для малого предпринимательства климата;
– регулирование;
– контроль [5].
С целью повышения эффективности поддержки малого бизнеса муниципальной властью, в Находкинском городском округе можно порекомендовать применение опыта других регионов РФ. Так возможно, например, применение специальных Программ для молодежи с целью развития своего дела.
Литература:
- Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Л. В. Андреева, Т. А. Андронова, Н. Г. Апресова и др.; отв. ред. И. В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014. — 460 с.
- Гвоздева О. М. О проблемах и перспективах развития малого бизнеса в Российской Федерации /О. М. Гвоздева // Предпринимательское право. Приложение Бизнес и право в России и за рубежом. — 2016. — N 3. — С. 30–32.
- Петраков Г. А. Экономические связи и взаимодействия субъектов малого бизнеса в системе российской экономики: Учебное пособие / Г. А. Петраков. — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. — 50 с.
- Говоров Л. В. Большой шаг малого бизнеса / Л. В. Говоров // ЭЖ-Юрист. — 2012.- N 32. — С. 12–16.
- Лосевский В. В. Участие органов местного самоуправления в регулировании предпринимательской деятельности / В. В. Лосевский // Российская юстиция. — 2013. — N 1. — С. 16–18.
- Пономарева Е. Малый да удалый / Е. Пономарева // Российская торговля. — 2014. — № 6 (12).- С. 10–11.