В статье рассматривается психолого-педагогическая компетентность учителя иностранного языка, этапы и процесс становления психолого-педагогической компетентности.
Ключевые слова: компетентностный подход, психолого-педагогическая компетентность, профессиональная подготовка
Модернизация российского образования актуализирует компетентностный подход к подготовке специалиста, в научном сообществе активно изучаются вопросы профессионализма и профессиональной компетентности. Введение государственных образовательных стандартов привело к обновлению квалификационных характеристик учителя иностранного языка, изменились требования к преподаванию учебного предмета, к обеспечению качества образовательных услуг. В связи с этим психолого-педагогическая компетентность является важной составляющей уровня профессиональной подготовки и профессионализма учителя иностранного языка.
Нами были изучены определения понятия психолого-педагогической компетентности, данными известными авторами.
В. И. Блинов, К. С. Махмурян, Е. Н. Соловова характеризуют профессиональную компетентность педагога через следующие взаимосвязанные компетенции: коммуникативную, филологическую, психолого-педагогическую, социальную, методическую, компенсаторную, общекультурную. Кроме того, они отмечают значимость педагогического и языкового мышления и наличия личностных качеств педагога[1, с. 87].
Т. М. Сорокина утверждает,что психолого-педагогическая компетентность учителя иностранного языка — это синтез практических и теоретических знаний, способность личности решать различные педагогические задачи.
Н. Д. Гальскова считает, что психолого-педагогическая компетентность учителя иностранного языка заключается в сочетании профессиональных знаний, собственного педагогического опыта, творческих и личностных качеств [2, с. 140].
М. И. Лукьянова так же определяет психолого-педагогическую компетентность наличием определенных качеств личности, которые характеризуются высоким уровнем психолого-педагогической подготовленности и обеспечивают соответствие профессиональной деятельности [3, с.6].
Однако современные исследователи не дают однозначной трактовки определению психолого-педагогической компетентности учителя иностранного языка, рассматривая компетентность как сложное и многоаспектное понятие.
Психолого-педагогическая компетентность учителя иностранного языка как представителя иноязычной культуры предполагает наличие определенного уровня владения знаниями по педагогике и психологии для выстраивания эффективной технологии взаимодействия с учащимися и родителями, коллегами в урочной и внеурочной деятельности.
Так же личность педагога, его личностно-деловые качества играют важную роль при формировании психолого-педагогической компетентности. Современный учитель иностранного языка это психологически зрелая, творческая личность, обладающая социальной мобильностью, гибкостью в выборе форм и приемов взаимодействия с коллегами, учащимися и их родителями; готовая к инновациям в образовании, способная самореализовать себя в кризисных ситуациях.
Мы считаем, что компетентный педагог иностранного языка в современной школе должен обладать:
1) достаточным уровнем знаний о психологических, индивидуальных особенностях современного школьника, сторонах его характера, достоинствах и недостатках предшествующей иноязычной подготовки для выстраивания стратегий индивидуального подхода в работе с ним;
2) представлением о психолого-педагогических особенностях учебной группы, процессах взаимодействия, происходящих внутри группы между учащимися, учителем и учащимися для достижения планируемых педагогических результатов;
3) психолого-педагогической грамотностью, умениями и профессионально значимыми личностными качествами, способностью к профессиональному самосовершенствованию, умением организовать собственную педагогическую деятельность, знанием своих собственных психологических особенностей для повышения качества своего труда [4, с.166].
Процесс становления психолого-педагогической компетентности носит уровневый характер: этап обучения в вузе и период самостоятельной практической деятельности.
Обучение в вузе — это сензитивный период для формирования базовых составляющих психолого-педагогической компетентности. На вузовском этапе формируются обученность, профессиональная подготовленность, закладываются основы психолого-педагогических знаний. Важно, чтобы учебные занятия по курсу педагогики и психологии состояли из трех этапов: теоретический, практический и рефлексивный. Это позволит соединить психологические знания и педагогические умения, необходимые в работе учителя иностранного языка.
Полученные знания, студенты реализуют в ходе педагогической и производственной практик. Практика играет первостепенную роль в формировании и совершенствовании психолого-педагогической компетенции будущего педагога. Будущие педагоги знакомятся со школьным укладом, психологией современных школьников, учатся самостоятельно решать педагогические задачи и ситуации. Наряду с этим развивается педагогическое мышление при решении новых учебных и воспитательных задач в разных условиях [5].
В процессе подготовки и проведения уроков, внеклассных мероприятий студенты выстраиваю педагогический процесс с разновозрастными группами учащихся находящихся на различных ступенях обучения, с разной языковой подготовкой, вырабатывая свой индивидуальный педагогический стиль общения.
Аудиторные занятия, педагогическая и производственная практики взаимодействуют между собой, представляя единство целей, форм, методовнаправленных на развитие таких компонентов психолого-педагогической компетентности будущих педагогов иностранного языка как рефлексия, самоанализ, коммуникативность, способность к сотрудничеству, складывается положительное отношение к педагогической деятельности.
Следует отметить, что современные выпускники вуза испытывают психолого-педагогические трудности при вхождении в профессию. Их знания ограничены учебными дисциплинами, педагогической и производственной практиками; нет полного представления о психологических особенностях современного школьника; выпускник не готов к построению взаимодействия с родителями учащихся, педагогическим коллективом; незнание достоинств и недостатков собственной деятельности, особенностей своей личности.
Мы считаем, что вузовскому обучению следует стать более практико-ориентированным, должны преобладать программы личностно-развивающего характера, направленные на формирование индивидуального стиля педагогической деятельности, на овладение навыками самодиагностики и коммуникативной культуры.
Следует поддержать выпускника вуза, молодого учителя в начале работы в школе созданием приятного психологического климата в коллективе, способствовать налаживанию отношений с учащимися, родителями, организовывать семинары, конференции, дискуссионные собрания для повышения уровня сформированности психолого-педагогической компетентности.
На втором этапе, в процессе самостоятельной, практической деятельности, происходит дальнейшее развитие и совершенствование психолого-педагогической компетентности.
Педагогическая деятельность современного учителя иностранного языка должна быть направлена не только на формирование знаний, умений и навыков по учебному предмету, но и на развитие универсальных учебных действий, психического развития, мировоззрения учащихся. Психолого-педагогическая компетентность педагога иностранного языка проявляется не в трансляции знаний от учителя к ученику, а в вовлечение учащихся в проектную, исследовательскую, инновационную деятельности по предмету; способности прогнозировать психологические ситуации в ученическом коллективе, по поведению ребенка определять его психологическое состояние и соответствующим образом на это реагировать.
Выделим пути повышения психолого-педагогической компетентности, это:
- Совершенствование профессиональной позиции учителя, самосознания;
- Участие в различных тренингах, семинарах, конференциях, вебинарах;
- Обогащение психолого-педагогических знаний путем изучения, прочтения специальной литературы;
- Обобщение собственного педагогического опыта;
- Занятие исследовательской, научной деятельностью;
- Освоение новых педагогических технологий.
На наш взгляд, показателем сформированности психолого-педагогической компетентности может выступать творческая педагогическая деятельность учителя иностранного языка, умение применять на практике психологические знания, грамотное педагогическое общение с учениками, родителями и коллегами, стабильное психоэмоциональное состояние личности.
Психолого-педагогическая компетентность играет важную роль в становлении профессионализма учителя иностранного языка. В современных условиях, для того чтобы стать компетентным педагогом, профессионалом своего дела не достаточно знать свой предмет на «отлично», необходимо постоянно самосовершенствоваться.
Литература:
- Дубровина Т. С. К вопросу о профессиональной компетентности будущих учителей иностранных языков // Молодой ученый. — 2011. — № 4. — Т.2. — С. 86–89.
- Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М: АРКТИ. — 2004. — С. 192
- Лукьянова М. И. Развитие психолого-педагогической компетенции учителя. Автореф. … дисс. канд. пед. наук. — М., 1996. — 18 с.
- Милова М. В. Психолого-педагогическая компетентность как составляющая профессиональной подготовки учителя иностранного языка [Текст] / М. В. Милова // Проблемы психологии глазами студентов: сборник статей по материалам IV и V Межвузовских студенческих научно-практических конференций (май 2014 г., 2015г.). — Н.Новгород: НГПУ им.К.Минина. — 2015. — С. 166–167.
- Тамаркова, Ю. А. Педагогическая практика как условие развития профессиональной компетенции будущего учителя иностранных языков // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.scienceforum.ru/2014/470/1506