Как учитывать психологические особенности подростков на уроках физической культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 03.06.2016

Статья просмотрена: 4245 раз

Библиографическое описание:

Мархотка, Т. П. Как учитывать психологические особенности подростков на уроках физической культуры / Т. П. Мархотка. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 897-899. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31126/ (дата обращения: 15.11.2024).



В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования «процесс обучения определяется не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, отвечающий требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества».

Основное становление личности, закладывание основ нравственности, формирование социальных установок, отношения к себе, к людям, к обществу, стабилизация черт характера ребенка происходит с переходом обучающегося в основную школу. Этот период совпадает с самым сложным из всех возрастов — подростковым. Начиная с 5 класса, дети приступают к изучению основ наук, овладение которыми требуют от них более высокого уровня развития воли, абстрактного мышления, управления вниманием, самостоятельности в работе. У детей изменяется отношение к окружающим, к авторитету педагога; они обращают внимание прежде всего на реакцию коллектива. В 6–7 классах у подростков начинают формироваться относительно устойчивые взгляды и оценки явлений окружающей действительности, самих себя. На 12–13-летних детей сильное влияние оказывает коллектив сверстников. Для них типично стремление завоевать авторитет среди товарищей, самостоятельно выбирать цели и задачи в любой деятельности. Но уровень притязаний подростков часто не соответствует их возможностям. Подростки, особенно мальчики 12–13 лет, нередко переоценивают свои возможности, а неудачи, срывы, низкие результаты в различных видах деятельности могут вызвать у них неприятные переживания. Подростку 14–15 лет присуще стремление упорядочить свои представления об окружающей действительности, выяснить цели жизни, представить себя взрослым, самостоятельным. Но небольшой жизненный опыт часто приводит их к ошибкам, прямолинейности, нетерпимости. Старшие подростки могут противостоять мнению коллектива, если оно не соответствует их взглядам и требованиям. В том случае, если чувство взрослости не находит понимание у окружающих, могут произойти острые конфликты, нарушения дисциплины. Эти проступки подростков побуждаются мотивами самоутверждения. И если это не удается в учебе, подросток может попытаться проявить себя в различных «смелых» поступках, в непослушании взрослым, нарочитой грубости [2, с.56–57].

Согласно педагогическим исследованиям, успешное развитие личности ребенка значительно уменьшается, если не учитывать эти психологические особенности.

Особенности психологической деятельности, свойственные подростковому возрасту, формируются прежде всего в процессе обучения. Поэтому обозначенные проблемы могут успешно решаться и на уроках физической культуры.

Внимание. Эффективность учебного процесса во многом зависит от того насколько внимательны обучающиеся. Наблюдения показывают, что на уроках физической культуры дефекты в овладении движениями нередко связаны именно с недостаточностью внимания детей. У подростков увеличивается объем внимания — они могут воспринимать несколько объектов, элементов движения одновременно. Усилием воли они удерживают внимание на материале урока, который им даже не интересен. Необходимо учитывать, что во время объяснения учебного материала постоянные звуковые раздражители мешают подростку воспринимать информацию. Внимание становится все более произвольным. Занимаясь интересным и важным делом, подросток может сохранять длительное время устойчивость и высокую интенсивность внимания. У него вырабатывается умение быстро концентрировать и четко и четко распределять его [3, с.174]. Однако развивающаяся у подростка способность управлять своим вниманием еще не дает основание строить всю учебную работу по физической культуре на произвольном внимании. В их учебной деятельности большое место занимает и непроизвольное внимание. Интересные занятия настолько захватывают и увлекают подростков, что они не замечают ни времени, ни усталости. Ввиду большой подвижности и возбудимости подростков, стремления к необычному, занимательному, зависимости от внешних раздражителей нужна четкая, продуманная организация урока физической культуры. Отсутствие пауз, высокая требовательность и дисциплина, интересное содержание и форма построения занятия — важные средства поддержания интенсивности внимания подростка на уроках. Однако большая нагрузка и связанное с ней утомление, излишнее эмоциональное возбуждение могут быть причинами, снижающими устойчивость и интенсивность внимания [5,с79]. Как показывает практика, специальные игры и упражнения, неожиданные задания, необычные сигналы, смена интонации и силы голоса преподавателя способны привлечь внимание учащихся. При их выполнении необходимо подчеркивать, на чем именно сосредоточить внимание (на структуре упражнения, на применяемых усилиях, на ритме выполнения и т. д.).

Память. Увеличение объема учебного материала, его усложнение требуют от подростков более рациональных приемов запоминания, чем это было раньше. Важную роль начинают играть приемы анализа, сравнения, представлений, установления связей — ассоциаций [2, с.59]. Большой объем программного материала не позволяет во время уроков физической культуры многократно повторять одни и те же движения. Поэтому каждое повторение должно быть максимально эффективным. Эффективности запоминания можно добиться, если учащиеся будут находить в ходе повторений наиболее трудные для запоминания элементы движений, активно искать рациональные приемы запоминаний, прилагать волевые усилия для запоминания.

Мышление. Под влиянием школьного обучения у подростков развивается потребность и умение самостоятельно мыслить. Мышление становится более логичным, системным, доказательным и обоснованным, развивается способность самостоятельность анализировать, сравнивать, обобщать. Проявляется желание проникнуть в сущность явления, понять его причину. Поэтому в работе по физическому воспитанию очень важно с самого начала формировать у подростков осознанное усвоение двигательных действий [3, с.173]. Активизировать мышление подростков в процессе урока можно путем постановки различных вопросов, создание проблемной ситуации. Великолепным средством развития умственных способностей на уроке физической культуры являются спортивные игры. В ходе игровой деятельности учащиеся должны применять различные тактические действия. На основе непрерывного восприятия действий соперников и партнеров ученик должен в сжатый срок оценить сложившуюся ситуацию и принять решение. Решение принимается не только на основе анализа, синтеза и умозаключения, но и на основе разгадывания замыслов противника, т. е. прогнозирования последующих событий. В процессе освоения разнообразных спортивных игр формируются такие особенности мышления как быстрота, гибкость, целеустремленность, самостоятельность, широта [3, с.174].

Чувства. Подростки отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, бурным проявлением своих чувств, иногда резкой сменой настроения. В состоянии гнева, аффекта, они могут нагрубить не только своему другу, но и взрослому, педагогу. Особенно чувствительны подростки к несправедливым решениям. Нечеткое судейство в играх принимается ими как подсуживание, вызывает бурю гнева. В связи с этим необходимо формировать у обучающихся сдержанность, умение владеть своими эмоциями. Большие возможности в формировании умения владеть своими чувствами имеются при проведении игр. Взаимопомощь при овладении двигательными действиями, командные игры, соревновательная форма проведения урока способствуют воспитанию ответственности, коллективизма, товарищества, дружбы. Подросткам небезынтересен внешний вид (фигура). Юноши стремятся быть сильными и обладать хорошо развитой мускулатурой. Девушек привлекает красивая осанка, тонкая талия и другие факторы. Нужно использовать эти стремления для того, чтобы привлечь их к самостоятельным занятиям физическими упражнениями [5, с.102]. Еще важно строить уроки так, чтобы эстетически — прекрасное пронизывало весь педагогический процесс. Это и состояние спортивного зала, раздевалок, инвентаря, музыкальное оформление урока. Особое внимание следует обратить на свою собственную речь, жесты, мимику, свой внешний вид, тогда и требования к внешнему виду обучающихся будут восприниматься ими как обязательные.

Воля. Подростковый возраст — это период развития воли. Подростки часто либо недооценивают, либо переоценивают свои возможности, и воспитание воли поможет им не только адекватно оценить свои силы, но и также познать существенные свойства своего характера, своей личности. Волевые качества лежат в основе практически всех действий человека и проявлений его личности — в конкретных поступках [3, с.171]. В воспитании воли большие возможности таят занятия физическими упражнениями, в ходе которых учащиеся должны преодолевать различные трудности и препятствия. Преодоление страха при выполнении упражнений способствует формированию смелости. Преодоление усталости, утомления во время бега, лыжных гонок развивает упорство. Преодоление невыдержанности содействует воспитанию дисциплинированности. Во время учебных занятий надо умело распределять по степени трудности учебный материал, чтобы, с одной стороны, от учащихся требовать напряжения воли, приложения усилий, а с другой — чтобы достижения цели было им по силам. Как показывают наблюдения, соревновательная форма проведения занятий, высокая требовательность к выполнению движений, систематическая проверка знаний и умений возбуждают у учащихся такие действенные мотивы как чувство долга, ответственности, собственного достоинства.

В подростковом возрасте начинают закрепляться основные черты характера. В связи с этим надо пресекать отрицательные поступки, организовывать и стимулировать деятельность подростков, учитывать его внутреннюю позицию. Как показывает практика, важно соблюдать «чувство меры» в использовании поощрений и наказаний. Подростки очень чувствительны к оценке взрослыми своей личности, своей деятельности. Они остро реагируют на любое ущемление собственного достоинства, чувства взрослости, с другой стороны, чрезмерная похвала способна вызвать зазнайство и «головокружение». Это нередко проявляется у начинающих спортсменов. Во время уроков не следует часто подчеркивать отставание, недостатки отдельных учащихся. Нужно больше опираться на положительные стороны учащихся, уметь слушать подростка, считаться с его мнением и учитывать его, если оно целесообразно [5, с79].

Индивидуальный подход — непременное условие в работе с подростками. В подростковом возрасте выявляются значительные различия в особенностях психической деятельности, черт характера, личности. Один и тот же период в процессе обучения и воспитания может дать различные результаты у разных подростков. Индивидуальный подход предполагает учет особенностей психической деятельности учащихся, его поведения, мотивов, поступков. Суждения об особенностях психики учащегося, его личности должны опираться на факты. Неправильно думать, что индивидуальный подход на уроках физической культуры требуется только по отношению к слабым, отстающим и трудным подросткам, хотя они нуждаются в индивидуальном подходе в первую очередь. Сильные учащиеся, если не учитывать особенностей их личности, могут легко стать эгоистами. У них может проявляться пренебрежение к товарищам. Индивидуальный подход предполагает чуткое, внимательное отношение к детям, умение понять их, почувствовать их душевное состояние, вызванное теми или иными обстоятельствами, видеть возможности подростка, тенденции их развития [2, с.62].

Как показывает практика, для успешной работы с детьми учитель физической культуры должен знать не только специфику своей работы: обучение физическим упражнениям, тактике того или иного вида спорта и. т.п., но также быть первоклассным педагогом и психологом. Несмотря на существующие проблемы в работе с детьми подросткового возраста, эти проблемы решаемы, главное хорошо знать своих учеников, кропотливо изучать и учитывать их индивидуальные особенности, уметь определять стратегию и тактику подхода к школьникам, подбирать для них индивидуальные задания. А физическое воспитание на современном этапе обладает достаточным арсеналом средств и методов, которые при целенаправленном и постоянном применении помогут направить подростка не только к физическому, но и к умственному, духовному совершенствованию.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальныйсайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;
  2. Кузнецова З. И. «Физическая культура в школе. Методика уроков в 4–8 классах» Москва. «Просвещение»,1972
  3. Лях В. И., Г. Б. Мейксон «Физическое воспитание учащихся 5–7 классов». Москва. «Просвещение», 1997
  4. Станкин М. И. «Психолого-педагогические основы физического воспитания» Москва, «Просвещение»,1987
  5. Шиян Б. М. «Теория и методика физического воспитания», Москва «Просвещение»,1988.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, физическая культура, индивидуальный подход, подростковый возраст, процесс обучения, учебный материал, внешний вид, высокая требовательность, собственное достоинство, физическое воспитание.


Задать вопрос