Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые и множественные отклонения и нарушения в развитии, проживающими в условиях Центра содействия семейному воспитанию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.06.2016

Статья просмотрена: 3578 раз

Библиографическое описание:

Горбунова, О. Ю. Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые и множественные отклонения и нарушения в развитии, проживающими в условиях Центра содействия семейному воспитанию / О. Ю. Горбунова, Л. Н. Сизова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1435-1437. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31128/ (дата обращения: 16.11.2024).



Наша работа направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями и перед нами задача: компенсировать имеющиеся отклонения в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений, обеспечивающих ориентировку в окружающем мире.

Приоритеты современного общества требуют большого внимания к личности ребенка с ограниченными возможностями. Проблема социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития является одной из главных в сфере государственной политики.

Актуальной является и разработка новых организационных форм работы, позволяющих оптимизировать пути и способы взаимодействия детей с ОВЗ с окружающим миром.

Мы работаем длительное время в Центре содействия и семейному воспитанию, и накопили опыт сотрудничества со всеми детьми. В настоящее время, работаем с детьми имеющими тяжелыми и множественные нарушения развития (самая тяжелая категория детей, проживающих в условиях ЦССВ).

Данная категория детей до недавнего времени, к сожалению, была меньше всего охвачена специалистами. В первую очередь, нам необходимо было трансформировать свой опыт для работы именно с этими детьми.

Дети, о которых идет речь, имеют основной диагноз и сочетанные нарушения. В двигательном развитии чаще всего не передвигаются, занимают вынужденное положение тела полусидя, в силу заболевания опорно-двигательной системы. Возможны только совместные действия со взрослым; характерны грубые нарушения зрительно-двигательной координации. Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи, даже при многократном жестовом и мимическом повторении. В основном, эти дети пассивны в принятии предлагаемого задания, инструкцию не понимают, не удерживают внимание при выполнении заданий; у них не сформированы регуляторные механизмы. Они не понимают простейшие ситуации, с большим трудом формируется опыт. Они не ориентируются в окружающем. Эмоции детей примитивны.

Как правило, основной формой организации педагогической- коррекционной работы являются индивидуальные — коррекционные занятия.

Безусловно, все занятия строятся с учетом особенностей структуры дефекта каждого ребенка. Но дети, имеющие тяжелые и множественные нарушения развития, часто не могут выдержать, даже в рамках одного занятия (в силу основного диагноза и сочетанных нарушений). Поэтому, в своей работе мы применяем такие технологии, как: динамическая пауза, релаксация, пальчиковая гимнастика, корригирующая гимнастика, игра терапия, массаж, арт терапия, технология музыкального воздействия, сказка терапия, психа гимнастика, технология воздействия цветом, а также используем различные формы организации занятий: комплексные занятия разных специалистов, межгрупповые развлекательные и досуговые мероприятия, тематические ландшафтные экскурсии, игры на свежем воздухе, спортивно- досуговые мероприятия, театрализованные репризы. Занятия проходят в различных специализированно-оборудованных помещениях: учебный класс, спортивный зал, музыкальный зал, зал лечебно-физкультурный зал, сенсорная комната, игровая зона в группе, спортивно-развлекательный игровой комплекс с горками и сухим бассейном, а также на улице.

Наша работа направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями и перед нами задача: компенсировать имеющиеся отклонения в развитии на основе формирования системы практических навыков и умений, обеспечивающих ориентировку в окружающем мире. Поэтому сначала формируем представление ребенка о самом себе, затем учимся ориентироваться в ближайшем окружающем пространстве. Безусловно, обогащаем опыт взаимодействия с взрослым.

Темы, подобранные нами для занятий соответствуют возможностям и опыту детей. Каждую тему мы прорабатываем в различных ситуациях: на занятии, в режимных моментах, досугах, в быту, и на улице. Ребенку легче воспринимать и усваивать необходимый объем информации, переключаясь с одного вида деятельности на другой, поэтому мы берем задания из разных областей (сенсорное развитие, развитие моторных навыков, окружающий мир, предметно-практическая деятельность).

Формирование представления о себе: показываем отражение в зеркале, обязательно комментируя. Показываем части тела ребенка, куклы, педагога, дотрагиваясь до них и проговаривая разные стихи — потеши, формируем умение откликаться на свое имя (поворачивать голову, жестами, мимикой, показывать на себя рукой, для некоторых глазками). Формируем интерес к взрослому посредством игр (ладушки, ку-ку, кто спрятался, идет коза рогатая).

Работа с данной категорией детей требует постоянного педагогического поиска, гибкости, самосовершенствования, профессионального обучения, а самое главное в нашей работе — терпение и любовь.

Правильно подобранная коррекционно-развивающая и реабилитационная работа — залог нашей успешной работы!

Хотим поделиться опытом работы на примере конспекта занятия.

Тема: Утро.

Цель: формировать элементарное представление о времени суток.

Задачи:Коррекционно-образовательные:

‒ Формировать интерес к совместным действиям.

‒ Создать условия для формирования представлений об утре.

‒ Расширять пассивный словарь по теме.

Коррекционно-развивающие:

‒ Развивать зрительное и слуховое восприятие.

‒ Развивать тактильную чувствительность.

‒ Стимулировать визуальный и тактильный контакт.

‒ Развивать вкусовые ощущения.

‒ Стимулировать обонятельный анализатор новыми сенсорными впечатлениями (запахами).

Воспитательные:

‒ Устанавливать эмоциональный контакт.

‒ Формировать эмоциональный отклик на музыку, чувство ритма.

Ход занятия:

(Занятие начинается с песенки «Утро начинается»)

Здравствуйте, ребята! Доброе утро! Давайте вдохнем аромат свежего утра (ароматические масла). Появилось солнышко, становится светло и тепло.

Ритмичная игра.

Солнышко, солнышко (беремся за руки, тянемся вверх)

Золотое донышко (опускаем руки вниз)

Гори, гори ясно (поднимаем руки вверх, раскачиваемся)

Чтобы не погасло.

Побежал в лесу ручей (руками показываем волны)

Прилетели сто грачей (соединяем руки и машем ими, как крылышками)

А сугробы тают, тают (каждый медленно тянется до пола)

А цветочки подрастают (каждый медленно тянется до пола).

Запели птички. Послушайте, как они звонко поют (звукозапись). Спойте вместе с птичками: «Тиу-тиу, пиу-пиу».

Рассматривание картинок (дети просыпаются, потягиваются, одеваются, умываются и чистят зубы, делают зарядку, завтракают).

Мы проснулись, давайте потянемся! (Выполнение движений спроговариванием):

Потягунюшки, потягунюшки, порастюнюшки, порастюнюшки,

Поперек мы потолстюнюшки, глазоньками поглядюнюшки,

Ушеньками послышунюшки, рученьками похватюнюшки,

Ноженьками потопунюшки, в ротик говорок-говорок,

А в головку-разумок, разумок.

А теперь умоемся:

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Одеваемся:

Мы на пухлые ручонки,

Одеваем рубашонку.

Повторяй за мной слова:

Ручка — раз, ручка — два!

Застегнем застежки

На твоей одежке:

Пуговки и кнопочки,

Разные заклепочки.

На наших ребятишек

Оденем мы штанишки:

Повторяй за мной слова:

Ножка — раз, ножка — два!

А теперь на ножки -

носочки и сапожки!

(вариант для лета:Обуваем ножки,

Бегать по дорожке!)

Повторяй за мной слова:

Ножка — раз, ножка — два!

Хоть устали одеваться,

Но не будем возмущаться!

Что осталось — голова?

Вот и шапочка — раз, два!

А теперь пора завтракать! (учим пить из чашки.)

Телесно-ориентированная методика.

Ранее утро согрело нас ласковым солнышком. Лучики согрели головку, личико, ручки. Вдалеке запели птички, послушаем их. Еще раз вдохнем аромат утра и расслабимся. Потихоньку покрутим головкой по сторонам, разомнем плечики, кисти рук, похлопаем ими по ножками, и в ладошки. С добрым утром, … (называем имя ребенка).

Утро — прекрасное время для игр и прогулок. Дети проснулись, подкрепились, полны сил. А впереди столько времени — можно многое успеть.

Литература:

1. Маллер А. Р. Помощь детям с недостатками развития. М.: АРКТИ,2006.

2. Маллер А. Р. Социализация детей с выраженной умственной недостаточностью Москва, АПКиППРО, 2008г;

3. Маленькие ступеньки. Книга 5 Навыки тонкой моторики. Программа ранней педагогической помощи с отклонениями в развитии Университет Маккуэри, Сидней.1989Программа рекомендована Министерством Образования РФ и Европейской Ассоциацией Даун Синдром.

4. Маленькие ступеньки. Книга 3,6,8. Программа ранней педагогической помощи с отклонениями в развитии Университет Маккуэри, Сидней.1989

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, ребенок, множественное нарушение развития, Занятие, категория детей, нарушение, ножка, основа формирования системы, основной диагноз, социализация детей.


Похожие статьи

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...

Формирование положительной мотивации к обучению у обучающихся в условиях коррекционной школы

Учебная мотивация — это необходимое условие, которое способствует успешному обучению и усвоению программного материала. Поэтому одной из главных задач, которая должна решаться в специальной коррекционной школе в работе с детьми, имеющими нарушения в ...

Слэбы как ресурс всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной теме. Актуальность заключается в том, что с каждым годом увеличивается количество детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Наряду с общими характеристиками, наши воспитанники имеют индивидуальные особе...

Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования, выделены педагогические компетенции, а также показано краткое содержание модульной програ...

Организация системы комплексного сопровождения дошкольников с ОВЗ

Процесс обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ достаточно сложен и его успешность в большей степени зависит от взаимоотношений, сложившихся между специалистами образовательного учреждения и родителями детей. Всесторонний многогранный подход специал...

Организация работы консультативного пункта для оказания психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ

Работа специалистов консультативного пункта направлена на тесное сотрудничество дошкольного учреждения с родителями и решение проблем воспитания, обучения, развития и оздоровления детей с ОВЗ. Обеспечение максимального сокращения социальной изоляции ...

Формирование представлений о мире профессий у дошкольников с задержкой психического развития через проектную деятельность «Юные художники-декораторы»

Статья содержит теоретический анализ состояния проблемы и практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проект апробирован и успешно реализован в соответствии с требованиями к образовательному проц...

Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий

Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской ко...

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем возрас...

Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

На основе практического опыта — автора учителя — логопеда высшей квалификационной категории, работающего на логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении, разработана система индивидуально — подгрупповых занятий по коррекции звукопр...

Похожие статьи

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...

Формирование положительной мотивации к обучению у обучающихся в условиях коррекционной школы

Учебная мотивация — это необходимое условие, которое способствует успешному обучению и усвоению программного материала. Поэтому одной из главных задач, которая должна решаться в специальной коррекционной школе в работе с детьми, имеющими нарушения в ...

Слэбы как ресурс всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной теме. Актуальность заключается в том, что с каждым годом увеличивается количество детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Наряду с общими характеристиками, наши воспитанники имеют индивидуальные особе...

Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования, выделены педагогические компетенции, а также показано краткое содержание модульной програ...

Организация системы комплексного сопровождения дошкольников с ОВЗ

Процесс обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ достаточно сложен и его успешность в большей степени зависит от взаимоотношений, сложившихся между специалистами образовательного учреждения и родителями детей. Всесторонний многогранный подход специал...

Организация работы консультативного пункта для оказания психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ

Работа специалистов консультативного пункта направлена на тесное сотрудничество дошкольного учреждения с родителями и решение проблем воспитания, обучения, развития и оздоровления детей с ОВЗ. Обеспечение максимального сокращения социальной изоляции ...

Формирование представлений о мире профессий у дошкольников с задержкой психического развития через проектную деятельность «Юные художники-декораторы»

Статья содержит теоретический анализ состояния проблемы и практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проект апробирован и успешно реализован в соответствии с требованиями к образовательному проц...

Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий

Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской ко...

Система коррекционной работы с детьми раннего возраста

Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем возрас...

Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

На основе практического опыта — автора учителя — логопеда высшей квалификационной категории, работающего на логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении, разработана система индивидуально — подгрупповых занятий по коррекции звукопр...

Задать вопрос