В данной статье рассматриваются организационно- педагогические основы занятий борьбы на поясах в образовательных и спортивных школах.
Ключевые слова: учащиеся, борьба на поясах, гармонично развитая личность, общеобразовательные спортивные учреждения.
This article deals with organizational- pedagogical basis of belt wrestling lessons in secondary and sports schools.
Keywords: Pupils, belt wrestling, harmonious developed personality, secondary sports institutions.
В соответствии с Законом «Об образовании» и Национальной программой по подготовке кадров в Республике Узбекистан разработаны Государственные Образовательные Стандарты для всех звеньев непрерывного образования, создано новое поколение учебных программ, учебников, методических пособий, дидактических материалов, внедрены в практику информационно-коммуникационные технологии, пособия для самостоятельной работы и внеклассного чтения, сборники тестовых заданий, комплекс учебных словарей и других видов справочной литературы и др.
На современном научно-педагогическом уровне проводятся ежегодные учительские конференции, республиканские, областные, районные и городские олимпиады школьников, эффективно работают научные студенческие общества и другие виды и формы научно-творческих объединений, развивающие способности и таланты подрастающего поколения и молодёжи Республики Узбекистан во всех сферах знаний и деятельности, что достойно отмечается не только в нашей стране, но и во всём мире.
«Молодёжь — это не только наша надежда и будущее, — подчёркивает Президент Узбекистана И. А. Каримов, — молодёжь — решающая сила нашего сегодняшнего и завтрашнего дня. Молодёжь год от года набирает силу, энергию и смелость, развивает способность реализовывать грандиозные планы и задачи в жизни. … Одним словом, нужно не только доверять молодому поколению, но и расширять поле его самоутверждения» [1].
Формирование у школьников активной жизненной позиции, воспитание нравственности является одним из важных приоритетов государства. Использование средств, форм и методов физической культуры и спорта в учебно-воспитательной работе в образовательной и спортивной школе будет способствовать формированию здорового поколения. Именно с первых дней независимости было отмечено: «… мы должны возвести эту работу в ранг государственной политики, превратить её в поистине общенародное движение».
Первоначально понятие «физическая культура», переведённое с латинского, означало возделывание, труд по физическому совершенствованию или движение вперёд на этом пути. Со временем к спорту стали относиться как необходимому для развития человека компоненту. Ведь спорт проповедует все основные человеческие добродетели, почитаемые и уважаемые каждым народом, вместе с тем в нём заложены состязательность, преклонение перед результатами — как высшее желание людей в самореализации личности.
Физическая культура, в сущности — это деятельность, в основе которой лежит любовь к человеку, идея к его совершенствованию.
Среди всех видов спорта очень популярна борьба, как древнейший народный вид спорта. Ведь с давних времён борьба служила физическому воспитанию сильных и бесстрашных воинов. В разные исторические эпохи проводили соревнования по борьбе. Ещё в VI-XII веках устраивались состязания по борьбе на поясах для отбора воинов в свои передовые отряды. В них народ отражал свои национальные обычаи, условия проживания и особенности культуры. Борьба как вид спорта культивируется различными народами на протяжении многих веков.
Созданные народами в течение многих столетий физические упражнения и состязания и сегодня являются уникальными средствами физического воспитания подрастающего поколения, и национальная борьба как массовый вид спорта пользуется большой популярностью среди населения, оставаясь сердцевиной многих народных праздников. Национальная борьба очень темпераментна и зрелищна, а правила её просты и понятны.
Борьба «Кураш» один из самых сложных видов борьбы. Сложность её заключается в том, что от борца требуется хорошая координация движения, смелость и большая физическая сила.
Тактика борьбы — это умелое использование технических, физических и волевых возможностей с учётом особенностей противника и конкретно сложившейся ситуации с целью достижения победы в соревнованиях и в целом.
Борьба на поясах — это один из популярных видов спорта в нашей стране. Это сложно координированный вид спорта, отличающийся быстротой простых и сложных реакций, высокой скоростью переработки информации и принятия решений, концентрацией и распределением внимания, а также другими важными качествами.
Борьба на поясах — вид спорта, характеризующийся взаимным преодолением сопротивления борцов, стремящихся добиться победы путём применения различных технических и тактических действий, разрешённых правилами соревнований. Борьба как вид спорта характеризуется единоборством при непосредственном соприкосновении с соперником. Цель борца в схватке — преодолеть сопротивление соперника и выиграть поединок.
Борьба на поясах развивает силу, быстроту, координацию, точность движений, выносливость, способствует формированию важных прикладных навыков самозащиты, а также является эффективным средством воспитания ценных моральных и волевых качеств: целеустремлённости, мужества, находчивости. Поэтому борьба на поясах является важным средством физического воспитания подрастающего поколения.
Проводимые занятия по борьбе на поясах в образовательных и спортивных учреждениях есть средство воспитания, укрепления здоровья. Они помогают растить сильную, крепкую физически и духовно готовую к жизненным испытаниям молодёжь.
Борьба на поясах характеризуется взаимным преодолением сопротивления с помощью применения разрешённых правилами соревнования специальных технических и тактических действий.
Организационно-педагогические основы занятий борьбы на поясах в образовательных и спортивных учреждениях основаны на подготовке квалифицированных спортсменов, обеспечивая укрепление их здоровья и разностороннее физическое развитие.
Спортивная деятельность человека охватывает две взаимосвязанные стороны: образовательную, в процессе которой человек совершенствует и преобразует свою природу, расширяет границы своих возможностей, а также познавательную, в которой спортсмен получает сумму знаний, умений, навыков, необходимых для достижения высоких спортивных показателей.
При подготовке борцов учитываются следующие методические положения:
– строгая преемственность задач, средств и методов в последовательности подготовки молодёжи;
– неуклонное возрастание объёма средств общей и физической подготовки;
– преемственность объёма и интенсивности тренировочных нагрузок, их неуклонный рост на протяжении тренировок;
– сочетание обучения технико-тактическим действиям с глубоким изучением теоретических вопросов в рамках программ общеобразовательных и спортивных школ;
– строгое соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе работы с юными спортсменами.
Успешная реализация этих положений возможна лишь при правильной организации подготовки спортсменов и обязательном учёте комплексной оценки результатов обучения и воспитания учащихся образовательных и спортивных школ.
Основными формами учебно-тренировочных занятий в образовательных и спортивных школах являются:
– групповые теоретические и практические занятия по расписанию;
– тренировки по индивидуальному плану, выполнение домашних заданий;
– просмотр учебных видеофильмов и кинофильмов, кинопрограмм и спортивных соревнований;
– участие в спортивных соревнованиях согласно календарному плану спортивных мероприятий, утверждённому организацией, в ведении которой находится спортивная школа.
Воспитание моральных и волевых качеств у молодёжи, формирование дружного спортивного коллектива, развитие у школьников процессов восприятия, внимания, устойчивости, сосредоточенности, распределения и переключения, способности управлять своими эмоциями, высокое чувство коллективизма, товарищеские взаимоотношения, сплоченность — необходимые условия хорошего психолого-педагогического климата на тренировочных занятиях и соревнованиях, сознательное отношение к тренировочному процессу, к важности освоения техники и тактики вида спорта, к повышению уровня физической подготовленности учащихся, эффективность технико-тактических действий в значительной мере определяется развитием внимания: его объёма, интенсивности, распределения и переключения. Умение спортсмена управлять своим эмоциональным состояниям в значительной степени содействует росту его спортивного мастерства.
На поясе руки и встретились взгляды
Мы сделали всё, что казалось, могли.
Под натиском воли не выдержит слабый
Попробуй меня оторвать от земли.
Ты держишь за пояс, и смотрит весь мир,
Ты вырвешь победу, мужайся батыр,
Вся жизнь наша схватка, вся жизнь как борьба
Нас мужество держит и это судьба!
Таким образом, физическая культура возвышает человека, делает его гордым, причастным к истории, традициям своего народа, даёт возможность чувствовать себя его частицей. А занятия по борьбе на поясах всегда носят воспитывающий характер, предусматривают рыцарство, благородство и зрелищность. Увлекая темпераментом, азартом, заряжая энергией оптимизма, борьба на поясах всегда притягивала и сегодня притягивает к себе внимание и пользуется большой популярностью среди населения, оставаясь сердцевиной многих народных праздников.
Литература:
- Каримов И. А. Наша главная цель — неуклонно следовать курсом построения свободного общества и благополучной жизни. — Ташкент, 2007. — С. 45–46.
- Полько Г. М. Методика организации обучения национальной спортивной борьбе «Көрәш»: Учебное пособие. — Сибай: РИЦ СИ БГУ, 2007. — 94 с.
- Вольная борьба: программа и учебное пособие для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Сост.: Ф. А. Керимов, А. К. Нуруллаев. — Ташкент: Лидер Пресс, 2007. — 158 с.