Статья посвящена методам организации дорожного движения в период дорожно-строительных работ в городе Волгограде. Сделан ряд мероприятий по уменьшению транспортных задержек и повышению скоростей транспортных потоков в узле.
Ключевые слова: организация дорожного движения, дорожно-строительные работы, скорость транспортного потока, время задержки
Keywords: Traffic management, road construction works, the speed of the traffic flow, the delay time
Актуальность работы заключается в том, наша работа посвящена в первую очередь повышению пропускной способности участка УДС при ремонте в то время как анализ технической и строительной литературы показал, что многие отраслевые дорожные стандарты направлены на соблюдение безопасности дорожного движения и не учитывают удобство передвижения транспорта при организации ремонтных работ на УДС города. Строительная компания и руководство ГИБДД, смогли обеспечить безопасность на участке УДС, но при этом не изменили движение на путях объезда, на которых стали возникать заторовые ситуации.
Участком УДС, на котором выполнялись дорожные работы, был выбран путепровод на улице Комсомольской. Данный путепровод был сдан в 1969 году и является одним из важнейших узлов города, через него ежедневно проходило большое количество транспортного потока (преимущественно легкового), так как он соединяет первую и вторую продольную магистрали.
Исходя из СНиПа 2.07.01–89 данный участок можно отнести к магистральной улице общегородского значения регулируемого движения. Мост находится в границе Центрального района города Волгограда и занимает важное место в дорожной сети города. Как уже было сказано, данный участок связывает центр города с северной частью города, новыми жилыми комплексами, торгово-развлекательными центрами, выездом на автомобильную трассу М6. [1]
Рис. 1. Схема участка путепровода на ул. Комсомольская
Летом 2015 года путепровод на улице Комсомольской был закрыт на капитальный ремонт. Сначала запретили въезд легковым автомобилям, и водителям приходилось заранее выбирать маршрут объезда. Вскоре мост закрыли полностью, как для общественного транспорта, так и для пешеходов.
На подъездах к мосту были установлены индивидуальные дорожные знаки, выполненные на желтом фоне, и была нанесена временная дорожная разметка. [2]
|
|
Рис. 2. Дорожные знаки установлены по улице Рокоссовского со схемой объезда путепровода
Таблица 1
Временные дорожные знаки, установленные впериод дорожных работ
Номер знака по ГОСТ Р 52289–2004 |
Наименование знака |
Количество, шт. |
||
Информационные знаки |
||||
6.17 |
Схема объезда |
20 |
||
6.18.1–6.18.3 |
Направление объезда |
47 |
||
Всего знаков: 67 |
||||
Таблица 2
Временная дорожная разметка, нанесенная впериод дорожных работ
Номер разметки по ГОСТ Р 52289–2004 |
Применение разметки на данном участке дороги |
Горизонтальная разметка |
|
1.18 |
Направление движение по полосам |
После закрытия путепровода на улице Комсомольской были установлены временные дорожные знаки и нанесена дорожная разметка, которые местами неправильно информировали участников дорожного движения, а также оставили существующую схему организации, которая, впоследствии, перестала справляться с возврошем транспортным потоком на некоторых пересечениях. Существующая схема ОДД осталась неизменённой, следовательно, многие водители стали менять свой привычный маршрут движения. Возросшие интенсивности стали приводить к заторовым ситуациям на следующих перекрестках в утренний час пик:
‒ Пересечение ул. Рокоссовского и ул. Ангарской
‒ Пересечение ул. Голубинской и ул. Глубокоовражной
‒ Пересечение ул. Володарского и ул. Коммунистической
‒ Пересечение ул. Пархоменко и ул. Хиросимы.
В вечерний час пик были на:
‒ Пересечение ул. Володарского и ул. Коммунистической
‒ Пересечение ул. Коммунистической и ул. 7-ой Гвардейской Дивизии
‒ Пересечение ул. Голубинской и ул. Глубокоовражной
‒ Пересечение ул. Рокоссовского и ул. Кубанской
После проведенного анализа на данных пересечениях показало, что интенсивность транспортного потока составляет преимущественно легковой транспорт (88 %). На некоторых пересечениях дорожная разметка частично или полностью отсутствует.
Для рассматриваемого участка УДС с целью оптимального перераспределения транспортных потоков мы использовали следующие методы ОДД: запрещение левого поворота, введение одностороннего движения, установка дорожных знаков, изменение светофорного цикла, нанесение разметки. Для выбора эффективного решения был использован программный комплекс Aimsun, который позволил найти оптимальное решение на основе построения модели данного участка УДС. Главным образом система Aimsun позволяет пересмотреть существующее дорожное движение в городе на наглядной модели участка УДС, выявить причины возникновения транспортных задержек на пересечениях и служит для проверки эффективности окончательно принимаемого решения. [3]
В работе предлагается, построенная на базе программы Aimsun, модель существующей схемой (рис. 3–7).
Рис. 3. Существующая схема рассматриваемого участка улично-дорожной сети, смоделированной в программном комплексе Aimsun в утренний час пик
Рис. 4. Существующая схема рассматриваемого участка улично-дорожной сети, смоделированной в программном комплексе Aimsun в утренний час пик
Рис. 5. Существующая схема рассматриваемого участка улично-дорожной сети, смоделированной в программном комплексе Aimsun в вечерний час пик
Рис. 6. Существующая схема рассматриваемого участка улично-дорожной сети, смоделированной в программном комплексе Aimsun в вечерний час пик
Мероприятия по совершенствованию участка улично-дорожной сети в Центральном районе г. Волгограда в период дорожно-строительных работ, смоделированные в программном комплексе Aimsun:
- Разрешение поворота налево с двух крайних полос, при движении «от Мамаева кургана» на пересечении ул. Рокоссовского и ул. Ангарской (рис. 3.9) и увеличение зеленой фазы светофора для поворота налево
- Изменение схемы движения (введение одностороннего движения) на ул. Голубинской (к Волге) и ул. Володарского (от Волги), установлением временных дорожных знаков и разметки, изменением светофорного цикла на пересечениях.
- На пересечении ул. 7-ой Гвардейской и ул. Коммунистической, со стороны ул. Коммунистической ввести дополнительную полосу для поворота налево, и установить дорожный знак 3.18.2 на ул. 7-ой Гвардейской Дивизии, установление временных дорожных знаков и разметки, изменением светофорного цикла на пересечении.
Благодаря проведенным мероприятиям на исследуемом участке УДС центральной части города Волгограда повышается средняя скорость транспортного потока в утренний час пик на 11,7 %, а в вечерний час пик на 42 % (рис. 7–12). [4]
Рис. 7. Скорость транспортного потока в существующей схеме в вечерний час пик
Рис. 8. Скорость транспортного потока в модернизированной схеме в вечерний час пик
Рис. 9. Средняя скорость транспортного потока в существующей и модернизированной схеме в вечерний час пик
Рис. 10. Скорость транспортного потока в существующей схеме в утренний час пик
Рис. 11. Скорость транспортного потока в модернизированной схеме в утренний час пик
Рис. 12. Средняя скорость транспортного потока в существующей и модернизированной схеме в утренний час пик
В вечерний час пик время задержки уменьшилась на пересечении ул. Володарского и ул. Коммунистической и пересечение ул. Рокоссовского и ул. Кубанской, а в утренний час пик на пересечение ул. Рокоссовского и ул. Ангарская и пересечение ул. Хиросимы и ул. Пархоменко (рис. 13–14).
Таблица 3
Оценка времени задержки после модернизации ввечерний час пик
Наименования подходов |
Задержки, полученные при моделировании существующей схемы в вечерний час пик (с) |
Задержки, полученные при моделировании модернизированной схемы в вечерний час пик (с) |
Ул. Володарского (от Волги) |
310 |
13,5 |
Ул. Глубокоовр. (к Мам. кургану) |
428 |
54 |
Ул. Коммун. пер. ул. Володар. (от Мам. кургана) |
323 |
54 |
Ул. Коммун. пер. ул. 7-ой Гвард. (к Мам. кургану) |
605 |
60 |
Ул. Кубанская (от Волги) |
450 |
22 |
Рис. 13. Время задержки в существующей и модернизированной схеме в вечерний час пик
Таблица 4
Оценка времени задержки после модернизации вутренний час пик
Наименования подходов |
Задержки, полученные при моделировании существующей схемы в утренний час пик (с) |
Задержки, полученные при моделировании модернизированной схемы в утренний час пик (с) |
Ул. 7-ой Гвардейской Дивизии (к Волге) |
390 |
375 |
Ул. Ангарская (к Мам. кургану) |
110 |
83 |
Ул. Чапаева (к Волге) |
158 |
162 |
Ул. Рокоссовского (от Мам. кургана) |
610 |
580 |
Ул. Голубинская (к Волге) |
29 |
25 |
Ул. Пархоменко (к Мам. кургану) |
480 |
440 |
Рис. 14. Время задержки в существующей и модернизированной схеме в утренний часпик
Заключение
После модернизации были получены следующие транспортные показатели, была увеличена средняя скорость транспортного потока в утренний (11,7 %) и в вечерний (42 %) час пик, а время задержки транспортного потока снизились в утренний и вечерний час пик.
Литература:
- СНиП 2.07.01–89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.
- Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ: отраслевой дорожный методический документ; утв. 10.11.2014. — Москва: Федеральное дорожное агенство (Росавтодор), 2014. — 87 с.
- Клинковштейн, Г. И. Организация дорожного движения / Г. И. Клинковштейн, М. Б. Афанасьев — Учебник для вузов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Транспорт, 2009–132–134 с.
- Поздняков, М. Н Организация движения на участках дорожных работ / М. Н. Поздняков: Методическое пособие для вузов. — Ростов-на-Дону, 2007. — 37 с.