This article investigated criminal liability for embezzlement of budget funds in accordance with the modern criminal legislation of the Russian Federation posed the problem.
The relevance of considering this issue is determined by the need to improve criminal law protection of budget funds, which are state property, in connection with their importance for financial provision of implementation of tasks and functions of the state.
Key words: budget, state property, criminal legal protection, theft of budget funds, criminal liability for embezzlement of budget funds
В настоящее времяобостриласьнеобходимостьв совершенствованииуголовно-правовогорегулированияиспользованиябюджетныхсредствгосударствав связис тем, что:
1) уголовнаяответственностьи наказаниезахищениебюджетныхсредств, являющихсягосударственнойсобственностью, регулируютсянормамиуголовно-правовогозаконодательства, общимидлялюбойформысобственности;
2) социальнаяобусловленностьуголовно-правовойохраныбюджетныхсредствотхищенийвызванаособойзначимостьюдостижениярезультатовцелевогоиспользованиябюджетныхсредствдляжизнедеятельностикаждогогражданинаи всейстраны;
3) прихищенияхбюджетныхсредствнеосуществляетсядолжнаяуголовно-правоваяохранагосударствакакпотерпевшего, непредусмотренывсемерыдлявозмещенияемуимущественногоущерба, причиненногопреступлением;
4) уголовно-правовоезаконодательствоРоссиинуждаетсяв совершенствованиидляболееэффективнойохраныбюджетныхсредствотпосягательств.
Задачигосударствапообеспечениюнормальнойжизнедеятельностистраны, пособлюдениюи охранеконституционныхправи свободгражданРоссийскойФедерацииосуществляютсяпосредствомреализацииспециальноразработанныхгосударственных целевых программ. Финансовымобеспечениемвыполнениязадачи достиженияцелейуказанныхгосударственныхпрограммявляютсяфедеральныебюджетныесредства.
Отношения, возникающие по формированию и расходованию бюджетных средств, регулируются нормамиразныхотраслейправа.
Так, статьей214ГражданскогокодексаРоссийскойФедерации (далеепотексту — ГКРФ) определено, что «средствасоответствующегобюджетасоставляютгосударственнуюказнуРоссийскойФедерации, казнуреспубликив составеРоссийскойФедерации, казнукрая, области, городафедеральногозначения, автономнойобласти, автономногоокруга» [1].
Всоответствиисостатьей6БюджетногокодексаРоссийскойФедерации (далеепотексту — БКРФ) денежныесредства, являющиеся бюджетом, предназначеныдляфинансовогообеспечениязадачи функцийгосударства [2].
Также и уголовное законодательство, защищающеенаиболеезначимыедляличности, общества и государстваотношения, среди задач, определенных статьей2Уголовного кодексаРоссийской Федерации (далее по тексту — УК РФ), имеет задачи по охранеправи свободчеловекаи гражданина, собственностиотпреступныхпосягательств, а такжепредупреждениепреступлений [3].
Следовательно, уголовно-правоваяохранабюджетныхсредств,являющихсягосударственнойсобственностью, составляетоднуиззадачУКРФ. Охранарасходовбюджетавыражаетсяв обеспечениинормамиуголовногоправацелевогоиспользованиябюджетныхсредствв томобъеме, в какомпредоставлялисьизначальнов соответствиис государственнымии инымицелевымипрограммами, защитаотнезаконногозавладения, нецелевойихрастраты.
Данныефинансовыесредствавыделяютсяв большихобъемах. Поэтомуонистановятсяпривлекательнымидляпреступников, желающихобогатитьсязасчетгосударства. Неправомерныезавладения, а именно, хищениябюджетныхсредствспособствуютсрывуреализациигосударственныхпрограммРоссийскойФедерации, препятствуютдостижениюцелейгосударствапообеспечениюобороноспособности, социально-экономическогоблагополучия, культурногои научногоразвитиястраны.
ДляосуществлениясвоихзадачУКРФустановлено, какиедеянияявляютсяпреступными, тоестьвлекущимиуголовнуюответственность, наказаниеи иныемерыуголовно-правовогохарактеразаихсовершение.
Внастоящеевремянеправомерныедействияпорасходованиюсредствфедеральногобюджетаквалифицируютсяв соответствиис УКРФкакпреступления, которыеусловноможноразделитьнадвегруппы:
1) мошенничество (предусмотреност. 159УКРФ), мошенничествоприполучениивыплат (предусмотреност. 159.2УКРФ), присвоениеилирастрата (предусмотреност. 160УКРФ) — главой21УКРФопределеныкакпреступления, направленныепротивсобственности;
2) нецелевоерасходованиебюджетныхсредств (предусмотреност. 285.1УКРФ) — главой30УКРФопределеныкакпреступления, направленныепротивгосударственнойвласти, интересовгосударственнойслужбыи службыв органахместногосамоуправления.
ДляобеспеченияохраныдоходовбюджетаУКРФустановленыпреступлениямиследующиедействия: уклонениеотуплатыналогови (или) сборовс физическоголица (предусмотреност. 198УКРФ), уклонениеотуплатыналогови (или) сборовс организации (предусмотреност. 199УКРФ), неисполнениеобязанностейналоговогоагента (предусмотреност. 199.1УКРФ), сокрытиеденежныхсредствлибоимуществаорганизацииилииндивидуальногопредпринимателя, засчеткоторыхдолжнопроизводитьсявзысканиеналогови (или) сборов (предусмотреност. 199.2УКРФ), уклонениеотуплатытаможенныхплатежей, взимаемыхс организацииилифизическоголица (предусмотреност. 194УКРФ). Главой22УКРФопределеныкакпреступленияв сфереэкономическойдеятельности, неявляютсяхищениямибюджетныхсредств. В даннойстатье рассматриваютсятолькохищения, какнаиболееопасныепреступленияв сферерасходованиябюджетныхсредств.
Всоответствиисостатьей8УКРФоснованиемуголовнойответственностиявляетсясовершениедеяния, содержащеговсепризнакисоставапреступления, предусмотренногоУКРФ. Тоестьприменениенормуголовногоправапоустановлениюорганамипредварительногоследствияи судапризнаковдеяниясоответствующимипризнакамсоставапреступления, предусмотренногоУКРФ, реализуетзадачии функцииуголовногоправаподостижениюнеотвратимостинаказаниязапреступление, в виденазначениясоответствующегонаказаниясудомзасовершенноепреступление.
Такимобразом, в рамкахуголовно-правовогоисследованиянеобходимовыявить, достигаютсялизадачиуголовногоправапосоответствиюнаказаниясовершенномупреступлениюпосредствомзакрепленныхв нормахУКРФпризнаковсоставовданныхпреступлений.
Составпреступлениякаксовокупность, системапризнаковсостоитизобъективнойстороны, объекта, субъективнойстороныи субъекта. Объективнойсторонойпреступленияявляетсявнешнеепроявлениеобщественноопасногоповедениялица, которое причиняетвредилисоздаетугрозупричинениявредаохраняемымуголовнымзакономотношениям. Признакиобъективнойстороны — этообщественноопасноедеяние (действиеилибездействие), общественноопасноепоследствие, причиннаясвязьмеждудеяниеми последствием, время, место, обстановка, способ, орудияи средствасовершенияпреступления [4].
Всоответствиис п. 1примечанияк ст. 158УКРФхищениемявляютсясовершенныес корыстнойцельюпротивоправныебезвозмездноеизъятиеи (или) обращениечужогоимуществав пользувиновногоилидругихлиц, причинившееущербсобственникуилииномувладельцуимущества. Хищениебюджетныхсредствосуществляетсяв формемошенничества, мошенничестваприполучениивыплат, присвоенияилирастраты.
Согласност. 159УКРФмошенничествомпризнаетсяхищениечужогоимуществаилиприобретениеправаначужоеимуществопутемобманаилизлоупотреблениядоверием. Прихищениибюджетныхсредствв формемошенничестваобманом является сознательноевведениегосударствав заблуждениепутемпредоставлениянедостовернойинформациио совершаемыхс имуществомфинансовыхилихозяйственныхоперациях [5].
Всоответствиисост. 159.2УКРФмошенничествомприполучениивыплатсчитаетсяхищениеденежныхсредствилииногоимуществаприполучениипособий, компенсаций, субсидийи иныхсоциальныхвыплат, установленныхзаконамии иныминормативнымиправовымиактами, путемпредставлениязаведомоложныхи (или) недостоверныхсведений, а равнопутемумолчанияо фактах, влекущихпрекращениеуказанныхвыплат. Подобныемошенничествасовершаютсяв видехищениябюджетныхсредствприполучениивыплат, например, материнскогокапитала, безвозмездныхсубсидийдляприобретенияилистроительстважилыхпомещений, обманнымспособомпутемпредоставленияв соответствующиеорганыфиктивныхдокументово правенаполучениеданныхвыплат. Хищениечужогоимущества, вверенноговиновному, путемприсвоенияилирастратыпредусматриваетуголовнуюответственностьв соответствиисост. 160УКРФ. Присвоениемилирастратойбюджетныхсредств являются действияпонезаконномубезвозмездномуобращениюв своюпользуилипользудругоголицабюджетныхсредств, находящихсяв правомерномвладениивиновногов силуегодолжностныхобязанностей, договорныхотношенийилиспециальногопоручениясобственникабюджетныхсредств — государства. Правомерноевладениесредствами бюджета состоитв правомочияхпораспоряжению, управлению, доставкеилииххранению.
Такимобразом, объективнаясторонамошенничества, мошенничестваприполучениивыплат, присвоенияи растратызаключаетсяв противоправноми безвозмездномизъятиибюджетныхсредств, обращенииихв пользувиновногоилидругихлиц, причиненииматериальногоущербасобственнику — государству. Объективнаясторонаданныхпреступленийразличаетсяпоспособамсовершенияданныххищений.
Объектпреступления — охраняемыеуголовнымзакономобщественныеотношения, накоторыенаправленонезаконноепосягательство, и которымпричиняетсявред в результатепреступления. В теорииуголовногоправавыделяютобщий, родовой, видовойи непосредственныйобъекты, а такжеосновной, дополнительныйи факультативный. Признакомобъектаявляетсяпредметпреступления, тоестьвещьматериальногомира, посредствомвоздействиянакоторуюлицомпричиняетсявредобщественнымотношениям, охраняемымуголовнымзаконом.
Предметомпреступлений, предусмотренныхстатьями159, 159.2, 160УКРФ, являетсячужоеимущество — собственность, безуточненияееформы. Объектуказанныхпреступлений, тоестьобщественныеотношения, накоторыенаправленонезаконноепосягательство, и которымв результатепреступленияпричиняетсявред, в соответствиис УголовнымкодексомРоссийскойФедерации — этоотношенияв сфереэкономики. Такимобразом, УКРФнеконкретизируетпредметрассматриваемыхпреступлений — бюджетныесредства, а объектхищенийбюджетныхсредств — всеголишьотношенияв сфереэкономики.
Проблемойуголовно-правовогозаконодательствав настоящеевремяявляетсяобобщенностьобъектахищениянезависимоотпринадлежностигосударствуилифизическому (юридическому) лицу. В связис чеми общаяуголовнаяответственностьзахищениячужогоимущества, независимооттого, принадлежитимуществогосударствуилифизическому (юридическому) лицу. Объектыпреступногопосягательства: принадлежащиегосударствубюджетныесредстваи собственностьфизического (юридического) лица — существенноразличаютсяпообщественнойзначимости. Значит, существенноразличаетсяи степеньобщественнойопасностидеяний, совершаемыхв отношенииданныхобъектов.
Субъективнойсторонойпреступленияявляетсяпсихическаядеятельностьлица, непосредственносвязаннаяс совершениемуголовнонаказуемогодеяния. Признакисубъективнойстороны: вина, мотиви цель. Винапреступника, совершившегохищение, имеетформупрямогоумысла, которыйхарактеризуетсяосознаниемобщественнойопасностисвоихдействий, предвидениемвозможностии неизбежностипричиненияматериальногоущербагосударствуи желаниемэтого. Соответственнои винапреступника, совершившегохищениебюджетныхсредств, характеризуетсяпрямымумыслом. Обязательнымпризнакомсубъективнойстороныхищенияявляютсякорыстныецельи мотив, которыепроявляютсяв преследованиивиновнымматериальнойвыгоды. Этоотноситсяи кцелями мотивампреступникаприхищенияхбюджетныхсредств.
Субъектомхищенияявляетсяфизическоелицо, совершившееуголовнонаказуемоедеяниеи способноенестизанегоответственность. Соответственнои субъектомхищениябюджетныхсредствявляетсяуказанноелицо. Рассматриваемыепреступленияхарактеризуются и возможностью совершения данного вида преступления специальнымсубъектом — им может являтьсялицо, имеющееслужебноеположение. Тем самым данное лицо совершает еще более серьезное преступление.
Квалифицирующимипризнаками, отягчающимиуголовнуюответственность, мошенничества, мошенничестваприполучениивыплат, присвоенияи растратыявляютсяв соответствиис УКРФ: совершениеданныхпреступленийгруппойлицпопредварительномусговору, организованнойгруппой, лицомс использованиемсвоегослужебногоположения, в крупноми особокрупномразмере.
Уголовнаяответственность, котораяпредусмотреназакономзасовершениепреступления, наступаетдлялица, егосовершившего, послеприговорасудаи реализуетсяв томилииномвиденаказания. Определенныйвид, пределыи тяжестьнаказаниязапреступлениеустанавливаютсязаконодателемв соответствиисостепеньюобщественнойопасностипреступления.
В настоящее время за хищения бюджетных средств лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере,квалифицируемые по ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 159.2, ч. 3 ст. 160 УК РФ, предусмотрено наказание в виде штрафа, принудительных работ с ограничением свободы или без такового, лишения свободы со штрафом либо без такового и с ограничением свободы без такового. Самое же тяжкое наказание за данные преступления — лишение свободы — предусмотрено сроком до 5 (по ч. 3 ст. 159.2 УК РФ) либо до 6 (по ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160 УК РФ) лет. За совершение преступления по ч. 3 ст. 160 УК РФ предусмотрено также наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Самые тяжкие меры и виды наказаний за мошенничества, мошенничества при получении выплат, присвоениях и растратах предусмотрены соответственно ч. 4 ст. 159, ч. 4 ст. 159.2, ч. 4 ст. 160 УК РФ, по которым в настоящее время квалифицируются хищения бюджетных средств при совершении организованной группой либо в особо крупном размере. Это наказания в виде лишения свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового. Следовательно, в настоящее время в соответствии с указанными статьями УК РФ, по которым квалифицируется хищение бюджетных средств, даже с наличием отягчающих обстоятельств не предусмотрен нижний предел наказания.
В соответствии со ст. 15 УК РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы, особо тяжкими — срок свыше 10 лет или более строгое наказание. Значит, самое строгое наказание за хищения бюджетных средств с учетом отягчающих уголовную ответственность квалифицирующих признаков — лишение свободы сроком не выше 10 лет. В соответствии с настоящим УК РФ хищение бюджетных средств в особо крупном размере является тяжким преступлением, но не особо тяжким.
Таким образом, изучение уголовной ответственности за хищения бюджетных средств в соответствии с современным уголовным законодательством России показало, что уголовно-правовая охрана бюджетных средств от хищений в настоящее время регулируется статьями 159, 159.2, 160 УК РФ. Признаки состава преступления, наличие которых необходимо для наступления уголовной ответственности: объективная сторона, субъект и субъективная сторона — достаточно разработаны и определены уголовным правом для дальнейшего их применения с целью достижения последующего наказания за совершение хищения бюджетных средств. Объект хищений — чужое имущество — в УК РФ обобщен независимо от форм собственности похищаемого имущества. Уголовная ответственность наступает за хищения чужого имущества независимо от принадлежности похищаемого имущества государству или физическому (юридическому) лицу. Такая обобщенность объектов посягательства, наступления уголовной ответственности, видов и пределов наказаний за хищения говорит о том, что законодатель уравнивает степень общественной опасности хищения бюджетных средств и хищения собственности физического (юридического) лица.
По-нашему мнению, как указано выше, хищения бюджетных средств посягают главным образом не на государственную власть, а на государственную и муниципальную собственность, предназначенную для обеспечения элементарной жизнедеятельности населения, на экономическую безопасность страны. Государственная власть при данных преступлениях может быть дополнительным объектом посягательства, если преступление совершено представителем государственной власти, то есть должностным лицом.
Таким образом, в уголовно-правовом законодательстве Российской Федерации недостаточно разработана охрана бюджетных средств, являющихся государственной собственностью. Тем самым недостаточно эффективно противодействие хищениям бюджетных средств. По-нашему мнению, необходимо обособление в УК РФ отдельной статьи, устанавливающей уголовную ответственность за хищения государственной собственности, в том числе и бюджетных средств. С целью достижения социальной справедливости необходимо установление УК РФ наказания за хищение государственной собственности, в том числе и бюджетных средств, более жесткое, чем за хищения собственности физического (юридического) лица. Необходимо отнесение хищений государственной собственности, в том числе и бюджетных средств, к категории особо тяжких преступлений.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья, четвертая. — Новосибирск: «Норматика», 2012. — 480 с.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации. — М.: «Омега-Л», 2015–272 с.
- Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 20 января 2015 года. — М.: «Эксмо», 2015. — 303 с.
- Уголовное право. Общая часть: Учебник. Издание исправленное и дополненное / Под ред. доктора юридических наук, профессора Л. В. Иногамовой-Хегай, доктора юридических наук, профессора А. И. Рарога, доктора юридических наук, профессора А. И. Чучаева. — М.: Юридическая фирма «Контракт»: ИНФРА-М, 2005. — 559 с.
- Тимченко В. А., Вершинин А. В. Уголовно-правовая квалификация хищения и нецелевого расходования бюджетных средств // «Бизнес в законе» Экономико-юридический журнал. — 2007. — № 1. — С. 146–150.