Применение третьей теории прочности исопротивления недренированному сдвигу для расчета безопасных давлений на земляное полотно
Батырова Вера Владимировна, студент
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
В статье рассмотрена взаимосвязь сопротивления недренированному сдвигу с другими параметрами прочности и деформируемости грунтов. На основе третьей теории прочности получено решение для расчета безопасного давления.
Ключевые слова: земляное полотно, грунт, сопротивление недренированному сдвигу
Сопротивление недренированному сдвигу или как еще говорят недренированная прочность лежит в основе третьей теории прочности, адаптированной к грунтам. Согласно этой теории предельное состояние грунта описывается уравнением:
(1)
Где 1 и 3 — максимальное и минимальное главные напряжения, МПа; cu
Известно, что третью теорию прочности можно записать в виде двухстороннего критерия [1, 2]. Если принять растяжение со знаком «минус», то этот критерий будет иметь вид:
(2)
Где Rp и Rc — пределы прочности на растяжение и сжатие, МПа.
Из совместного решения (1) и (2) вытекает:
(3)
В работах [3–5] приводятся эмпирические формулы, согласно которым сопротивление недренированному сдвигу связано с калифорнийским числом несущей способности грунта CBR линейной зависимостью. Эти формулы имеют вид:
(4)
Где a — параметр модели.
Также установлено, что калифорнийское число несущей способности связано с модулем упругости грунта. Такие эмпирические зависимости приведены в табл. 1.
Из анализа данных табл. 1 следует, что в общем виде CBR можно определить по формулам:
; (5)
Где b, c и d — параметры модели.
Таблица 1
Эмпирические формулы для определения модуля упругости
Автор или документ |
Формула для расчета модуля упругости при измерении в |
|
psi (фунт/дюйм2) |
кПа |
|
W. Heukelom и A. J. G. Klomp [6] |
|
|
Witczak [7], Puppala [8] |
|
|
Witczak [7] |
|
|
Подстановка зависимостей (5) в выражение (4) приводит к формулам:
; (6)
В работах [9–12] представлено решение задачи о величине безопасных давлений на грунты земляного полотна. Согласно этому решению для вывода формулы безопасных давлений можно использовать метод линейно деформируемого полупространства. Согласно этому методу необходимо: обосновать условие пластичности, подставить в уравнение предельного равновесия принятого условия пластичности формулы для расчета главных напряжений и решить, полученное уравнение относительно давления. В качестве условия пластичности обычно принимают критерий Кулона-Мора, но в работах [13–17] показаны основные недостатки этого критерия и предприняты попытки замены его на более жесткое условие пластичности, в котором касательные напряжения имеют более высокие значения по сравнению с критерием Кулона-Мора. Анализ материалов публикации [13] показывает, что самым жестким критерием с наибольшими касательными напряжениями является третья теория прочности, по которой предельное состояние описывается уравнением (1). В этом уравнении можно использовать традиционные формулы механики сплошной среды [18, 19], позволяющие рассчитывать главные напряжения в любой точке сечения, расположенного на оси симметрии нагрузки. Однако в работах [20, 21] показаны недостатки этого решения и разработан способ расчета минимального главного напряжения, который позволяет модифицировать модели механики зернистой среды и инженерные способы расчета напряжений [22–25]. Согласно этому способу минимальное главное напряжение вычисляют по формуле
(7)
Формула для определения представляет собой функцию глубины и имеет вид:
(8)
где К — коэффициент затухания (уменьшения) вертикального напряжения от равномерной нагрузки под осью ее симметрии.
Представив максимальное главное напряжение произведением давления, передаваемого дорожной одеждой на земляное полотно и коэффициентом его затухания по глубине, являющимся функцией, получим формулу:
(9)
После подстановке выражений для расчета главных напряжений в уравнение (1) получим зависимость:
(10)
Решив зависимость (10) относительно давления получим:
(11)
Зависимость (11) позволяет рассчитывать безопасное давление, при котором в наиболее опасной точке земляного полотна наступает предельное состояние по третьей теории прочности. Величина безопасного давления, вычисленная по формуле (11) меньше, чем по другим формулам, но и этот самый жесткий расчет не гарантирует отсутствие эффекта накапливания остаточных деформаций грунтами земляного полотна. Поэтому наряду с расчетом по сопротивлению сдвигу, а именно по безопасным давлениям целесообразно выполнять расчет пластических деформаций [26–31] и сравнивать их с предельными глубинами неровностей [32–34]. Кроме того, полезно выполнять расчет по сопротивлению сдвигу асфальтобетонного покрытия, для которого можно задействовать методики, предложенные в работах [35, 36].
Литература:
- Александров А. С. Совершенствование расчета дорожных конструкций по сопротивлению сдвигу. Том Часть 1. Состояние вопроса. — Омск: СибАДИ, 2015. — 292 с.
- Гольденблат И. И., Копнов В. А. Критерии прочности и пластичности конструкционных материалов. — М.: Машиностроение, 1968. — 192 с.
- Семенова Т. В., Долгих Г. В., Полугородник Б. Н. Применение Калифорнийского числа несущей способности и динамического конусного пенетрометра для оценки качества уплотнения грунта // Вестник СибАДИ, 2014, № 1 — С. 59–66.
- Александрова Н. П., Троценко Н. А. Применение измерителя жесткости грунта Geogauge для оценки качества уплотнения при операционном контроле // Вестник СибАДИ, 2014, № 3 — С. 40–47.
- Александрова Н. П., Семенова Т. В., Стригун К. Ю. Совершенствование методов экспресс оценки качества уплотнения грунтов земляного полотна строительства автомобильных дорог / Н. П. Александрова, // Вестник СибАДИ. — 2015. — № 4. — С. 46–57.
- Heukelom W., Klomp A. J. G. Dynamic Testing as a Means of Controlling Pavements During and After Construction. Proc., of 1st International Conference on Structural Design of Asphalt Pavements. 1962.
- Witczak M. W., Qi X., Mirza M. W. Use of Nonlinear Subgrade Modulus in AASHTO Design Procedure // Journal of Transportation Engineering, Vol. 121, No. 3 1995. Pp. 273–282.
- Puppala A. J. Estimating Stiffness of Subgrade and Unbound Materials for Pavement Design // NCHRP Synthesis 382, Transportation Research Board, National Research Council, Washington, DC 2008. 139 p.
- Александров А. С., Долгих Г. В., Калинин А. Л. О допускаемых давлениях на грунты земляного полотна и слои дорожной одежды // Наука и техника в дорожной отрасли. — 2012. № 2. — С. 10–13.
- Александров А. С. Совершенствование расчета дорожных конструкций по сопротивлению сдвигу. Том Часть 2. Предложения: монография. — Омск: СибАДИ, 2015. — 262 с.
- Долгих Г. В. Расчет грунтов земляного полотна по критерию безопасных давлений // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. — 2013. — № 6 (34). — С. 43–49.
- Долгих Г. В. Расчет нежестких дорожных одежд по критерию безопасных давлений на глинистые грунты земляного полотна // Автореф. Дис. канд. техн. наук. — Омск: СибАДИ. — 2014. — 20 с.
- Александров А. С., Калинин А. Л. Совершенствование расчета дорожных конструкций по сопротивлению сдвигу. Часть 1. Учет деформаций в условии пластичности Кулона-Мора // Инженерно-строительный журнал. — 2015. № 7 (59). — С. 4–17.
- Александрова Н. П., Александров А. С., Чусов В. В. Модификация критериев прочности и условий пластичности при расчетах дорожных одежд // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. — 2015. № 1 (41). — С. 47–54.
- Чусов В. В. Перспективы применения эмпирических условий пластичности грунтов и определение их параметров при трехосных испытаниях грунтов Вестник ВолГАСУ. — 2015. № 4 (61). — С. 49–57.
- Александров А. С., Долгих Г. В. Калинин А. Л. Модификация критериев прочности сплошной среды для расчета грунтов земляного полотна по сопротивлению сдвигу // В сборнике: Архитектура. Строительство. Транспорт. Технологии. Инновации Материалы Международного конгресса ФГБОУ ВПО «СибАДИ». — Омск: СибАДИ, 2013. — С. 228–235.
- Александров А. С., Долгих Г. В., Калинин А. Л. Применение критерия Друкера-Прагера для модификации условий пластичности // Наука и техника в дорожной отрасли. — 2013. № 2. — С. 26–29.
- Foster, С.R., Ahlvin R. G. Stresses and deflections induced by a uniform circular load. // Proc. Highway Research Board. — 1954. — Vol. 33. — P. 236–246.
- Craig R. F. Soil Mechanics. — Seventh edition. Department of Civil Engineering, University of Dundee, UK. — Published by Taylor & Francis e-Library, London and New York, 2004. — 447 p.
- Александров А. С., Долгих Г. В., Юрьев Д. В. Расчет главных напряжений в слоях дорожной одежды из дискретных материалов // Транспортное строительство. — 2011. — № 7. — С. 17–22.
- Александров А. С. Один из путей расчета минимальных главных напряжений в грунтах земляного полотна // В сборнике: Архитектура. Строительство. Транспорт. Технологии. Инновации Материалы Международного конгресса ФГБОУ ВПО «СибАДИ». — Омск, СибАДИ, 2013. — С. 217–228.
- Александрова Н. П., Семенова Т. В., Долгих Г. В. Совершенствование моделей расчета главных напряжений и девиатора в грунте земляного полотна // Вестник СИБАДИ. — 2014. — № 2 (36). С. 49–54.
- Александрова Н. П. Модифицированные модели для расчета главных напряжений в грунте земляного полотна // В сборнике: Архитектура. Строительство. Транспорт. Технологии. Инновации Материалы Международного конгресса ФГБОУ ВПО «СибАДИ». Омск, 2013. — С. 236–246.
- Александров А. С., Долгих Г. В. Калинин А. Л. Один из путей совершенствования расчета дорожных одежд по условию сопротивления сдвигу в грунте земляного полотна // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. — Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2013. — С. 9–22.
- Александров А. С., Александрова Н. П., Долгих Г. В. Модифицированные модели для расчета главных напряжений в дорожных конструкциях из дискретных материалов // Строительные материалы. — 2012. — № 10. — С. 14–17.
- Семенова Т. В., Гордеева С. А., Герцог В. Н. Определение пластических деформаций материалов, используемых в дорожных конструкциях // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. — 2012. — № 4 (37). — С. 247–254.
- Семенова Т. В., Герцог В. Н. Пластическое деформирование материалов с дискретной структурой в условиях трехосного сжатия при воздействии циклических нагрузок // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. — 2013. — № 1 (29). — С. 68–73.
- Александров А. С., Киселева Н. Ю. Пластическое деформирование гнейс- и диабаз материалов при воздействии повторяющихся нагрузок // Известия высших учебных заведений. Строительство. — 2012. — № 6. — С. 49–59.
- Александров А. С. Пластическое деформирование гранодиоритового щебня и песчано-гравийной смеси при воздействии трехосной циклической нагрузки // Инженерно-строительный журнал. — 2013. — № 4 (39) — С. 22–34.
- Александров А. С. Применение теории наследственной ползучести к расчету деформаций при воздействии повторных нагрузок: монография. — Омск: СибАДИ, 2014. — 152 с.
- Александров А. С. Обобщающая модель пластического деформирования дискретных материалов дорожных конструкций при воздействии циклических нагрузок // Строительные материалы. 2016. № 5. С. 27–30.
- Герцог В. Н., Долгих Г. В., Кузин В. Н. Расчет дорожных одежд по критериям ровности. Часть 1. Обоснование норм ровности асфальтобетонных покрытий // Инженерно-строительный журнал. — 2015. — № 5 (57) — С. 45–57.
- Александров А. С., Гордеева С. А., Шпилько Д. Н. О допускаемых и предельных значениях неровностей асфальтобетонных покрытий дорожных одежд жесткого типа //Автомобильная промышленность. — 2011. — № 2. — С. 31–35.
- Александров А. С., Александрова Н. П., Семенова Т. В. О проектировании шероховатости дорожных покрытий и дождевой канализации по условиям безопасности движения // Автомобильная промышленность. — 2008. — № 8 — С. 36–38.
- Чусов В. В. Применение теории накапливания повреждений в условиях пластичности асфальтобетона для расчета дорожных покрытий по сопротивлению сдвигу // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 221–227.
- Александрова Н. П., Александров А. С., Чусов В. В. Учет поврежденности структуры асфальтобетона в критериях прочности и условиях пластичности // В сборнике: Политранспортные системы материалы VIII Международной научно-технической конференции в рамках года науки Россия — ЕС. Новосибирск: СГУПС, 2015. — С. 219–225.