Влияние цвета на выразительность детского рисунка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 15.06.2016

Статья просмотрена: 1730 раз

Библиографическое описание:

Максимова, М. В. Влияние цвета на выразительность детского рисунка / М. В. Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 892-894. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31362/ (дата обращения: 20.12.2024).



Цвет как объект изучения всегда привлекал ученых, психологов, искусствоведов, естествоиспытателей. Он является одним из самых сильных средств выразительности художников-живописцев. Хорошо развитое чувство цвета, помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить духовный комфорт.

Задача воспитателя детского сада состоит в том, чтобы в процессе обучения познакомить дошкольников с «сенсорными эталонами» в области цвета, научить, ими пользоваться как системами чувственных мерок или эталонов для анализа окружающего.

Цвет может радовать и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Иными словами, цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие. Одни цвета успокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражают. Успокаивающее воздействие оказывают зеленый, голубой, синий, а возбуждающее — пурпурный, красный, оранжевый, желтый цвета.

Ребенок способен осознанно использовать цвет для передачи своего отношения к изображаемому образу: яркими, чистыми, красивыми цветами он обычно изображает любимых героев, приятные события, а темными («грязными») — нелюбимых, злых персонажей и печальные явления. В исследованиях известного педагога В. С. Мухиной отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают теплые тона, а неприятных — холодные. По мере усвоения ребенком изобразительного опыта, познания им окружающего мира, цвет в детском рисунке становится более реалистичным (исследования В. С. Мухиной, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной и др.).

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.

О том, что рисование, лепка и занятия с другими материалами очень важны для развития у детей их чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений. Изобразительная деятельность не утратила широкого воспитательного значения и в настоящее время. В процессе изодеятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдения и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположения в пространстве), способствуют развитию у детей чувства цвета и ритма.

Цвет, колорит являются важными средствами выразительности в изобразительном искусстве и в детском творчестве. Цветовые свойства предметов и явлений окружающего мира рано привлекают внимание ребёнка на цвет, как бы игнорируют его. Широко распространено мнение, что дети любят яркие цвета и сами используют их как средство выразительности.

Цветовое восприятие и представления о цвете, а также умение применять знания и практические навыки в использовании цвета и оттенков в продуктивных деятельностях могут формироваться в разнообразных дидактических играх и упражнениях. Большое значение придаётся материалам, которые используются детьми в играх и занятиях. В детском саду дети имеют в своём распоряжении материалы (Бумагу, карандаши, разнообразные мелки и т. д.) до ста цветов и оттенков. манипулируя этими предметами дети получают разнообразные цветосочетания, видят возможности цвет образования.

«Когда ребенок получает возможность рисовать карандашом и красками, он открывает удивительный для него мир графических построений и цвета, в котором линии и цвета, при смешивании друг с другом, воздействующие на его эмоциональную сферу. Получая удовольствие в ориентировочном поиске от возникающих линий и многоцветности на поверхности листа, дошкольник в то же время познает изображение и выражения отношения к нарисованному».

Наиболее доступным выразительным средством для детей 4–5 лет является использование цвета. Цвет в рисовании является важным средством выражения художественного замысла. Цвет передает настроение: темные, приглушенные тона — в картинах с грустным содержанием, яркие, насыщенные — в радостных.

Познакомившись со многими цветами, (6 цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый и 3 нейтральных: черный, серый, белый). Дети 4–5 лет часто используют их как выразительное средство, помогающее сделать изображение красивее, наряднее, т. е. используют его в декоративном плане.

Многие исследователи детского рисунка отмечают, что ребенок применяет цвет для передачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми цветами малыш обычно изображает любимых героев, приятные события, а темными — нелюбимых, злых персонажей и печальные явления. Дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно, земля — всегда черная (коричневая), небо — голубое, солнце — желтое, трава — зеленая и т. п. То есть цвет не перестает быть выражением отношения ребенка, а служит лишь средством обозначения предмета. Некоторые ученые объясняют это недостатками обучения.

Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Это поможет найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности.

Чем наблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображает другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребёнка, в том числе эстетические. Стремясь передать это отношение» ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками.

Так для ребенка-дошкольника красный, желтый, розовый, голубой и оранжевый — это радостные, яркие, веселые и добрые цвета. А вот коричневый, черный, темно-синий, белый, темно-зеленый — грустные, серьезные, скучные, злые, некрасивые цвета.

Еще одной особенностью восприятия цвета у маленьких детей является его конкретность: «зеленая трава», «голубое небо», «синее море». В самих этих сочетаниях угадываются «штампы», или «сенсорные эталоны», выработанные данной культурой. Ребенок, проходя путь освоения окружающего мира, должен постепенно овладеть этими «сенсорными эталонами». С их помощью позже он сможет систематизировать то, что видит, и то, с чем действует.

Замечательным свойством детского восприятия является его целостность. Зрение, восприятие звука, тактильные ощущения, обоняние, моторика — все это пути и способы исследования окружающего мира.

Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, — это цвет. Цвет — одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке.

Развитие цветового восприятия — одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Период раннего возраста, где все внимание ребенка направлено на знакомство с цветом начинается с беспорядочных цветовых каракулей, штрихов, пятен. Привлекают наиболее яркие и чистые цвета. Он еще не может удержать кисть и делает первые рисунки пальцем, ладошкой. Такие занятия упражняют руку, ведут к улучшению координации движений, накоплению цветового опыта. Ребенок пробует сам удержать кисть и набрать краску. Постепенно цветовые пятна, штрихи становятся более ритмичными, движения кисти уверенными и точными. Первый цветовой выбор предлагает взрослый: «Солнышко желтое. Выбери краску желтую».

Задача воспитателя детского сада состоит в том, чтобы в процессе обучения познакомить дошкольников с эталонами цвета, научить, ими пользоваться как системами чувственных мерок или эталонов для анализа окружающего.

Знакомство с цветом для детей раннего возраста — это не столько узнавание и понимание, сколько восприятие.

Так для ребенка-дошкольника красный, желтый, розовый, голубой и оранжевый — это радостные, яркие, веселые и добрые цвета. А вот коричневый, черный, темно-синий, белый, темно-зеленый — грустные, серьезные, скучные, злые, некрасивые цвет.

Очевидно, если определен набор эталонов (в данном случае речь идет о цветовой культуре и цветовых эталонах), тем дольше ребенок по мере взросления будет находиться в пределах «детского восприятия», то есть ориентироваться на 4–6 основных цветов. И наоборот, чем шире и вариативен набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше аналитические способности восприятия.

Детей с точки зрения предпочтения цветовой гаммы можно условно разделить на три группы:

1) дети, использующие радостные цвета (красные, оранжевые, зеленые, желтые) и их оттенки;

2) дети, у которых любимый цвет меняется в зависимости от настроения (голубой — синий, красный — розовый);

3) дети, всегда выбирающие темные цвета и их сочетания (черные, серые, коричневые),

Поэтому следует обратить внимание на развитие у детей чувства цвета, определить условия формирования цветного восприятия.

К 3 годам возникает потребность знать, называть и различать 5–6 различных цветов. Без обучения могут быть усвоены только часто встречающиеся эталоны: красный, зеленый, желтый и т. д. Названия цветов — серый, голубой, розовый — устанавливаются позднее и обычно после особого к ним внимания.

Имея представление о желтом и красном цветах, но, не зная оранжевого цвета, дети склонны оранжевые предметы воспринимать как красные или желтые. То, что усвоенные эталоны влияют не просто на называние, но, прежде всего, на само восприятие свойств, когда детям предлагают молча подбирать к образцу объекты точно такого же цвета. Трехлетние дети во многих случаях по желтому образцу подбирают только желтые объекты, а по красному — красные и оранжевые, по синему образцу они подбирают только синие, а по голубому — и голубые и синие. Особенно ярко это обнаруживается в случае, если образец сначала показывают детям, потом убирают и выбор надо произвести по памяти. По образцу знакомого цвета выбор производится правильно, а по образцу малознакомого цвета — ошибочно. Причина в том, что, получив, например, желтый образец, дети сразу же соотносят его с имеющимися у них эталоном и узнают как желтый. После этого они отбирают желтые объекты, а остальные отбрасывают, как «не такие». Оранжевый образец ставит ребенка в затруднительное положение, так как у него нет представления об оранжевом цвете, и он использует желтый. Усложнение продуктивной деятельности ведет к тому, что ребенок постепенно усваивает все новые и новые цвета.

Дети в возрасте 3 лет знают основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), но не применяют такие обозначения цвета как светло-красный или темно-красный.

В конце третьего года жизни процесс рисования существенно изменяется. Это говорит о развитии восприятия, представлений, образно-смысловой стороны деятельности. Ребенок может самостоятельно выбрать красный, желтый и зеленый цвета. Под определение красного могут попадать предметы оранжевого, бордового, коричневого цветов.

Уровень цветного восприятия у детей старшей возрастной группы достаточно высок: дети передают наиболее характерный цвет предметов (солнце желтое, трава зеленая и т. д.), видят нюансы и изменение цвета при изображении предметов (природа в разное время года). Однако, рисуя, обычно пользуются одними и теми же карандашами и красками, не стремясь и не умея создавать новые цвета и оттенки, почти не используют цвет для того, чтобы выразить настроение и отношение к изображаемому.

Литература:

  1. Саккулина Н.В, Комарова С. Т. Изобразительная деятельность в детском саду. — М., 2006г.
  2. Комарова Т. С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. 2006 г.
Основные термины (генерируются автоматически): цвет, ребенок, окружающий мир, красный, детский сад, изобразительная деятельность, эталон, детский рисунок, детское творчество, желтый образец.


Похожие статьи

Специфика формирования художественного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста

Влияние декоративно-прикладного искуства на эстетическое воспитание современного школьника

Роль игры в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста

Особенности влияния цветовой гаммы одежды на учебную мотивацию

Влияние выразительного чтения на воспитание нравственных чувств учащихся

Виды восприятия и их роль в развитии художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста

Влияние эстетики образовательной среды на развитие творческих способностей учащихся

Роль человека в развитии архитектурной среды

Похожие статьи

Специфика формирования художественного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста

Влияние декоративно-прикладного искуства на эстетическое воспитание современного школьника

Роль игры в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста

Особенности влияния цветовой гаммы одежды на учебную мотивацию

Влияние выразительного чтения на воспитание нравственных чувств учащихся

Виды восприятия и их роль в развитии художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста

Влияние эстетики образовательной среды на развитие творческих способностей учащихся

Роль человека в развитии архитектурной среды

Задать вопрос