Во всех ханствах существовали в основном конфессиональные школы. Такие ученые-мыслители как Салих ибн Мухааммад Кандахарий, Джунайдулло Хозык, Джафар Хозараспий, Махмуд Хаким Яйпаний, Атоулло табиб и многие другие сыграли большую роль в развитии медицины на территории Узбекистана в период правления последних узбекских ханов.
Ключевые слова: последние узбекские ханы, медицина, развитие медицины и медицинской науки
К середине XVIII в. территория современного Узбекистана и значительная часть земель соседних Туркмении, Киргизии и Таджикистана была разделена между Кокандом, Хивинским ханствами и Бухарским эмиратом. Ханства не были прочными объединениями. Снизился жизненный уровень людей, это способствовало распространению различных заболеваний. Отдельные ханы делали попытку поднять экономику страны, упрочить власть и как-то облегчить жизнь населения. Так, на территории Кокандского ханства в Ферганской долине были прорыты каналы Шахриханский, Андижанский и Янгиарык. В результате этих мероприятий увеличились посевные площади. Это способствовало некоторому подъему экономики хозяйства. Среднеазиатские ханства имели торговые связи с Индией, Китаем, Ираном, Афганистаном и Россией [1,2,3,4].
Во всех ханствах существовали в основном конфессиональные школы. Достижения науки и техники весьма слабо проникали в край. Только единичные, приближенные к правителям ученые и поэты могли в какой-то степени работать свободно и создавать какие-либо произведения.
Салих ибн Мухааммад Кандахарий (конец XVIII начало XIX века) был родом из Герата, жил и занимался врачебной практикой в Бухаре в период правления эмира Шах-Мурада Маъсумий (1785–1800). Специализировался по детским заболеваниям, его труды посвящены в основном вопросам педиатрии. Основной труд Салиха ибн Мухаммада Кандахари называется «Тухфат ал-шоиста» («Достойный подарок»). Он посвящен вопросам педиатрии. Труд состоит из вводной части и двух разделов. Здесь указываются особенности детского организма. Он пишет, что детский организм легко поддается влиянием внешних природных факторов (холода, жары), поэтому дети чаще болеют простудными заболеваниями. Второй труд Салиха ибн Мухаммада Кандахарий называется «Тухфат ал-маъсумин» («Подарок безгрешным»). Труд состоит из вводной части, двух разделов и заключения, кроме детских заболеваний затрагиваются еще вопросы физиологии и патологии женского организма в период беременности и кормления. Третий труд Салиха ибн Мухаммада Кандахарий называется «Амал ас-солихи» («Дела благочестивых»). Эта книга посвящена вопросам лекарствоведения. В ней подробнейшим образом, в алфавитном порядке изложены свойства различных лекарств, способы их приготовления, дозировка и применение. Она является своего рода фармакологической энциклопедией.
Джунайдулло Хозык был одним из известных ученых и табибов конца XVIII и начала XIX в. Он родился и получил хорошее образование в Герате, знал историю, поэзию и медицину. В начале XIX в. переехал в Бухару, где занимался врачебной деятельностью. Благодаря глубоким знаниям и большому практическому опыту Джунайдулло Хозык хорошо диагностировал и успешно лечил больных, завоевал большой авторитет и уважение. Кроме того, он занимался литературной деятельностью, писал стихи и исторические сочинения. Известен его комментарий к книге Умара Чагминий «Малый канон». Свой перевод он называл «Проверка и выявление истины». Она представляет своеобразный анализ «Малого канона». В ней Хозык выявляет положительные стороны и указывает его недостатки. Хозык играл важную роль в истории медицины Узбекистана конца XVIII и первой половины XIX в. [3,4].
Джафар Хозараспий жизнь и деятельность (конец XVIII начало XIX века)был одним из последних Хорезмских ученых-медиков. Он имел достаточные теоретические знания и большой практический опыт. Его взгляды основывались на господствующем в восточной медицине учении о мизадже и гуморальной теории. Исходя из этого, прежде чем давать больному лекарство, он рекомендует производить очистительную процедуру — кровопускание. Он подчеркивал, что его действия зависят от предполагаемого исхода болезни. Известен его труд «Сборник медицинских знаний». По содержанию он напоминает третью книгу Канона Врачебной науки Ибн-Сины. Здесь описываются заболевания отдельных органов, есть сведения о гельминтозах (риште), о кожных заболеваниях (бородавки, витилиго, фурункулез), о ядах и противоядиях, о некоторых заразных заболеваниях (оспа, ветряная оспа, краснуха, коклюш и др.). Кроме того, приводятся способы изготовления и использования лекарств [1,3,4].
Махмуд Яйпаний (конец XVIII начало XIX века) был всесторонне образован, имел достаточную подготовку в разных областях знаний. Родился он в 1851 г. в местечке Яйпан (сейчас город Яйпан) в 20 км от Каканда. Предки его были знатными людьми. Яйпаний в детстве был любознательным, интересовался литературой и естественными науками, много читал. Образование он получил в Коканде в медресе “Джамий” и «Мирза Кокандий». Следует отметить что в медресе из светских наук преподавали арифметику, начальную геометрию, арабскую грамматику. Только отдельные преподаватели помогали интересующимся ученикам в состоятельном овладении другими науками, знакомили слушателей с основами астрономии, философии, математики, географии, истории и медицины. Яйпаний старался самостоятельно изучить «запрещенные» науки, проявляя незаурядные способности, он очень быстро выучил труды древних ученых — философов и медиков — Аристотеля, Платона, Гиппократа, Галена, Абу Бакра ар-Рази, Ибн Сины и др. К XIX в. наука в Европе шагнула далеко вперед. Махмуд Хаким хорошо понимал это, и чтобы ознакомиться с ее достижениями, в частности медицины, изучал латинский и русские языки.
Жизнь и деятельность Яйпаний проходила в Коканде в окружении прогрессивных деятелей и ученых. Это оказывало большое влияние на формирование его как ученого и врача. С целью приобретения практического опыта он бесплатно лечил больных, ухаживал за ними, сам изготовлял лекарства. В результате, кропотливого труда Яйпаний вскоре стал опытным и несмотря на молодость известным табибом. В это время Кокандским ханством правил Худаяр-хан. Узнав о способностях Махмуда Яйпаний, он предложил ему стать придворным врачом. По словам историков, он ответил отказом. Для своих больных сам изготовлял лекарства, собирая их в лесах и горах, а также на небольшом участке собственной земли, выращивал различные лекарственные растения. Испытывал «действие лекарств» на животных (ягнятах, обезьянах), а затем давал их больным. Старался распространять научные медицинские знания. Он был противником невежественных табибов, которые, не имея достаточных знаний и опыта, брались за лечение больных.
Махмуд Хаким Яйпаний занимался многими науками. У него имеются труды по философии, истории и естественным наукам. Известны две его книги: «Тарик ал-илодж» («Мера лечений») и «Конун ал-илодж» («Закон врачевания»).
«Мера лечений» состоит из 3 частей, посвященных истории Ферганы и кокандских ханов и критике невежественных, далеких от науки людей, выдающих себя за ученых и знатоков. Третья часть книги посвящена медицине. В ней подробно и доступной форме изложены методы диагностики, и лечения больных. Даны сведения о лекарственных средствах. В конце книги на узбекском языке приведен список лекарств, известных в то время. «Закон врачевания» посвящен полностью медицине, В нем изложены вопросы практической медицины и лекарствоведения. [3,4].
Особого внимания заслуживает мнение Яйпаний о причинах возникновения заболеваний. В этом вопросе хотя он и придерживается гуморальной теории, но указывает, что изменения жидких частей организма происходят под воздействием внутренних и внешних болезнетворных факторов. К числу последних, относятся погрешности в питании, физический труд и нервно-эмоциональные факторы. Интересно отметить, что Яйпаний признавал существование паразитарных заболеваний. Например, по его мнению, ришту и малярию вызывают живые существа. Он указал и на существование кишечных паразитов (гельминтов). Таким образом, в историю медицины Узбекистана позднего периода Яйпаний вошел как один из прогрессивных деятелей, оставив в ней значительный след.
В Самарканде в конце XIX и первой половине ХХ веков жил и трудился известный врач Атоулло табиб. Он был очень образованным человеком, владел несколькими языками. Атоулло табиб был знаком с методами диагностики и лечения средневековой медицины, он был опытным врачом. При диагностике он пользовался методами ощупывания и выслушивания (аускультация), исследовал пульс и выделения больных. Занимался и малой хирургией. Он пользовался большим авторитетом и уважением.
Литература:
- Абдуллаев А. А. Очерки истории развития медицины в Хорезме. Ташкент: Медицина. 1980. 162 с.
- Кадыров А. А. Возникновение медицины в Средней Азии. Ташкент: Медицина. 1990. 41 с.
- Кадыров А. А. История медицины Узбекистана. Ташкент: Ибн-Сина, 1994. 233 с.
- Махмудова Н. М. Очерки истории развития внутренней медицины в Узбекистане. Ташкент: Медицина, 1969, 242 с.