The article considers the issues of organization of research work of students on the example of determining the adaptive capacity of the circulatory system.
Keywords: research work, students, adaptive capacity, adaptation, cardio-vascular system.
Современная школа предъявляет высокие требования к умению учеников работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему с точки зрения различных наук. Одним из возможных способов достижения указанной цели является организация научно — исследовательской работы учащихся. Биология как один из интереснейших предметов естественнонаучного цикла дает большую возможность для организации научно — исследовательской работы [4]. Так, например, при изучении в курсе биологии 8 класса (по программе В. В. Пасечника) темы «Круги кровообращения» можно провести исследование «Определение адаптационного потенциала системы кровообращения школьника».
Цель работы:
научиться измерять частоту сердечных сокращений, систолическое и диастолическое артериальное давление; определять рост, вес и рассчитывать или вычислять адаптационный потенциал Р.М. Баевского по формуле [3].
Оборудование: ростомер, напольные весы, тонометр (механический или электронный), секундомер.
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы продолжим изучение особенностей кровообращения человека. Целью нашего урока будет знакомство с адаптационным потенциалом Р. М. Баевского.
Адаптационный потенциал (АП) — это показатель уровня приспособляемости организма человека к различным, меняющимся факторам внешней среды. Адаптационный потенциал является показателем жизнедеятельности, формирования уровня которого зависит от комплекса изменений физиологических систем организма человека (гормоны гипофиза и надпочечников, состояние нервной, сердечно — сосудистой, дыхательной и прочих систем), а также под влиянием стресс — факторов (физическая, умственная работа, сдвиги атмосферного давления, температуры и т.п.) [2]. Критерий АП рассчитывается по следующему уравнению:
АП = 0.0011(ЧП) + 0.014(САД) + 0.008(ДАД) + 0.009(МТ)— 0.009(Р) + 0.014(В)— 0.27;
где АП — адаптационный потенциал системы кровообращения в баллах, ЧП — частота пульса (уд/мин); САД и ДАД — систолическое и диастолическое артериальное давление (мм рт. ст.); Р — рост (см); МТ — масса тела (кг); В — возраст (лет).
Итак, для вычисления АП нам необходимо измерить рост, вес, возраст, артериальное давление и частоту сердечных сокращений. И далее по полученным значениям адаптационного потенциала, мы определим функциональные состояния исследуемых. Трактовка значений адаптационного потенциала:
ниже 2.6 — удовлетворительная адаптация;
2.6 — 3.9 — напряжение механизмов адаптации;
3.10 — 3.49 — неудовлетворительная адаптация;
3.5 и выше — срыв адаптации.
Учащиеся: измерение роста проводят с помощью обычного станкового деревянного ростомера (измерение роста — производится в положении стоя). Измерение массы тела (веса) они проводят на рычажных или напольных весах. Возраст определялся с помощью устного опроса [1]. Все данные учащиеся вносятся в таблицу 1.
Пульс и артериальное давление определяют с помощью электронного тонометра. Измерения в покое (до физической нагрузки) производятся 3 раза, после чего вычисляется среднее значение показателей систолического и диастолического давлений. Средние значения определяются следующим образом, все 3 значения систолического давления складываются и их сумма делится на 3, среднее значение диастолического давления и частоты сердечных сокращений определяется аналогичным образом, например:
Средние значения всех показателей вносят в таблицу 1. Далее испытуемые выполняют 20 приседаний по 3 раза, после каждых 20 — ти приседаний измеряется частота сердечных сокращений и артериальное давление. Затем вычисляются средние значения показателей и вносятся в таблицу 1.
Таблица 1
Показатели сердечно— сосудистой системы испытуемых
№ испытуемого |
Рост (см) |
Вес (кг) |
Возраст (пол. лет) |
АД до нагр. |
АД после нагр. |
ЧСС до нагр. |
ЧСС после нагр. |
АП до нагр. |
АП после нагр. |
испыт. № 1 |
170 |
60 |
18 |
139/86 |
110/67 |
90 |
110 |
2,6 |
2,3 |
испыт. № 2 |
161 |
50 |
18 |
114/72 |
143/77 |
76 |
101 |
||
испыт. № 3 |
171 |
70 |
18 |
125/82 |
149/99 |
93 |
105 |
||
испыт. № 4 |
166 |
57 |
18 |
111/69 |
132/70 |
81 |
82 |
||
испыт. № 5 |
172 |
52 |
17 |
118/77 |
147/83 |
92 |
116 |
Учитель: после того, как мы определили все нужные нам показатели, мы можем вычислить адаптационный потенциал до и после нагрузки (на примере показателей первого испытуемого):
= 0.0011*90 + 0.014*139 + 0.008*86 + 0.009*60— 0.009*170 + 0.014*18— 0.27 = 2,616
= 0.0011*110 + 0.014*110 + 0.008*67 + 0.009*60— 0.009*170 + 0.014*80— 0.27 = 2,278
Данные вносятся в таблицу 1. Теперь с помощью полученных нами данных, мы можем оценить адаптационный потенциал первого испытуемого. В обычных условиях у испытуемого наблюдается напряжение механизмов адаптации, чему свидетельствует адаптационный потенциал равный 2,6. После нагрузки показатель адаптационного потенциала снижается до 2,3, что соответствует удовлетворительной адаптации организма. Таким образом мы получили, что организм испытуемого после небольшой нагрузки приходит в норму. Выводы по состоянию регуляции сердечно-сосудистой системы остальных испытуемых сделайте самостоятельно.
Итак, сегодня мы познакомились с методикой определения адаптационного потенциала. На основе полученных нами результатов мы можем распределить испытуемых в группы с разным уровнем здоровья и определить потенциальную способность организма адаптироваться к учебному режиму школы и физическим нагрузкам.
Литература:
- Исследование антропометрических показателей. — 2011. [Электронный ресурс] URL: http://otherreferats.allbest.ru/medicine/00145332_0.html
- Методы функциональной диагностики сердечно — сосудистой системы. — 2013. [Электронный ресурс] URL: http://www.pozwonocnik.ru/articles/medicinskie-stati/metody-funkcionalnoj-diagnostiki-serdechno-sosudistoj.
- Расчетный индекс адаптационного потенциала сердечно — сосудистой системы. — 2014. [Электронный ресурс] URL: http://medlec.org/lek-35334.html
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2011. — 48с.