В статье представлены результаты работы по формированию основ здорового образа жизни у пятиклассников в рамках урочной и неурочной деятельности по физической культуре. На начальном этапе эксперимента у 60 % учащихся уровень сформированности знаний и навыков здорового образа жизни находился на низком уровне. После внедрения комплекса мероприятий по формированию основ здорового образа жизни, у школьников повысилось количество положительных ответов на вопросы анкетирования по основам ЗОЖ в два раза.
Применение комплексного подхода для формирования основ здорового образа жизни учащихся в рамках урочной и неурочной деятельности по физической культуре способствовало статистически значимому росту показателей физической подготовленности школьников.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, школьники, физическая культура, здоровье.
Актуальность исследования. Формирование основ здорового образа жизни подрастающего поколения представляет собой одну из главных задач современного общества [1, с.5; 2, с.6]. Одним из компонентов здорового образа жизни является физическое здоровье детей и подростков [6, с.132]. По результатам ряда исследований, физическое здоровье остается на низком уровне и поэтому его сохранение и улучшение является одной из актуальных проблем современного общества [3, с.12; 5, с.93].
Формирование здорового образа жизни у школьников требует выявления особенностей здоровья в этом возрасте, специфики педагогического воздействия и продуманной системы организации физического воспитания на уроках физической культуры, кроме всех прочих оздоровительных мер, проводимых в школе [4, с.6; 5, с.95].
Целью исследования являлось экспериментальное обоснование использования средств и методов физической культуры в урочной и неурочной деятельности для формирования основ здорового образа жизни школьников.
Методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 1 г. Ишима, в котором приняли участие пятиклассники 2 классов. Контрольную группу (КГ) составляли 24 школьника и 26 школьников — экспериментальную группу (ЭГ), в которой реализовывался комплексный подход по формированию основ здорового образа жизни в рамках урочной и неурочной деятельности по физической культуре.
Для решения задач исследования мы использовали соответствующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, математико-статистические методы.
Результаты исследования и их обсуждение. Организация комплексного подхода по формированию основ здорового образа жизни включала проведение «Дней здоровья», классных часов с привлечением родителей, викторин, лекций о здоровом образе жизни, различных спортивных мероприятий, физкультминуток и физкультурных пауз, домашних заданий по формированию основ здорового образа жизни.
Для оценки отношения учащихся контрольной и экспериментальной групп к здоровому образу жизни было проведено анкетирование. На начальном этапе эксперимента у 60 % учащихся контрольной и экспериментальной групп уровень сформированности знаний и навыков здорового образа жизни находился на низком уровне.
Для оценки уровня сформированности навыков здорового образа жизни пятиклассников в конце опытно-экспериментальной работы было проведено повторное анкетирование учащихся. Результаты анкетирования учащихся в конце эксперимента представлены в табл.1.
Таблица 1
Результаты анкетирования учащихся 5 класса контрольной иэкспериментальной групп вконце эксперимента
Группы |
Кол-во отрицательных ответов |
Доля |
Кол-во положительных ответов |
Доля |
КГ |
14,8 |
55 % |
12,2 |
45 % |
ЭГ |
8,5 |
31,5 % |
18,5 |
68,5 % |
Анализ результатов позволяет заключить, что в конце исследования в экспериментальной группе пятиклассников в два раза снизилось количество отрицательных ответов на вопросы анкеты. У 31,5 % анкетируемых школьников экспериментальной группы преобладали отрицательные ответы, 68,5 % анкетируемых дали положительные ответы, что указывает о повышении уровня сформированности навыков здорового образа жизни, учащиеся стали лучше ориентироваться в области гигиены, физической культуры, режима дня.
Среди учащихся контрольной группы только на 5 % уменьшилось количество отрицательных ответов на вопросы анкеты об уровне сформированности навыков здорового образа жизни.
Полученные данные позволяют нам сделать вывод о том, что уровень сформированности навыков здорового образа жизни у школьников контрольной группы остался практически на прежнем уровне, а школьников экспериментальной группы повысился.
После применения комплексного подхода по формированию основ здорового образа жизни у учащихся в рамках урочной и неурочной деятельности по физической культуре было проведено повторное тестирование уровня физической подготовленности школьников пятых классов КГ и ЭГ, результаты которого представлены в таблицах 2 и 3.
Таблица 2
Показатели физического развития школьников контрольной иэкспериментальной групп (девочки) после эксперимента
№ |
Группы испытуемых |
Прыжок вдлину сместа, см |
Наклон вперед, см |
Сгибание разгибание рук вупоре лежа, кол-во раз |
Поднимание туловища из положения лежа за 30сек, кол-во раз |
1 |
Девочки ЭГ |
156,15±1,82 |
+12,92±0,49* |
11,15±0,74* |
16,61±0,53* |
2 |
Девочки КГ |
152,23±3,48 |
+10,0±0,39 |
6,92±0,51 |
10,84±0,38 |
Примечание: достоверность различий между показателями контрольной и экспериментальной групп: * — Р ≤0,05. |
|||||
Анализ результатов тестирования физической подготовленности девочек экспериментальной группы в конце опытно-экспериментальной работы демонстрирует рост основных показателей, по сравнению со школьницами контрольной группы. Полученные результаты сравнивались с нормативными требованиями программы по физической культуре для пятых классов. Результаты прыжка в длину с места у школьниц экспериментальной группы составили 156,15 см, что соответствовало выше среднего уровню. У школьниц контрольной группы — 152,33 см. Данные отличия не носили статистически достоверного характера.
Реализованная комплексная программа по формированию основ здорового образа жизни способствовала статистически достоверному повышению уровня гибкости, силовых и скоростно-силовых способностей девочек экспериментальной группы, их показатели стали соответствовать выше среднего и высокому уровню.
Например, показатели числа отжиманий из упора лежа на оценку «хорошо» должны составлять 8 раз, а средний показатель девочек экспериментальной группы в конце исследования составил 16,61 раз, что соответствует отличной оценке.
У девочек контрольной группы показатели развития гибкости, скоростно-силовых и силовых способностей были статистически достоверно ниже, чем у школьниц экспериментальной группы и соответствовали среднему уровню.
Таблица 3
Показатели физического развития школьников контрольной иэкспериментальной групп (мальчики) после эксперимента
№ |
Группы испытуемых |
Прыжок вдлину сместа, см |
Наклон вперед, см |
Подтягивания на высокой перекладине, кол-во раз |
Поднимание туловища из положения лежа за 30 сек, кол-во раз |
1 |
Мальчики ЭГ |
159,07±5,17 |
+9,84±0,49* |
7,61±0,47 |
18,84±0,51* |
2 |
Мальчики КГ |
148,36±5,69 |
+6,72±0,99 |
6,36±0,65 |
16,0±0,38 |
Примечание: достоверность различий между показателями контрольной и экспериментальной групп: * — Р ≤0,05. |
|||||
На контрольном этапе исследования у мальчиков экспериментальной группы показатели физической подготовленности превышали их уровень у школьников контрольной группы. Результаты прыжка в длину с места у мальчиков контрольной группы составляли 148,36 см и соответствовали ниже среднему уровню, а у учеников экспериментальной группы — 159,07 см, что соответствует выше среднего уровню развития взрывной силы.
Статистически значимые различия между мальчиками контрольной и экспериментальной групп отмечались по показателю гибкости. Уровень ее развития у мальчиков экспериментальной группы стал соответствовать высокому уровню, в то время как у школьников контрольной был отмечен ниже среднего уровень развития гибкости. Уровень развития силовых способностей школьников экспериментальной группы стал соответствовать высокому уровню, а в контрольной группе — выше среднего уровню. Реализация комплексного подхода по формированию здорового образа жизни способствовала развитию скоростно-силовых качеств у мальчиков экспериментальной группы. Уровень развития скоростно-силовых способностей у мальчиков экспериментальной группы на контрольном этапе исследования соответствовал выше среднему уровню, у учеников контрольной группы — ниже среднего уровню, указанные отличия носили статистически достоверный характер.
Проведенные исследования позволили сформулировать следующие выводы:
- Результаты первоначального исследования показали, что на констатирующем этапе эксперимента у школьников (контрольной и экспериментальной групп) низкий уровень знаний и навыков здорового образа жизни, показатели физического развития ниже среднего уровня.
- После внедрения комплекса мероприятий по формированию основ здорового образа жизни, у учащихся экспериментального класса повысилось количество положительных ответов на вопросы анкетирования по основам ЗОЖ в два раза — до 69 %.
Применение комплексного подхода для формирования основ здорового образа жизни учащихся в рамках урочной и неурочной деятельности по физической культуре способствовало статистически значимому росту показателей физической подготовленности школьников экспериментальной группы. У девочек экспериментальной группы прирост показателей физической подготовленности опережал его темпы у мальчиков.
Литература:
- Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа вуз» [Текст]/ Н. П. Абаскалова — Новосибирск: Дис. д-ра пед. наук, 2001. — 365с.
- Бушуева В. О. Формирование здорового образа жизни у старшеклассников [Текст] / В. О. Бушуева Дис. канд. пед. наук. Пятигорск, 2002. — 156 с.
- Виноградов П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни. [Текст] / П. А. Виноградов М.: Мысль, 1990.-288 с.
- Куликов В. Н. Формирование мотивов здорового образа жизни у подростков в средней образовательной школе [Текст] / В.Н Куликов Дис. канд. пед. наук. Киров, 2002.-181 с.
- Поливаев, А. Г. Состояние здоровья как показатель качества жизни подрастающего поколения [Текст] / А. Г. Поливаев, А. В. Шабанов // В сборнике: XXVI Всероссийскую научно-практическую конференцию «ЕРШОВСКИЕ ЧТЕНИЯ», 3–4 марта 2016 г. — Ишим: Изд-во ИПИ им. П. П. Ершова (филиала) ТюмГУ, 2016. — С. 93–96.
- Формирование здорового образа жизни российских подростков: Учеб.метод, пособие / [Текст] / Под ред. Л. В. Баль, С. В. Барканова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 192 с.