Организационно-педагогические основы занятий борьбы на поясах в общеобразовательных и спортивных учреждениях Республики Узбекистан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 06.06.2016

Статья просмотрена: 265 раз

Библиографическое описание:

Нигманов, Б. Б. Организационно-педагогические основы занятий борьбы на поясах в общеобразовательных и спортивных учреждениях Республики Узбекистан / Б. Б. Нигманов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1502-1504. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31239/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной статье рассматриваются организационно- педагогические основы занятий борьбы на поясах в образовательных и спортивных школах.

Ключевые слова: учащиеся, борьба на поясах, гармонично развитая личность, общеобразовательные спортивные учреждения.

This article deals with organizational- pedagogical basis of belt wrestling lessons in secondary and sports schools.

Keywords: Pupils, belt wrestling, harmonious developed personality, secondary sports institutions.

В соответствии с Законом «Об образовании» и Национальной программой по подготовке кадров в Республике Узбекистан разработаны Государственные Образовательные Стандарты для всех звеньев непрерывного образования, создано новое поколение учебных программ, учебников, методических пособий, дидактических материалов, внедрены в практику информационно-коммуникационные технологии, пособия для самостоятельной работы и внеклассного чтения, сборники тестовых заданий, комплекс учебных словарей и других видов справочной литературы и др.

На современном научно-педагогическом уровне проводятся ежегодные учительские конференции, республиканские, областные, районные и городские олимпиады школьников, эффективно работают научные студенческие общества и другие виды и формы научно-творческих объединений, развивающие способности и таланты подрастающего поколения и молодёжи Республики Узбекистан во всех сферах знаний и деятельности, что достойно отмечается не только в нашей стране, но и во всём мире.

«Молодёжь — это не только наша надежда и будущее, — подчёркивает Президент Узбекистана И. А. Каримов, — молодёжь — решающая сила нашего сегодняшнего и завтрашнего дня. Молодёжь год от года набирает силу, энергию и смелость, развивает способность реализовывать грандиозные планы и задачи в жизни. … Одним словом, нужно не только доверять молодому поколению, но и расширять поле его самоутверждения» [1].

Формирование у школьников активной жизненной позиции, воспитание нравственности является одним из важных приоритетов государства. Использование средств, форм и методов физической культуры и спорта в учебно-воспитательной работе в образовательной и спортивной школе будет способствовать формированию здорового поколения. Именно с первых дней независимости было отмечено: «… мы должны возвести эту работу в ранг государственной политики, превратить её в поистине общенародное движение».

Первоначально понятие «физическая культура», переведённое с латинского, означало возделывание, труд по физическому совершенствованию или движение вперёд на этом пути. Со временем к спорту стали относиться как необходимому для развития человека компоненту. Ведь спорт проповедует все основные человеческие добродетели, почитаемые и уважаемые каждым народом, вместе с тем в нём заложены состязательность, преклонение перед результатами — как высшее желание людей в самореализации личности.

Физическая культура, в сущности — это деятельность, в основе которой лежит любовь к человеку, идея к его совершенствованию.

Среди всех видов спорта очень популярна борьба, как древнейший народный вид спорта. Ведь с давних времён борьба служила физическому воспитанию сильных и бесстрашных воинов. В разные исторические эпохи проводили соревнования по борьбе. Ещё в VI-XII веках устраивались состязания по борьбе на поясах для отбора воинов в свои передовые отряды. В них народ отражал свои национальные обычаи, условия проживания и особенности культуры. Борьба как вид спорта культивируется различными народами на протяжении многих веков.

Созданные народами в течение многих столетий физические упражнения и состязания и сегодня являются уникальными средствами физического воспитания подрастающего поколения, и национальная борьба как массовый вид спорта пользуется большой популярностью среди населения, оставаясь сердцевиной многих народных праздников. Национальная борьба очень темпераментна и зрелищна, а правила её просты и понятны.

Борьба «Кураш» один из самых сложных видов борьбы. Сложность её заключается в том, что от борца требуется хорошая координация движения, смелость и большая физическая сила.

Тактика борьбы — это умелое использование технических, физических и волевых возможностей с учётом особенностей противника и конкретно сложившейся ситуации с целью достижения победы в соревнованиях и в целом.

Борьба на поясах — это один из популярных видов спорта в нашей стране. Это сложно координированный вид спорта, отличающийся быстротой простых и сложных реакций, высокой скоростью переработки информации и принятия решений, концентрацией и распределением внимания, а также другими важными качествами.

Борьба на поясах — вид спорта, характеризующийся взаимным преодолением сопротивления борцов, стремящихся добиться победы путём применения различных технических и тактических действий, разрешённых правилами соревнований. Борьба как вид спорта характеризуется единоборством при непосредственном соприкосновении с соперником. Цель борца в схватке — преодолеть сопротивление соперника и выиграть поединок.

Борьба на поясах развивает силу, быстроту, координацию, точность движений, выносливость, способствует формированию важных прикладных навыков самозащиты, а также является эффективным средством воспитания ценных моральных и волевых качеств: целеустремлённости, мужества, находчивости. Поэтому борьба на поясах является важным средством физического воспитания подрастающего поколения.

Проводимые занятия по борьбе на поясах в образовательных и спортивных учреждениях есть средство воспитания, укрепления здоровья. Они помогают растить сильную, крепкую физически и духовно готовую к жизненным испытаниям молодёжь.

Борьба на поясах характеризуется взаимным преодолением сопротивления с помощью применения разрешённых правилами соревнования специальных технических и тактических действий.

Организационно-педагогические основы занятий борьбы на поясах в образовательных и спортивных учреждениях основаны на подготовке квалифицированных спортсменов, обеспечивая укрепление их здоровья и разностороннее физическое развитие.

Спортивная деятельность человека охватывает две взаимосвязанные стороны: образовательную, в процессе которой человек совершенствует и преобразует свою природу, расширяет границы своих возможностей, а также познавательную, в которой спортсмен получает сумму знаний, умений, навыков, необходимых для достижения высоких спортивных показателей.

При подготовке борцов учитываются следующие методические положения:

– строгая преемственность задач, средств и методов в последовательности подготовки молодёжи;

– неуклонное возрастание объёма средств общей и физической подготовки;

– преемственность объёма и интенсивности тренировочных нагрузок, их неуклонный рост на протяжении тренировок;

– сочетание обучения технико-тактическим действиям с глубоким изучением теоретических вопросов в рамках программ общеобразовательных и спортивных школ;

– строгое соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе работы с юными спортсменами.

Успешная реализация этих положений возможна лишь при правильной организации подготовки спортсменов и обязательном учёте комплексной оценки результатов обучения и воспитания учащихся образовательных и спортивных школ.

Основными формами учебно-тренировочных занятий в образовательных и спортивных школах являются:

– групповые теоретические и практические занятия по расписанию;

– тренировки по индивидуальному плану, выполнение домашних заданий;

– просмотр учебных видеофильмов и кинофильмов, кинопрограмм и спортивных соревнований;

– участие в спортивных соревнованиях согласно календарному плану спортивных мероприятий, утверждённому организацией, в ведении которой находится спортивная школа.

Воспитание моральных и волевых качеств у молодёжи, формирование дружного спортивного коллектива, развитие у школьников процессов восприятия, внимания, устойчивости, сосредоточенности, распределения и переключения, способности управлять своими эмоциями, высокое чувство коллективизма, товарищеские взаимоотношения, сплоченность — необходимые условия хорошего психолого-педагогического климата на тренировочных занятиях и соревнованиях, сознательное отношение к тренировочному процессу, к важности освоения техники и тактики вида спорта, к повышению уровня физической подготовленности учащихся, эффективность технико-тактических действий в значительной мере определяется развитием внимания: его объёма, интенсивности, распределения и переключения. Умение спортсмена управлять своим эмоциональным состояниям в значительной степени содействует росту его спортивного мастерства.

На поясе руки и встретились взгляды

Мы сделали всё, что казалось, могли.

Под натиском воли не выдержит слабый

Попробуй меня оторвать от земли.

Ты держишь за пояс, и смотрит весь мир,

Ты вырвешь победу, мужайся батыр,

Вся жизнь наша схватка, вся жизнь как борьба

Нас мужество держит и это судьба!

Таким образом, физическая культура возвышает человека, делает его гордым, причастным к истории, традициям своего народа, даёт возможность чувствовать себя его частицей. А занятия по борьбе на поясах всегда носят воспитывающий характер, предусматривают рыцарство, благородство и зрелищность. Увлекая темпераментом, азартом, заряжая энергией оптимизма, борьба на поясах всегда притягивала и сегодня притягивает к себе внимание и пользуется большой популярностью среди населения, оставаясь сердцевиной многих народных праздников.

Литература:

  1. Каримов И. А. Наша главная цель — неуклонно следовать курсом построения свободного общества и благополучной жизни. — Ташкент, 2007. — С. 45–46.
  2. Полько Г. М. Методика организации обучения национальной спортивной борьбе «Көрәш»: Учебное пособие. — Сибай: РИЦ СИ БГУ, 2007. — 94 с.
  3. Вольная борьба: программа и учебное пособие для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Сост.: Ф. А. Керимов, А. К. Нуруллаев. — Ташкент: Лидер Пресс, 2007. — 158 с.
Основные термины (генерируются автоматически): борьба, вид спорта, пояс, подрастающее поколение, физическая культура, физическое воспитание, VI-XII, национальная борьба, спортивная школа, Узбекистан.


Ключевые слова

учащиеся, борьба на поясах, гармонично развитая личность, общеобразовательные спортивные учреждения

Похожие статьи

Педагогические методы обучения плаванию на открытой воде для детей и подростков

В статье обозначены предпосылки важности занятия физической культурой и спортом, в особенности плаванием. Выявлен основной стиль плавания, освоение которого гарантирует получение навыка плавания как в бассейне, так и на открытой воде. Проанализирован...

Роль спортивных игр в системе довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации

В данной статье анализируются основные подходы к использованию спортивных игр в системе довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации физического воспитания. Главными целями занятий по спортивным играм в данных...

Раздел «Легкая атлетика»: отношение обучающихся в довузовских общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации к занятиям спортом.

В данной статье изучается вопрос значения легкой атлетики для обучающихся в довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также влияние на жизнь, учебу. Данная тема подчеркивает важность сбалансированного по...

Методика проведения внеурочных занятий по легкой атлетике в общеобразовательной организации со школьниками 5–6-х классов

В представленной статье рассматривается проблема построения внеурочных занятий по легкой атлетике со школьниками средних классов. Выявлены отличительные особенности преподавания легкой атлетики в общеобразовательной организации, установлены сходства ...

Методика подготовки юных волейболистов в современных условиях

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой подготовки юных волейболистов в современных условиях. Автором сделан упор на разностороннюю физическую и техническую подготовку детей на основе овладения элементами волейбола и других видов спор...

Технологии совершенствования разработки программ ГТО в учреждениях спортивно-оздоровительного типа

В статье рассматриваются технологии совершенствования ГТО в учреждениях спортивно-оздоровительного типа. Также раскрывается особая значимость программы ГТО для граждан России.

Законодательная и нормативно-правовая основа физической культуры и спорта в Республике Казахстан

В данной статье рассмотрены вопросы правовой обеспеченности физической культуры и спорта в суверенной республике Казахстан.

Программа дополнительного образования «Спортивные танцы на колясках для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

В данной статье рассматривается структура и содержание образовательной программы дополнительного образования «Спортивные танцы на колясках», имеющую спортивно-техническую направленность и предназначенную для обучения детей с нарушениями опорно-двигат...

Важность преподавания физической культуры в высших учебных заведениях

В статье рассмотрены проблемы организации и важности здорового образа жизни на этапе начала формирования организма и стадии завершения формирования. Проанализирована важность физической культуры как предмета в высших учебных заведениях. Методы подачи...

Отношение студентов к занятиям физической культурой в вузе

В статье рассматривается вопрос отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом. Обосновывается необходимость повышения мотивации учащихся к спорту. Приведены основные мотивы студентов к соответствующим занятиям физической культурой. На...

Похожие статьи

Педагогические методы обучения плаванию на открытой воде для детей и подростков

В статье обозначены предпосылки важности занятия физической культурой и спортом, в особенности плаванием. Выявлен основной стиль плавания, освоение которого гарантирует получение навыка плавания как в бассейне, так и на открытой воде. Проанализирован...

Роль спортивных игр в системе довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации

В данной статье анализируются основные подходы к использованию спортивных игр в системе довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации физического воспитания. Главными целями занятий по спортивным играм в данных...

Раздел «Легкая атлетика»: отношение обучающихся в довузовских общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации к занятиям спортом.

В данной статье изучается вопрос значения легкой атлетики для обучающихся в довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также влияние на жизнь, учебу. Данная тема подчеркивает важность сбалансированного по...

Методика проведения внеурочных занятий по легкой атлетике в общеобразовательной организации со школьниками 5–6-х классов

В представленной статье рассматривается проблема построения внеурочных занятий по легкой атлетике со школьниками средних классов. Выявлены отличительные особенности преподавания легкой атлетики в общеобразовательной организации, установлены сходства ...

Методика подготовки юных волейболистов в современных условиях

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой подготовки юных волейболистов в современных условиях. Автором сделан упор на разностороннюю физическую и техническую подготовку детей на основе овладения элементами волейбола и других видов спор...

Технологии совершенствования разработки программ ГТО в учреждениях спортивно-оздоровительного типа

В статье рассматриваются технологии совершенствования ГТО в учреждениях спортивно-оздоровительного типа. Также раскрывается особая значимость программы ГТО для граждан России.

Законодательная и нормативно-правовая основа физической культуры и спорта в Республике Казахстан

В данной статье рассмотрены вопросы правовой обеспеченности физической культуры и спорта в суверенной республике Казахстан.

Программа дополнительного образования «Спортивные танцы на колясках для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

В данной статье рассматривается структура и содержание образовательной программы дополнительного образования «Спортивные танцы на колясках», имеющую спортивно-техническую направленность и предназначенную для обучения детей с нарушениями опорно-двигат...

Важность преподавания физической культуры в высших учебных заведениях

В статье рассмотрены проблемы организации и важности здорового образа жизни на этапе начала формирования организма и стадии завершения формирования. Проанализирована важность физической культуры как предмета в высших учебных заведениях. Методы подачи...

Отношение студентов к занятиям физической культурой в вузе

В статье рассматривается вопрос отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом. Обосновывается необходимость повышения мотивации учащихся к спорту. Приведены основные мотивы студентов к соответствующим занятиям физической культурой. На...

Задать вопрос