Перспективы и возможности внедрения дуальной системы обучения в процесс подготовки будущих актеров драматических театров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бимагамбетова, Р. Ж. Перспективы и возможности внедрения дуальной системы обучения в процесс подготовки будущих актеров драматических театров / Р. Ж. Бимагамбетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.1 (116.1). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31467/ (дата обращения: 19.12.2024).



В современных условиях качество образования оценивается способностью выпускников получать не только теоретические знания, но и быть готовыми применить полученные знания в условиях конкретного учреждения. Именно эти требования ставятся во главу дуального обучения, т. к. на сегодняшний день дуальная система обучения — одна из самых эффективных форм подготовки профессиональных кадров в мире. Не зря важность такого вида образования подчеркнул Президент РК Н. А. Назарбаев в своей программной статье [1]. Ее особенность заключается в том, что обучение проводится большей частью не в учебном заведении, а на предприятии.Дуальная система обучения успешно используется в таких странах, как Германия, Австрия, Дания, Нидерланды, Швейцария.

Исследование вопроса показало, что дуальная модель — это объединение интересов бизнеса, будущего специалиста и государства. Данная система предполагает, что 70–80 % времени учащийся обучается непосредственно на производстве, и только 20–30 % — в колледже. Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства: для предприятия — это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации; для молодых людей дуальное обучение — отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни, т. к. после его окончания они получат ту работу, к которой хорошо подготовлены.

Практическая подготовка будущих актеров драматических театров в Кызылординском гуманитарном колледже им. М. Маметовой осуществляется путем включения в учебный процесс комплекса взаимосвязанных видов профессиональной практики: учебной, технологической и производственной.

Эффективным средством интеграции учебного процесса с производством является социальное партнерство. Проанализировав потребности рынка труда, руководство колледжа определило состав стратегических социальных партнеров, которые представлены в качестве базовых по специальности 0409000 — «Актерское искусство», где организуется и проводится профессиональная практика.

В соответствии с новыми требованиями о дуальном обучении и, согласно рекомендации управления образования Кызылординской области, с 2012–2013 учебного года, при подготовке актеров драматического театра, колледж перешел на трехсторонние договорные отношения между колледжем, работодателем и обучающимся.

В связи с этим, в сентябре 2012 года Кызылординским гуманитарным колледжем им. М. Маметовой и:

— колледжем Казахской Национальной Академией Искусств им. Т. К. Жургенова;

— Казахским Академическим Театром для детей и юношества им. Г. Мусрепова;

— Кызылординским областным казахским драматическим театром им. Н. Бекежанова; был подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве, действие которого было пролонгировано в сентябре 2015 еще на три года. Благодаря подобному сотрудничеству актеры вышеназванных театров принимают самое активное участие в подготовке будущих специалистов театрального искусства.

Вместе с тем, ведущие специалисты сцены преподают специальные дисциплины в нашем колледже:

- по предмету актерское мастерство — Заслуженный деятель РК, кавалер ордена Курмет, главный режиссер Кызылординского областного казахского драматического театра им. Н. Бекежанова — Хусеин Амир-Темир;

- по предмету сценический язык — Заслуженный деятель РК — Умугульсум Бегимова, а также Заслуженный деятель культуры РК — Залипа Тулепова;

- по предмету театр и история драматургии — артист театра — Ж. Досаев;

- по предмету сценическое движение — артист театра — У. Баймаханов.

Необходимо отметить, что наиболее одаренные обучающиеся студенты колледжа — будущие актеры имеют возможность участвовать в подготовке и проведении спектаклей театров, что позволяет на практике лучше закрепить полученные теоретические знания, а также решить вопросы дальнейшего трудоустройства.

В целях дальнейшего развития социального партнерства по вопросам совершенствования подготовки специалистов в области искусства, в частности актеров драматического театра, колледж заключил двухсторонние договоры о сотрудничестве с учреждениями образования и культуры области. Также заинтересованы в сотрудничестве с колледжем, ходатайствуя о направлении обучающихся для прохождения практики и дальнейшего их трудоустройства, районы Кызылординской области.

Трудоустройство выпускников колледжа квалификации 0409013 — «Артист драматического театра» осуществляется согласно госзаказов и на основании заявок от учреждений и организаций. Так, из 100 % выпускников 80 % были трудоустроены по специальности, в том числе 40 % по госзаказу — в Кызылординский областной казахский драматический театр им. Н. Бекежанова. 20 % выпускников поступили в ведущие вузы республики, которые готовят высококлассных специалистов сцены.

Исходя из вышесказанного, к основным преимуществам дуального обучения можно отнести:

— во-первых, обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, так как они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближено к запросам современного искусства;

— во-вторых, достигается высокая мотивация получения знаний, формируется психология будущего специалиста.

Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:

— дуальная система подготовки специалистов устраняет разрыв между теорией и практикой;

— дуальная система обучения будущих актеров драматического театра создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т. к. качество их знаний напрямую связано с выполнением театральных обязанностей;

— заинтересованностью руководителей учреждений искусств в практическом обучении своего будущего артиста;

— учебное заведение, работающее в тесном контакте с Предприятием, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения и т. д.

Высокая надежность дуальной системы обучения объясняется тем, что она отвечает интересам всех участвующих сторон — предприятий, работников, государства:

— для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе специалистов, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших студентов творческой специальности;

— для молодых людей дуальное обучение — отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни;

— в безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров.

Таким образом можно сделать вывод о том, что Кызылординский гуманитарный колледж заинтересован в эффективности и плодотворности сотрудничества с социальными партнерами, т. к. главная цель организации системы социального партнерства — формирование профессионально-компетентной, социально-адаптированной личности конкурентоспособного специалиста. Именно правильно построенная система социального партнерства в процессе подготовки специалистов творческого направления открывает дополнительные возможности доступа к информации о рынке труда, к реализации новых совместных проектов, к расширению предложений о трудоустройстве выпускников, к учету требований работодателей по содержанию подготовки специалистов — будущих актеров, а, следовательно, открываются более широкие возможности для профессиональной подготовки актеров драматических театров.

Литература:

  1. Н. А. Назарбаев «Стратегия «Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства» Указ Президента Республики Казахстан от 18 декабря 2012 года № 449.
Основные термины (генерируются автоматически): дуальное обучение, драматический театр, дуальная система обучения, социальное партнерство, гуманитарный колледж, областной казахский драматический театр, будущий специалист, взрослая жизнь, отличный шанс, профессиональная практика.


Похожие статьи

Опыт внедрения профориентационных образовательных курсов в систему дополнительного профессионального образования в процессе модернизации российского образования

Необходимость формирования и концепция развития учетных систем на предприятиях агропромышленного комплекса в условиях вступления ВТО

Перспективы использования зарубежных моделей практической подготовки бакалавров социальной работы

Опыт и проблемы моделей взаимодействия дополнительного образования и образовательных учреждений, направленных на успешную социализацию школьников

Особенности структуры деятельности педагогического состава и курсантов военных вузов в условиях использования информационных технологий

Современные подходы в формировании коммуникативной компетенции будущего преподавателя иностранного языка

Критерии духовно-нравственного развития субъектов образовательного процесса в специализированных кадетских классах

Технология развития критического мышления в становлении профессионального самоопределения суворовцев

Возможности педагогических технологий в формировании профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе посредством иноязычного профессионального самообразования

Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией

Похожие статьи

Опыт внедрения профориентационных образовательных курсов в систему дополнительного профессионального образования в процессе модернизации российского образования

Необходимость формирования и концепция развития учетных систем на предприятиях агропромышленного комплекса в условиях вступления ВТО

Перспективы использования зарубежных моделей практической подготовки бакалавров социальной работы

Опыт и проблемы моделей взаимодействия дополнительного образования и образовательных учреждений, направленных на успешную социализацию школьников

Особенности структуры деятельности педагогического состава и курсантов военных вузов в условиях использования информационных технологий

Современные подходы в формировании коммуникативной компетенции будущего преподавателя иностранного языка

Критерии духовно-нравственного развития субъектов образовательного процесса в специализированных кадетских классах

Технология развития критического мышления в становлении профессионального самоопределения суворовцев

Возможности педагогических технологий в формировании профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе посредством иноязычного профессионального самообразования

Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией

Задать вопрос