Наша работа направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями и перед нами задача: компенсировать имеющиеся отклонения в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений, обеспечивающих ориентировку в окружающем мире.
Приоритеты современного общества требуют большого внимания к личности ребенка с ограниченными возможностями. Проблема социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития является одной из главных в сфере государственной политики.
Актуальной является и разработка новых организационных форм работы, позволяющих оптимизировать пути и способы взаимодействия детей с ОВЗ с окружающим миром.
Мы работаем длительное время в Центре содействия и семейному воспитанию, и накопили опыт сотрудничества со всеми детьми. В настоящее время, работаем с детьми имеющими тяжелыми и множественные нарушения развития (самая тяжелая категория детей, проживающих в условиях ЦССВ).
Данная категория детей до недавнего времени, к сожалению, была меньше всего охвачена специалистами. В первую очередь, нам необходимо было трансформировать свой опыт для работы именно с этими детьми.
Дети, о которых идет речь, имеют основной диагноз и сочетанные нарушения. В двигательном развитии чаще всего не передвигаются, занимают вынужденное положение тела полусидя, в силу заболевания опорно-двигательной системы. Возможны только совместные действия со взрослым; характерны грубые нарушения зрительно-двигательной координации. Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи, даже при многократном жестовом и мимическом повторении. В основном, эти дети пассивны в принятии предлагаемого задания, инструкцию не понимают, не удерживают внимание при выполнении заданий; у них не сформированы регуляторные механизмы. Они не понимают простейшие ситуации, с большим трудом формируется опыт. Они не ориентируются в окружающем. Эмоции детей примитивны.
Как правило, основной формой организации педагогической- коррекционной работы являются индивидуальные — коррекционные занятия.
Безусловно, все занятия строятся с учетом особенностей структуры дефекта каждого ребенка. Но дети, имеющие тяжелые и множественные нарушения развития, часто не могут выдержать, даже в рамках одного занятия (в силу основного диагноза и сочетанных нарушений). Поэтому, в своей работе мы применяем такие технологии, как: динамическая пауза, релаксация, пальчиковая гимнастика, корригирующая гимнастика, игра терапия, массаж, арт терапия, технология музыкального воздействия, сказка терапия, психа гимнастика, технология воздействия цветом, а также используем различные формы организации занятий: комплексные занятия разных специалистов, межгрупповые развлекательные и досуговые мероприятия, тематические ландшафтные экскурсии, игры на свежем воздухе, спортивно- досуговые мероприятия, театрализованные репризы. Занятия проходят в различных специализированно-оборудованных помещениях: учебный класс, спортивный зал, музыкальный зал, зал лечебно-физкультурный зал, сенсорная комната, игровая зона в группе, спортивно-развлекательный игровой комплекс с горками и сухим бассейном, а также на улице.
Наша работа направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями и перед нами задача: компенсировать имеющиеся отклонения в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений, обеспечивающих ориентировку в окружающем мире. Поэтому сначала формируем представление ребенка о самом себе, затем учимся ориентироваться в ближайшем окружающем пространстве. Безусловно, обогащаем опыт взаимодействия с взрослым.
Темы, подобранные нами для занятий соответствуют возможностям и опыту детей. Каждую тему мы прорабатываем в различных ситуациях: на занятии, в режимных моментах, досугах, в быту, и на улице. Ребенку легче воспринимать и усваивать необходимый объем информации, переключаясь с одного вида деятельности на другой, поэтому мы берем задания из разных областей (сенсорное развитие, развитие моторных навыков, окружающий мир, предметно-практическая деятельность).
Формирование представления о себе: показываем отражение в зеркале, обязательно комментируя. Показываем части тела ребенка, куклы, педагога, дотрагиваясь до них и проговаривая разные стихи — потеши, формируем умение откликаться на свое имя (поворачивать голову, жестами, мимикой, показывать на себя рукой, для некоторых глазками). Формируем интерес к взрослому посредством игр (ладушки, ку-ку, кто спрятался, идет коза рогатая).
Работа с данной категорией детей требует постоянного педагогического поиска, гибкости, самосовершенствования, профессионального обучения, а самое главное в нашей работе — терпение и любовь.
Правильно подобранная коррекционно-развивающая и реабилитационная работа — залог нашей успешной работы!
Хотим поделиться опытом работы на примере конспекта занятия.
Тема: Утро.
Цель: формировать элементарное представление о времени суток.
Задачи:Коррекционно-образовательные:
‒ Формировать интерес к совместным действиям.
‒ Создать условия для формирования представлений об утре.
‒ Расширять пассивный словарь по теме.
Коррекционно-развивающие:
‒ Развивать зрительное и слуховое восприятие.
‒ Развивать тактильную чувствительность.
‒ Стимулировать визуальный и тактильный контакт.
‒ Развивать вкусовые ощущения.
‒ Стимулировать обонятельный анализатор новыми сенсорными впечатлениями (запахами).
Воспитательные:
‒ Устанавливать эмоциональный контакт.
‒ Формировать эмоциональный отклик на музыку, чувство ритма.
Ход занятия:
(Занятие начинается с песенки «Утро начинается»)
Здравствуйте, ребята! Доброе утро! Давайте вдохнем аромат свежего утра (ароматические масла). Появилось солнышко, становится светло и тепло.
Ритмичная игра.
Солнышко, солнышко (беремся за руки, тянемся вверх)
Золотое донышко (опускаем руки вниз)
Гори, гори ясно (поднимаем руки вверх, раскачиваемся)
Чтобы не погасло.
Побежал в лесу ручей (руками показываем волны)
Прилетели сто грачей (соединяем руки и машем ими, как крылышками)
А сугробы тают, тают (каждый медленно тянется до пола)
А цветочки подрастают (каждый медленно тянется до пола).
Запели птички. Послушайте, как они звонко поют (звукозапись). Спойте вместе с птичками: «Тиу-тиу, пиу-пиу».
Рассматривание картинок (дети просыпаются, потягиваются, одеваются, умываются и чистят зубы, делают зарядку, завтракают).
Мы проснулись, давайте потянемся! (Выполнение движений спроговариванием):
Потягунюшки, потягунюшки, порастюнюшки, порастюнюшки,
Поперек мы потолстюнюшки, глазоньками поглядюнюшки,
Ушеньками послышунюшки, рученьками похватюнюшки,
Ноженьками потопунюшки, в ротик говорок-говорок,
А в головку-разумок, разумок.
А теперь умоемся:
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
Одеваемся:
Мы на пухлые ручонки,
Одеваем рубашонку.
Повторяй за мной слова:
Ручка — раз, ручка — два!
Застегнем застежки
На твоей одежке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклепочки.
На наших ребятишек
Оденем мы штанишки:
Повторяй за мной слова:
Ножка — раз, ножка — два!
А теперь на ножки -
носочки и сапожки!
(вариант для лета:Обуваем ножки,
Бегать по дорожке!)
Повторяй за мной слова:
Ножка — раз, ножка — два!
Хоть устали одеваться,
Но не будем возмущаться!
Что осталось — голова?
Вот и шапочка — раз, два!
А теперь пора завтракать! (учим пить из чашки.)
Телесно-ориентированная методика.
Ранее утро согрело нас ласковым солнышком. Лучики согрели головку, личико, ручки. Вдалеке запели птички, послушаем их. Еще раз вдохнем аромат утра и расслабимся. Потихоньку покрутим головкой по сторонам, разомнем плечики, кисти рук, похлопаем ими по ножками, и в ладошки. С добрым утром, … (называем имя ребенка).
Утро — прекрасное время для игр и прогулок. Дети проснулись, подкрепились, полны сил. А впереди столько времени — можно многое успеть.
Литература:
1. Маллер А. Р. Помощь детям с недостатками развития. М.: АРКТИ,2006.
2. Маллер А. Р. Социализация детей с выраженной умственной недостаточностью Москва, АПКиППРО, 2008г;
3. Маленькие ступеньки. Книга 5 Навыки тонкой моторики. Программа ранней педагогической помощи с отклонениями в развитии Университет Маккуэри, Сидней.1989Программа рекомендована Министерством Образования РФ и Европейской Ассоциацией Даун Синдром.
4. Маленькие ступеньки. Книга 3,6,8. Программа ранней педагогической помощи с отклонениями в развитии Университет Маккуэри, Сидней.1989