В настоящей статье, на основе общего анализа импорта и его структуры, показана значимость формирования и реализации программ импортозамещения в РФ на современном этапе. Рассмотрев модели промышленной политики, сформулированы основные положительные аспекты и ключевые задачи политики импортозамещения. На примере Московской области, в рамках реализации проектного подхода, проведен частичный анализ ресурсов региона, выделены основные конкурентные преимущества и предложен ряд мероприятий по совершенствованию политики импортозамещения.
Ключевые слова: импортозамещение, экономическое развитие, сельское хозяйство, проектный подход, Московская область
In this paper, based on the overall analysis of imports and its structure, it shows the importance of the formation and implementation of import programs in the Russian Federation at the present stage. Having considered the model of industrial policy, formulated the basic positive aspects and key objectives of import substitution policies. In the example of the Moscow region, in the framework of the project approach, carried out a partial analysis of the resources of the region, highlights the main competitive advantages and proposed a number of measures to improve the policy of import substitution.
Key words: import substitution, economic development, agriculture, project approach, Moscow oblast
На современном этапе развития экономических отношений, характеризующихся стремительной трансформацией экономических связей, разрывом ранее стабильных партнёрских отношений, системой экономических санкций, введённых в отношении Российской Федерации, особую актуальность приобретает вопрос политики импортозамещения, т. е. поиска путей замены импортной продукции на аналоги отечественной.
На фоне нестабильности политической системы, стратегия импортозамещения, направленная на увеличение конкурентоспособности предприятий, будет способствовать снижению зависимости российского государства от импортных поставок и развитию собственной экономической базы.
В современных развитие российской возможно на развития сектора экономики, всего, в рамках проектного подхода. на курс опираются страны мира, осознавая, что промышленного производства на высокотехнологичной способно рост занятости населения, производительности и культуры производства, внутреннего спроса [6].
Управление формированием, развитием, сопровождением и реализацией программ с учетом использования проектного подхода строится на логике определения конкретных результатов на перспективу, через концентрацию ресурсов и формирование комфортной бизнес- среды посредством достижения целевых показателей.
Вследствие недооценки значения проектного подхода в промышленной политике для развития страны, внимания к собственным научно-исследовательским разработкам, сворачивание промышленного и его деградация, снижение конкурентоспособности продукции как на высокотехнологичных зарубежных, так и на традиционных рынках (рис.1).
Рис. 1. Товарная структура импорта Российской Федерации
сложившейся ситуации быстро технологическая России от зарубежных лидеров технологического прогресса (рис.2).
Рис. 2. Общий импорт продукции из стран ЕС
Структура российской экономики всё больше напоминает структуру экономики развивающейся страны. К сожалению, меняться в противоположную сторону экономика пока не спешит — перемены последних лет не были направлены в сторону её диверсификации. Нельзя не отметить и текущие события на мировой арене, к числу которых можно отнести экономические санкции, падение цен на энергоносители и неоднозначную геополитическую ситуацию — все они снижают экспортную выручку и экспортный потенциал страны. Таким образом, возникает необходимость поиска новых источников роста и инструментов преодоления кризисной ситуации, без которых структура экономики не сможет отвечать современным вызовам.
Ухудшение геополитической и санкции в с событиями требуют решения импортозамещения, которое в степени негативный от возможных поставок продукции и вернуть внутреннему максимум в «ключевых» его точках.
Учитывая, что потенциал топливно-энергетического комплекса ограничен, а так же сильно зависим о мировой коньюктуры, повышается необходимость диверсификации национальной экономики в целом и дифференциации выпускаемой продукции других отраслей в частности. Ни для кого не секрет, что именно в кризисный период возникают дополнительные возможности развития, которые нужно умело использовать, извлекая максимальный эффект.
Ввиду того, что в данных обстоятельствах российским производителям проще перестроиться на внутренний рынок, чем расширять своё присутствие на внешнем рынке, стоит рассмотреть положение дел в некоторых отраслях экономики, наиболее насыщенных импортом (табл. 1).
Таблица 1
Товарная структура импорта России со всеми странами за январь- ноябрь 2015 года (тысяч долларов США)
Наименование товарной отрасли |
Сумма, тыс. долл. США |
В% китогу |
Всего: |
165845324,7 |
100,00 % |
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) |
23717450,9 |
14,30 % |
Минеральные продукты |
4649627,5 |
2,80 % |
Топливно-энергетические товары |
2820952,8 |
1,70 % |
Продукция химической промышленности, каучук |
31051862,7 |
18,72 % |
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
752175,4 |
0,45 % |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
3304249,6 |
1,99 % |
Текстиль, текстильные изделия и обувь |
9979870,0 |
6,02 % |
Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них |
552876,5 |
0,33 % |
Металлы и изделия из них |
10774660,9 |
6,50 % |
Машины, оборудование и транспортные средства |
74043159,9 |
44,65 % |
Другие товары |
7019391,4 |
2,53 % |
Политика импортозамещения уже частично практиковалась в Российской Федерации. Импортозамещение помогло добиться значительного ускорения промышленного производства после девальвации рубля 1998 года. Этому способствовала низкая загрузка производственных мощностей и наличие значительных трудовых ресурсов. Сегодня ситуация иная: мощности загружены, а безработица — низкая. Главный ресурс дозагрузки — в секторе распределения, где трудно ожидать эффекта импортозамещения. Загрузка мощностей в обработке до максимальных значений может добавить к промышленному росту 1,4процентных пункта (далее — пп), а к росту ВВП — 0,3пп. Эффект может быть растянут на два года из-за низкой гибкости рынка труда и отсутствия свободных трудовых ресурсов
О фактическом на импортозамещение объявил Президент Российской Федерации Владимир на XVIII экономическом в Санкт-Петербурге: «Импортозамещение за счет промышленности и конкуренции вернуть рынок производителям». Он поставил цель перевооружение всех и переоценку фондов в стране. «Стране нужна научно-техническая революция», — Путин.
Исследуя основные существующие модели промышленной политики, отметив слабые и сильные стороны, на их основе возможно сгуппировать наиболее существенные положительные аспекты влияющие на социально-экономический климат, а так же важнейшие задачи при формировании и реализации модели импортозамещения (рис.3).
Экспортноориентированная модель |
|
Инновационная модель |
||||
+ |
- |
|
+ |
- |
||
Быстрый экономический рост; Доступ к мировым ресурсам и технологиям; Серьезное развитие экспортных отраслей |
Примитивизация структуры национальной промышленности; Отток капитала и «утечка мозгов»; Рост уровня коррупции |
Рост конкурентоспособности страны и национального благосостояния; Развитие обрабатывающей промышленности |
Необходимость масштабных капиталовложений и развития инфраструктуры; Потребность в высококвалифицированных кадрах |
|||
|
||||||
|
Модель импортозамещения |
|
||||
|
Положительные аспекты |
Основные задачи |
|
|||
Развитие внутреннего производства и научного потенциала; Обеспечение занятости; Нормализация внутреннего спроса |
Учет общемировых тенденций; Нивелирование опасности снижения конкурентоспособности страны; Эффективное использование ресурсов на внутреннем рынке |
|||||
Рис. 3. Преимущества политики импортозамещения для Российской Федерации
Наиболее востребованной отраслью для реализации программы импортозамещения, по мнению автора, является селькое хозяйство, и в частности селькое хозяйство Московской области. Данный регион в настоящий момент — один из ведущих регионов Центрального федерального округа Российской Федерации. Занимает территорию в 44340 кв. км.
Ключевым этапом, в рамках реализации проектного подхода, является комплексный анализ всех ресурсов субъекта. Оценка имеющихся и могущих быть привлеченными в процесс импортозамещения ресурсов с использованием проектного подхода, позволит сформулировать ключевые конкурентные преимущества обозначенного региона. В программе стратегического развития Московской области до 2020г., выделены следующие:
‒ наличие высокотехнологического промышленного производства;
‒ удобное с точки зрения бизнеса экономическое и географическое положение;
‒ близость к транспортным развязкам, соединяющим магистральные направления Запад-Восток и Север-Юг, присутствие в регионе крупных международных аэропортов;
‒ высокий инвестиционный рейтинг;
‒ наличие высококвалифицированных рабочих кадров;
‒ развитый научно-производственный комплекс;
‒ наличие культурно-исторического наследия. [1]
Что касается сельского хозяйства, то еще в 2013 Правительству была задача данную отрасль в целом по стране на принципиально уровень. Основным ресурсом, для выполнения данной задачи, выступает земельный ресурс, который до настоящего момента используется неэффективно. За 2013–2015 в Российской Федерации годы было в 162 тыс. неиспользуемых сельхозназначения, в доля сельхозземель увеличилась с 58 до 74 %. От года к году темпами показатели сбора зерновых, картофеля, овощей. По 2015 года сбор вырос на 34 %.
Только за 2015 год в было в 11 сельскохозяйственных объектов стоимостью 12,3 млрд рублей, они обеспечили свыше 1000 мест. В том числе: завод по переработке зерновых и каш, 2 по крупного скота, 2 комплекса, цех по рыбы и комплекс, новое овощехранилище.
В овощеводстве закрытого реализовано 3 крупных инвестпроекта по строительству высокотехнологичных комплекса, стоимостью 5,4 млрд. руб. и 21 тыс. тонн в год. В 2016 году начинают еще 7 комплексов, до конца года ввести в 4 из них. с этим запущены 2 комплекса, которых в 2015 году.
Степень зависимости Российской Федерации от импортной продукции имеет существенные различия по регионам. область на 80 % самостоятельно обеспечивает себя и открытого грунта, как морковь, капуста, свекла, лук. в защищенного не столь оптимистична, но она к лучшему.
В 2015 году самообеспечения овощами с 10 до 15 %. В 2016 сельскохозяйственный сектор Московской области сможет вырастить 27000 тонн продукции и самообеспечение до 45–50 %, а к 2020 году — в Подмосковье импортозамещения по таким тепличным культурам, как огурцы, томаты, баклажаны, зелень.
Правительство Московской , как многих областей Российской Федерации сегодня делает на технологии, привлекая внимание инвесторов, предпринимателей, институтов к овощеводству, как к перспективной и отрасли. За последние три года в области на 70 % — до 32,6 с гектара, при урожайности в – 24,5 с гектара.
В 2016 году на поддержку в направленно 1,3 млрд из и бюджета. Они пойдут на спецтехники, мелиоративных систем, ввод в оборот земель, страховых премий. Как и в году, предполагается возмещение части по и кредитам, до 25 % от прямых на и обновление тепличных и грибоводческих комплексов, создание оптово-распределительных центров. 500 тыс. руб. уже направлено сельхозпроизводителям на к полевым работам, на эти средства закупаются семена, удобрения, защиты растений, горюче-смазочные материалы для спецтехники, и нужды.
Рис. 4. Динамика развития сельскохозяйственной отрасли Российской Федерации в разрезе политики импортозамещения
В отношении поддержки важно понимать, что Региональные власти решают эту задачу комплексно. программы кадров под нужды производителей, готовится программа служебного жилья для квалифицированных кадров. По мнению руководителей, село должно развиваться сбалансированно, для чего необходимо повысить качество жизни. С этой целью, с учетом применения проектного подхода, в региональной программы фельшерско-акушерские пункты, муниципальные и местные дороги, совершенствуется система строительства сельского жилья, садовых и других видов товариществ, развивается система коммуникаций.
Но изменения, происходящие как на международном рынке, так и внутри страны накладывают свой отпечаток. К внешними факторами вляющими на социально-экономическое развитияМосковскойобласти, в контексте реализации программы импортозамещения в сельскохозяйственной отрасли, выступают:
‒ Зависимость от колебания ценнаотдельные сопутствующие товары оказывающие серьезное влияние на сельскохозяйственную продукцию.
Например: цена на топливо, сырье, закупки племенного скота, посевных материалов, удобрений, ядохимикатов, прививок и т. п., т. к. большое количество не имеет аналогов в России;
‒ Зависимостьотимпорта селькохозяйственной техники и оборудования. Большинство такой специализированной техники и оборудования не производится в РФ, в результате чего возрастает зависимость от зарубежных поставок;
‒ Зависимость от кредитной политики ЦБ и зарубежных инвестиций. В результате сильного влияния курса основных валют на экономику РФ, процентные ставки по кредитам не могут обеспечить рентабельность производства, что в свою очередь повышают риски не возвратности, как результат отказ от прямых иностранных инвестиций.
К внутренним аспектам можно отнести следующие факторы:
‒ значительнаянесоразмерностьв социально-экономическомразвитиирегиона. Уровень развития региона стремительно ухудшается по мере удаления от столицы;
‒ большаястепеньмаятниковойтрудовоймиграциимеждусубъектамиРФ, входящимив составЦентральногофедеральногоокруга. Значительная часть населения, проживающегов ЦФО вынуждено ежедневно преодолевать значительные расстояния, поскольку по месту жительства нет работы или же она является крайне низкооплачиваемой;
‒ кризисныедемографическиепроцессы, долговременнаятенденцияестественногоуменьшениятрудовыхресурсов, малочисленность отдельных сельских поселений. Значимая часть трудоспособного населения деревни перебралась в города, в то время как в деревнях остаются нетрудоспособные жители — пенсионеры и инвалиды;
‒ недостаточность единиц транспортногокомплекса, поддерживающихповседневнуюжизньи экономическуюактивностьнаселения. Развитие регионального транспорта проводится не в должной мере, чтобы бепрепятственно перемещаться из одного населенного пункта в другой. Инициативы по отмене регулярных рейсов и электричек усугубляют ситуацию. Автомобилезация жителей деревни недостаточна в силу низкого уровня жизни.
Исходя из выделенных факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие Московскойобласти, приразработкестратегий программ импортозамещения, основнымиприоритетамиследует считать создание механизмов способных максимальноэффективноиспользовать региональный ресурсный потенциал, а так же своеременное их законодательное обеспечение. Оно должнобытьдолговременным, а нормативныеактыдолжныноситьвзаимодополняющийи взаимосвязанныйхарактер. По мимо этого можно предложить:
‒ Уделять повышенное внимание формированию базы квалифицированных специалистов в конкретных секторах российской экономики. Для этого специалистам наиболее перспективных отраслей необходимо проходить курсы повышения квалификации. Также целесообразно предусмотреть государственное стимулирование получения высшего образования специалистами, которое может заключаться в предоставлении льготных условий для специалистов высокого уровня, частичной оплаты обучения.
‒ Стимулировать спрос на российскую продукцию посредством проведения гибкой ценовой политики, повышения конкурентоспособности российской продукции за счет улучшения ее качества. В этих целях необходимо использовать разнообразные финансовые и экономические инструменты федерального и регионального регулирования(налоговые каникулы, снижение стаки налога на прибыль, обнуление таможенных пошлин на экспорт).
‒ Усовершенствовать требования к стандартам выпускаемой сельскохозяйственной продукции с обязательным их исполнением и жестким контролем как на федеральном, так и на региональном уровне. Возможно рассмотреть вопрос о возрате обязательного испольнения ГОСТов РФ.
Таким образом, импортозамещение стать ключевой задачей долгосрочной промышленной политики государства на этапе, реализация позволит развитию производителя. импортозамещения должно стать конкурентоспособности продукции за счет стимулирования модернизации производства, его эффективности и новых видов с относительно добавленной [4].
Литература:
- Безпалов В. В., Рябова Н. Д. Имиджрегионакакосноваэкономическогоразвитиянациональнойэкономики/Image of the region as a basis for economic development of the national economy/ V Science, Technology and Higher Education Materials of the V International Research and Practice Conference. Publishing office Accent Graphics communications, Strategic Studies Institute. Екатеринбург, 2014.
- В. Т., Перегородиева Л. Н. управленияврамкахпредприятияи встраны. Саратов: ИЦ Наука, 2012.
- Перегородиева Л. Н. обеспечения импортозамещения на мясоперерабатывающих Саратовской // Саратовского Государственного Университета им. Н. И. – Саратов, 2013. № 1. с. 87–91. 0,47 п. л.
- Перегородиева Л. Н. импортозамещения области // Саратовского Аграрного им. Н. И. Вавилова — Саратов, 2013. № 1. с. 87–91. 0,47 п. л.
- Г. импортозамещения на отраслей // финансовых исследований. М.: 2015.
- [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://expert.ru/2014/06/11/bomba-zamedlennogo-dejstviya (дата обращения 12.05.16 г.).
- Импортозамещение в Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/presscentre/all/#!gleb_nikitin_na_importozameshhenie_v_stankostroenii_ponadobitsya_57_let (дата 12.05.16 г.).