Формирование исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 04.06.2016

Статья просмотрена: 4015 раз

Библиографическое описание:

Кучумова, Е. В. Формирование исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности / Е. В. Кучумова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1472-1474. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31185/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматривается проблема изучения исследовательских умений у учащихся начальных классов и способы их формирования во внеурочной деятельности. Рассмотрены педагогические условия формирования исследовательских умений, проведена опытно-экспериментальная работа, которая показала эффективность данных условий.

Ключевые слова: умения, исследовательские умения, познавательная активность, мыслительные операции.

Каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения ребенком представления об окружающем мире.

Долгое время нас приучали к тому, что обучение ребенка должно строиться на послушании, повторении и подражании. Методы самостоятельного поиска истины, базирующиеся на анализе и синтезе различных точек зрения, собственных наблюдениях и экспериментах, практически полностью исключались. Новое время диктует новые задачи, заставляет на деле переходить от призывов к развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка к реальным действиям. Одним из самых действенных шагов в этом направлении является активное использование исследовательских методов в образовании [6].

Проблемам изучения исследовательских умений младших школьников посвящено сегодня достаточно много исследований, их анализ позволяет нам сделать вывод, что исследовательские умения младших школьников включают в себя творческую деятельность, направленную на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Они обеспечивают условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, являются средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяют формировать предметные и общие умения [5]. В контексте нашего исследования будем придерживаться следующего определения: исследовательские умения Л. В. Занков понимает как стремление учащихся к познавательной активности, способности сравнивать, анализировать, самостоятельно решать поставленные перед ними задачи [4].

При анализе психолого-педагогической литературы обнаруживаются противоречия:

– между необходимостью развития интеллектуальной и творческой личности и недостаточностью сформированности исследовательских умений у учащихся начальных классов;

– между необходимостью формирования исследовательских умений и недостаточностью средств, используемых в практике современной школы.

Выше изложенное позволяет сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости обращения к поиску педагогических условий способствующих формированию исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности.

Исследование строилось на предположении о том, что к педагогическим условиям, способствующим формированию исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности, правомерно отнести:

– включение младших школьников в выполнение исследовательских проектов, КТД;

– проведение игр, викторин познавательной направленности.

Исследовательский проект — метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и её практическом достижении. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности. Коллективное творческое дело предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. В процессе КТД учащиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими.

При формировании исследовательских умений использовались следующие познавательные игры: игры -конкурсы, игры-путешествия, игры читателей, почемучкины игры и игры-обзоры (игры истории).

С целью проверки эффективности выявленных условий нами была организована опытно-экспериментальная работа. Исследование проводилосьна базе школы МБОУ СОШ № 1 г. Ишима. В эксперименте участвовало 26 учеников 1 класса. Учащиеся были разделены на две группы контрольную и экспериментальную. Численность каждой группы составило 13 человек. Опытно-экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Для проведения констатирующего этапа эксперимента нам необходимо было выделить критерии и показатели уровня исследовательских умений детей младшего школьного возраста (таблица 1).

Таблица 1

Критерии ипоказатели уровня исследовательских умений детей младшего школьного возраста

Критерии

Показатели

Методики

Способность к самостоятельности

Умение самостоятельно работать с источниками информации, искать способы решения поставленных задач.

Методика «Нерешаемая задача»

Познавательная активность

Умение выявлять смысл изучаемого содержания, стремление познать связи между явлениями и процессами, овладение способами применения знаний в измененных условиях

Методика познавательной активности Ч. Д. Спилбергера

Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение)

Овладение умениями анализа, синтеза, сравнения.

Методика «Сравнение понятий»

На основе выделенных критериев и показателей были определены уровни развития исследовательских умений:

Для высокого уровня исследовательских умений характерны: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Учащийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.

Средний уровень исследовательских умений характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое.

Для низкого уровня характерно: низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Ученик редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. Только под руководством учителя.

Результаты констатирующего этапа работы по определению уровня сформированности исследовательских умений учащихся начальных классов показали:

В экспериментальной группе 52 % человек демонстрируют низкий уровень исследовательских умений учащихся начальных классов, а в контрольной группе 45 %.Это характеризует низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности.

45 % (экспериментальная группа), 52 % (контрольная группа) — средний уровень самоэффективности: появление внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями.

У 3 % экспериментальная и контрольная группа — высокий уровень уровня исследовательских умений характерны: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно исследование. Учащиеся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации).

Таким образом, анализируя полученные результаты по методикам, определяющим уровень развития самостоятельности учащихся, познавательной активности и усвоения процессов анализа, синтеза, сравнения, можно сделать вывод о том, что у младших школьников преобладающим является средний и низкий уровень сформированности исследовательских умений.

Это характеризует низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Ученики редко проявляют инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывают идей, предложений, предположений по работе.

Проанализировав данные, полученные в результате исследования, на формирующем этапе мы разработали и реализовали педагогические условия, способствующие формированию исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности.

Контрольный эксперимент показал следующие результаты: 40 % — высокий уровень исследовательских умений, 60 % — средний уровень. Это значит, что учащиеся обладают устойчивыми внутренними и внешними мотивами к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Учащийся демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое.

Таким образом, цель нашего исследования достигнута. Итоги опытно-экспериментального исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу.

Результаты исследования направлены на совершенствование деятельности педагога в аспекте проблемы формирования исследовательских умений учащихся начальных классов.

Литература:

  1. Ведерникова Л. В. Формирование социальной позиции педагога как механизма профилактики виктимности воспитанников [Текст] /Л. В. Ведерникова, О. Г. Бырдина, О. А. Поворознюк //Педагогическое образование и наука.- 2014. — № — № 3. — С. 52–55.
  2. Веселкова О. А. Педагогические условия актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников: Дисс. … канд. пед. наук. Омск, 2000.
  3. Зимняя, И. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности [Текст]/ И. А. Зимняя. — Ижевск: ИЦПКПС, 2001.- 34 с.
  4. Л. В. Занков. Обучение младшего школьника [Текст]/ Д. Б. Эльконин. — М.: Знания, 2004.- 64 с.
  5. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]/ А. И. Савенков. — Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.- 128 с.
  6. Сластенин, В. А. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / В. А. Сластенин. — М.: «Ось-89", 2006. — 164 с.
  7. Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения [Текст] / И. Д. Чечель // Практика административной работы в школе. — 2003. — № 6. — С. 24–29.
  8. Шумаков, Н. Б. Развитие исследовательских умений личности [Текст]/ Н. Б. Шумаков. — М.: Просвещение, 2011. — 157 с.
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, исследовательская работа, умение, познавательная активность, внеурочная деятельность, оригинальный подход, учащийся, исследовательское умение учащихся, контрольная группа, опытно-экспериментальная работа.


Похожие статьи

Формирование и развитие исследовательских умений учащихся в урочное и внеурочное время с применением инновационных технологий образования

В статье рассматривается процесс формирования исследовательских умений у учащихся. Представлены основные этапы исследовательской деятельности.

Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...

Проблема формирования исследовательски ориентированной познавательной деятельности старшеклассников в педагогической теории и практике

Статья посвящена проблеме формирования учебно-познавательной и исследовательски-ориентированной деятельности у старшеклассников в процессе преподавания математики. Дается характеристика понятия «учебно-познавательной и исследовательски ориентированно...

Методы формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения

Данная работа посвящена изучению методов формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения. В работе представлен обзор научных и практических исследований в данной области, приведены конкретные п...

К вопросу формирования предпосылок исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста

В детские годы закладываются основы познавательного отношения к действительности, проявляется исследовательская активность в процессе детской опытно-экспериментальной деятельности. В статье рассмотрены педагогические условия, обеспечивающие эффективн...

Организация работы по развитию исследовательской активности детей в учреждении дополнительного образования

В статье автор рассматривает вопросы развития познавательной активности младших школьников и особенности организации исследовательской работы с обучающимися.

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Проблема формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

В данной статье рассматривается значимость исследовательских умений как умений, которые способствуют развитию познавательной и творческой направленности личности ребенка. Представлены основные проблемы, связанные с формированием и дальнейшим развитие...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Похожие статьи

Формирование и развитие исследовательских умений учащихся в урочное и внеурочное время с применением инновационных технологий образования

В статье рассматривается процесс формирования исследовательских умений у учащихся. Представлены основные этапы исследовательской деятельности.

Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...

Проблема формирования исследовательски ориентированной познавательной деятельности старшеклассников в педагогической теории и практике

Статья посвящена проблеме формирования учебно-познавательной и исследовательски-ориентированной деятельности у старшеклассников в процессе преподавания математики. Дается характеристика понятия «учебно-познавательной и исследовательски ориентированно...

Методы формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения

Данная работа посвящена изучению методов формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения. В работе представлен обзор научных и практических исследований в данной области, приведены конкретные п...

К вопросу формирования предпосылок исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста

В детские годы закладываются основы познавательного отношения к действительности, проявляется исследовательская активность в процессе детской опытно-экспериментальной деятельности. В статье рассмотрены педагогические условия, обеспечивающие эффективн...

Организация работы по развитию исследовательской активности детей в учреждении дополнительного образования

В статье автор рассматривает вопросы развития познавательной активности младших школьников и особенности организации исследовательской работы с обучающимися.

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Проблема формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

В данной статье рассматривается значимость исследовательских умений как умений, которые способствуют развитию познавательной и творческой направленности личности ребенка. Представлены основные проблемы, связанные с формированием и дальнейшим развитие...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Задать вопрос