Статья посвящена экологическому образованию обучающихся, способствующему формированию у них экологического сознания и экологической культуры.
Ключевые слова:экологическое образование, воспитание, мышление, экологическая культура, окружающая среда.
В современном мире экологизация образовательного и воспитательного процесса способствует формированию целостной системы экологических знаний, охватывающей все ступени обучения и воспитания обучающихся.
В этой связи необходимо, чтобы специалист любого профиля, деятельность которого прямо или косвенно влияет на состояние природной среды, имел глубокие теоретические экологические знания и определенные практические навыки, знал природоохранное законодательство, умел применять их в повседневной жизни.
По мнению Л. А. Колывановой, Т. М. Носовой, важной задачей экологического образования и воспитания обучающихся, является формирование у них экологического сознания и мышления, а значит — экологической культуры [4].
Экологическое сознание — это есть осознание человеком своей роли на земле, ощущения себя и окружающего мира как единого целого, в то время как экологическое мышление представляет собой глубокое понимание взаимовлияния человека и природы, формирование экологически ориентированного мировоззрения, культуры щадящего отношения к природе [1].
Экологическая культура выражается в готовности к ответственному поведению и деятельности в соответствии с моральным долгом и нормами права. Формирование экологической культуры происходит постепенно, начиная с обычного наблюдения за процессами и закономерностями в природе, обнаруживаются разрушительные тенденции. Возникающее эмоциональное сопереживание и внутренний протест приводят к необходимости действий по изменению ситуации — к экологическим акциям. Именно в них экологическое сознание и мышление приобретают конкретную практическую направленность, что проявляется в виде определенных поступков.
Считая экологические акции узловым моментом в формировании личности, не следует забывать и их общественный смысл. Создавая прецеденты небольшого улучшения ситуации (прецеденты) неравнодушия к экологической проблеме, в обществе побуждается необходимость заниматься этими вопросами в полном объеме и надолго. Позиция, о которой заявляет общественная акция — это позиция большой ответственности. Из нее вытекает потребность в некотором кодексе человека, определившего свою нравственную позицию как экологическое неравнодушие.
Очевидно, что работа по экологическому образованию и воспитанию молодежи в настоящее время относится к одной из важнейших задач любого учебного учреждения.
Для реализации этой задачи необходимо качественное обновление целей, принципов и содержания экологической подготовки, основные элементы которой были бы синтезированы вокруг общих и профессионально значимых знаний и умений, необходимых для решения конкретных практических задач в области охраны окружающей среды (Г. А. Иванов, Криксунов Е. А.; В. Я. Курамшин, Пасечник В. В.) [5].
Ведущими принципами экологического образования и воспитания обучающихся являются:
– всеобщность и непрерывность;
– вертикальная и горизонтальная интеграция формальных и неформальных образовательных и воспитательных структур;
– гибкость, вариантность, проблемность, преемственность обучения и воспитания;
– единство общего и профессионального экологического образования, воспитания;
– связь с требованиями практики;
– учет национальных интересов, культурных и религиозных особенностей;
– гуманизация, ориентация на развитие социально-активной личности экологического сознания, мышления и культуры [6].
Экологическое образование может осуществляться как через экологизацию традиционных дисциплин, так и преподавание специального учебного курса. Но возможно и объединение обоих подходов в смешанной модели. Принципиальное значение придает модульному построению системы экологических знаний.
Первый модуль — базисный, основанный на синтезе экологических знаний высокой степени обобщения.
Объектом изучения является система «общество-природа» и протекающие в ней процессы. Внимание акцентируется на планетарном, глобальном характере воздействия общества на природную среду, на тех изменениях, которые вносятся обществом в природную среду, биосферу.
Второй модуль. На этом уровне изучаемый материал посвящается вопросам рационального природопользования и ориентируется на умение понимать экологическую ситуацию в конкретном регионе, принимать экологически взвешенные решения для улучшения положения, готовить будущего гражданина к бережному отношению к окружающему миру.
Третий модуль — прикладной, включает экологические знания профессионального характера. Знания этого уровня способствуют формированию ответственного отношения специалиста к трудовой деятельности. Выбор методов и средств экологического обучения определяется понятийным составом научных знаний и особенностями рассматриваемых во время занятий экологических проблем.
Система знаний, полученная в результате неформального обучения (использование средств массовой информации, чтение литературы, экскурсии на природу, посещение экомузеев, вечеров, выставок и участие в работе различных организаций по охране природы), позволяет заложить основу формирования экологически грамотной личности обучающихся [3]. При этом объектом изучения являются процессы глобально-планетарного характера, происходящие под влиянием общественного развития.
Экологически ответственное отношение человека к природе связано с восстановлением многих традиционных форм культуры, которым экологичность внутренне присуща, что нашло свое отражение в создании экологических объединений, клубов, общественных организаций.
Благородное стремление общественного движения и средств массовой информации пробудить интерес к экологической проблеме и подтолкнуть широкую общественность на практические действия по защите окружающей среды способствовали лишь осознанию грозящей экологической катастрофы. Но достижения науки в сфере экологии, деятельность правоведов по созданию природоохранных законов до сих пор остаются малоизвестными населению. Не став субъектами, осознающими свое место и роль в природе, граждане пребывают в неведении относительно своих прав и обязанностей в процессе природопользования и как, правило, не чувствуют непосредственной связи между состоянием природной среды и нравственным климатом в обществе. Нравственный аспект природопользования в результате оказался на периферии общественного сознания.
Отсюда становится очевидным необходимость использования методов формального обучения, предусматривающих формирование профессионально значимых знаний и умений в вопросах охраны окружающей среды и предупреждений вредного воздействия ее на человека. При этом широко используются имитационные и ролевые игры.
Имитационная игра делает попытку дать представление о сложном характере проблемы окружающей среды. Игровая ситуация в экологическом образовании может учитывать как широкий спектр самых различных факторов среды, так и ценности, интересы, поведенческие модели, стереотипы конкретных представлений общества (деятелей экономики и промышленности, ученых, представителей власти, жителей различных регионов), деятельность которых может служить как причиной возникновения экологических проблем, так и средством их разрешения.
Действительно, использование ролевых и имитационных игр в процессе обучения способствует углублению знаний, приобретаемых в рамках экологического образования, развивает активную позицию, способствует росту увлеченности и личной заинтересованности, что крайне необходимо, а также облегчает широкое внедрение междисциплинарности.
Исходя из понимания, что мегаэкология — это новый тип мышления и деятельности людей в области рационального природопользования и экологического программирования, то масштаб сложности экологического воспитания населения страны, трудности выбора его стратегии становятся очевидными. Для конструктивного решения глобальных проблем необходимо ввести «инновационное обучение», основанное на предвидении и активном участии людей в создании своего общества.
Экологическое образование школьников и профессиональная экологическая подготовка будущих специалистов, бесспорно, занимают важнейшее место и играют особую роль в процессе формирования экологического сознания и экологической культуры [2]. Специфика объекта экологии, подразумевающая рассмотрение явлений, одновременно включающих различные уровни организма материи, делает ее проблематику принципиально междисциплинарной. Реализация междисциплинарности возможна через курсы биоэкологии, геоэкологии, глобальной экологии, экологии человека, урбоэкологии, природопользования и т. п. Каждый из перечисленных курсов должен иметь свои содержательные особенности.
Таким образом, экологическое образование населения заключается в изучении окружающей среды, решении ее проблем, что определяет естественные жизненные проявления людей о ее органической необходимости.
Литература:
- Колесников С. И. Экология. Учебное пособие. Изд-во Академцентр. — Ростов-на-Дону, 2010.
- Колыванова Л. А., Носова Т. М. Социализация в процессе профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 54–57.
- Колыванова Л. А. Мотивация в формировании культуры безопасности жизнедеятельности студентов медицинского колледжа. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2–6. С. 1326–1331.
- Колыванова Л. А., Носова Т. М. Инклюзивное биоэкологическое образование в аспекте модернизации профессиональной подготовки студентов колледжа. В сборнике: Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применение сборник статей IV Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию естественно-географического факультета ФГБОУ ВПО ПГСГА. 2014. С. 98–104.
- Криксунов Е. А.; Пасечник В. В.; Экология 10 (11) класс. — М.; Дрофа, 2011.
- Макарова Л. П. Организация экспериментальной работы в образовательном учреждении. Издательство «Учитель», — Волгоград, 2014.