Система нормирования труда в ООО «Дилан-Маркет», г. Владивосток | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 09.06.2016

Статья просмотрена: 867 раз

Библиографическое описание:

Ким, К. А. Система нормирования труда в ООО «Дилан-Маркет», г. Владивосток / К. А. Ким. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 1277-1280. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31315/ (дата обращения: 17.10.2024).



Вопросам нормирования труда персонала в организациях в целом, посвящено немало работ российских и зарубежных авторов. В статье анализируются системы нормирования труда персонала, их реализация, которая актуальна для любой организации.

Ключевые слова: нормирование труда, персонала, управление персоналом

Нормирование труда является одним из важнейших элементов совершенствования организации труда и видом деятельности по управлению производством.

Нормирование труда — это вид деятельности по управлению производством, который заключается в установлении необходимых затрат и результатов труда, а также соотношений между численностью работающих и количеством используемых ими средств труда.

Задача нормирования — контроль за мерой труда путем определения необходимых затрат труда и его результатов, а также соотношения между численностью работающих и используемыми орудиями труда [1].

Под нормированием труда также понимается разработка и внедрение прогрессивных, технически обоснованных норм труда на осуществление определенных операций или выполнение определенного объема работ в наиболее рациональных организационно-технических условиях.

На предприятии процесс нормирования труда предусматривает несколько этапов:

1)изучение структуры затрат труда рабочего времени и передового опыта организации труда по выполняемой работе;

2)проектирование рациональных приемов и методов труда, разработку нормативных документов;

3)установление норм затрат труда по каждому элементу и в целом на операцию с учетом влияния технических, организационных, психофизиологических, социальных и экономических факторов;

4)проверку и уточнение норм в производственных условиях, их внедрение и поддержание на прогрессивном уровне путем своевременного пересмотра и замены исходя из проводимых организационно-технических мероприятий, повышения навыков и квалификации работников [3].

К общим функциям норм труда относятся:

1) плановые функции, проявляющиеся в обеспечении планомерного и пропорционального развития всех производственных и функциональных подразделений и служб предприятия с учетом закона спроса и предложения. Нормы труда, являясь базой для планирования основных показателей деятельности хозяйствующих субъектов, широко используются на всех уровнях хозяйствования для обоснования планов по различным направлениям деятельности.

2) организационные функции норм труда, проявляющиеся в установлении оптимальных пропорций между отдельными производственными звеньями, в целесообразности координации во времени и пространстве всех материальных и трудовых ресурсов. Нормы труда позволяют связать в единую производственную систему рабочую силу, предмет и средства труда, обеспечить их непрерывное взаимодействие на всех стадиях процесса. С помощью норм труда на предприятии осуществляются обновление структуры и численности аппарата управления, расстановка кадров, взаимосвязь между звеньями и фазами производства [2];

3) экономические функции норм труда. Эти функции определяются действующими в современном производстве объективными экономическими законами рынка и вытекают из взаимодействия в процессе производства механизма рыночных отношений, регулирующего затраты труда, распределение и обмен продуктов на функционирующем рынке;

4) технические функции норм труда, выражающие существенную взаимосвязь техники, технологии и организации производства. Нормы труда должны учитывать уровень развития современной техники и технологии, соответствовать им, обеспечивая дальнейшее развитие и совершенствование;

5) управленческие функции, заключающиеся в установлении необходимых согласованных взаимодействий между основными элементами и звеньями процесса производства. Применительно к первичному звену производства — рабочему месту — нормы труда не только устанавливают определенные затраты времени на выполнение трудовых действий, но и предписывают конкретный порядок их осуществления, т. е. управляют его производственным поведением [2];

6) социальные функции норм труда. Данные функции состоят в том, что с помощью норм на производстве разрабатываются индивидуальные и коллективные трудовые процессы, предусматривающие создание нормальных условий для высокопроизводительной работы исполнителей, обеспечения безопасности самого работника и окружающих его людей, повышения содержательности и привлекательности труда, проектирования комфортных условий работы и достижения гармонического развития человека в процессе труда;

7) правовые функции норм труда, заключающиеся в установлении соответствующих обязанностей исполнителей работы, руководителей и подчиненных, в обеспечении правового регулирования и соблюдения трудовой, технологической и производственной дисциплины [2].

Таким образом, общие функции образуют в условиях производства сложную систему взаимосвязанных и взаимозависимых отношений работника и работодателя, определяя наиболее полно главные задачи нормирования труда.

Объект исследования — ООО «Дилан-Маркет», алкогольный магазин «Дилан».

ООО «Дилан-Маркет» (магазин «Дилан») — розничное торговое предприятие, расположенное в г. Владивостока по адресу ул. Светланская 26, и специализирующееся на торговле высококачественным алкоголем.

Алкоголь составляет около 70 % всего ассортимента магазина, а 30 % занимают кондитерские изделия (шоколад и прочее), закуска к алкогольным напиткам (снеки), упаковочные изделия. Целью создания магазина «Дилан» является более полное насыщение рынка продовольственными товарами и услугами для удовлетворения потребностей организаций и физических лиц, а также создания дополнительных рабочих мест и получения дополнительной прибыли.

Организационная структура ООО «Дилан-Маркет» представлена на рисунке 1.

http://www.bestreferat.ru/images/paper/69/04/7480469.png

Рис. 1. Организационная структура ООО «Дилан-Маркет»

Данная структура носит линейный характер.

Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний (таблица 1).

Таблица 1

Достоинства инедостатки линейной организационной структуры

Преимущества

Недостатки

Четкое разграничение ответственности и компетенции

Высокие профессиональные требования к руководителю;

Простой контроль;

Сложные коммуникации между исполнителями;

Быстрые и экономичные формы принятия решения;

Низкий уровень специализации руководителей;

Простые иерархические коммуникации;

Ярко выраженный авторитарный стиль руководства;

Персонифицированная ответственность.

Большая нагрузка руководителя.

Общее руководство магазином осуществляет директор, он же руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность. Ему же подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и заработной платы, бухгалтерского учета и финансов.

Заместитель директора магазином руководит коммерческой деятельностью, в его ведении находятся вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания.

Бухгалтерский аппарат принимает от материально ответственных лиц товарно-денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает денежные средства и кредиты банков, а также выполняет другие бухгалтерские операции.

Основной (торгово-оперативный) персонал — это администратор торгового зала, продавцы, контролеры-кассиры, т. е. работники, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале [4].

Бухгалтерский учет в ООО «Дилан-Маркет» осуществляется бухгалтерией, являющейся самостоятельным структурным подразделением и возглавляемой главным бухгалтером.

Таким образом, в структуре аппарата управления магазина «Дилан» присутствует налаженная работа всех подразделений, и их взаимосвязь способствует хорошей организации управления на предприятии.

Нормирование является основой организации труда на предприятии. Мировой опыт свидетельствует, что эффективная работа предприятий в экономике рыночного типа возможна лишь при условии высокого уровня организации нормирования труда.

Сущностью нормирования труда считается определение объективно необходимых затрат рабочего времени при проектировании рациональных трудовых процессов и установление прогрессивных, научно-обоснованных норм труда, или проектирование и практическое внедрение комплекса мероприятий по повышению общей результативности труда.

Целью нормирования труда в современных условиях хозяйствования является совершенствование организации производства и труда, улучшение его условий и сокращение затрат на выпуск продукции, что, в свою очередь, повысит производительность труда и поспособствует расширению производства и росту реальных доходов работников.

Нормирование труда представляет собой процесс установления величины затрат рабочего времени в виде нормы труда на выполнение определенной работы в наиболее рациональных для данного производства организационно-технических условиях. В настоящее время на предприятиях используется система норм труда: нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживания, нормы численности, нормированные задания [5].

Нормы труда являются основой рациональной организации труда и производства. В процессе расчета норм находится оптимальный вариант последовательности выполнения операции (работы), планировки рабочего места, системы его обслуживания. Тем самым оптимизируется организация труда. Нормирование труда выполняет функцию рационализации производственных и трудовых процессов. Используемые в нормировании методы изучения затрат рабочего времени позволяют выявить существующие в организации производства недостатки и разработать мероприятия по их устранению.

Технически обоснованные нормы труда обеспечивают нормальную интенсивность труда, позволяющую длительное время сохранять высокую работоспособность работников, производительность и интенсивность труда в течение рабочей смены, а также воспроизводство рабочей силы.

Для обеспечения систематического совершенствования организации и нормирования труда на предприятии необходимо осуществлять планомерную работу и планировать следующие направления: нормативно-исследовательскую работу по разработке нормативов труда; снижение трудоемкости продукции и работ по разработке и обслуживанию производства; анализ действующих норм затрат труда и их просмотр; изучения использования рабочего времени (фотография рабочего времени, хронометраж и др.); изучение передового опыта и распространение наиболее рациональных форм и приемов работы; подготовку и повышение квалификации специалистов по организации и нормированию труда.

Таким образом, в рыночных условиях организация и нормирование труда работников предприятия становится одним из самых действенных способов обеспечения конкурентоспособности предприятия. Высокую эффективность производства можно обеспечить только на основе нормативного регулирования продолжительности рабочего времени, расширения сферы нормирования труда, определения уровня напряженности норм труда, рациональной его организации. Кроме того, очень важно осознавать, что нормы труда призваны обеспечивать социальную защиту наемных работников, способствовать сохранению их нормальной работоспособности в течение всей трудовой деятельности.

Литература:

  1. Белокрылова О. С. Экономика труда. — Д: Феникс, 2012. — 224 с.
  2. Владыка А. Д. Производительность труда и пути ее повышения. — М.: Лениниздат, 2010. — 79 с.
  3. Бухалков М. И. Организация и нормирование труда: учеб. для вузов. — М.: Инфра-М, 2011. — 400 с.
  4. Калинина, Л. И. Экономика и организация торгового предприятия. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 304 c
  5. Масилова М. Г. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности вуза. — М.: 2013. — 137.
Основные термины (генерируются автоматически): нормирование труда, норма труда, рабочее время, бухгалтерский учет, вид деятельности, организация производства, рабочая сила, рабочее место, средство труда, торговый зал.


Похожие статьи

Оптимизация процесса адаптации персонала в организациях сферы услуг

В данной статье рассматривается оптимизация процесса адаптации новых сотрудников, проблемы адаптации, а также рекомендации по совершенствованию и повышению уровня адаптации новых сотрудников на предприятиях ИП Черепанова Е. В., ООО «Форсаж».

Проблемы организации, мотивации и нормирования труда на российских предприятиях

В статье рассматриваются основные проблемы крупных предприятий России в области организации, мотивации и нормирования труда.

Совершенствование системы повышения квалификации персонала в телекоммуникационных организациях

В статье рассматривается определение потребности в персонале на предмете конкретного предприятия, оценивается актуальность повышения квалификации в телекоммуникационных организациях.

Технологии отбора персонала на предприятии

В статье проанализированы основные технологии отбора персонала в современных организациях. Эффективные технологии отбора персонала в коммерческих организациях позволяют проводить отбор высококвалифицированных сотрудников, способных удерживать конкуре...

Проблемные аспекты эффективности труда в организациях жилищно-коммунального хозяйства и пути решения

В статье проанализированы существующие проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве в сфере управления персоналом, обусловленные спецификой отрасли и текущими тенденциями в экономике. Предложены направления повышения мотивации труда для работников жилищ...

Элементы системы менеджмента качества на предприятии по ISO9001

Управление качеством и система менеджмента качества неразрывны. На предприятии нужно уметь использовать элементы менеджмента качества, что получается не у всех и является главной проблемой. В статье рассматривается подробно эта проблема, а также расс...

Оценка ключевых показателей эффективности технического обслуживания промышленного предприятия

В статье рассматриваются различные методы и показатели оценки эффективности технологического обслуживания предприятия. В частности, в работе проведена взаимосвязь между используемыми материалами, степенью планирования эксплуатации и обслуживания маши...

Управление рисками на промышленном предприятии

Данная статья посвящена вопросам управления рисками на предприятии. Рассмотрены основные методы классификации рисков, подходы к организации системы управления рисками на промышленных предприятиях.

Оценка качества менеджмента ООО «Красотинское»

В статье обоснована актуальность проблемы качества менеджмента на предприятиях РФ, доказана важность оценки качества менеджмента для целей управления. Проведен обзор теоретических подходов к оценке качества менеджмента в компании. Представлены резуль...

Специфика подбора и отбора персонала на предприятиях розничной торговли

В статье определяется понятие отбора и подбора персонала в рамках процессов обеспечения предприятия качественными трудовыми ресурсами. Анализируется процесс отбора и подбора персонала как наиболее значимого в обеспечении эффективной деятельности орга...

Похожие статьи

Оптимизация процесса адаптации персонала в организациях сферы услуг

В данной статье рассматривается оптимизация процесса адаптации новых сотрудников, проблемы адаптации, а также рекомендации по совершенствованию и повышению уровня адаптации новых сотрудников на предприятиях ИП Черепанова Е. В., ООО «Форсаж».

Проблемы организации, мотивации и нормирования труда на российских предприятиях

В статье рассматриваются основные проблемы крупных предприятий России в области организации, мотивации и нормирования труда.

Совершенствование системы повышения квалификации персонала в телекоммуникационных организациях

В статье рассматривается определение потребности в персонале на предмете конкретного предприятия, оценивается актуальность повышения квалификации в телекоммуникационных организациях.

Технологии отбора персонала на предприятии

В статье проанализированы основные технологии отбора персонала в современных организациях. Эффективные технологии отбора персонала в коммерческих организациях позволяют проводить отбор высококвалифицированных сотрудников, способных удерживать конкуре...

Проблемные аспекты эффективности труда в организациях жилищно-коммунального хозяйства и пути решения

В статье проанализированы существующие проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве в сфере управления персоналом, обусловленные спецификой отрасли и текущими тенденциями в экономике. Предложены направления повышения мотивации труда для работников жилищ...

Элементы системы менеджмента качества на предприятии по ISO9001

Управление качеством и система менеджмента качества неразрывны. На предприятии нужно уметь использовать элементы менеджмента качества, что получается не у всех и является главной проблемой. В статье рассматривается подробно эта проблема, а также расс...

Оценка ключевых показателей эффективности технического обслуживания промышленного предприятия

В статье рассматриваются различные методы и показатели оценки эффективности технологического обслуживания предприятия. В частности, в работе проведена взаимосвязь между используемыми материалами, степенью планирования эксплуатации и обслуживания маши...

Управление рисками на промышленном предприятии

Данная статья посвящена вопросам управления рисками на предприятии. Рассмотрены основные методы классификации рисков, подходы к организации системы управления рисками на промышленных предприятиях.

Оценка качества менеджмента ООО «Красотинское»

В статье обоснована актуальность проблемы качества менеджмента на предприятиях РФ, доказана важность оценки качества менеджмента для целей управления. Проведен обзор теоретических подходов к оценке качества менеджмента в компании. Представлены резуль...

Специфика подбора и отбора персонала на предприятиях розничной торговли

В статье определяется понятие отбора и подбора персонала в рамках процессов обеспечения предприятия качественными трудовыми ресурсами. Анализируется процесс отбора и подбора персонала как наиболее значимого в обеспечении эффективной деятельности орга...

Задать вопрос