In the article the theoretical model of the personal professional success of sales managers is described. Kontseptualizovano The concept of a mode of personal life is conceptualised, the structural components of the professional success in the aspect of existential-humanistic and subject-being approach are opened. The model is opened as hierarchically interconnected integrative characteristic of the professional success from several foreshortenings: intentsional, vector and structural.
Keywords: professional success, professional successes, personal potential, personal resource, subject, mode of personal life.
Проблема успеха волновала людей еще в древности. Так, Гесиод, говоря о социальных причинах и личностной обусловленности богатства и бедности как успеха и неуспеха, отмечал, что они выражаются в способностях и усилиях личности, направляемых на достижение определенного результата (материального уровня жизни). Мотивам славы и признания большое внимание уделял в своих диалогах Платон. Слава, по его мнению, — форма признания тех или иных заслуг личности, оценка реальных и мнимых достоинств человека [6].
В современных зарубежных источниках под профессиональным успехом принято понимать комплекс позитивных результатов, являющихся следствием достижений всей карьеры человека, как в психологическом плане, так и в плане объективных профессиональных результатов [7].
Анализ обзорных работ, монографий и авторефератов диссертаций показал, что исследования проявлений профессиональной успешности имеют давнюю историю изучения в зарубежных исследованиях (30-е г. 20 века). В отечественных работах традиция изучения профессиональной успешности прослеживаются с 60–70-х гг. 20 века и опирается на фундаментальные труды западных ученых (А. Маслоу, Э. Эриксона, Дж. МакКелланда, Дж.Г.Гринхауса и др.).
Можно указать на следующие особенности изучения профессиональной успешности:
1) исследователи демонстрируют различные подходы как к пониманию самого понятия «профессиональная успешность», так и к описанию факторов и критериев, определяющих профессиональный успех (в зарубежных исследованиях можно выделить три основных подхода, в отечественных — семь наиболее разработанных подходов);
2) несмотря на противоречивость полученных результатов по проблеме исследования, можно выделить положительную корреляцию между эмпирическими исследованиями ряда как зарубежных, так и отечественных авторов;
3) профессиональная успешность изучалась в контексте акмеологии (исследование условий и факторов движения человека к вершинам профессионального мастерства в работах А. А. Дергач, Б. Г. Ананьев, Е. П. Ильин и др.); исследовались успешность педагогов (А. К. Маркова, В. Д. Шадриков, Н. В. Кузьмина и др.) профессиональная успешность руководителей (Р. Стогдилл, АА. Мурашов, К. А. Бабиянц и др.).
4) Исследования профессиональной успешности менеджеров по продажам в основном посвящены частным аспектам: изучение профессиональной идентичности Е. Казурова (1999); коммуникативной компетенции В. Н. Кустов (2007); профессиональной мотивации Е. М. Красова (2010). Также данная проблема разрабатывалась в трудах по психической регуляции профессиональной деятельности Е. Е. Войлокова (2010); профессионального становления Е. В. Балакшина (2011); компетентность во взаимосвязи с профессиональной успешностью Ю. В. Всемирнова (2015) и др.
В настоящее время наблюдается переход в понимании профессиональной успешности от концепции способностей и профессионально-важных качеств к компетентности, личностным ресурсам и потенциалу (Ильин, 1983; Марков, 2001; Синягин, 2004, Бодров; 2006; Поваренков, 2008;).
Описание профессиональной успешности сводится к выделению личностных и профессиональных ресурсов и личностного потенциала, обуславливающих успех в различных сферах деятельности. При этом ресурсы часто рассматривают как структурный компонент личностного потенциала (Б. Г. Ананьев, Т. М. Давденко, А. А. Деркач, М. А. Холодная, В. Г. Зазыкин и др.). Ресурсы как личностные, так и социальные также рассматривают в рамках теории стресса, как мобилизацию возможностей для преодоления трудных жизненных ситуаций (С.Хобфолл, В. А. Бодров, Л. В. Куликов).
Понятие «личностный потенциал», в свою очередь, определяется как способность человека к умножению своих внутренних возможностей, способностей к развитию, как личностному, так и профессиональному. Генезис данного понятия относиться к адаптационной теории, как способности приспосабливаться к любым условиям внешней среды, в том числе стрессовым факторам (С. Мадди, А. Г. Маклаков).
Следует отметить, что профессиональных успех, обуславливается наличием ресурсов, или уровнем развития личностного потенциала, которые определяются как интегративные личностные качества (Д. А. Леонтьев), при этом, не представлено четко сформулированные и описанные ядерные конструкты профессионально успешного менеджера по продажам.
С нашей точки зрения, профессиональная успешность должна быть рассмотрена не только сточки зрения биологических и социальных ресурсов и возможностей развития, проявленных в объективно наблюдаемом профессиональном успехе, но и, с точки зрения экзистенции личности. Как отмечали отечественные ученые, к концу XX в. акцент с познавательной парадигмы исследования смещается на экзистенциальную (Б. С. Братусь, В. В. Знаков, Д. А. Леонтьев). Т. е. личностное развитие и профессиональная успешность могут быть рассмотрены в ракурсе модуса личностного бытия.
Нами была разработана теоретическая структурная модель, которая опирается на концептуальные положения зарубежных и отечественных исследователей, а именно:
– системный подход, раскрытый в трудах Б. Г. Ананьева, В. П.Кузьмина, Б. Ф. Ломова, В. Д. Шадрикова;
– экзистенциально-гуманистический подход, в котором рассматривается процесс генезиса личностной идентичности и способы бытия личности во взаимодействии с социумом (Э.Эриксон, Дж. Марсия, Х.Маркус, Дж. Мид, Х.Тэджфел, Г.Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу, К. Левин, Р.Бернс);
– субъектно-бытийный подход к личности (C.JI. Рубинштейн, A. B. Брушлинский, З. И. Рябикина, В. В. Знаков, С. К. Нартова-Бочавер, Г. Ю. Фоменко, А. Р. Тиводар и др.).
Психология человеческого бытия представляет собой новое перспективное направление развития психологической науки, по мнению В. В. Знакова, B. C. Мухиной, З. И. Рябикина, В. И. Слободчикова и др. Психология человеческого бытия как направление развития психологии субъекта возникла с появлением постнеклассической парадигмы. Психология человеческого бытия как считает С.Квале представила возможность «расширить ценностно-смысловые контексты, в которые включались классические психологические проблемы, выйти за рамки категории деятельности и обратиться к понятию существования, от бытия перейти к становлению, непрерывному развитию психики субъекта» [2, с. 19].
В субъектно-бытийном подходе личность определяется как полипространственная система, интенционально направленная в своей субъектной активности на обретение целостности, и, одновременно, на экспансию своей бытийности. Бытийность в данном контексте определяется как повседневность, в которой личность продолжает (продлевает) себя, подтверждая субъектной активностью свою реальность своего бытия. Рассмотрение личности с позиции субъектно-бытийного подхода акцентирует внимание на процессуалъности личности в ее повседневной бытийности.
Личность в зависимости от выполняемых ей функций может быть рассмотрена в качестве нескольких основных субъектов: как субъекта жизни (бытия) и как субъекта деятельности. Как «субъект бытия личность представляет собой совокупность интенций, призванных решать смысложизенные задачи, в частности, обретения, сохранения и реализации индивидуального смысла жизни» [4, с.28].
Субъективными критериями, отражающими актуальное состояние развития и текущий статус личности как субъекта бытия, выступают: 1) общий уровень осмысленности жизни; 2) степень удовлетворенности жизнью в целом; 3) отсутствие — наличие и интенсивность переживания смысложизненного кризиса. «Личностная активность, направленная на решение смысложизненнных задач, охватывает все виды деятельности человека (метадеятельность), в том числе и профессиональною деятельность» [4, с. 31].
В определении основных категорий субъектно-бытийного подхода «личность», «бытие», «субъект», «модус бытия личности» мы исходили из их содержательной интерпретации в философско-антропологической концепции С. Л. Рубинштейна.
С. Л. Рубинштейн рассматривал личность не как феноменологическую данность, а как результат генезиса в процессе становления и развития [1].
Проблема изучения соотношения личности и бытия для С. Л. Рубинштейна связана с осмыслением сложной диалектики внутреннего и внешнего планов бытия [5]. Для бытийного похода характерно рассмотрение структуры личности как детерминанты пространства личности, которое определяет образ бытия во внешнем пространстве. Развитие личности и обретение человеком личностной зрелости сопровождается появлением способности к порождению новых когнитивных структур внутри пространства смыслов и самоактуализацией, трактуемой как экспансия личностных структур во взаимодействие с социумом [5].
Субъектность − это сущностная характеристика личности, определяющая его взаимоотношения с внешним миром и позволяющая познавать и преобразовывать как окружающий мир, так и самого себя. (С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев).
В нашей модели профессиональная успешность раскрывается с позиции субъективно-бытийного подхода. Успешность личности и профессиональная успешность в частности, может быть рассмотрена в качестве системного единства процессов социальной адаптации, самореализации личности и её самоутверждения в социуме. Поэтому, успех обусловлен социальной природой человека, проявлением его сущностного творческого начала, в данном случае способа существования личности в мире — модуса личностного бытия (рис.1).
Рис.1. Теоретическая структурная модель личностной профессиональной успешности
«Модус личностного бытия рассматривается как результирующая переменная процесса экзистенциального самоопределения и субъективного позиционирования личности, выступает в качестве показателя сформированности психологической готовности к деятельности» [3,С. 6–8].
Мы, опираясь на концепцию Литвиновой О. Ю., определяем модус личностного бытия как интегративное структурное образование, которое можно описать в нескольких аспектах:
– векторном, включающим личностное, профессиональное и социальное развитие, как процесс, так и становление личностной и профессиональной зрелости и самосознания;
– интенциональном, описывающим активность личности в двух основных направлениях: экстраполяции (как расширение сферы своего бытия и активной жизненной позиции) и редукции (как сворачивании социальной активности и стагнации развития личности, обособление от общества и профессиональной среды, маргинализм);
– структурном, раскрывающем компоненты личностного бытия: modus kognitioni (образ мыслей), modus operandi (образ действий) modusvivendi (образ бытия). Образ мыслей, описывает базовые установки и мотивационные компоненты, определяет самосознание личности. Образ действий, это проявление ядерных характеристик личности посредством предикторов поведения в деятельности. Соответственно, предикторы могут описывать как поведение успешного менеджера по продажам, так и неуспешного.
Следовательно, модус личностного бытия можно рассматривать как интегральную характеристику, сочетающая в себе особенности субъективного позиционирования личности и экзистенциальные конструкты ее бытия (ценностные ориентации, активность, профессиональную идентичность и др.).
Однако, характер бытия может, как препятствовать, так и благоприятствовать человеку в его стремлении стать зрелой личностью, реализовать свои потенциалы, наполнить бытие смыслом. В данном контексте, личностная профессиональная успешность рассматривается как способ реализации личностного бытия, через экстраполяцию всех структурных компонентов (модусов) и гармоничное развитие, как в профессиональной, так и личностной и социальной сфере. Успех имеет две основные проявленности: внешнюю — социальную (объективированную) и внутреннюю — личностную (экзистенциальную).
Личностная профессиональная успешность переживается как экзистенциальный феномен, сопровождающийся самоощущением успешности и гармоничного бытия в мире, а также признанием профессиональных достижений и успехов в социуме.
Кроме того бытие личности в мире не изолированно, а включено в социальные взаимодействия, и профессиональное развитие и успешность личности опосредуются уровнем и активностью социальных контактов. Одним из существенных факторов профессиональной успешности является мотивация достижения (Дж. Аткинсона, Д. Макклелланда, Х. Хекхаузен, и др.).
X. Хекхаузен в своих работах упоминал «четвертый взгляд» на проблему мотивации, в котором он видел перспективу, завтрашний день психологии мотивации, — взгляд на внешнюю ситуацию как на пространство не стимулов, а возможностей.
Взаимодействие модуса личностного бытия с пространством возможностей дает стимул к трансформации интериоризированных личностных когнитивных структур (ядерных структур личности), профессиональной успешности и личностной зрелости. В процессе свершаемых действий между двумя полюсами «успеха» и «неуспеха» осуществляется реальная жизнедеятельность, а именно, успешная (экстраполяция) и неуспешная (редукция).
Таким образом, модус личностного бытия мы будем понимать как интегративную характеристику личности, которая включает в себя конструкты когнитивного самосознания и поведенческого проявления, отражает степень личностной активности и зрелости, а также опосредует профессиональную успешность.
Литература:
1. Абульханова К. А., Славская А. Н. Предисловие // Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. М.: Питер, 2003.
2. Квале, С. Исследовательское интервью. М., 2003., С. 19.
3. Литвинова О. Ю. Рассмотрение модусов бытия личности в аспекте сформированности психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях [Текст] // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 6–8.
4. Личность профессионала в современном мире / Отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. — 942 с. (Труды Института психологии РАН), C.28.
5. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.
6. Старикова О. В. Личностный потенциал // Преступление и наказание от «А» до «Я» (словарь по пенитенциарной психологии) / под общей редакцией Д. В. Сочивко. — М.: МПСИ, 2009. — С.145.
7. Pinquart M., Juang L. P., Silbereisen R. K. Selfefficacy and successful school-to-work transition: A longitudinal study // J. Vocat. Behav. 2003. V. 63. P. 329–346.