Основы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ваймер, Е. В. Основы взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС / Е. В. Ваймер, Г. А. Петрова, М. А. Полукчи. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1430-1432. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31131/ (дата обращения: 18.12.2024).



В настоящее время Россия переживает непростой период. Современная семья испытывает кризис, который выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к их роли, снижение социальной установки на воспитание и образование детей отрицательно влияют на полноценное становление личности ребенка, негативно сказываются на его развитии.

ФГОС ДО ставит перед ДОО задачу «обеспечения психологической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей», ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников и предполагает участие родителей в образовательной деятельности ДОО.

Идея оказания педагогической помощи родителям прослеживается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где сказано, что родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, а образовательные организации оказывать помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Целью взаимодействия ДОО и семьи является установление партнерских связей между участниками педагогического процесса, включении родителей в жизнь дошкольной образовательной организации. Из цели вытекают следующие задачи:

‒ знакомить родителей с содержанием и методикой воспитательно-образовательного процесса;

‒ осуществлять психолого-педагогическое просвещение родителей;

‒ вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;

‒ помогать родителям в коррекционной работе;

‒ взаимодействовать с общественными организациями, родительскими комитетами в оказании социальной поддержки нуждающимся семьям, осуществлять моральное и правовое влияние на родителей, безответственно относящихся к воспитанию своих детей.

Для выполнения поставленных задач педагоги М. Ю. Новицкая, Л. П. Гладких, Е. П. Арнаутова, З. П. Теплова выделили условия сотрудничества ДОО и родителей воспитанников:

‒ признание ценности взаимодействия между детьми, педагогом и родителями;

‒ установление эмоционально доверительного контакта между педагогами и родителями и их восприятие ребенка как ценности;

‒ адекватность методов и форм педагогического консультирования проблемного поля взаимодействия педагогов с детьми и родителями;

‒ конструктивное мышление педагога, способствующее постоянному саморазвитию;

‒ активность и ответственность всех субъектов взаимодействия.

Г. М. Коджаспирова выделяет следующие правила сотрудничества ДОО и семьи:

‒ демонстрация положительного отношения к ребенку, группе, родственникам воспитанника;

‒ показ родителям волнения, тревоги за ребенка, привлечение их к совместному поиску решения проблемы с использованием при этом выражений: «меня очень беспокоит…», «тревожным мне кажется то, что …»;

‒ совместное выявление и анализ причин возникновения разногласий;

‒ формирование совместной тактики по решению возникших проблем в отношениях между родителями и педагогами по вопросу воспитания ребенка;

‒ формирование целостного стиля и тона взаимоотношений с ребенком, построенных на основе уважения его индивидуальных особенностей и интересов.

Существуют также факторы, тормозящие развитие взаимодействия педагогов с родителями. Е. П. Арнаутова выделила следующие:

‒ недостаточная подготовленность в вопросах взаимодействия с родителями;

‒ отсутствие готовности осуществлять новые подходы к взаимодействию с родителями как участниками педагогического процесса;

‒ нежелание работать с родителями;

‒ неспособность адекватно оценивать воспитательный потенциал семьи;

‒ игнорирование запросов и пожеланий родителей в знаниях, отсутствие «обратной связи» с ними.

С позиции родителей:

‒ непонимание самоценности периода дошкольного детства;

‒ недооценка роли сотрудничества с педагогами дошкольной организации;

‒ низкий социально-культурный уровень;

‒ низкий уровень знаний по вопросам физического воспитания.

Со стороны руководства детского сада:

‒ — отсутствие системы повышения педагогического уровня родителей, совместной работы специалистов детского сада, интеграции их деятельности.

Большое значение при взаимодействии педагогов и родителей имеет стиль общения. Основываясь на индивидуально-типологических особенностях педагога, детей и родителей, И. М. Юсупов выделяет следующие стили педагогического общения.

«Совместное творчество», т. е. единение профессионализма педагога, его этических установок и субъекта взаимоотношений (ребенка, родителей), основанное на постановке совместных целей и общего нахождения решения.

«Дружеское расположение», основанное на интересе к личности партнера по общению, аудитории в целом, уважительном отношении к каждому, открытости к контактам.

«Заигрывание». В его основе лежит стремление в достижении дешевого, ложного авторитета, выражается в желании понравиться, характерен для молодых, неопытных педагогов.

Стиль «Устрашение». Проявляется вследствие неуверенности в себе, при отсутствии опыта в организации общения на основе продуктивной совместной деятельности. Данный стиль ставит партнера в зависимое положение, вызывая негативное отношение к противоположной стороне. Процесс общения становится жестко регламентированным, загнанным в формально-официальные рамки.

Можно также выделить стиль «Дистанция», как правило, сводящийся к подчеркиванию различий между партнерами: профессиональных, возрастных, социальных, служебных. Отсутствие дистанции приводит к панибратским отношениям, в данном случае она может выступать как показатель ведущей роли педагога, но нужно учитывать диапазон ее применения.

Планирование работы педагогов с семьями воспитанников нужно начинать еще до их поступления в ДОО. В доадаптационный период педагоги знакомятся с семьями, выясняют жилищные условия, возраст, образование родителей, состав семей, структуру родственных связей, поколенный состав и пр.

В течение учебного года воспитатель ежедневно планирует работу с семьями, включая следующие методы:

‒ целевые наблюдения за характером детско-родительских отношений в момент расставания и встречи;

‒ плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития ребенка;

‒ непосредственные просмотры родителями разных видов деятельности;

‒ привлечение родителей к ознакомлению с результатами продуктивных видов деятельности;

‒ проведение опросов, тестирования, интервьюирования.

Данные мероприятия проводятся ежедневно, к ним также относятся утренние приветствия, индивидуальные беседы и консультации, работа телефона доверия, электронной почты.

В течение учебного года воспитатель периодически планирует фронтальные встречи с родителями детей группы.

Для повышения активности родителей в области взаимодействия с сотрудниками ДОО были разработаны методы активизации родителей. Так, О. Л. Зверева и Т. В. Кротова предлагают использовать метод вопросов родителям, связанных как с текущими проблемами, так и с излагаемым материалом. Существует мнение, что если консультация основана только на монологе, она заранее обречена на провал. Поэтому активизировать родителей можно, начав встречу с вопросов: «Как вы считаете, нужно ли идти на уступки детям?», «Используете ли вы наказания?» и т. д., а также применять методы педагогической рефлексии, т. е. анализ педагогической ситуации, решение педагогических задач. Это помогает посмотреть на ситуацию глазами ребенка.

Е. П. Арнаутова предлагает игровые методы. Так, например, педагог бросает мяч родителям, поймавший его должен ответить на вопросы, например: «Что вас радует в ребенке?», «Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?» и т. п. Просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов. Особенно это значимо в адаптационный период.

В качестве творческих заданий можно использовать проектную деятельность. Так, А. А. Майер, О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец отмечают, что используя проектирование в работе с детьми, необходимо помнить, что проект является продуктом сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а иногда и всего коллектива ДОО, поэтому тема проекта, его форма и план выполнения разрабатываются коллективно. Эффективность этого метода в работе с семьей заключается в том, что дети в процессе реализации создают некий «продукт», работа же основывается на теоретических знаниях взрослых.

Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьей имеет опыт учреждений дополнительного образования, особенностью которых является свободное творческое развитие личности ребенка на основе свободы выбора занятий.

Взаимодействие семьи и учреждений дополнительного образования в интересах творческого развития личности ребенка осуществляется через:

‒ разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

‒ семейные туристско-краеведческие и экскурсионные программы;

‒ систему социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.);

‒ встречи многодетных семей;

‒ благотворительные праздники и концерты;

‒ семейные клубы и мастерские.

Эти и другие направления совместной работы могут реализовываться как в государственных, так и в муниципальных учреждениях.

Литература:

  1. Бабынина Т. Ф., Гильманова Л. В., Головенко В. Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. — М.; ТЦ Сфера, 2016. — 128 с. — (Управление детским садом). (10).
  2. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия /Под ред.Н. В. Микляевой. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с. — (Библиотека Воспитателя). (11).
  3. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Метод.аспект. М., 2007.
  4. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Учебник. М., 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, педагог, семья, детский сад, дополнительное образование, педагогический процесс, семья воспитанников.


Задать вопрос