В статье предпринята попытка анализа и оценки сотрудничества государственных гражданских служащих как фактор повышения эффективности деятельности органов государственной исполнительной власти. Проведено исследование коммуникативной компетентности и готовности к сотрудничеству государственных служащих Министерства с помощью методики 16-факторного личностного опросника Р. Кэттелла (коммуникативный блок). Составлена и апробирована анкета по развитию форм сотрудничества государственных гражданских служащих.
Выдвинута гипотеза о том, что низкий уровень развития форм сотрудничества влияет на эффективность деятельности органа государственной власти.
Ключевые слова: формы сотрудничества, коммуникативная компетентность, эффективность деятельности, государственные гражданские служащие, органы государственной власти
Исследование феномена сотрудничества проводилось в два этапа. Первый этап исследования содержал диагностику коммуникативной компетентности и готовности к сотрудничеству государственных служащих Министерства с помощью методики 16-факторного личностного опросника Р. Кэттелла (коммуникативный блок).
Второй этап исследования включал в себя разработку анкеты по выделенным нами ранее формам сотрудничествам и барьерам, им препятствующим.
Гипотезами исследования на данном этапе являются следующие:
- Авторитарное вертикальное сотрудничество в органах государственной власти преобладает.
- Сотрудничество не рассматривается как механизм качества работы органов государственной власти.
- Механизм принятия государственных решений не позволяет развивать горизонтальные формы сотрудничества.
- Нет корпоративного духа (корпоративной культуры) в органе государственной власти.
- Сотрудничество есть, но никто не анализирует эффективность форм с результативностью.
- Эффективность сотрудничества влияет на государственных гражданских служащих, работу отделов и органа государственной власти.
Задачами эмпирической части исследования являлась диагностика коммуникативной компетентности и готовности к сотрудничеству государственных служащих Министерства. Для нашего исследования актуальным является только коммуникативный блок. Результаты исследования по коммуникативному блоку представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования по коммуникативному блоку
№ |
Инициалы |
Шкалы |
||||||||||
A |
H |
F |
N |
Ср. |
Ин-лы |
A |
H |
F |
N |
Ср. |
||
1 |
К. Е |
9 |
5 |
8 |
8 |
7.5 |
К. М |
9 |
9 |
8 |
3 |
7.25 |
2 |
Ж. А |
6 |
4 |
7 |
7 |
6 |
М. Л |
8 |
8 |
7 |
7 |
7.5 |
3 |
З. А |
10 |
10 |
10 |
8 |
9.5 |
З. Л |
6 |
8 |
5 |
5 |
6 |
4 |
А. Ю |
9 |
7 |
7 |
5 |
7 |
М. Л |
9 |
9 |
7 |
5 |
7.5 |
5 |
Б. Ю |
5 |
4 |
4 |
9 |
5.5 |
М. М |
9 |
5 |
7 |
7 |
7 |
6 |
З. Д |
7 |
9 |
8 |
4 |
7 |
Л. С |
6 |
5 |
8 |
7 |
6.5 |
7 |
А. Д |
9 |
4 |
10 |
7 |
7.5 |
Л. С |
9 |
9 |
7 |
3 |
7 |
8 |
М. И |
5 |
6 |
5 |
6 |
5.5 |
Ш. П |
4 |
9 |
6 |
7 |
6.5 |
9 |
Д. И |
6 |
9 |
7 |
7 |
7.25 |
Б. А |
8 |
8 |
7 |
5 |
7 |
10 |
Л. К |
10 |
7 |
5 |
6 |
7 |
Л. О |
4 |
6 |
7 |
3 |
5 |
Сумма |
7.23 |
|||||||||||
Коммуникативный блок: факторы: А — открытость, замкнутость; Н — социальная смелость; F — сдержанность — экспрессивность; N — социальная проницательность (социальная наивность).
В результате проведенного анализа было установлено, что средняя арифметическая по показателю коммуникативная компетентность больше чем по шкалам эмоционального и интеллектуального блоков. Из этого можно сделать вывод, что у испытуемых в данном возрасте менее выражены черты эмоционального и интеллектуального блоков, наряду с коммуникативным блоком.
Изучение личностных качеств по опроснику Кеттелла позволяет сделать вывод, что у государственных служащих выражены факторы, входящие в коммуникативный блок, что характеризует гибкость в деятельности и установках, развитое чувство эмпатии, жизнерадостность, общительность, смелость, решительность, социальную проницательность, готовность к сотрудничеству.
В исследовании решались задачи диагностики коммуникативной компетенции испытуемых.
Результаты, полученные в ходе данного исследования, позволяют сделать следующие вывод, что коммуникативная компетентность проявляется в коммуникативном поведении, которое предполагает применение интеллектуальных способностей в ситуациях межличностного взаимодействия (общения), то есть, коммуникативная компетентность связана с результатом деятельности.
Следовательно, высокий уровень коммуникативной компетентности, который был выявлен в ходе исследования, показывает стремление государственных служащих к сотрудничеству, научению, расширению знаний и опыта, тренингам вследствие чего можно развивать личностные и коммуникативные свойства и саморегуляцию.
Проанализируем реализацию выделенных нами примерных форм сотрудничества в Министерстве молодежной политики и спорта Республики Башкортостан (рисунок 1).
Исследование было проведено в форме анкетирования, государственные служащие выставляли оценку эффективности формам сотрудничества в баллах от 1 до 10.
Анкета содержала 3 блока: как есть на данный момент, как хотелось бы, что мешает (нужно было отметить помехи в сотрудничестве государственных гражданских служащих, либо дописать свое мнение.
Рис. 1. Результаты исследования по эффективности форм сотрудничества (анкетирование)
Таким образом, по результатам исследования наиболее эффективными формами сотрудничества можно признать прием граждан — 87 %, деловое совещание — 72 %, повышение квалификации, обучение — 68 % и проведение конференций — 69 %. Наименее эффективными формами сотрудничества в результате исследования признаны письменное сотрудничество — 43 %, обмен опытом -36 %, консультации — 49 %.
На удовлетворительном уровне были оценены общение — 59 %, круглый стол — 56 %, проведение дискуссий — 65 %.
В целом сотрудничество государственных гражданских служащих по результатам исследования признано недостаточно эффективным.
Если профессиональное сотрудничество оценено на удовлетворительном уровне, так же, как и вертикальное, то личностное и горизонтальные формы сотрудничества оценены очень низко.
В ходе исследования рассмотрена эффективность деятельности Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан и влияние на ее сотрудничество работников аппарата.
Государственная молодежная политика в республике основана на законах Республики Башкортостан от 12 ноября 1991 года № ВС-9/74 «О государственной молодежной политике в Республике Башкортостан» (принят первым в Российской Федерации в 1991 году), от 31 октября 1996 года № 53-з «О государственной поддержке деятельности детских, подростковых, молодежных клубов и центров», от 24 июля 2002 года № 350-з «О государственной поддержке молодых семей в Республике Башкортостан» и на других нормативных правовых актах.
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р (с последующими изменениями), предусматривает в качестве основных целей осуществления этой политики «развитие и реализацию потенциала молодежи в интересах России».
Основным показателем развития массового спорта является увеличение доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом. За 2015 год данный показатель составил 28,8 %. К концу 2016 года он должен увеличиться до 30 %, причем, быть реальным и соответствовать действительности.
Рассмотрим эффективность выполнения текущих целевых программ в сфере спорта и молодежной политики. В настоящее время Министерством молодежной политики и спорта реализуются две целевые программы:
‒ Республиканская долгосрочная целевая программа «Развитие молодежной политики в Республике Башкортостан на 2012–2017 годы», утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июня 2012 г. № 201;
‒ Республиканская программа «Развитие физической культуры и спорта в Республике Башкортостан» на 2014–2018 годы, утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 августа 2013 года N 374.
Целью программы является повышение интереса населения РБ к занятиям физической культурой, спортом и спортивным туризмом; подготовка специалистов; развитие инфраструктуры и материально-технической базы сферы физической культуры, спорта и спортивного туризма. В программе определены источники и размеры финансирования по годам.
По итогам 2015 года достигнуты плановые значения целевых индикаторов и показателей по вышеупомянутым программам:
‒ Развитие молодежной политики в Республике Башкортостан — 8,33 %;
‒ Развитие физической культуры и спорта в Республике Башкортостан — 6,67 %.
Не радует информация о реализации запланированных мероприятий (от запланированного):
‒ Развитие физической культуры и спорта в Республике Башкортостан — 28 %;
‒ Развитие молодежной политики в Республике Башкортостан — 11,85 %.
Выделенные средства на реализацию запланированных программ освоены соответственно в объеме 74 % и 70 % соответственно (Рисунок 2).
Рис. 2. Информация об эффективности реализации целевых программ.
Таким образом, по данным рисунка 2 видно, что эффективность реализации вышеупомянутых государственных программ очень низкая.
В результате исследования некоторые гипотезы были подтверждены:
Авторитарное вертикальное сотрудничество в органах государственной власти преобладает, сотрудничество не рассматривается как механизм качества работы органов государственной власти, механизм принятия государственных решений не позволяет развивать горизонтальные формы сотрудничества.
Корпоративный дух (корпоративная культура) в органе государственной власти находится в процессе зарождения и развития, необходимо на нормативном уровне выстроить систему взаимодействия и сотрудничества государственных гражданских служащих.
Выявлено преобладание формальных форм сотрудничества над неформальными, но никто не анализирует эффективность форм с результативностью.
Эффективность сотрудничества влияет на государственных гражданских служащих, работу отделов и органа государственной власти.
Литература:
- Республиканская долгосрочная целевая программа «Развитие молодежной политики в Республике Башкортостан на 2012–2017 годы», утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июня 2012 г. № 201.
- Республиканская программа «Развитие физической культуры и спорта в Республике Башкортостан» на 2014–2018 годы, утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 августа 2013 года N 374.
- О ходе реализации и об оценке эффективности реализации государственных программ Республики Башкортостан по итогам 2015 года // http://www.pravitelstvorb.ru/