Согласно ст. 2 закона «Об образовании в РФ», под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В настоящее время в Российской Федерации остро стоит вопрос образования детей с ограниченными возможностями. К сожалению, в нашей стране наблюдается устойчивый рост количества детей с разного рода отклонениями в развитии: нарушение зрения, опорно-двигательного аппарата, нарушения речи, слуха и пр. По состоянию на начало 2016 года в России примерно 500 тысяч детей-инвалидов, дополнительно имеются дети с особенностями развития, которые не имеют инвалидности, но нуждаются в специальных условиях обучения. [4]
Инклюзивное образование в России — процесс новый, в тоже время государство квалифицирует его как приоритетный. [2] В ежегодном послании Президента России В. В. Путина к Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года прозвучали слова: «... Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный рост учителя. Он должен быть готов использовать в обучении современные технологии, уметь работать с детьми с ограниченными возможностями по здоровью». [1]
С 2016 учебного года данная форма обучения во всех образовательных учреждениях, включая вузы, будет нормой на территории всей страны.
Учитывая несущественный опыт педагогической работы в сфере инклюзивного образования в вузах России, в целях повышения эффективности нового направления в образовании, рациональным представляется изучение зарубежного опыта в этой сфере, в частности в области общественных наук. Для примера выбран американский опыт, т. к. в США работа в этом направлении ведется уже с 1973 года. [3]
Рис. 1. Американский опыт инклюзивного образования
Стратегии инклюзивного образования предполагают такие педагогические подходы, которые учитывают потребности учащихся с особыми образовательными потребностями (ООП). Эти стратегии способствуют улучшению учебной атмосферы, в которой студенты с ООП чувствуют себя одинаково ценными.
Данные приемы необходимо использовать в первую очередь исходя из понимания социальной идентичности развития каждого студента, а также для предотвращения возможной социальной напряженности во время учебного процесса.
Можно выделить следующие характерные особенности инклюзивного обучения:
− преподаватель готов активно взаимодействовать с различными студентами;
− преподаватель готов к обсуждению острых, спорных моментов, возникающих при рассмотрении материала;
− преподаватель изыскивает возможности донести до каждого студента учебный материал понятный каждому студенту лично;
− преподаватель создает благоприятную психологическую атмосферу в классе, способствующую комфортной работе студентов, при которой они без стеснения могут высказать свои идеи, мысли задавать вопросы;
− все студенты с большей вероятностью преуспеют в рассматриваемой дисциплине при использовании преподавателем разнообразных приемов, мотивирующих студентов к обучению.
Ниже рассмотрим рекомендации Мичиганского университета (США) [6] по эффективным приемам инклюзивного образования.
Преподавателю рекомендуется постоянно контролировать себя и обдумывать следующее:
− Каким образом собственные особенности поведения влияют на общение со студентами?
− Каким образом подготовка студентов влияет на их мотивацию, достижения и обучение по выбранной дисциплине;
− Каким способом необходимо изменить материал, задания, контрольные мероприятия с тем, чтобы они стали более доступны для всех студентов в классе, включая студентов с ООП?
Преподавателю общественных наук, ведущему занятия по системе инклюзивного образования, рекомендуется постоянно вносить коррективы в свои учебно-методические наработки, в программу обучения, регулярно диверсифицировать. В такой ситуации важно использовать разнообразные педагогические приемы, которые дадут возможность корреляции образовательных потребностей студентов с разнообразием образовательного процесса.
В процессе ведения семинарских занятий преподавателю рекомендуется использовать универсальный принцип преподнесения информации, важна комбинация из устной и визуальной подачи информации.
При работе со студентами с ООП, преподавателю важно иметь больше информации студентах — это даст возможность с одной стороны предусмотреть физико-психологические особенности контингента и подстроиться к ним, а с другой — обеспечить безопасность обучающего процесса.
Учитывая социокультурные особенности совместного, инклюзивного, обучающего процесса, преподавателю важно понимать истинные настроения студентов в классе. Для оценки этого фактора американские практики рекомендуют преподавателям регулярно, несколько раз за семестр, проводить опрос студентов об их отношении к обстановке на уроках. Здесь можно выделить такие методы, как: анонимные опросы в процессе занятия, оценка уровня психологического комфорта процесса обучения по пятибалльной шкале, предложения студентов по улучшению их обучающего процесса. С целью более точной оценки американские специалисты рекомендуют использовать передовые методы оценки, в частности речь идет об онлайн сервисе Qualtrics [7] — мировом лидере в области сбора и оценки мнений.
К следующему фактору, обеспечивающему комфортную психологическую атмосферу в классе, можно также причислить заранее донесенные до студентов четкие критерии оценки их работы.
Непосредственная работа по преподаванию общественных наук строится по традиционному принципу лекций и семинаров.
На лекциях излагается основное содержание тем курса, даются методические указания по дальнейшей работе студента. Работа на семинарах и самостоятельная работа направлены на освоение отдельных тем курса, знакомство с литературой, выработку навыков, указанных в требованиях к уровню освоения дисциплины. Помимо этого, в рамках работы над курсом студент должен подготовить и представить план-конспект лекции и план-конспект семинарского занятий по общественным наукам.
Приступая к изучению материалов занятия, студенты вначале должны ознакомиться с методическими рекомендациями, литературой по соответствующей теме. В планах семинарских занятий предложен круг вопросов и заданий, которые подобран так, чтобы было по частям раскрыто содержание темы в целом. Вместе с тем, вопросы и задания направляют студентов на творческий подход к освоению дисциплины.
Наиболее распространенной формой самостоятельной работы студентов является чтение основной и дополнительной литературы по курсу, заучивание материала, решение практических заданий, т. н. кейсов.
В заключении курса студент должен ответить на контрольные вопросы курса. Если вопросы тестов показались достаточно сложными, нужно еще раз вернуться к учебным текстам, глоссарию, персоналиям. Затем повторить попытку ответить на вопросы тестов. При этом, исходя из мировой практики, студенты с ООП оцениваются менее критично. Так, в Норвегии, студентам с ООП выставляют завышенные оценки, в то время как в Латвии такие студенты имеют право не сдавать экзамены. [5]
Принимая во внимание особенности явления инклюзивного образования в высшем образовании в России, учитывая вышеизложенную информацию, преподаватели общественных наук в вузах смогут самостоятельно доработать программы курсов, обеспечивая своих студентов полноценными знаниями, невзирая на потенциальные сложности.
Литература:
- Послание президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию [Электронный ресурс] // http://rg.ru/2013/12/12/poslanie.html (дата обращения: 31.05.2016)
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07
- Ардзинба В. А. Инклюзивное образование инвалидов в Соединенных Штатах Америки [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. № 5. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/Ardzinba.shtml (дата обращения: 31.05.2016)
- Ивойлова И. Как изменится обучение в российских школах в 2016 году. [Электронный ресурс] // http://rg.ru/2016/01/10/shkoly-site.html (дата обращения: 31.05.2016)
- Kym Fraser. The Future of Learning and Teaching in Next Generation Learning Spaces, Emerald Group Publishing Limited, 2014. С. 24.
- Michigan State University. InclusiveTeachingMethods [Электронный ресурс] http://fod.msu.edu/oir/inclusive-teaching-methods (дата обращения: 31.05.2016)
- https://www.qualtrics.com/support/