Функциональное моделирование информационной системы профессионального самоопределения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Похорукова, М. Ю. Функциональное моделирование информационной системы профессионального самоопределения / М. Ю. Похорукова, В. М. Самохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11.3 (115.3). — С. 14-19. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31347/ (дата обращения: 18.12.2024).



Для функционального моделирования информационной системы профессионального самоопределения используется методология SADT (Structured Analysis and Design Technique), позволяющая описать работу, основные функции любой информационной системы [2, c. 18] и состоящая из следующих нотаций [5, с. 3]:

 IDEF0 отражает структуру и функции системы, а также связывающие их потоки информации и объекты [1];

 IDEF1 применяется для построения информационной модели, описывающей структуру и содержание потоков информации, необходимых для поддержки функций системы;

 IDEF2 позволяет построить динамическую модель меняющихся во времени функций, информации и ресурсов системы;

 IDEF3, которая позволяет описать логическую структуру информационных потоков, взаимоотношений между операциями и объектами [4, с.50].

Методология IDEF0 получила наибольшее распространение, позволяя представить систему в виде набора взаимодействующих и взаимосвязанных блоков, описывающих реализуемые процессы, операции и действия. Разработка моделей требует использования следующих синтаксических компонентов: блоки (функции, процессы, операции) и стрелки (данные или объекты, связанные с функциями). Эти компоненты должны располагаться на диаграмме в соответствии с установленными правилами: «входные данные» преобразуются в результате выполнения функции в «выходные данные»; стрелки «управление» определяют требования к реализации процесса, а «механизмы» – инструменты или средства, поддерживающие его выполнение.

Для функционального моделирования информационной системы профессионального самоопределения первоначально были сформулированы следующие требования, то есть основные свойства системы:

1) предоставление информации о профессиях, должностных обязанностях, требованиях к образованию и возможных вакансиях;

2) использование разнообразных профориентационных тестов для проведения диагностики для определения интересов, предпочтений, знаний, умений и способностей пользователя, необходимых для той или иной сферы профессиональной деятельности;

3) интерпретация результатов проведенного тестирования;

4) получение качественных рекомендаций по выбору подходящей профессии;

5) предоставление информации о направлениях подготовки в учебных заведениях и о вакансиях рынка труда;

6) организация удаленного доступа к системе;

7) предоставление возможности для анализа результатов профессионального самоопределения.

Главное назначение рассматриваемой системы – это предоставление дистанционной, доступной и качественной поддержки лицам, принимающим решения по выбору профессии с учетом индивидуальных профессиональных качеств и потребностей рынка труда.

Построение функциональной модели системы начинается с разработки диаграммы верхнего уровня, которая представляет собой общее или абстрактное описание объекта моделирования и содержит наиболее важные его свойства. Диаграмма информационной системы профессионального самоопределения представлена на рис. 1:

Рис. 1. Диаграмма реализации информационной поддержки в процессе выбора профессии

Как видно из рис. 1 основными пользователями системы являются:

– администратор, который осуществляет добавление и редактирование данных и управляет учетными записями пользователей;

– соискатель – пользователь, которому необходима квалифицированная помощь при выборе профессии или направления подготовки;

– работодатель, предоставляющий актуальные вакансии и требования к той или иной должности.

Исходные данные для организации поддержки процесса профессионального самоопределения:

– личные данные соискателя, его профессионально-значимые качества: предпочтения, интересы, склонности и умения;

– направления подготовки, то есть компетенции, представленные в федеральных государственных образовательных стандартах;

– профессии, должностные обязанности которых описаны в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих.

В результате реализации процесса профессионального самоопределения в информационной системе пользователю предоставляются рекомендации по выбору будущей профессии, соответствующие его профессиональными качествам, установленным в ходе диагностики, и потребностями рынка труда.

Для решения задач профориентационной диагностики и консультирования в системе используются соответственно механизм автоматизации тестовых методик, предоставляющий возможность выбора нескольких тестов и осуществляющий сбор ответов пользователя, и механизм обработки и представлении результатов диагностики в виде графа подходящих профессий и направлений подготовки.

Функциональные блоки диаграммы IDEF0 могут быть разбиты (декомпозированы) на составные части и представлены в виде более подробных диаграмм, которые называются дочерними и позволяют детализировать какие-либо процессы на необходимом уровне. На рисунке 2 представлена декомпозиция диаграммы верхнего уровня, отражающая проведение таких процедур как просвещение, диагностика и консультирование пользователей по выбору профессии:

Рис. 2. Диаграмма автоматизируемых профориентационных процедур

Дальнейшая декомпозиция процесса реализации профориентационного просвещения позволяет описать последовательность выполняемых процедур для предоставления пользователю расширенной информации о современном мире профессий (рис. 3):

Рис. 3. Диаграмма реализации профориентационного просвещения

Реализация профориентационной диагностики заключается в автоматизации профориентационных методик, которые позволяют определить профессиональные качества и подобрать в соответствии с ними подходящие профессии (рис. 4):

Рис. 4. Диаграмма процесса профориентационной диагностики

Как видно из представленного рисунка, профориентационная диагностика в системе с целью выявления профессиональных качеств пользователей осуществляется с использованием тестов по профориентации и представляет собой последовательность выполнения следующих операций:

1) пользователь выбирает одну или несколько методик для тестирования;

2) осуществляется запрос к базе данных, чтобы выбрать вопросы и ответы указанных пользователем тестов;

3) по результатам выполнения запроса пользователю предоставляется список вопросов и возможные варианты ответов на них; в случае выбора нескольких методик для диагностики вопросы показываются последовательно одного теста за другим;

4) если пользователь ответил на все предложенные вопросы (это необходимо для получения достоверного результата) и подтвердил завершение тестирования, формируются результаты теста путем подсчета наибольшего значения среди выбранных ответов.

Следующим процессом в информационной системе является профориентационное консультирование, которое заключается в формировании рекомендаций для принятия пользователем решения о выборе будущей профессии. Ключевая особенность данной процедуры состоит в предоставлении расширенной информации о подходящих профессиях: кроме должностных обязанностей указываются возможные вакансии на предприятиях и рекомендуемые варианты получения необходимого для освоения профессии образования (рис.5):

Рис. 5. Диаграмма процесса профориентационного консультирования

Более подробно процесс формирования и представления списка подходящих профессий представлен на рисунке 6 с использованием нотации IDEF3:

Рис.6. Диаграмма процесса представления списка подходящих профессий

Разработанные функциональные модели демонстрируют реализацию процедур профессионального просвещения, диагностики и консультирования пользователей таким образом, чтобы способствовать наиболее качественному, осознанному и правильному принятию решения о выборе сферы профессиональной деятельности. Представленные диаграммы являются основой для программной реализации информационной системы профессионального самоопределения, описанной в работе [3].

Литература:

  1. ГОСТ IDEF 0–2000. Методология функционального моделирования IDEF0. Руководящий документ. Издание официальное. – М.: 2000. – 75 с.
  2. Дэвид А. Марка, Клемент Л. МакГоуэн. Методология структурного анализа и проектирования SADT. – М.: МетаТехнология, 1993. – 240 с.
  3. Макарова, М.Ю. Информационная система поддержки процессов профессионального самоопределения / М.Ю. Макарова, А.В. Самохин // Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. – 2014. – № 11. – C. 1-12. –URL: http://technomag.bmstu.ru/doc/739055.html.
  4. Маклаков, C.B. BPWin и ERWin. CASE-средства разработка информационных систем Текст. / C.B. Маклаков 2-е изд., испр. и дополн. - М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2001 - 304с.
  5. Ester, M. A Density-Based Algorithm for Discovering Clusters in Large Spatial Databases with Noise / M. Ester, H.-P. Kriegel, J. Sander, X. Xu // In Proc. ACM SIGMOD Int. Conf. onManagementofData, Portland, OR, 1996. – pp. 226-231.
Основные термины (генерируются автоматически): информационная система, профессиональное самоопределение, направление подготовки, профориентационная диагностика, выбор профессии, будущая профессия, верхний уровень, профессиональная деятельность, профориентационное консультирование, профориентационное просвещение.


Похожие статьи

Анализ применения арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности IT-специалистов

Моделирование регионального развития на основе нейросетевых технологий

Психолого-педагогические аспекты эффективной коммуникации в студенческой группе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социологические подходы к исследованию динамики социально-профессионального статуса

Социально-психологические особенности формирования толерантности студентов в условиях профессионального обучения

Формирование и развитие теории человеческого капитала

Анализ моделей формирования финансовой стратегии как фактора экономического поведения предприятия

Модель формирования интегративного механизма производственного контроллинга на промышленном предприятии

Похожие статьи

Анализ применения арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности IT-специалистов

Моделирование регионального развития на основе нейросетевых технологий

Психолого-педагогические аспекты эффективной коммуникации в студенческой группе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социологические подходы к исследованию динамики социально-профессионального статуса

Социально-психологические особенности формирования толерантности студентов в условиях профессионального обучения

Формирование и развитие теории человеческого капитала

Анализ моделей формирования финансовой стратегии как фактора экономического поведения предприятия

Модель формирования интегративного механизма производственного контроллинга на промышленном предприятии

Задать вопрос