Цель включения ИКТ в учебный процесс — с помощью разных форм учебно-познавательной деятельности на уроках и в ходе выполнения домашних заданий сделать самостоятельную работу учащихся целенаправленной и активной.
Информационные технологии на уроке позволяют учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на любом уроке являются:
‒ игровая деятельность;
‒ создание положительных эмоциональных ситуаций;
‒ работа в парах;
‒ проблемное обучение.
Всё это возможно проводить, используя возможности ИКТ, аудио- и видео-материалы открытой сети Интернет.
Покажем это на примере уроков литературного чтения.
Компьютерные технологии могут быть органично включены в любой этап урока литературного чтения, позволяют использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Компьютер помогает вовлечь всех учеников класса в литературное творчество.
На уроках литературного чтения использую иллюстрирование учениками изучаемого произведения. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой. Хорошо проходит данный вид работы в группах. Выполненные детьми работы сканирую, и каждая группа приступает к созданию диафильма по заданной теме.
В результате дети точнее усваивают последовательность событий, что помогает им при пересказе произведения. Известно, что большинство людей запоминают 5 % услышанного и 20 % увиденного. Одновременное использование аудио и видеоинформации повышает запоминаемость до 40–50 %.
Чтобы заинтересовать ребёнка книгой, вызвать у него желание отыскать эту книгу как можно быстрее, мы собираем информацию о писателе:
‒ факты биографии
‒ портреты
‒ фотографии
‒ иллюстрации из книг
Составляя презентации к урокам, иногда вставляю в них документальные фильмы или аудиозапись с голосом писателя. Сначала я предлагаю им по фотографии или по портрету предположить, какой это человек, что его волнует, радует, определить его характер. И только после высказанных детьми предположений, предлагаю посмотреть, прослушать найденный мной материал. Так рассказ об интересных фактах биографии писателя служит стимулом к чтению его книг. Эта работа заинтересовала ребят, теперь они сами в начале урока знакомства с новым писателем стали спрашивать: «А что это за человек, чем он интересовался, а он ещё жив?».
Используя возможности ИКТ, на любом уроке можно организовать выставку книг. Цель такой виртуальной выставки — представить разные издания одной и той же книги или представить как можно больше книг одного и того же писателя, вызвать у младшего школьника интерес к книгам, желание как можно быстрее её рассмотреть, подержать в руках, прочитать её.
На уроках закрепления изучаемого материала часто использую работу с кроссвордами, которые предлагаю готовить самим детям. Эта работа может быть индивидуальным заданием для каждого ученика или проходить в малых группах. Разгадывание кроссворда проводим с помощью интерактивной доски. Такая работа стимулирует учащихся внимательно прочитывать текст и вызывает эмоциональный подъем.
Новый подход к урокам литературного и внеклассного чтения с использованием ИКТ дает положительные результаты: каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъём, стимулирует учащихся внимательно прочитывать художественный текст, расширяет круг детского чтения. Показателем результативности такой работы является тот факт, что учащиеся самостоятельно ищут и читают другие произведения писателей.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, позволяют формировать вдумчивого и грамотного читателя может и тем самым поднять на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
Работа эта очень сложная, но очень важная, и её нужно проводить систематически. От этого зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова француженки Сесиль Лупан, которая в своей книге «Поверь в своё дитя», обращаясь к родителям и педагогам, писала: “Привить ребёнку вкус к чтению — лучший подарок, который мы можем ему сделать”.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009.
- Светловская, Н. Н. Методика внеклассного чтения: Кн.для учителя. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение,1991.
- Алексеева Л. Л., Анащенкова С. В., Биболетова М. З. Планируемые результаты начального общего образования. ФГОС. — М.: Просвещение, 2011.