После укрепления государственной власти Шайбони-хан принял некоторые меры по нормализации хозяйственной жизни. Все эти мероприятия облегчили жизнь населения городов и сел, способствовали улучшению его здоровья. К этому времени медицина значительно дифференцировалась и начали появляться табибы — специалисты по отдельным разделам практической медицины. В период аштарханидов на территории Узбекистана медицина несколько оживилась. Но это длилось не долго. После смерти в 1702 г. Субханкулихана династия аштарханидов пришла в упадок. Перестали преподавать и медицину, не создавались труды по медицине.
Ключевые слова: узбекские ханы, медицина, развитие медицины и медицинской науки
В конце ХV в. Мовароуннахр легко был завоеван войсками Шайбони-хана. Его люди называли себя узбеками. Они, смешались с местным тюркским населением и составили основу нового государственного образования — династии узбекских ханов.
Своей столицей Шайбони-хан сделал город Самарканд. В государство Шайбонидов входили Мовароуннахр, Хорезм, Хоросан и некоторые соседние территории. Оно простиралось от Сырдарьи до Афганистана. В первое время в результате военных действий страна подвергалась дополнительным разрушениям. В истории этого периода отмечено несколько эпидемий холеры, чумы, дизентерии и других инфекционных болезней [1,3,4].
После укрепления государственной власти Шайбони-хан принял некоторые меры по нормализации хозяйственной жизни. Все эти мероприятия облегчили жизнь населения городов и сел, способствовали улучшению его здоровья. Основное население Мовароуннахра проживало в сельской местности и занималось сельским хозяйством и скотоводством. В связи широким развитием земледелия осваивались новые земли. Для их орошения создавались искусственные каналы, водохранилища. Мовароуннахр имел торговые связи с Индией, Китаем, Ираном. В городах Мовароуннахра шло строительство караван-сараев, рынков, дорог, мостов, каналов, медресе и мечетей, бань и др. На фоне такого, сравнительно высокого подъема экономической и политической жизни значительное развитие получили науки, литература, искусство и медицина. В городах создавались центры просвещения, открывались библиотеки. Особое место занимала Бухара. При шайбониде Абдулазиз-хане в Бухаре была создана большая библиотека, насчитывающая несколько тысяч книг по разным отраслям науки, в том числе и по медицине. Такая же библиотека была создана при дворце Шайбани — хана в Самарканде. В этот период появились первые научные труды, написанные на узбекском языке или переведенные на него. Выдающимся событием было создание на узбекском языке знаменитой книги “Бабур-наме” Захириддина Бабура. На узбекский язык были переведены книги по истории, литературе, поэзии и некоторым другим наукам. Появились труды по медицине. Первая такая книга на узбекском языке была написана известным ученым-табибом, правителем Бухары эмиром Субханкулиханом. Книга называлась «Тиббий Субхоний» («Субханова медицина») [3,4,5].
В период правления шайбонидов в Мовароуннахре (Узбекистане) значительное развитие получила медицина. Тогда почти в каждом городе имелись больницы, аптеки, медресе с медицинским уклоном, другие санитарно-бытовые объекты. Например, в середине ХVI в. в г.Ташкенте, в живописном местечке Чорбаг была построена больница “Шифо-хона” (лечебница), в которой лечили больных и раненных воинов. В больницах работали известные табибы, в медицинских школах преподавали опытные ученые. К этому времени медицина значительно дифференцировалась и начали появляться табибы-специалисты по отдельным разделам практической медицины.
Шах Али ибн Сулайман ал-каххал был родом из Ташкента. Здесь он учился и получил образование. Став табибом, начал лечить больных, главным образом с глазными заболеваниями. Он по своей специальности написал труд, который назывался «Зубда и манзума дар фани каххолий» («Стихотворное произведение, посвященное глазным болезням»). Шах Али Сулайман был неплохим поэтом. Поэтому он свой труд написал в стихотворном стиле. В книге изложены строение, физиология и патология глаза. Указываются методы лечения различных глазных заболеваний. Даются рецепты по изготовлению лекарств для лечения глаз.
Убайдулла ибн Юсуф Али ал-каххал был одним из видных ученых-табибов времени. Официально он считался глазным врачом (каххал). Но, как видно, Убайдулло ибн Юсуф занимался лечением и других болезней. Так, в его труде, «Шифо ул-алил» («Исцеление больного») изложены заболевания почти всех органов человеческого тела. Труд состоит из двух книг. В первой изложены описания различных органов их заболеваний и лечения. Во второй книге автор дает сведения о сложных лекарственных веществах, их составлении и методах применения. Книга «Исцеление больного» Убайдуллы ибн Юсуфа сыграла важную роль в истории медицины Средней Азии [3,4].
Период Аштарханидов (XVII-XVIII вв). К концу ХVI века государство шайбонидов в результате феодальных распрей ослабло. Правителем Мовароуннахра был избран Коки Мухаммад — представитель другого рода узбекских племен — аштарханидов. В политической, экономической и культурной жизни страны в это время не произошли какие-либо существенные сдвиги. В силу необходимости строились небольшие больницы, а иногда и специальные медресе, в котором обучали студентов. Например, в 1682 г. в Бухаре была построена больница «Дом исцеления». Ее строительство связано с именем правителя Бухары Субханкулихана
Субханкулихан проявил заботу о сохранении здоровья населения, чтобы на всей территории его владения в летнее время хлебопеки пекли хлеб с кунжутом. Это объяснялось следующим образом: в летнее время в связи с наступившей жарой среди населения увеличиваются желудочно-кишечные расстройства, а кунжут оказывает закрепляющее действие.
У Субханкулихана имеются и труды по медицине. Главный труд «Субханово оживление медицины». Он состоит из введения и восьми самостоятельных глав. Каждая глава в свою очередь делится на 4 раздела. В книге изложены диагностика и лечение заболеваний отдельных органов человеческого тела. Эта книга, по свидетельству известного востоковеда и путешественника Г.Вамбери, была переведена на немецкий язык и распространялась в Европе. Во введении автор указывает, что при написании данного труда, помимо трудов других табибов, он использовал свой личный опыт по диагностике и лечению различных заболеваний.
Субханкулихан часто собирал ученых и табибов, служивших в его дворце и устраивал беседы и диспуты, на которых разбирались важные научные вопросы. Например, обсуждалось содержание отдельных книг, уточнялась их ценность, а достойные отбирались для обработки и перевода.
Абдулгазихан — Абдулгази ибн Арабмухаммадхан Хоразмий, правитель хорезмского государства имел хорошее образование, занимался историей, математикой, литературой и медициной, к которой он проявлял особый интерес [2].
При Абдулгазихане (ХVII в.) Хорезм переживал свой новый экономический и культурный подъем. Абдулгазихан способствовал развитию науки, литературы искусства. Абдулгазихан поддерживал людей науки. При его дворце служило много ученых, поэтов, музыкантов и певцов. В хорезмских городах возводились новые объекты благоустройства. Так, в Хиве были построены одно медресе, два канала и один водопровод закрытого типа. Абдулгазиханом написаны несколько книг по истории поэзии. Медицине посвящена «Манофиъ ал-инсон» («Полезность для человека»). Эта книга написана на узбекском языке, а затем переведена на персидский. Она состоит из четырех разделов. В первом излагаются свойства простых лекарственных средств, способы их приготовления и применения. Во втором, посвященном сложным лекарствам, описывается получение сложных лекарств, их хранение и применение при различных заболеваниях. В третьем разделе рассматриваются лекарственные средства, в четвертом — теоретические и практические вопросы медицины, изложены высказывания других табибов по этим проблемам. В книге Абдулгазилхана приведены симптомы и методы лечения 124 различных заболеваний, описаны свойства и применение более 700 лекарственных средств. Он никогда не обращался за помощью к врачам и при необходимости лечил себя сам. «Манофиъ ал-инсон» написана на простом, доступным узбекском языке, поэтому имела большой успех. Её использовали многие табибы того времени.
Как видно, в период аштарханидов (вторая половина ХVII в.) на территории Узбекистана медицина несколько оживилась. Но это длилось не долго. После смерти в 1702 г. Субханкулихана, вступивший на престол его сын Убайдуллахан не в состоянии был сдержать государство от упадка. В 1753 г. правителем Бухары стал представитель узбекской династии Мангыт Мухаммад Рахим, при нем духовенство проникало во все сферы жизни государства. Народное образование полностью перешло в ведение духовенства. Перестали преподавать и медицину, не создавались труды по медицине. В лучшем случае они комментировались и переписывались отдельные части из старых книг для личного пользования.
Литература:
- Абу Райхан Бируни. Избранные произведения: Т. III, Определение границ мест для уточнения расстояний между населенными пунктами, 1966.
- Абдуллаев А. А. Очерки истории развития медицины в Хорезме. Ташкент: Медицина. 1980. 162 с.
- Кадыров А. А. Возникновение медицины в Средней Азии. Ташкент: Медицина. 1990. 41 с.
- Кадыров А. А. История медицины Узбекистана. Ташкент: Ибн-Сина, 1994. 233 с.
- Махмудова Н. М. Очерки истории развития внутренней медицины в Узбекистане. Ташкент: Медицина, 1969, 242 с.