Разработка схемы процесса профессионального самоопределения в информационной системе
Макарова Мария Юрьевна, кандидат технических наук, доцент;
Самохина Виктория Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент
Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова (г. Нерюнгри)
Успешное профессиональное самоопределение означает выбор востребованной профессии, которая отвечает личностным потребностям и возможностям. Иными словами, необходимо согласовать систему факторов, которые условно можно обозначить как «хочу-могу-надо»: интересы и склонности, умения и способности, требования рынка труда. К сожалению, на практике редко встречается пересечение сразу всех трех факторов, что как раз и обуславливает существующие проблемы на рынке труда: множество специалистов с престижными профессиями не могут трудоустроиться, а открытые вакансии не пользуются спросом среди соискателей.
Одним из важных направлений в развитии современного общества является согласование профессиональных интересов соискателей с требованиями работодателей. Решение данной задачи предполагает использование системы профессионального самоопределения, способствующей принятию решения по выбору профессии с учетом как личностных профессиональных качеств, так и реальных потребностей общества в квалифицированных кадрах. Следует отметить, что для успешного профессионального самоопределения, в первую очередь, необходимо ориентироваться на потребности всего общества в квалифицированных специалистах, то есть вакансии работодателей.
Для реализации информационной системе поддержки принятия решений по выбору профессии предложена схема профессионального самоопределения (рис. 1):
Рис. 1. Схема реализации процесса профессионального самоопределения
На схеме приняты следующие обозначения:
Z – совокупность индивидуальных качеств соискателя: интересы, особенности личности, темперамент, характер;
P – профессиональные устремления соискателя, то есть имеющаяся квалификация или выбранное в профессиональном учебном заведении направление подготовки;
B – множество профессиональных интересов, предпочтений и склонностей соискателя, причем ;
S – множество, отражающее индивидуальные знания, умения, способности соискателя ();
R – множество востребованных на рынке труда профессий, включая сведения о свободных вакансиях на предприятиях;
ψ – функция согласования индивидуальных профессиональных качеств и требований работодателей;
G – результат профессионального самоопределения, который содержит список профессий, рекомендуемых соискателю для освоения.
С математической точки зрения реализация функции ψ(B, S, R) подразумевает пересечение указанных множеств. Согласно теории множеств, пересечением множеств называется множество, состоящее из элементов, которые принадлежат всем множествам, участвующим в пересечении [3]. Более того, операция пересечения множеств может быть реализована только для данных единого формата.
Для этого необходимо применить операции отображения множеств и преобразовать индивидуальные профессиональные качества в профессии, которые удовлетворяют особенностям соискателя:
, |
(1) |
|
(2) |
где B′ – множество профессий, соответствующих личностным интересам и склонностям соискателя;
S′ – множество профессий, отвечающих имеющимся у соискателя профессиональным знаниям и умениям;
f, φ – функции, позволяющие индивидуальным особенностям соискателя сопоставить соответствующие профессии.
Реализовать преобразование множеств профессиональных интересов и умений соискателя в соответствующие множества профессий наиболее целесообразно с помощью специализированных профориентационных методик при автоматизации в информационной системе процедур диагностики и консультирования соискателей по выбору профессии [2].
После выполненных преобразований множество подходящих соискателю профессий определяется по следующей формуле:
, |
(3) |
На рис. 2 представлено пересечение множеств B′, S′, R в виде диаграммы Эйлера-Венна, которая позволяет проиллюстрировать операции над множествами в виде окружностей [1].
Рис. 2. Диаграмма пересечения множеств профессий, соответствующих личностным данным и требованиям рынка труда
Согласно рис. 2 область, отмеченная штриховкой, означает результат профессионального самоопределения, то есть содержит список востребованных на рынке труда профессий, которые подходят профессиональным качествам пользователя (множество G). Представленная диаграмма отражает математическое описание системы факторов «хочу-могу-надо», согласование которых необходимо для реализации успешного выбора профессии.
Литература:
- Басангова, Е.О. Введение в теорию множеств и комбинаторику [Текст]: учебное пособие / Е.О. Басангова. – Элиста, 2007. – 88 с.
- Самохина В. М., Макарова М. Ю. Профориентационные методики в процессе выбора профессии // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 863-865.
- Чередникова, А.В. Дискретная математика. Теория и практика / А.В. Чередникова, О.Б. Садовская, Л.А. Каминская. – Кострома: Изд-во Костром. гос. технол. ун-та, 2011. – 74 с.