Роль радио в пропаганде музыкальной культуры на Южном Урале в 1946–1956 гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 08.06.2016

Статья просмотрена: 261 раз

Библиографическое описание:

Запольских, М. С. Роль радио в пропаганде музыкальной культуры на Южном Урале в 1946–1956 гг. / М. С. Запольских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 685-687. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31393/ (дата обращения: 16.11.2024).



На основе ранее неопубликованных архивных документов автор изучает роль радио в пропаганде музыкальной культуры на Южном Урале, показывает наиболее популярные формы подачи музыкального материала в эфире радио.

Ключевые слова: радио, радиофикация, радиовещание, музыкальная культура, передача, программа, концерт, Южный Урал

В послевоенные годы радио стало богатейшим источником знаний обо всех сферах жизни советского общества. Музыкальные передачи, звучавшие в радиоэфире, способствовали повышению культурного уровня советских граждан, помогали в организации хорошего отдыха и развлечения, оказывали помощь слушателю в приобретении навыков сознательного восприятия музыки [1, с. 5]. Во второй половине 1940-х г. не все жители Южного Урала имели возможность принимать радиосигнал. К 1946 г. радиовещание охватывало территорию, где проживало 70 % населения региона. Однако наблюдалась значительная диспропорция между уровнем радиофикации города и села. Например, отдалённые сельские районы башкирского Зауралья практически не были охвачены радиофикацией [2, л. 43, 35, 36]. Во многом это обусловлено слабостью материальной базы предприятий и учреждений радиофикации и радиовещания.

Интенсивная радиофикация сельских районов начинается в 1949 г. после выхода постановления Совета Министров СССР «О мерах по улучшению радиофикации СССР». На местах организовывали месячники по улучшению радиообслуживания села; собрания, на которых радиолюбители бесплатно ремонтировали радиоприёмники. К 1 января 1954 г. из 371 тыс. колхозных дворов БАССР только 38 тысяч или 10,2 % имели радиоприёмные точки. В Челябинской области к 1946 г. на селе насчитывалось 8038 радиоточек, к 1953 г. прирост составил 340 %. В итоге к 1954 г. в области было зарегистрировано 36803 радиоточки [3, с. 110; 4, л. 99].

Процесс радиофикации городов был начат ещё в довоенное время. Поэтому к середине 1950-х гг. количество радиоточек в крупных городах Южного Урала (Чкалов, Бузулук, Уфа, Салават, Мелеуз, Челябинск, Магнитогорск, Копейск, Троицк, Миасс и др.) варьировалось от 70 до 150 тысяч [2, л. 43, 35, 36; 5, л. 99].

В изучаемый период ведущую позицию в сетке радиовещания занимали передачи Всесоюзного радио, которые выходили в эфир двумя блоками: утром и днём. Вечером радиоузлы переключались с центрального на местное вещание, которое вели 82 республиканских, краевых и областных комитета [6, л. 243]. К 1946 г. на Южном Урале функционировали три радиокомитета: в Уфе, Чкалове и Челябинске. В крупных городах и райцентрах работали местные радиоредакции [7, л. 193]. Суточный объём регионального вещания составлял три часа. 50 % эфирного времени отводилось на политическое вещание, 38 % на художественное, 12 % на объявления, программу передач, технические перерывы. Музыкальное вещание входило в состав художественного и занимало большую его часть.

Для второй половины 1940-х гг. характерен рост доли художественного вещания за счёт сокращения длительности политических передач. Это позволило увеличить объём музыкального вещания. Например, Башкирский радиокомитет в 1947 г. увеличил его суточный объём на 10 минут. В итоге расписание общей продолжительности музыкальных передач выглядело следующим образом: понедельник — 35 минут, вторник — 35, среда — 35, четверг — 30, пятница — 35, суббота — 45, воскресенье — 60 [2, л. 94, 100]. В будние дни за это время успевали прозвучать 7–10 композиций.

К началу 1950-х гг. среднесуточный объем общего вещания оставался прежним — 2 часа 58 минут, из них 1/3 приходилось на художественное вещание. По будням музыкальные передачи выходили в эфир вечером, в выходные — днём.

27 января 1947 г. ЦК ВКП (б) принял постановление «О мерах по улучшению центрального радиовещания», в котором было отмечено, что радиовещание имеет ряд недостатков, в том числе, однообразие программ музыкального вещания, отсутствие системы в пропаганде русской, классической и советской музыки [3, с. 104]. Поэтому музыкальные передачи, выходившие в эфир в последующем, были направлены на популяризацию произведений отечественных композиторов. Для этого сотрудники радиокомитетов готовили музыкально-образовательные и музыкально-литературные передачи с художественным текстом, развлекательные передачи, музыкальные радиоспектакли, музыкальные произведения крупных форм (оперы, оперетты). Проводили недели, декады, месячники музыки народов зарубежных стран. Выпускали музыкальные радиожурналы и радиосборники, транслировали песни для разучивания.

Музыкально-образовательные и музыкально-литературные передачи записывали совместно с артистами филармоний и музыкальных театров, преподавателями музыкально-образовательных учреждений. Реже к записи привлекали гастролёров. Например, в 1948 г. Башкирский радиокомитет записал всего шесть передач с участием приезжих музыкантов. Музыкально-образовательные передачи знакомили слушателей с особенностями музыкального «языка» различных народов, с национальными инструментами. На башкирском радио с сентября 1949 г. в практику вошли цикловые образовательные передачи. Большой популярностью пользовался у радиослушателей детский цикл «Веселая почта», в котором, наряду с писателями и артистами, активное участие принимали сами дети [2, л. 145, 2; 8, с. 26–27]. Программа передач чкаловского радио включала такие литературно-музыкальные передачи как «Страна выбирает», «Великий русский народ», «Солдаты Сталина», «Хлеборобы» и другие [9, л. 66, 86, 143; 10, л. 13].

Особой популярностью у слушателей пользовались концерты (без конферанса, по заявкам и др.) и музыкальные обозрения. Ежемесячно в эфир выходило 10–12 концертов. Большая часть концертов была направлена на пропаганду отечественной и зарубежной классической музыки. Так, только в течение 1947 г. Чкаловский радиокомитет подготовил и выпустил в эфир пять концертов арий из опер западноевропейских (Г. Доницетти, Р. Леонкавалло, Ж. Масснэ и др.) и русских композиторов, концерт к 150-летию Франца Шуберта, концерт произведений А. П. Бородина, концерт к 90-летию со дня смерти М. И. Глинки, три концерта старинных романсов [9, л. 3,4, 64, 214; 10, л. 115]. После выхода февральского постановления 1948 г. произведения европейских композиторов практически исчезли из эфира. Иностранная классика звучала в радиоэфире в контексте различных передач в качестве фона. С целью популяризации творчества советских композиторов выходили концерты с песнями М. Блантера, А. Новикова, Б. Александрова, Н. Мокроусова и др. Музыкальные обозрения знакомили с «новинками». Песни, звучавшие впервые, сопровождалось кратким разъяснением содержания, замысла, основных художественных образов, места данного произведения в творчестве композиторов. В порядке популяризации произведений советских композиторов в эфир выходили концерты-беседы. Они сопровождались чтением пояснительного текста на башкирском языке.

Концерты художественной самодеятельности были направлены на пропаганду народной музыки. Они демонстрировали культурный рост трудящихся страны, их музыкальную одарённость, стимулировали вовлечение новых кадров. Концерты художественной самодеятельности выходили в эфир до 3–4 раз в месяц. Например, за 1951 г. Чкаловский радиокомитет подготовил 24 концерта русской народной музыки [11, л. 58]. В их создании принимали участие самодеятельные композиторы, музыканты и исполнители, коллективы различных предприятий, учебных заведений Южного Урала. Кроме того в эфир пускали заключительные концерты областных и республиканских смотров, записанных на аудиопленку. В памятке радиоредактору О. Н. Шимановича говорилось, что самодеятельный коллектив должен знать план своих выступлений не менее чем на 3–4 месяца, так как должен иметь не менее трех месяцев на подготовку [12, с. 33–34]. На деле, выступления по радио часто носили компанейский, случайный характер, организованные по инициативе радиокомитетов независимо от Дома народного творчества. Со своей стороны руководство ДНТ пыталось добиться систематических, заранее продуманных выступлений. В итоге слушатели отмечали низкий уровень выступающих самодеятельных коллективов [2, л. 149, 32].

Большой популярностью у слушателей пользовались концерты по заявкам, выходившие несколько раз в месяц. Такие концерты формировались на основе заявок от одного коллектива, либо по признакам стиля и содержания: советское творчество, музыкальная классика, народное творчество, развлекательная музыка. При выборе коллектива радиоредакция отдавала предпочтение отличившимся в профессиональной деятельности (например, «стахановцам» какого-либо завода, предприятия, передовикам сельского хозяйства, весеннего сева, механизаторам МТС и т. д.).

Особое внимание уделялось пропаганде музыкального творчества национальных республик. В эфир выходили передачи: «Музыка народов СССР», «Творчество народов СССР», «Песни и пляски народов СССР» и т. д. Осложняло работу в данном направлении отсутствие в фондах аудиозаписей, поэтому в эфире чаще всего звучали одни и те же композиции. Поэтому возможность познакомиться с башкирским музыкальным искусством была у жителей как Южного Урала, так и страны в целом. В 1947 г. в Уфе работала экспедиция фабрики звукозаписи Всесоюзного радиокомитета под руководством режиссёра Федулова. На магнитофонную плёнку было записано более 50 произведений. В дальнейшем эти записи транслировали по Всесоюзному радио [13, с. 4].

В начале 1950-х гг. в эфир стали выходить монтажи произведений крупных форм (оперы, оперетты, балеты). Монтаж имел целью убедительно и понятно донести до радиослушателей самые ценные части музыкального произведения, общее содержания, сюжет. Так, по просьбе башкирских радиослушателей была организована передача монтажа оперы «Кыз-Жибек» Е. Брусиловского, башкирской оперы «Азат» Р. Муртазина и других произведений. Чкаловский радиокомитет в 1949 г. транслировал оперетты «У голубого Дуная» В. Полякова и «Рядом с тобой» Б. Александрова, в 1951 г. — «Трембита» Ю. Милютина (постановки музыкального театра комедии) [2, л. 145, 147–148; 11, л. 26, 14].

Особенностью башкирского радиовещания был выход передач на национальных языках: башкирском, татарском, чувашском, удмуртском. На башкирском языке выходило 45 % музыкальных передач, 15 % — на татарском, 8 % — на русском [2, л. 30, 149, 32].

Таким образом, радио играло важную роль в пропаганде музыкальной культуры на Южном Урале. Разнообразные передачи знакомили городских и сельских жителей профессиональной и самодеятельной музыкальной культурой.

Литература:

  1. Шиманович О. Н. Музыкальное радиовещание. Выпуск 3. М.: Гос. изд. лит-ры по вопросам связи и радио, 1940. 72 с.
  2. Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан (ЦГАОО РБ). Ф. 122. Оп. 29. Д. 569.
  3. Глейзер М. С. Радио и телевидение в СССР: 1917–1963 (даты и факты). М.: Гос. ком. Совета Министров СССР по радиовещанию и телевидению. Науч.-метод. отдел, 1965. 230 с.
  4. ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 32. Д. 1283.
  5. Объединенный архив Челябинской области. Ф. 914. Оп. 1. Д. 18.
  6. Гуревич П. С., Ружников В. Н. Советское радиовещание. Страницы истории. М.: Искусство, 1976. 382 с.
  7. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 17. Оп. 132. Д. 492.
  8. Говорит Уфа. Радио Башкирии — 75 лет. Уфа: Лето, 2004. 200 с.
  9. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 2015. Оп. 1. Д. 25.
  10. ГАОО. Ф. 2015. Оп.1. Д. 26.
  11. ГАОО. Ф. 2015. Оп. 1. Д. 53.
  12. Звуковая запись произведений башкирского искусства// Красная Башкирия. 1947. 30 июля. С. 4.
Основные термины (генерируются автоматически): Южный Урал, передача, концерт, музыкальная культура, музыкальное вещание, Уфа, чкаловский радиокомитет, эфир, башкирский радиокомитет, Всесоюзное радио.


Похожие статьи

Становление и развитие детской радиожурналистики во второй половине ХХ века

В статье автор рассказывает о развитии в радиожурналистике программам для детей, которое, в большей степени, пришлось на вторую половину ХХ века.

Становление национального телевещания в Башкортостане

В статье автор анализирует период становления национального телевещания в Республике Башкортостан.

Модель музыкальной радиостанции в жизни ребёнка

В статье автор исследует работоспособность радиостанции на разных частотах радиовещания.

Основные тенденции развития частного телевещания в Республике Башкортостан

В статье автор рассматривает тенденции развития частного телевещания РБ.

Основные тенденции развития телевизионного рынка Башкортостана

В статье автор рассматривает развитие телевизионного рынка РБ.

История развития радиовещания и телевидения на Дальнем Востоке (первая треть — конец ХХ века)

Статья посвящена вопросам истории развития радиовещания и телевидения на Дальнем Востоке. Предложены методические рекомендации по привлечению внимания студенческой молодежи к истории развития отрасли связи.

Башкирское государственное телевидение: история и современность

В статье рассматривается становление башкирского телевидения. Рассказывается о первых руководителях, режиссерах и дикторах телевидения. В исследовании дана характеристика современного состояния телерадиовещательной компании «Башкортостан».

Актуальные проблемы культурной жизни населения города Армавира в 1960-е годы

Статья посвящена актуальным проблемам культурной жизни населения города Армавира в 1960-е годы. Автор рассматривает различные аспекты реализации культурной политики в городе Армавире с целью выявления уникальности и своеобразия культурной жизни данно...

Музыка великой Победы

На сегодня научно доказано, что музыкальные произведения оказывают мощное воздействие на сознание и подсознание человека. Неслучайно, исследователи отмечают настоятельную необходимость использовать музыку в широком спектре формирования личности. Авт...

Актуальность народного танца в современной культуре на примере образцового ансамбля народного танца «Искорки»

В данной статье рассматривается актуальность и развитие народного танца, и какими способами можно решить проблему отсутствия интереса населения к народной хореографии.

Похожие статьи

Становление и развитие детской радиожурналистики во второй половине ХХ века

В статье автор рассказывает о развитии в радиожурналистике программам для детей, которое, в большей степени, пришлось на вторую половину ХХ века.

Становление национального телевещания в Башкортостане

В статье автор анализирует период становления национального телевещания в Республике Башкортостан.

Модель музыкальной радиостанции в жизни ребёнка

В статье автор исследует работоспособность радиостанции на разных частотах радиовещания.

Основные тенденции развития частного телевещания в Республике Башкортостан

В статье автор рассматривает тенденции развития частного телевещания РБ.

Основные тенденции развития телевизионного рынка Башкортостана

В статье автор рассматривает развитие телевизионного рынка РБ.

История развития радиовещания и телевидения на Дальнем Востоке (первая треть — конец ХХ века)

Статья посвящена вопросам истории развития радиовещания и телевидения на Дальнем Востоке. Предложены методические рекомендации по привлечению внимания студенческой молодежи к истории развития отрасли связи.

Башкирское государственное телевидение: история и современность

В статье рассматривается становление башкирского телевидения. Рассказывается о первых руководителях, режиссерах и дикторах телевидения. В исследовании дана характеристика современного состояния телерадиовещательной компании «Башкортостан».

Актуальные проблемы культурной жизни населения города Армавира в 1960-е годы

Статья посвящена актуальным проблемам культурной жизни населения города Армавира в 1960-е годы. Автор рассматривает различные аспекты реализации культурной политики в городе Армавире с целью выявления уникальности и своеобразия культурной жизни данно...

Музыка великой Победы

На сегодня научно доказано, что музыкальные произведения оказывают мощное воздействие на сознание и подсознание человека. Неслучайно, исследователи отмечают настоятельную необходимость использовать музыку в широком спектре формирования личности. Авт...

Актуальность народного танца в современной культуре на примере образцового ансамбля народного танца «Искорки»

В данной статье рассматривается актуальность и развитие народного танца, и какими способами можно решить проблему отсутствия интереса населения к народной хореографии.

Задать вопрос