Разработка схемы процесса профессионального самоопределения в информационной системе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Похорукова, М. Ю. Разработка схемы процесса профессионального самоопределения в информационной системе / М. Ю. Похорукова, В. М. Самохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11.3 (115.3). — С. 13-14. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31345/ (дата обращения: 16.11.2024).



Разработка схемы процесса профессионального самоопределения в информационной системе

Макарова Мария Юрьевна, кандидат технических наук, доцент;

Самохина Виктория Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент

Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова (г. Нерюнгри)

Успешное профессиональное самоопределение означает выбор востребованной профессии, которая отвечает личностным потребностям и возможностям. Иными словами, необходимо согласовать систему факторов, которые условно можно обозначить как «хочу-могу-надо»: интересы и склонности, умения и способности, требования рынка труда. К сожалению, на практике редко встречается пересечение сразу всех трех факторов, что как раз и обуславливает существующие проблемы на рынке труда: множество специалистов с престижными профессиями не могут трудоустроиться, а открытые вакансии не пользуются спросом среди соискателей.

Одним из важных направлений в развитии современного общества является согласование профессиональных интересов соискателей с требованиями работодателей. Решение данной задачи предполагает использование системы профессионального самоопределения, способствующей принятию решения по выбору профессии с учетом как личностных профессиональных качеств, так и реальных потребностей общества в квалифицированных кадрах. Следует отметить, что для успешного профессионального самоопределения, в первую очередь, необходимо ориентироваться на потребности всего общества в квалифицированных специалистах, то есть вакансии работодателей.

Для реализации информационной системе поддержки принятия решений по выбору профессии предложена схема профессионального самоопределения (рис. 1):

Рис. 1. Схема реализации процесса профессионального самоопределения

На схеме приняты следующие обозначения:

Z – совокупность индивидуальных качеств соискателя: интересы, особенности личности, темперамент, характер;

P – профессиональные устремления соискателя, то есть имеющаяся квалификация или выбранное в профессиональном учебном заведении направление подготовки;

B – множество профессиональных интересов, предпочтений и склонностей соискателя, причем ;

S – множество, отражающее индивидуальные знания, умения, способности соискателя ();

R – множество востребованных на рынке труда профессий, включая сведения о свободных вакансиях на предприятиях;

ψ – функция согласования индивидуальных профессиональных качеств и требований работодателей;

G – результат профессионального самоопределения, который содержит список профессий, рекомендуемых соискателю для освоения.

С математической точки зрения реализация функции ψ(B, S, R) подразумевает пересечение указанных множеств. Согласно теории множеств, пересечением множеств называется множество, состоящее из элементов, которые принадлежат всем множествам, участвующим в пересечении [3]. Более того, операция пересечения множеств может быть реализована только для данных единого формата.

Для этого необходимо применить операции отображения множеств и преобразовать индивидуальные профессиональные качества в профессии, которые удовлетворяют особенностям соискателя:

,

(1)

(2)

где B′ – множество профессий, соответствующих личностным интересам и склонностям соискателя;

S′ – множество профессий, отвечающих имеющимся у соискателя профессиональным знаниям и умениям;

f, φ – функции, позволяющие индивидуальным особенностям соискателя сопоставить соответствующие профессии.

Реализовать преобразование множеств профессиональных интересов и умений соискателя в соответствующие множества профессий наиболее целесообразно с помощью специализированных профориентационных методик при автоматизации в информационной системе процедур диагностики и консультирования соискателей по выбору профессии [2].

После выполненных преобразований множество подходящих соискателю профессий определяется по следующей формуле:

,

(3)

На рис. 2 представлено пересечение множеств B′, S′, R в виде диаграммы Эйлера-Венна, которая позволяет проиллюстрировать операции над множествами в виде окружностей [1].

Рис. 2. Диаграмма пересечения множеств профессий, соответствующих личностным данным и требованиям рынка труда

Согласно рис. 2 область, отмеченная штриховкой, означает результат профессионального самоопределения, то есть содержит список востребованных на рынке труда профессий, которые подходят профессиональным качествам пользователя (множество G). Представленная диаграмма отражает математическое описание системы факторов «хочу-могу-надо», согласование которых необходимо для реализации успешного выбора профессии.

Литература:

  1. Басангова, Е.О. Введение в теорию множеств и комбинаторику [Текст]: учебное пособие / Е.О. Басангова. – Элиста, 2007. – 88 с.
  2. Самохина В. М., Макарова М. Ю. Профориентационные методики в процессе выбора профессии // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 863-865.
  3. Чередникова, А.В. Дискретная математика. Теория и практика / А.В. Чередникова, О.Б. Садовская, Л.А. Каминская. – Кострома: Изд-во Костром. гос. технол. ун-та, 2011. – 74 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, выбор профессии, множество, множество профессий, пересечение множеств, рынок труда профессий, склонность соискателя, требование работодателей, требование рынка труда, успешное профессиональное самоопределение.


Похожие статьи

Разработка модели технологий обучения в педагогическом процессе

Разработка и внедрение инновационной модели управления качеством образования в социально ориентированной школе

Возможность реализации модели формирования культуры самостоятельной работы обучающегося

Функциональное моделирование информационной системы профессионального самоопределения

Формирование опыта профессионального саморегулирования посредством учебной деятельности

Проектирование функционального слоя электронного образовательного пространства школы

Технология развития критического мышления в становлении профессионального самоопределения суворовцев

Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка

Разработка концепции информационно-аналитической системы для прогнозирования развития сельскохозяйственных организаций

Опыт теоретического анализа проблемы самореализации с целью создания авторской модели

Похожие статьи

Разработка модели технологий обучения в педагогическом процессе

Разработка и внедрение инновационной модели управления качеством образования в социально ориентированной школе

Возможность реализации модели формирования культуры самостоятельной работы обучающегося

Функциональное моделирование информационной системы профессионального самоопределения

Формирование опыта профессионального саморегулирования посредством учебной деятельности

Проектирование функционального слоя электронного образовательного пространства школы

Технология развития критического мышления в становлении профессионального самоопределения суворовцев

Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка

Разработка концепции информационно-аналитической системы для прогнозирования развития сельскохозяйственных организаций

Опыт теоретического анализа проблемы самореализации с целью создания авторской модели

Задать вопрос