Существуют различные теоретические подходы к определению понятия буллинг. В переводе с английского языка буллинг (bullying) означает травлю, запугивание, третирование. Исследователи различают «моббинг» как насильственные действия группы в адрес индивида, «буллинг» как насильственные действия одного индивида по отношению к другому или же рассматривают их как разные стороны одного явления — социальной агрессии, когда доминантный индивид (или группа) намеренно причиняет беспокойство другому. В определении понятия буллинг мы придерживаемся позиции Роланда (Roland,1988), согласно которой буллинг как более широкое понятие включает в себя моббинг. Таким образом, буллинг представляет собой длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации (Роланд (Roland,1988).
Выделяют две основные формы школьного буллинга [2, с. 43]:
- Физический школьный буллинг — умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений и др.;
− сексуальный буллинг является подвидом физического (действия сексуального характера).
- Психологический школьный буллинг — насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность. К этой форме можно отнести:
− вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т. д.);
− обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении);
− запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);
− изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом);
− вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);
− повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы);
− школьный кибербуллинг — унижение с помощью мобильных телефонов, интернета, иных электронных устройств (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов и др.).
Актуальность темы обусловлена распространенностью данного явления в школьной среде. Наиболее высокие показатели участия подростков, как в единичных, так и в частых проявлениях буллинга, имеют такие страны, как Австрия, Эстония, Германия, Латвия, Литва, Швейцария и Украина. Самые низкие показатели в Чешской республике, Словении и Швеции [1, с. 60].
В Российских школах 19 % мальчиков и 10 % девочек в возрасте 11 лет хотя бы один раз участвовали в издевательстве и преследовании другого ребенка, в возрасте 13 лет эти показатели повышаются — 25 % мальчиков и 15 % девочек, а в возрасте 15 лет снижаются — 17 % мальчиков и 9 % девочек [1, с. 60].
Таким образом, многие ученики скорее поддерживают, чем останавливают притеснителя. Главный вопрос состоит в следующем: как превратить (уже существующее) отрицательное отношение к буллингу в антибуллинговое поведение в конкретных ситуациях? Решение данного вопроса нам видится в своевременной профилактике буллинга в начальной школе. С этой целью нами был разработан социальный тренажер «Защити себя сам».
Цель использования социального тренажера «Защити себя сам» — способствовать формированию эффективной модели поведения младшего школьника в типичных для буллинга ситуациях.
Социальный тренажер представляет собой компьютерную программу, предлагающую ребенку разрешить текстовые и видеозадания, отражающие характерные для школьного буллинга ситуации. Материал для видеозаданий подобран в соответствии с возрастными особенностями младших школьников. Например, используются фрагменты из мультфильмов «Гадкий утенок», «Чучело-мяучело», детского юмористического журнала «Ералаш» и другие. Тренажер предусматривает решение ребенком 15 текстовых и видеозаданий в течение 40–45 минут.
Каждый вариант ответа ребенка сопровождается разъяснением следствия его выбора. В случае неверного ответа ребенку предлагается выбрать другой, наиболее оптимальный вариант. Таким образом, ребенок продвигается в разрешении ситуаций в удобном ему темпе и в соответствии с собственным выбором получает обратную связь — рекомендацию по выработке оптимального поведения в каждом конкретном случае. Программа составлена таким образом, что ребенок не перейдет к следующей ситуации, не познакомившись с оптимальным вариантом разрешения предыдущей.
Результатами прохождения социального тренажера «Защити себя сам» являются:
− выявление уровня готовности ребенка к грамотному разрешению ситуаций буллинга;
− формирование модели эффективного поведения младшего школьника в типичных для буллинга ситуациях.
Использование социального тренажера «Защити себя сам» позволит на практике осуществить индивидуализацию и дифференциацию процесса воспитания и социализации младших школьников, выстроить индивидуальную траекторию профилактической деятельности.
Обращение к отечественной мультипликации и кинематографии обеспечивает заинтересованность детей, увлеченность процессом работы с тренажером. Ниже представлены примеры двух из трех предусмотренных уровней готовности ребенка к грамотному разрешению ситуаций буллинга (предусмотрены 3 уровня: высокий, средний и низкий), что также может послужить диагностическим материалом для педагогов.
Социальный тренажер «Защити себя сам» прошел первичную апробацию среди учащихся младших классов МБОУ СОШ № 16 и МБОУ СОШ «Физико-математический лицей» г. Глазова и получил одобрительные отзывы со стороны детей и педагогов. Не смотря на доступность информации в школах о номерах телефонов доверия для детей, учащиеся демонстрировали удивление и заинтересованность ими, получив эту информацию по мере прохождения программы.
Литература:
- Никонова Р. Г. Буллинг как проблема современной школы // Безопасная школа: стоп насилие, Волгоград, 2010, c. 59–73.
- Ожиёва Е. Н. Буллинг как разновидность насилия. Школьный буллинг // Безопасная школа: стоп насилие, Волгоград, 2010, c. 42–44.