Национальные экономические задачи прогрессивного джадидизма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 15.06.2016

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Рузикулова, А. Т. Национальные экономические задачи прогрессивного джадидизма / А. Т. Рузикулова, Г. К. Хотамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 1422-1424. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31553/ (дата обращения: 18.12.2024).



За годы независимости проведена огромная работа по изучению великих личностей в истории узбекской государственности, различных политико-экономических процессов, прогресса просвещения и культуры на основе объективных, правдивых, исторических фактов. Глубокое и полное изучение истории не требует доказательств возможности воспитания в обществе личностей с высокой духовностью. Поэтому наш Президент Ислам Каримов подчёркивает: “Независимо от личности, если каждый член общества будет хорошо знать своё прошлое, таких людей невозможно сбить с пути, насаждать им чуждые убеждения, уроки истории учат бдительности, укрепляют веру” [1]. Осознание народом национального достоинства имеет особое значение и занимает особое место в духовном наследии.

Можно установить, что при изучении эпохи колониализма в Туркестане, материалы периодической печати имеют большое значение. Вместе с важной исторической информацией мы получаем возможность проанализировать мнения современников и свидетелей о происходивших в их время событиях и процессах. При этом воплощение их отношений к данным процессам рассматриваются не только в качестве исторических источников, но и как показатель отношений различных слоёв общества, как к объекту отражения социально- политических взглядов того времени. Эти особенности материалов печати позволяют наблюдать динамику сложных и противоречивых процессов того времени, изучать их изменения.

После того, как Туркестанский край превратился в колонию России, здесь была образована служба статистики. Некоторые буржуазные организации (биржи, банки, инвестиционные объединения) в сфере своей деятельности стали собирать информацию и объявления. Часто эта информация издавалась в форме отдельных статистических сборников. Некоторые статистические данные были недостоверными.

К использованию такой информации требовался критический подход. Например, в российском сборнике “Общая регистрация населения Российской империи в 1897 году” уровень грамотности населения Туркестанского края оценивался в 2%. Здесь не было принято к сведению, что местное население знало арабскую письменность. Независимо от указанных выше недостатков, статистические источники Туркестанского края являются источником самой достоверной и широко применяемой информацией по социально-экономической жизни того времени [2].

В период господства России в Туркестане было поставлено на поток издание газет и журналов, строительство типографий, издание книг. В 1870 году, в одно время с газетой “Туркестанские ведомости”, начал издаваться вестник «Туркистон вилоятининг газети» на узбекском языке. В начале ХХ века усилиями джадидов издавались такие газеты и журналы, как «Хуршид», «Тараққий», «Тужжор», «Садоий Туркистон», «Садоий Фарғона», «Бухороий Шариф». В 1905 году большевик Морозов начал издавать газету под названием «Самарқанд». После февральской резолюции выпущены вестники «Хуррият», «Турк эли» и др. Объявленные на страницах печати статьи и новости дали очень много информации о различных аспектах жизни Туркестанского края.

Если деятельность джадидов была направлена на психологию объединения народа Туркистана на этапе просвещения, то она осталась основным условием защиты национальных интересов Туркестанской автономии в 1917–1918 годах. М. Беҳбудий утверждал, что никто, никакая власть, не может по своему желанию предоставить народу независимость. Из истории хорошо известно, что “Свобода просто не даётся. Каждая нация и народ каждого государства свои права, религию, политику и союз берёт у других.... В частности мы мусульмане, мусульмане Туркестана, хотим, чтобы ни один человек не угнетал нашу национальную веру, и мы также не имеем даже мысли о притеснении других. ” [3].

Независимость приобретается в борьбе, и победа здесь связывает нас с единением, учит он. Обращаясь к узбекам, киргизам, казахам, туркменам и представителям Европы, он призывает временно отказаться от споров и конфликтов для сохранения автономии. Видно, что во взглядах джадидов эта мысль стоит на высшей ступени, вышла из сферы просвещения на политический уровень, то есть судьба Туркестанской автономии прямо связана с единством и согласием общественности Туркестана.

Приход джадидов к выводам о создании Туркистанского государства, наблюдение за экономическим развитием края, имели большое значение. В одной из статей Убайдулло Хужаева (1915) даётся полное представление об экономическом состоянии и характере интеллигенции края. Он поставил перед собой цель дать непредвзятое, объективное представление об этом. У. Хужаев, побывав в Коканде, Андижане и Намангане, своими глазами видел сложившуюся там ситуацию. Изучение работы в области экономики привело его к печальным выводам, что все мусульмане Туркестана проживают в очень тяжёлых экономических условиях. Особенно своей нищетой выделялось население Коканда. Заводы, хлопкоочистительная промышленность находились в собственности представителей Европы. Автор взывает: «Почему мусульмане до такой степени вялые? Безынициативные и немощные?» [4]. В его видении причиной тому является непонимание ими того, что перемены возможны при усердии, активности и трудолюбии. Положение населения Андижана намного лучше. Даже Наманган, судя по словам автора статьи, имея очень слабую науку и вообще отставая в уровне развития культуры, успешно развивается, имея в собственности населения торговлю, предпринимательство, бизнес, производство. Однако в культурной жизни всех городов на авансцене стоит осознание своих национальных и культурных недостатков и появление молодёжи, старающейся проводить постепенные реформы в этой сфере. Убайдулла Хужаев показывает, что весомое влияние на молодёжь этих городов оказывает интеллигенция Ташкента. Нельзя не согласиться с мыслью, что культурная и научная нищета подталкивает их к овладению знаниями, просветительской деятельности. Он был убеждён, что огонь просветительства осветит весь Туркестан, и его искры никогда не погаснут. Джадиды считали, что будущее Туркестана связано с правовыми знаниями.

“Мир, имея экономику, миллионы денег и капитал, но не имея знаний, работает вслепую.Потому что наука обогащает экономику финансово и управляет условиями её развития. Фабрики Европы и России производят тысячи единиц оборудования и новой техники для промышленности, и всё это способствует развитию экономики. Государства Европы на сегодняшний день связывают политику и экономику. Экономика не может идти без политики” [5]. Вместе с этим он присоединяет политику к экономике, делает очень правильные выводы об очевидности невозможности развития экономики в отрыве от политики. Но эта была одна сторона экономического развития автономной власти Туркестана.

Однако он в сердцах пишет о ситуации разрозненности в сфере торговли, промышленности и земледелия. Если нация глубоко не овладеет экономическими знаниями, эта ситуация приведёт к тому, что вместо процветания нация получит бедность, нищету. Если нация глубоко не овладеет экономическими знаниями, то какой бы богатой она ни была, развиваться будет тяжело. С этой точки зрения показано, что каждый представитель нации должен овладеть экономическими знаниями и эти теоретические знания будут необходимы в жизнедеятельности.

Джадиды подчёркивают необходимость создания в каждом городе, каждом кишлаке, банковских товариществ и благотворительных обществ с целью социально- экономической устойчивости народов Туркестана.

Они много размышляли ещё об одном значительном вопросе национального процветания — об использовании современных технологий в народном хозяйстве.

Чулпан, останавливаясь на вопросе земледелия, то есть крестьянства, ставит вопрос: почему наши туркестанские земледельцы в своей работе не используют современную технику?

Принимая во внимание удобность современной техники, её использования, джадиды говорят об использовании этой техники в промышленности и земледелии Туркестана, необходимости научить народ, особенно молодёжь, производить такую технику, наладить в Туркестане такие же и новые производства. Также они подчеркивают необходимость обучить молодёжь Туркестана коммерции, земледелию.

Литература:

  1. Каримов И. А. Тарихий хотирасиз келажак йўқ. –Т.: Шарқ, 1998.-Б.9.
  2. Аҳмедов Б. Ўзбекистон тарихи манбалари. — Т.: Ўқитувчи. 2001. -307 бет
  3. Беҳбудий М. Баёни ҳақиқат. // Улуғ Туркистон. 1917. 12 июн.
  4. Ходжаев У. Турли ўринлар. // Садои Туркистон. 1915. 2 феврал.
  5. Шодмонова С. Туркистон тарихи –матбуот кўзгусида –Т. Янги нашр. 2011й. 115-бет
Основные термины (генерируются автоматически): Туркестан, Туркестанский край, время, знание, мусульманин Туркестана, Наманган, политик, современная техника, Туркестанская автономия, экономика.


Задать вопрос