Духовно-нравственный кризис общества всегда порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость, одну из приоритетных в современной образовательной организации.
Под духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения понимается процесс формирования у него нравственных качеств: совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма, терпения, милосердия, способности отличать добро от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний и служению людям и Отечеству.
В современном образовательном пространстве существуют разные педагогические модели духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Они основаны на приоритетах целей и задач воспитательного процесса. Так, в религиозном направлении духовность понимается с сопряжением ее с духовным миром в целом, который не исчерпывается только человеком как существом духовным, обладающим духовностью. В светской воспитательной системе «духовный» понимается как однозначно достойный, нравственный в положительном смысле [2:34].
В современной педагогической литературе, образовательных материалах, учебных стандартах, программах, пособиях используются широкие и строго не определенные понятия духовной жизни человека, общества. Так, в духовную жизнь общества включают науку, образование, искусство. Но в строгом смысле духовную сферу жизни общества образуют две формы мировоззренческого сознания — религия и философия и накопленные ими результаты, составляющие духовную культуру общества [3].
При моделировании образовательного развивающего пространства на основе любого из представленных направлений, необходимо выделить компонент среды для построения ее модели. Поскольку мы понимаем основную функцию обучения и воспитания как стимулирование саморазвития обучающегося, то та же функция должна быть представлена и в модели образовательного развивающего пространства образовательной организации.
Существуют и другие требования к модели: во-первых, она должна отобразить степень целостности процесса или явления; во-вторых, дать описание условий и средств его протекания; в-третьих, она должна строиться структурно. В связи с последним требованием возникает необходимость выделения компонентов процесса или явления, а также их взаимосвязей, взаимозависимостей и взаимоподчиненности.
Среди наиболее значимых компонентов образовательного развивающего пространства, кроме субъектов системы образования, мы выделяем пространственно-предметную, социально-контактную и информационную компоненту среды. В результате такого воспитания ребенок пробует себя в различных видах социально и личностно значимой деятельности, получает опыт принятия самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу общечеловеческих ценностей, стремится к самовоспитанию, непрерывному духовному саморазвитию в процессе реализации своих духовных идеалов в практике [4:152].
Процесс воспитания на основе любой педагогической модели можно представить в виде методической системы, которая включает в себя такие позиции: цели и направления воспитания, содержание, средства и способы организации воспитательного процесса, критерии оценивания результатов.
Цель воспитания духовно-нравственной личности для педагога определяется осознанием необходимости духовного развития личности воспитанника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе патриотических, культурно-исторических традиций России.
Содержательный компонент методической системы определяется с учетом государственных документов и корректируется с учетом личностных особенностей воспитанников. Представлен он совокупностью дел, способствующих формированию духовно-нравственной личности.
Процессуально-деятельностный компонент методической системы базируется на основных направлениях воспитания, учете возрастных и индивидуально-психологических особенностях воспитанников. Основные направления воспитания определяют формы воспитательной работы, направленной на формирование нравственной личности. Выбор формы воспитательной работы обусловлен ситуацией, целями педагога, возрастными и психологическими особенностями детей.
Организационно-управленческий компонент представлен совокупностью разных форм организации воспитания на уровне образовательной организации, поэтому предполагает четкое взаимодействие администрации, которая обеспечивает процесс воспитания и осуществляет мониторинг качества, и педагога, который анализирует результаты воспитательной деятельности и осуществляет коррекцию и выбор пути нравственного воспитания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей отдельного ребёнка или коллектива.
Результативно-оценочный компонент предполагает анализ и оценку уровня сформированности нравственных качеств, динамику развития личности, которые определяются методом наблюдения, статистических исследований, психологических диагностик.
На этапе разработки методической системы воспитательные цели конкретизируются с учетом специфики образовательного пространства, в котором реализуется воспитательный процесс. Речь идет о таких факторах как резкое снижение воспитательного потенциала семьи; сокращение времени общения родителей с детьми; значительное количество детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях и др.
Таким образом, модель образовательного развивающего пространства современного образовательного учреждения должна быть основана на:
1) педагогическом взаимодействии, направленном на развитие личности ребенка средствами образовательной организации, дополнительных образовательных организаций, семьи. Только тогда, когда участники образовательно-воспитательного процесса станут частью единой системы, можно говорить о наличии эффективной педагогической воспитательной модели.
2) оптимальном личностном развитии детей на основе развивающего, личностно- и практико-ориентированного обучения и воспитания в образовательном развивающем пространстве и деятельностного, системного, акмеологического и дифференцированного подходов.
3) Коллективно-творческой деятельности, доверительном общении, педагогической поддержке, создании ситуации успеха, этической защиты, личном примере, как наиболее эффективных методах и формах, обеспечивающих личностное развитие подрастающего поколения средствами образовательного развивающего пространства.
Литература:
- Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст] / Ш. А. Амонашвили. — Москва: Педагогика, 2008. — 298 с.
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования от 8 апреля 2015 года [Электронный ресурс] // http://isaklysoh.ucoz.ru/fgos/FGOS _OO.pdf. — Режим доступа. — 2015. — 10 сент. — Загл. с экрана.
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /
- Л. И. Божович. — Москва: Вече, 2008. — 352 с.