Современное состояние экспортного потенциала Свердловской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.06.2016

Статья просмотрена: 576 раз

Библиографическое описание:

Гришина, Я. С. Современное состояние экспортного потенциала Свердловской области / Я. С. Гришина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 684-687. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31088/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматриваются вопросы, связанные с неоднозначным понятием экспортного потенциала региона. На этой основе конкретизируются составляющие экспортного потенциала Свердловской области и рассматриваются перспективы его развития.

Ключевые слова: экспорт, экспортный потенциал, регион

Экспортный потенциал региона представляет собой двойственное понятие. Если не принимать в расчет, что Россия как государство представляет собой федеративное образование, а не конфедерацию, то регион обладает определенными признаками государства: имеет возможность проводить законотворческую деятельность, разрабатывая региональные законы, обязательные для граждан региона и для экономических субъектов, чья деятельность локализована в регионе; определенными правами в области самоуправления, в том числе и в отношении реализации внешнеторговой деятельности. Россия является федеративным государством, и отмеченные права регионов реализуются не в полном объеме, нося во многом декларативный характер, так как большинство из отмеченных прерогатив делегировано, либо подразумевается неотъемлемыми правами федеральной власти.

Таким образом, юридически регион имеет право вести и ведет внешнеторговую деятельность и в силу этого имеет определенный внешнеторговый потенциал. Однако, по существу, большинство внешнеторговых функций осуществляется на федеральном уровне либо под жестким контролем федеральной власти. Естественным заключением из этой ситуации будет следующее: объем внешнеторговой деятельности региона зависит от соотношения региональных и федеральных полномочий в этом вопросе. Исходя из понимания экспортного потенциала региона как определенной части произведенных на его территории товаров и услуг, соответствующих самым высоким конкурентным параметрам на рынках, где максимальный уровень конкуренции [1, 2], таковым будет являться, следуя логике исследования, все, что может быть реализовано регионом (фирмами, локализованными в регионе) как самостоятельно, так и через посредство федерального центра, несмотря на то, что реально регион имеет только долю от реализованных сделок в составе своего валового регионального продукта (ВРП). Вследствие указанных обстоятельств понятие экспортного потенциала является сложносоставным.

В методологическом плане составляющими компонентами экспортного потенциала региона являются следующие элементы:

1) Экспортные товары, произведенные в регионе, но реализуемые наднациональными организациями;

2) Транзитная рента, взимаемая за транзит экспортных грузов на территории региона;

3) Товары, произведенные в регионе, частично или полностью экспортируемые от лица региона;

4) Экспорт услуг;

5) Мелкий трансграничный или прибрежный экспорт.

Доля регионального экспортного потенциала, образующегося вследствие экспорта продукции, производимой в регионе самостоятельно, только по результатам лицензирования этой деятельности не зависит от политических конъюнктур, а только от экономических и, поэтому, более стабильна. В отношении этой составляющей у региона имеется больше возможностей для ее наращивания, увеличения доли такого экспорта с помощью собственных и привлеченных средств. Данную часть большинство исследователей расценивают как базовую в составе экспортного потенциала региона [4].

Так как наше исследование экспортного потенциала региона реализуется применительно к Свердловской области, представляется необходимым произвести анализ имеющихся элементов, составляющих конкретное наполнение экспортного потенциала Свердловской области.

По итогам 2015 года Свердловская область продемонстрировала устойчивость своего внешнеэкономического комплекса на фоне негативного влияния мировой конъюнктуры, что подтверждается сохранением положительного сальдо внешней торговли и значительно более низкими в сравнении с общероссийскими темпами снижения показателей. В целом внешнеторговый оборот в прошлом году составил 9,6 миллиарда долларов США. Экспорт достиг 6,8 миллиарда долларов США, импорт — 2,8 миллиарда долларов США.

По-прежнему основу экспорта Свердловской области во внешней торговле со всеми странами составили металлы и изделия из них, продукция химической промышленности, машиностроительные товары. По импорту в область в основном поступали машиностроительная и химическая продукция, металлы и изделия из них [5].

Предприятия и организации региона поддерживали внешнеэкономические связи со 146 странами мира. В первой десятке контрагентов — США, КНР, Нидерланды, ФРГ, Турция, Франция, Италия, Азербайджан, Белоруссия, Швейцария [6].

Устойчивость внешнеэкономического комплекса области объясняется наличием у свердловских предприятий уникальных отраслевых ниш, конкурентоспособностью уральской продукции, а также результатом системной работы областного правительства над диверсификацией внешних рынков и по поддержке экспортеров. В регионе работает система поддержки внешнеэкономической деятельности предприятий малого и среднего бизнеса в рамках реализации «дорожной карты» поддержки доступа на рынки зарубежных стран и поддержки экспорта. Создан региональный центр содействия экспортерам. В 2015 году было проведено 195 международных мероприятий с участием иностранных партнеров, организовано подписание более 40 соглашений и договоров о сотрудничестве Свердловской области с организациями и регионами иностранных государств.

В целом прошедший год показал высокий интерес к сотрудничеству со Свердловской областью у иностранного бизнеса, поскольку современная экономическая ситуация выгодна отечественным экспортерам. В условиях ослабления курса рубля, а также в связи с созданием условий для производства инновационных и конкурентоспособных товаров в регионе свердловская продукция становится крайне востребованной за рубежом и тем самым открывает новые возможности для ее производителей.

По итогам конкурса «Лучший экспортёр 2015 года», проводимого Министерством инвестиций и развития Свердловской области и региональным фондом поддержки предпринимательства первое место среди предприятий экспортеров занял завод алюминиевых сплавов «Сеал и К», на втором месте предприятие «Эко-групп», которое является производителем фанерной продукции, на третьем — индивидуальный предприниматель Иван Козьменко из Верхней Туры, который занимается деревообработкой — начиная от заготовки до глубокой переработки древесины и утилизации отходов, преобразовывая их в топливные гранулы [7].

Для развития экспортного потенциала региона на базе Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства работают сразу два центра: Региональный интегрированный центр (занимается научно-технологическими проектами и международным сотрудничеством со странами ЕС) и Международный центр (занимается развитием международных связей со странами Азии и СНГ). Центры активно взаимодействуют с торговыми представительствами России по всему миру, организуют визиты делегаций за рубеж на отраслевые форумы и выставки, софинансируют лицензирование, сертификацию товаров для экспорта, проводят практические семинары. В таблице 1 приведены основные торговые партнеры Свердловской области.

Таблица 1

Страны— основные торговые партнеры[1]

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

долл. США

к итогу

долл. США

к итогу

долл. США

к итогу

долл. США

к итогу

Экспорт, всего

8063,7

100

9078,7

100

7225,5

100

7667,9

100

из него:

Великобритания

414,5

5,1

420,9

4,6

155,2

2,1

265,1

3,5

Германия

451,3

5,6

581,8

6,4

604,2

8,4

395,9

5,2

Египет

27,9

0,4

28,0

0,3

48,7

0,7

62,7

0,8

Индия

291,2

3,6

318,6

3,5

184,2

2,5

229,0

3,0

Италия

281,7

3,5

341,6

3,8

256,4

3,5

154,9

2,0

Китай

199,3

2,5

142,2

1,6

113,1

1,6

182,3

2,4

Нидерланды

1049,4

13,0

943,2

10,4

804,9

11,1

933,5

12,2

США

1447,5

18,0

1504,6

16,6

1499,3

20,8

1720,0

22,4

Тайвань

19,5

0,2

76,9

0,8

67,1

0,9

99,6

1,3

Турция

589,0

7,3

562,8

6,2

496,6

6,9

505,4

6,6

Импорт, всего

3283,6

100

2878,4

100

2802,5

100

3063,3

100

из него:

Германия

551,2

16,8

325,9

11,3

394,6

14,1

470,3

15,4

Италия

150,6

4,6

166,5

5,8

190,1

6,8

200,6

6,5

Китай

581,2

17,7

546,0

19,0

550,0

19,6

620,4

20,3

Нидерланды

55,2

1,7

60,1

2,1

57,5

2,1

126,4

4,1

США

227,9

6,9

228,3

7,9

255,4

9,1

216,5

7,1

Украина

298,2

9,1

343,6

11,9

163,7

5,8

119,6

3,9

Узбекистан

74,2

2,3

43,8

1,5

25,1

0,9

5,0

0,2

Финляндия

61,6

1,9

47,8

1,7

41,2

1,5

46,6

1,5

Франция

239,8

7,3

211,2

7,3

70,7

2,5

78,2

2,6

Япония

90,5

2,7

88,6

3,1

72,2

2,6

121,2

4,0

Теперь экспортно-ориентированные малые и средние предприятия региона при поддержке Центра могут компенсировать до 50 % расходов на получение необходимых для экспорта сертификатов и разрешений. Господдержкой уже воспользовались 3 компании, поставляющие свою продукцию в Чехию (поставка ультразвуковых генераторов), Австрию (поставка аппаратно-программного комплекса), Узбекистан (поставка фильтр-пресса). Сэкономить половину средств экспортеры Свердловской области смогут и при патентовании продукта, в том числе за рубежом. На сегодняшний день в рамках поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства ведется работа по подготовке заявок на выдачу патентов по 5 объектам интеллектуальной собственности: кабельному вводу, системе бесконтактной очистки загрязнения стекла термокожуха камеры наблюдения, пожарной автоматике, структурированному изделию (материалу), обладающему рядом новых свойств, дизайну — внешнему виду изделия.

Помимо непосредственного возмещения части расходов на сертификацию, для предпринимателей за счет бюджетных средств организовали также консультационную помощь по вопросам таможенного регулирования, бухучета, налогообложения и других аспектов внешнеэкономической деятельности. Только за прошедший период 2015 года при консультационном содействии Центра были реализованы поставки по 8 экспортным контрактам, еще 2 проекта находятся в подготовительной стадии и скоро будут осуществлены.

Таким образом, для дальнейшего развития экспортного потенциала Свердловской области необходимо дальше развивать работу Регионального интегрированного центра, расширять применение господдержки для предприятий, поставляющих продукцию на экспорт.

Литература:

  1. Медведев, П. М. Факторы эффективности экспорта российских предприятий / П. М. Медведев // Регион. — 2015. — № 2. — С. 64–82.
  2. Михайловский, В. П. Формирование новой парадигмы развития внешнеэкономической деятельности региона / В. П. Михайловский // Российский экономический журнал. — 2016. — № 4. — С. 37–49.
  3. Закон Свердловской области от 21 декабря 2015 г. N 151-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016–2030 годы».
  4. Перунов, С. Ю. Составляющие экспортного потенциала региона / С. Ю. Перунов — URL: http://oaji.net/articles/2014/245–1394365258.pdf (дата обращения: 01.04.2016).
  5. Татаркин, А. И. Развитие внешнеэкономической деятельности России на основе использования особенностей социально-экономического комплекса региона / Татаркин А. И. и др. // Экономика региона. — 2009. — № 1. — с. 126.
  6. Провал во внешней торговле. — URL: http://urbc.ru/1068053660-proval-vo-vneshney-torgovle.html (дата обращения: 02.05.2016).

7. Названы лучшие экспортеры региона среди малого и среднего предпринимательства. — URL: http://www.midural.ru/news/list/document81258/ (дата обращения: 01.05.2016).


[1] Данные Уральского таможенного управления ФТС России (без энергетической таможни и без учета торговли с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан). За 2010-2013 гг. указаны объемы по экспорту и импорту товаров, продекларированные в таможнях Уральского региона. За 2014 г. объемы по экспорту и импорту товаров участников ВЭД Свердловской области указаны независимо от места совершения ими таможенных операций.

Основные термины (генерируются автоматически): Свердловская область, США, экспортный потенциал региона, регион, экспортный потенциал, доллар США, италия, нидерланды, внешнеторговая деятельность, Региональный интегрированный центр.


Похожие статьи

Исследование экспортного потенциала региона: оценка и перспективы

В статье рассматриваются особенности формирования и факторы развития экспортного потенциала региона. Проведен анализ современного состояния внешнеторгового оборота Кызылординской области. Выявлены проблемы и перспективы развития экспортного потенциал...

Анализ состояния миграционных процессов в России на современном этапе

В данной статье рассматривается проблема миграционных процессов в России на сегодняшний день. Проводится анализ состояния этих процессов и дается характеристика термину миграция. Также определяются все ее составляющие, как важного элемента экономики ...

Перспективы развития лесопромышленного комплекса Российской Федерации

В центре внимания исследовательской работы лежит анализ перспектив развития лесопромышленного комплекса Российской Федерации. Также подробное рассмотрение проблем лесного сегмента и их возможные решения. Будут предложены пути оптимизации развития дан...

Анализ состояния и динамики развития торговой деятельности в Белгородской области

В статье проводится анализ текущего состояния торговли в Белгородской области, текущие векторы и перспективы развития данной сферы экономики. Отдельное внимание уделяется потребительскому рынку, как главному индикатору состояния торговли в регионе.

Инновационный потенциал Республики Саха (Якутия)

В данной статье рассматривается инновационный потенциал Республики Саха (Якутия), представлены результаты анализа рейтинговых оценок инвестиционного потенциала субъектов Дальневосточного федерального округа и динамика инновационной активности республ...

Развитие социального предпринимательства

В статье дается понимание социального предпринимательства в России. Раскрываются основные существующие проблемы, препятствующие дальнейшему развитию данного направления. Проводится параллель и анализ текущего развития социального предпринимательства ...

Актуальность и важность повышения конкурентоспособности туристической сферы

В данной статье рассматриваются факторы, которые оказывают влияние на уровень конкурентоспособности сферы туризма. Приводится состояние конкурентоспособности туризма в России и других странах. Подчеркивается важность конкурентоспособности данной отра...

Из истории формирования промышленного потенциала Навоийской области

В данной статье освещается история формирования промышленного потенциала Навоийской области и влияние индустриализации области на развитие социальной инфраструктуры, урбанизации края. А также раскрываются вопросы современного развития промышленности ...

Брендинг территорий в России: проблемы и возможности

Статья посвящена актуальному вопросу брендинга территорий в России. Приводятся примеры использования отечественных территориальных брендов. Проводится анализ основных проблем и путей их решения. Характеризуются перспективы дальнейшего развития бренди...

К вопросу об управлении конкурентоспособностью производственной системы региона (на примере Калининградской области)

В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на конкурентоспособность производственной системы Калининградской области, а также определены направления повышения конкурентоспособности.

Похожие статьи

Исследование экспортного потенциала региона: оценка и перспективы

В статье рассматриваются особенности формирования и факторы развития экспортного потенциала региона. Проведен анализ современного состояния внешнеторгового оборота Кызылординской области. Выявлены проблемы и перспективы развития экспортного потенциал...

Анализ состояния миграционных процессов в России на современном этапе

В данной статье рассматривается проблема миграционных процессов в России на сегодняшний день. Проводится анализ состояния этих процессов и дается характеристика термину миграция. Также определяются все ее составляющие, как важного элемента экономики ...

Перспективы развития лесопромышленного комплекса Российской Федерации

В центре внимания исследовательской работы лежит анализ перспектив развития лесопромышленного комплекса Российской Федерации. Также подробное рассмотрение проблем лесного сегмента и их возможные решения. Будут предложены пути оптимизации развития дан...

Анализ состояния и динамики развития торговой деятельности в Белгородской области

В статье проводится анализ текущего состояния торговли в Белгородской области, текущие векторы и перспективы развития данной сферы экономики. Отдельное внимание уделяется потребительскому рынку, как главному индикатору состояния торговли в регионе.

Инновационный потенциал Республики Саха (Якутия)

В данной статье рассматривается инновационный потенциал Республики Саха (Якутия), представлены результаты анализа рейтинговых оценок инвестиционного потенциала субъектов Дальневосточного федерального округа и динамика инновационной активности республ...

Развитие социального предпринимательства

В статье дается понимание социального предпринимательства в России. Раскрываются основные существующие проблемы, препятствующие дальнейшему развитию данного направления. Проводится параллель и анализ текущего развития социального предпринимательства ...

Актуальность и важность повышения конкурентоспособности туристической сферы

В данной статье рассматриваются факторы, которые оказывают влияние на уровень конкурентоспособности сферы туризма. Приводится состояние конкурентоспособности туризма в России и других странах. Подчеркивается важность конкурентоспособности данной отра...

Из истории формирования промышленного потенциала Навоийской области

В данной статье освещается история формирования промышленного потенциала Навоийской области и влияние индустриализации области на развитие социальной инфраструктуры, урбанизации края. А также раскрываются вопросы современного развития промышленности ...

Брендинг территорий в России: проблемы и возможности

Статья посвящена актуальному вопросу брендинга территорий в России. Приводятся примеры использования отечественных территориальных брендов. Проводится анализ основных проблем и путей их решения. Характеризуются перспективы дальнейшего развития бренди...

К вопросу об управлении конкурентоспособностью производственной системы региона (на примере Калининградской области)

В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на конкурентоспособность производственной системы Калининградской области, а также определены направления повышения конкурентоспособности.

Задать вопрос