Применение нетрадиционных средств физического воспитания для развития двигательных качеств у дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.06.2016

Статья просмотрена: 1633 раза

Библиографическое описание:

Синицына, Т. В. Применение нетрадиционных средств физического воспитания для развития двигательных качеств у дошкольников / Т. В. Синицына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1550-1553. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31023/ (дата обращения: 26.12.2024).



В статье проведен анализ двигательной подготовленности дошкольников. Было выполнено тестирование, в котором приняли участие дети 5–6 лет (мальчики и девочки), по основным тестам предложенными Н. Н. Кожуховой, Л. А. Рыжовой, М. М. Самодуровой [2, с. 32] Все полученные результаты исследования подверглись первичной математико-статистической обработке. Подведены итоги исследования, найдена взаимосвязь влияния координационных способностей на уровень развития двигательных способностей у дошкольников.

Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого благополучия. В Конвенции по правам ребенка прописаны его законные права — право на здоровый рост и развитие.

Из множества факторов, влияющих на развитие и состояние здоровья растущего организма, приоритетным остается — двигательная активность, так как она является естественной потребностью ребенка и удовлетворяет его жизненный интерес к изучению чего-либо нового.

Проблема воспитания культуры здоровья у дошкольников является актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно у детей дошкольного возраста. [1, с. 56]

Здоровьесберегающие технологии, применяемые нашими воспитателями и инструктором по физической культуре в ДОУ, лежат в основе процесса обучения и приобщения детей к физической культуре.

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применяться нетрадиционные средства физического воспитания детей: ритмическая гимнастика, элементы йоги, стретчинг, занятия на фитболах.

Наиболее популярной является ритмическая гимнастика как одна из эффективных форм повышения двигательной активности. Занятия ею повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, развивают координацию и музыкальность, гибкость и пластику движений. [3, с. 14]

Цель исследования: совершенствовать двигательные навыки, учить детей двигаться в темп музыки, повышать эмоциональный уровень, развивать координацию движений.

Задачи исследования.

  1. Развивать координацию движений.
  2. Воспитание физических качеств.
  3. Сочетать движения различных частей тела.
  4. Воспитание коллективных движений (синхронность).

Гипотеза исследования. Мы предположили, что существует прямая взаимосвязь влияния развития уровня координационных способностей на выполнения и улучшения тестов, связанных с двигательной активностью дошкольников.

Нами были разработаны комплексы упражнений по ритмической гимнастике для детей 5–6 лет, в сочетании с музыкальным сопровождением. При составлении комплексов для дошкольников учитывался уровень подготовленности детей, их доступность и интересность, а также их возможность применения в игровой форме. Комплексы могут быть включены в праздники и развлечения как показательные выступления.

Методы организации исследования. Педагогические наблюдения за детьми 5–6 летнего возраста в количестве 40 человек (20 девочек, 20 мальчиков) проводились с 1 октября 2015 по 15 мая 2016 года на занятиях по физкультуре. Тестирование двигательных качеств проходило с использованием комплекса педагогических контрольных тестов, характеризующих уровень развития основных физических качеств детей.

Тесты по определению скоростно-силовых качеств иловкости.

Бросок набивного мяча (1 кг.) двумя руками из — за головы из исходного положения стоя.

Испытание проводится на ровной площадке длинной не менее 10 м. ребенок встает у контрольной линии разметки и бросает мяч из — за головы двумя руками вперед из исходного положения стоя, одна нога впереди, другая сзади или ноги врозь. При броске ступни должны сохранять контакт с землей. Допускается движение вслед за произведенным броском. Делаются 3 попытки. Засчитывается лучший результат.

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Прыжок в длину с места.

Обследование прыжков в длину с места можно проводить на участке детского сада в теплое время, а в помещении в холодное время года. Прыжок выполняется в заполненную песком яму для прыжков или на взрыхленный грунт (площадью 1x2 метра). При неблагоприятных погодных условиях прыжки можно проводить в физкультурном зале, для этого может быть использована физкультурная дорожка.

Ребенку предлагают, отталкиваясь двумя ногами, с интенсивным взмахом рук, от размеченной линии отталкивания на максимальное для него расстояние и приземляться на обе ноги. При приземлении нельзя опираться позади рук. Измеряется расстояние между линией отталкивания и отпечатком ног (по пяткам) при приземлении (в см.). Делаются 3 попытки. Засчитывается лучшая из попыток.

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Метание теннисного мяча в цель.

Обследование проводится на физкультурной площадке. Коридор для метания должен быть шириной не менее 3 метров. Линия отталкивания шириной 40 см заштриховывается мелом. По команде, ребенок подходит к линии отталкивания, из и. п. стоя производит бросок мячом, одной рукой из — за головы, одна нога поставлена впереди другой на расстоянии шага. При броске нельзя изменять положение ступней. На расстоянии шести метров от линии отталкивания располагается щит размером 1*1 м. Засчитывается количество попаданий в цель (шесть попыток).

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

Тесты по определению быстроты.

Бег на дистанцию 10 метров.

На асфальтированной дорожке намечаются линии старта и финиша. За линией финиша (в 6–7 м от нее) ставится ориентир (яркий предмет — кегля, кубик), для того чтобы ребенок, пересекая линию финиша, не делал резкой остановки. Предлагаются две попытки, отдых между ними 5 мин.

Ребенок по команде «на старт» подходит к черте и занимает удобную позу. Воспитатель стоит сбоку от линии старта с секундомером. После взмаха флажком ребенок делает разбег. В момент пересечения линии старта воспитатель включает секундомер и выключает его тогда, когда ребенок добегает до линии финиша.

Фиксируется лучший результат из двух попыток.

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Бег на дистанцию 30 метров.

Задание проводится на беговой дорожке (длина не менее 40 м, ширина 3 м). На дорожке отмечаются линия старта и линия финиша. Тестирование проводят двое взрослых; один находится с флажком на линии старта, второй (с секундомером) — на линии финиша. За линией финиша на расстоянии 5-7 м ставится яркий ориентир. По команде воспитателя «внимание» ребенок подходит к линии старта и принимает стартовую позу. Затем следует команда «марш» — взмах флажком. В это время воспитатель, стоящий на линии финиша, включает секундомер.

Предлагаются две попытки, фиксируется лучший результат.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

Челночный бег 3 X 10 метров.

Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «марш» (в этот момент воспитатель включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 шт.). Ребенок обегает каждый кубик, не задевая его.

Фиксируется общее время бега.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

Тесты по определению гибкости.

Наклон туловища вперед.

Тест проводится двумя воспитателями. Ребенок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметке). Задание: наклониться вниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придерживать один из воспитателей). Второй воспитатель по линейке, установленной перпендикулярно скамейке, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребенок кончиками пальцев. Если ребенок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент «достань игрушку».

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Тесты по определению силовой выносливости.

Подъем туловища в сед (за 30 секунд).

Ребенок лежит на гимнастическом мате на спине, скрестив руки на груди. По команде «начали» ребенок поднимается, не сгибая колен (воспитатель слегка придерживает колени ребенка, сидя на мате рядом с ним), садится и вновь ложится. Воспитатель считает количество подъемов. Тест считается правильно выполненным, если ребенок при подъеме не коснулся локтями мата, а спина и колени оставались прямыми.

Из двух попыток засчитывается лучший результат.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

Поднимание ног в положении лежа на спине.

Ребенок лежит на спине в положении «руки за голову». По команде он поднимает прямые и сомкнутые ноги до вертикального положения и затем снова опускает их до пола. Плечи фиксируются другим ребенком. Засчитывается число правильно выполненных поднимании за 30 с.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

Представленные тесты и диагностические методики позволяют:

  1. оценить различные стороны психомоторного развития детей;
  2. видеть динамику физического и моторного развития, становления координационных механизмов и процессов их управления;
  3. широко использовать данные задания в практической деятельности дошкольных учреждений.

Результаты исследования.

Таблица 1

Пол

Группа

Бросок набив. мяча (см.)

Прыжок вдлину сместа (см.)

Метание теннис. мяча вцель (кол-во раз)

Бег 10м. (сек.)

Бег 30м. (сек)

Бег 3*10м (сек.)

М

Э 1.10

210±6,9

102±1,3

1±0,5

3,2±0,3

7,9±0,4

9,0±0,4

К 1.10

212±6,7

103±1,4

1±0,6

3,3±0,2

7,9±0,3

8,9±0,4

М

Э 12.05

226±6,8

115±1,4

4±0,6

2,6±0,2

7,0±0,2

8,1±0,2

К 12.05

217±6,7

107±1,4

2±0,6

3,0±0,3

7,4±0,3

8,2±0,3

Д

Э 1.10

158±7,2

83±1,8

0,8±0,2

3,7±0,4

8,5±0,4

9,4±0,3

К 12.05

157±7,8

84±1,6

0,8±0,3

3,6±0,3

8,5±0,5

9,4±0,2

Д

Э 12.05

170±7,4

102±1,7

2,9±0,2

3,0±0,2

7,6±0,2

8,6±0,2

К 12.05

163±7,5

91±1,5

1±0,2

3,4±0,4

8,0±0,4

9,0±0,3

Таблица 2

Пол

Группа

Наклон вперед (см)

Подъем туловища за 30 сек. (кол-во раз)

Подъем ног за 30 сек. (кол-во раз)

М

Э 1.10

3±0,2

9±0,5

10±0,6

К 1.10

3±0,3

9±0,6

10±0,7

М

Э 12.05

4±0,6

11±0,2

12±0,4

К 12.05

4±0,7

11±0,3

12±0,5

Д

Э 1.10

6±0,5

8±0,6

9±0,6

К 12.05

6±0,4

8±0,5

9±0,7

Д

Э 12.05

8±0,6

11±0,4

12±03

К 12.05

8±0,5

11±0,5

12±0,2

В таблице 1 представлены результаты исследования, из которых видно влияния уровня развития координационных способностей, на выполнение контрольных тестов. Так наибольший прирост в тестах по определению скоростно–силовых качеств, быстроты показали мальчики и девочки экспериментальной группы. В контрольной группе изменения результатов в начале и конце эксперимента не так существенны, но значительно уступают по показателям экспериментальной группе.

Представленные результаты по тестам на гибкость и силовую выносливость в таблице 2 не выявили взаимосвязи влияния координации на сдачу и результаты тестов. Различий между контрольной и экспериментальной групп не выявлено.

Выводы.

  1. Реализация в процессе педагогического эксперимента комплексного подхода при выборе средств, методов и методических приемов, направленных на развитие координации движений, позволила достоверно повысить уровень двигательной подготовленности дошкольников.
  2. При осуществлении направленного развития и совершенствования координационных способностей, мальчики и девочки из экспериментальной группы значительно быстрее и рациональнее овладевают различными двигательными действиями.

Литература:

  1. Большев Ю. Р. Здоровьеформирующее физическое развитие: развивающие двигательные программы для детей 5–6 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. С. Большев, Ю. Р. Силкин. Ю. А. Лебедев, Л. В. Филлипова; под общ. ред. А. С. Большева. — М.: Владос, 2001. — 336 с.
  2. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Схемы и таблицы. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 192 с.
  3. Кузьменко М. В. Образно-игровая ритмическая гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебное пособие / М. В. Кузьменко; Моск. гос. акад. физ. культуры. — М.: Книга и бизнес, 2007. — 116 с.
  4. Лескова Г. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду: пособие для воспитателя / Г. П. Лескова. — М.: Просвещение, 1981. — 160 с.
  5. Литвинова О. М. Физкультурные занятия в детском саду / О. М. Литвинова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 492 с.
  6. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста / сост. С. С. Бычкова. — М.: Аркти, 2002. — 64 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, линия финиша, тест, линия старта, линия отталкивания, лучший результат, экспериментальная группа, воспитатель, попытка, ритмическая гимнастика.


Похожие статьи

Некоторые показатели индексной оценки физического развития детей дошкольного возраста Нижнетавдинского района Тюменской области

В комплексной оценке физического развития детей, проживающих на территории Тюменской области, важное значение отводится изучению динамики гендерных особенностей массо-ростовых показателей. В данной статье приводится анализ возрастных изменений индекс...

Значение социально-гигиенических факторов риска в формировании осанки у детей и подростков

Проведена гигиеническая оценка роли социально-гигиенических факторов риска в возникновении нарушений осанки (НО) у школьников 1–9 классов общеобразовательных школ г.Ташкента. Использованы соматоскопические, гигиенические и статистические методы иссле...

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики через организацию кружка

Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не столько определенные знания, сколько умение логически мыслить. Статья содержит занимательный материал, способствующий активизации мыслительных процессов. Представлен опыт использования ра...

Формирование социально-эмоционального интеллекта у старших дошкольников посредством сказкотерапии с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича

В данной статье рассматриваются определяющие составные социального и эмоционального интеллекта, их структурные особенности и связь между ними. Определена важная роль в формировании социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста поср...

Приобщение к сказкам народов Поволжья как средство формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников с нарушением речи

В статье представлены результаты экспериментальной работы учителя-логопеда по ознакомлению старших дошкольников с ОНР со сказками народов Поволжья. Показана зависимость возросшего интереса к сказке и характера вопросов детей до и после исследования в...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...

Социально-психологические факторы стремления девушек к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации

Развитие мелкой моторики и координации у подростков с ОВЗ с помощью уроков физкультуры

В данной работе рассмотрены основные варианты применения уроков физической культуры для лиц, окончивших специальные образовательные учреждения (коррекционные школы) и их последующего внедрения в учебный процесс средних специальных образовательных учр...

Похожие статьи

Некоторые показатели индексной оценки физического развития детей дошкольного возраста Нижнетавдинского района Тюменской области

В комплексной оценке физического развития детей, проживающих на территории Тюменской области, важное значение отводится изучению динамики гендерных особенностей массо-ростовых показателей. В данной статье приводится анализ возрастных изменений индекс...

Значение социально-гигиенических факторов риска в формировании осанки у детей и подростков

Проведена гигиеническая оценка роли социально-гигиенических факторов риска в возникновении нарушений осанки (НО) у школьников 1–9 классов общеобразовательных школ г.Ташкента. Использованы соматоскопические, гигиенические и статистические методы иссле...

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики через организацию кружка

Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не столько определенные знания, сколько умение логически мыслить. Статья содержит занимательный материал, способствующий активизации мыслительных процессов. Представлен опыт использования ра...

Формирование социально-эмоционального интеллекта у старших дошкольников посредством сказкотерапии с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича

В данной статье рассматриваются определяющие составные социального и эмоционального интеллекта, их структурные особенности и связь между ними. Определена важная роль в формировании социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста поср...

Приобщение к сказкам народов Поволжья как средство формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников с нарушением речи

В статье представлены результаты экспериментальной работы учителя-логопеда по ознакомлению старших дошкольников с ОНР со сказками народов Поволжья. Показана зависимость возросшего интереса к сказке и характера вопросов детей до и после исследования в...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...

Социально-психологические факторы стремления девушек к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации

Развитие мелкой моторики и координации у подростков с ОВЗ с помощью уроков физкультуры

В данной работе рассмотрены основные варианты применения уроков физической культуры для лиц, окончивших специальные образовательные учреждения (коррекционные школы) и их последующего внедрения в учебный процесс средних специальных образовательных учр...

Задать вопрос