Чаще всего, оценка показателя конкурентоспособности осуществляется по техническим и экономическим показателям товара с использованием индексного метода. Индекс —это обобщающий относительный показатель, характеризующий изменение уровня общественного явления во времени, по сравнению с программой развития, планом, прогнозом или его соотношение в пространстве.
Сущность метода.
- Выбирается объект исследования, приводится описание его прямого назначения. Из числа выбранных продуктов-конкурентов выбирается базовый объект, с которым будут сравниваться все другие товары. Считается, что его коэффициент конкурентоспособности равен 1. Те продукты, у которых коэффициент конкурентоспособности превысит 1, будут считаться более конкурентоспособными, чем базовый.
- Приводится описание заказчика исследования и формулировка цели исследования.
- Выбираются продукты — конкуренты.
- Выбирается система признаков, характеристик, свойств или показателей, характеризующих объект исследования и сравниваемых между собой.
Характеристики делят на две группы признаков:
− экономические параметры: стоимость или цена приобретения, стоимость использования или эксплуатационные затраты. Если эксплуатационные характеристики товара предполагают нагрев при работе с большой потребляемой мощностью, то эксплуатационные затраты составят 60 -80 % от цены приобретения.
Если товар сам нагревается, но не предполагает в качестве функции нагрев — эксплуатационные затраты составят 30–50 % от цены приобретения. На прочие товары, потребляющие электроэнергию и предполагающие использование сопутствующих товаров, затраты на содержание и обслуживание должны быть в объеме до 25 %.
− технические параметры: технические, технологические, управленческие, которые задаются либо количественно (натуральные показатели), либо качественно (бальная оценка). Они могут быть неравнозначны между собой, в этом случае каждый из них характеризуется значимостью.
- Коэффициенты значимости (весовые коэффициенты) могут быть определены либо экспертным путем, либо при помощи метода учета неравнозначности признаков.
- Расчет коэффициента конкурентоспособности (К) можно провести следующим образом.
Приступая к анализу конкретных возможностей вывода проектируемого или имеющегося изделия на рынок, предприятие должно по возможности более точно дать количественную оценку конкурентоспособности своего товара и параметрических показателей.
Теперь рассмотрим применение метода на конкретном примере:
- Объект исследования: Пароварка.
Описание назначения: Приготовлении пищи на пару.
- Заказчик: магазин бытовой техники.
Цель у заказчика: выявить наиболее конкурентоспособный товар.
- Производители:
А;
Б;
В;
Г;
Д.
- Выбор характеристик.
- технические (таблица 1):
− объем чаши, л.;
− резервуар для воды, л.;
− максимальная потребляемая мощность, Вт;
− чаша для риса, л.;
− количество ярусов, шт.;
− таймер выключения, мин.;
− длина шнура,3 м.;
− вес, кг.
- экономические (таблица 2):
− цена, руб.;
− эксплуатационные затраты, (50 % от цены товара) руб.
Таблица 1
Технические характеристики
Производители |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
qi |
||||||
ф |
б |
ф |
б |
ф |
б |
ф |
б |
ф |
б |
|||
Объем чаши |
2,3 |
2 |
3 |
3 |
2,0 |
1 |
3,1 |
4 |
3,5 |
5 |
0.1 |
|
Резервуар для воды |
1,0 |
4 |
1,1 |
5 |
1,0 |
4 |
1 |
4 |
1,1 |
5 |
0.13 |
|
Максимальная потребляемая мощность |
650 |
5 |
900 |
2 |
800 |
4 |
850 |
3 |
900 |
2 |
0.11 |
|
Чаша для риса, л |
0,5 |
4 |
0,8 |
5 |
0,5 |
4 |
0,8 |
5 |
0,8 |
5 |
0.13 |
|
Количество ярусов, шт. |
3 |
5 |
3 |
5 |
2 |
4 |
2 |
4 |
3 |
5 |
0.15 |
|
Таймер выключения, мин. |
60 |
5 |
60 |
5 |
60 |
5 |
60 |
5 |
60 |
5 |
0.17 |
|
Длина шнура, м. |
0,9 |
2 |
1 |
3 |
1,2 |
5 |
1 |
3 |
1,05 |
4 |
0.11 |
|
Вес, кг. |
1,5 |
5 |
1,8 |
3 |
1,6 |
4 |
2,3 |
1 |
2,2 |
2 |
0.1 |
|
Таблица 2
Экономические характеристики
Параметры |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Цена, руб. |
1690 |
2020 |
1490 |
3290 |
3990 |
Эксплуатационные затраты, руб. |
845 |
1010 |
745 |
1645 |
1995 |
Оценка конкурентоспособности товара:
К =In*
Для расчета технического параметра используем формулу:
Для расчета экономического параметра используем формулу:
Базовый товар –пароварка фирмы А.
- Б
Iт.п.=0,1*3/2,3+0,13*1,1/1,0+0,11*650/900+0,13*0,8/0,5+0,15*3/3+0,17*60/60+0,11*1/0,9+0,1*1,5/1,8= 1, 0864
Iэ.п= (2020+1010)/(1690+845)=1,1953
K= 1,0864/1,19530=0,909
- В
Iт.п.=0,1*2,0/2,3+0,13*1,0/1,0+0,11*650/800+0,13*0,5/0,5+0,15*2/3+0,17*60/60+0,11*1,2/0,9+0,1*1,5/1,6=0,9467
Iэ.п= (1490+745)/(1690+845)=0,8817
K= 0,9467/0,8817=1,074
- Г
Iт.п.=0,1*3,1/2,3+0,13*1/1,0+0,11*650/850+0,13*0,8/0,5+0,15*2/3+0,17*60/60+0,11*1/0,9+0,1*1,5/2,3=1,0143
Iэ.п= (3290+1645)/(1690+845)=1,9467
K= 1,0143/1,9467=0,521
- Д
Iт.п.=0,1*3,5/2,3+0,13*1,1/1,0+0,11*650/900+0,13*0,8/0,5+0,15*3/3+0,17*60/60+0,11*1,05/0,9+0,1*1,5/2,2=1,0991
Iэ.п= (3990+1995)/(1690+845)=2,3609
K= 1,0991/2,3609=0,466
Таким образом, товар фирмы «В» в результате анализа признан самым конкурентоспособным, так как имеет коэффициент конкурентоспособности равный 1,074›1. Товар обладает высокими показателями по следующим характеристикам: максимальная потребляемая мощность, таймер выключения, длина шнура.
Второе место занимает товар фирмы «Б». Товар имеет высокие показатели по следующим характеристикам: резервуар для воды, чаша для риса, количество ярусов, таймер выключения.
Товары фирм «Г» и «Д» занимают 3 и 4 места и имеют приблизительно равные коэффициенты конкурентоспособности 0,521 и 0,466 соответственно. Товары имеют низкие показатели по следующим характеристикам: максимальная потребляемая мощность, вес. Несмотря на это товары имеют высокие оценки в следующих характеристиках: объем чаши, резервуар для воды, чаша для риса.