Методическая разработка исследовательского занятия по определению адаптационного потенциала системы кровообращения в школьном курсе биологии 8 класса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 09.06.2016

Статья просмотрена: 3930 раз

Библиографическое описание:

Жиженина, Л. М. Методическая разработка исследовательского занятия по определению адаптационного потенциала системы кровообращения в школьном курсе биологии 8 класса / Л. М. Жиженина, Т. Б. Клокова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 863-865. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31401/ (дата обращения: 15.11.2024).



The article considers the issues of organization of research work of students on the example of determining the adaptive capacity of the circulatory system.

Keywords: research work, students, adaptive capacity, adaptation, cardio-vascular system.

Современная школа предъявляет высокие требования к умению учеников работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему с точки зрения различных наук. Одним из возможных способов достижения указанной цели является организация научно — исследовательской работы учащихся. Биология как один из интереснейших предметов естественнонаучного цикла дает большую возможность для организации научно — исследовательской работы [4]. Так, например, при изучении в курсе биологии 8 класса (по программе В. В. Пасечника) темы «Круги кровообращения» можно провести исследование «Определение адаптационного потенциала системы кровообращения школьника».

Цель работы:

научиться измерять частоту сердечных сокращений, систолическое и диастолическое артериальное давление; определять рост, вес и рассчитывать или вычислять адаптационный потенциал Р.М. Баевского по формуле [3].

Оборудование: ростомер, напольные весы, тонометр (механический или электронный), секундомер.

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы продолжим изучение особенностей кровообращения человека. Целью нашего урока будет знакомство с адаптационным потенциалом Р. М. Баевского.

Адаптационный потенциал (АП) — это показатель уровня приспособляемости организма человека к различным, меняющимся факторам внешней среды. Адаптационный потенциал является показателем жизнедеятельности, формирования уровня которого зависит от комплекса изменений физиологических систем организма человека (гормоны гипофиза и надпочечников, состояние нервной, сердечно — сосудистой, дыхательной и прочих систем), а также под влиянием стресс — факторов (физическая, умственная работа, сдвиги атмосферного давления, температуры и т.п.) [2]. Критерий АП рассчитывается по следующему уравнению:

АП = 0.0011(ЧП) + 0.014(САД) + 0.008(ДАД) + 0.009(МТ)— 0.009(Р) + 0.014(В)— 0.27;

где АП — адаптационный потенциал системы кровообращения в баллах, ЧП — частота пульса (уд/мин); САД и ДАД — систолическое и диастолическое артериальное давление (мм рт. ст.); Р — рост (см); МТ — масса тела (кг); В — возраст (лет).

Итак, для вычисления АП нам необходимо измерить рост, вес, возраст, артериальное давление и частоту сердечных сокращений. И далее по полученным значениям адаптационного потенциала, мы определим функциональные состояния исследуемых. Трактовка значений адаптационного потенциала:

ниже 2.6 — удовлетворительная адаптация;

2.6 — 3.9 — напряжение механизмов адаптации;

3.10 — 3.49 — неудовлетворительная адаптация;

3.5 и выше — срыв адаптации.

Учащиеся: измерение роста проводят с помощью обычного станкового деревянного ростомера (измерение роста — производится в положении стоя). Измерение массы тела (веса) они проводят на рычажных или напольных весах. Возраст определялся с помощью устного опроса [1]. Все данные учащиеся вносятся в таблицу 1.

Пульс и артериальное давление определяют с помощью электронного тонометра. Измерения в покое (до физической нагрузки) производятся 3 раза, после чего вычисляется среднее значение показателей систолического и диастолического давлений. Средние значения определяются следующим образом, все 3 значения систолического давления складываются и их сумма делится на 3, среднее значение диастолического давления и частоты сердечных сокращений определяется аналогичным образом, например:

Средние значения всех показателей вносят в таблицу 1. Далее испытуемые выполняют 20 приседаний по 3 раза, после каждых 20 — ти приседаний измеряется частота сердечных сокращений и артериальное давление. Затем вычисляются средние значения показателей и вносятся в таблицу 1.

Таблица 1

Показатели сердечно— сосудистой системы испытуемых

испытуемого

Рост (см)

Вес (кг)

Возраст (пол. лет)

АД до нагр.

АД после нагр.

ЧСС до нагр.

ЧСС после нагр.

АП до нагр.

АП после нагр.

испыт. № 1

170

60

18

139/86

110/67

90

110

2,6

2,3

испыт. № 2

161

50

18

114/72

143/77

76

101

испыт. № 3

171

70

18

125/82

149/99

93

105

испыт. № 4

166

57

18

111/69

132/70

81

82

испыт. № 5

172

52

17

118/77

147/83

92

116

Учитель: после того, как мы определили все нужные нам показатели, мы можем вычислить адаптационный потенциал до и после нагрузки (на примере показателей первого испытуемого):

= 0.0011*90 + 0.014*139 + 0.008*86 + 0.009*60— 0.009*170 + 0.014*18— 0.27 = 2,616

= 0.0011*110 + 0.014*110 + 0.008*67 + 0.009*60— 0.009*170 + 0.014*80— 0.27 = 2,278

Данные вносятся в таблицу 1. Теперь с помощью полученных нами данных, мы можем оценить адаптационный потенциал первого испытуемого. В обычных условиях у испытуемого наблюдается напряжение механизмов адаптации, чему свидетельствует адаптационный потенциал равный 2,6. После нагрузки показатель адаптационного потенциала снижается до 2,3, что соответствует удовлетворительной адаптации организма. Таким образом мы получили, что организм испытуемого после небольшой нагрузки приходит в норму. Выводы по состоянию регуляции сердечно-сосудистой системы остальных испытуемых сделайте самостоятельно.

Итак, сегодня мы познакомились с методикой определения адаптационного потенциала. На основе полученных нами результатов мы можем распределить испытуемых в группы с разным уровнем здоровья и определить потенциальную способность организма адаптироваться к учебному режиму школы и физическим нагрузкам.

Литература:

  1. Исследование антропометрических показателей. — 2011. [Электронный ресурс] URL: http://otherreferats.allbest.ru/medicine/00145332_0.html
  2. Методы функциональной диагностики сердечно — сосудистой системы. — 2013. [Электронный ресурс] URL: http://www.pozwonocnik.ru/articles/medicinskie-stati/metody-funkcionalnoj-diagnostiki-serdechno-sosudistoj.
  3. Расчетный индекс адаптационного потенциала сердечно — сосудистой системы. — 2014. [Электронный ресурс] URL: http://medlec.org/lek-35334.html
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2011. — 48с.
Основные термины (генерируются автоматически): адаптационный потенциал, частота сердечных сокращений, артериальное давление, вес, диастолическое артериальное давление, диастолическое давление, значение показателей, измерение роста, напряжение механизмов адаптации, среднее.


Похожие статьи

Анализ результатов внеурочной деятельности в рамках раздела «Кровеносная и лимфатическая системы организма» в школьном курсе биологии 8 класса

В статье рассматриваются вопросы организации внеклассной деятельности школьников на примере определения адаптационного потенциала системы кровообращения, типа саморегуляции кровообращения.

Анализ результатов внеурочной деятельности в рамках работы кружка «Здоровье — ключ к успеху» в школьном курсе биологии 11 класса

В статье рассматриваются вопросы анализа результатов организации внеурочной деятельности учащихся 11 класса в рамках работы кружка «Здоровье — ключ к успеху».

Регуляция сердечно-сосудистой системы у студентов естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ разного возраста

В статье проводится оценка регуляции сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях обычного учебного дня. В результате проведенных исследований высчитаны адаптационный потенциал, тип саморегуляции кровообращения, проведено распределение испытуем...

Регуляция сердечно-сосудистой системы у студентов естественно-географического разного возраста

В статье проводится оценка регуляции сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях обычного учебного дня. В результате проведенных исследований высчитаны адаптационный потенциал, тип саморегуляции кровообращения, проведено распределение испытуем...

Анималотерапия — как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возрастов

Статья посвящена осмыслению значения роли животных в психологическом развитии человека. В статье ставится задача рассмотреть эффект применения анималотерапии, как метода психокоррекционной работы преимущественно с детьми дошкольного и школьного возра...

Познавательная активность детей младшего школьного возраста

В данной статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследование познавательной активности младших школьников. При помощи выбранных психодиагностических методик выявлен уровень развития познавательной активности учащихся 4 класса.

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Формирование критического мышления младших школьников на уроках окружающего мира: опытно-экспериментальная часть

В статье рассматривается проблема формирования критического мышления у младших школьников. Изложены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию критического мышления учащихся на уроках по предмету «Окружающий мир».

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования

Статья посвящена исследованию развития познавательного интереса у старших дошкольников. В работе представлены актуальность темы исследования, цели, задачи исследования, обоснована и апробирована комплекс занятий по формированию познавательного интере...

Экспериментальная деятельность как условие формирования любознательности у детей 5–6 лет

В статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты вопроса формирования любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Также представлена педагогическая работа по развитию любознательности у детей старшег...

Похожие статьи

Анализ результатов внеурочной деятельности в рамках раздела «Кровеносная и лимфатическая системы организма» в школьном курсе биологии 8 класса

В статье рассматриваются вопросы организации внеклассной деятельности школьников на примере определения адаптационного потенциала системы кровообращения, типа саморегуляции кровообращения.

Анализ результатов внеурочной деятельности в рамках работы кружка «Здоровье — ключ к успеху» в школьном курсе биологии 11 класса

В статье рассматриваются вопросы анализа результатов организации внеурочной деятельности учащихся 11 класса в рамках работы кружка «Здоровье — ключ к успеху».

Регуляция сердечно-сосудистой системы у студентов естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ разного возраста

В статье проводится оценка регуляции сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях обычного учебного дня. В результате проведенных исследований высчитаны адаптационный потенциал, тип саморегуляции кровообращения, проведено распределение испытуем...

Регуляция сердечно-сосудистой системы у студентов естественно-географического разного возраста

В статье проводится оценка регуляции сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях обычного учебного дня. В результате проведенных исследований высчитаны адаптационный потенциал, тип саморегуляции кровообращения, проведено распределение испытуем...

Анималотерапия — как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возрастов

Статья посвящена осмыслению значения роли животных в психологическом развитии человека. В статье ставится задача рассмотреть эффект применения анималотерапии, как метода психокоррекционной работы преимущественно с детьми дошкольного и школьного возра...

Познавательная активность детей младшего школьного возраста

В данной статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследование познавательной активности младших школьников. При помощи выбранных психодиагностических методик выявлен уровень развития познавательной активности учащихся 4 класса.

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Формирование критического мышления младших школьников на уроках окружающего мира: опытно-экспериментальная часть

В статье рассматривается проблема формирования критического мышления у младших школьников. Изложены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию критического мышления учащихся на уроках по предмету «Окружающий мир».

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования

Статья посвящена исследованию развития познавательного интереса у старших дошкольников. В работе представлены актуальность темы исследования, цели, задачи исследования, обоснована и апробирована комплекс занятий по формированию познавательного интере...

Экспериментальная деятельность как условие формирования любознательности у детей 5–6 лет

В статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты вопроса формирования любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Также представлена педагогическая работа по развитию любознательности у детей старшег...

Задать вопрос