Ключевые слова: финансовый результат, финансовый анализ, объем прибыли, молочная отрасль, молочная продукция
В современных экономических условиях многие предприятия испытывают ряд финансовых трудностей для реализации своего потенциала [1]. Основным показателем хозяйственно-финансовой деятельности предприятия является финансовый результат, который представляет собой прирост или уменьшение стоимости собственного капитала организации за отчетный период [2]. Конечным финансовым результатом деятельности любого предприятия является сумма прибыли или убытка, полученная в отчетном периоде от реализации продукции, оказания услуг и производства работ, и других хозяйственных операций. Прибыль как конечный финансовый результат является предметом внимания широкого круга участников рынка, проявляющих интерес к стабильной работе предприятия, и главным критерием, дающим оценку финансово-коммерческой деятельности. На формирование финансового результата оказывает влияние ряд факторов:
− эффективности использования ресурсов производства;
− соблюдения дисциплины платежей и условий договоров;
− изменения цен на товарных и сырьевых рынках сбыта
− изменение макроэкономических показателей и т. д.
Финансовый результат также зависит от суммы полученной выручки. Положительный финансовый результат является определяющим критерием для привлечения инвесторов, партнеров по совместному ведению бизнеса, а также кредиторов. Формирование финансовых результатов предприятия определяется исходя из доходов, полученных как от основной, так и вспомогательной деятельности. На основе отчета о финансовых результатах деятельности выводится показатель валовой прибыли, прибыли от продаж, чистой прибыли. Валовая прибыль является разницей, полученной в результате вычета объема выручки и себестоимости реализованной продукции, прибыль от продаж формируется в результате вычета управленческих и коммерческих расходов. Конечным показателем эффективного финансового результата является чистая прибыль, которая остается после вычета налога на прибыль [3]. Систематический недостаток объема прибыли и ее отрицательная динамика свидетельствует о неэффективности и рискованности деятельности предприятия.
Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные (прибыль), но и относительные показатели (рентабельность) эффективности использования активов предприятия. Чем выше уровень рентабельности, тем эффективнее осуществляется хозяйственная деятельность. Рентабельность как показатель эффективности позволяет оценить степень доходности, выгодности, прибыльности. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы и более полно, чем прибыль, отражает конечные результаты деятельности, так как их величина показывает соотношение эффекта с имеющимися или использованными ресурсами. В связи с этим поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности — одна из основных задач в деятельности любого предприятия и организации.
Большое значение в процессе управления финансовыми результатами и поисками оптимального соотношения прибыльности, доходности и затрат отводится финансовому анализу. В условиях конкуренции и стремления предприятий к максимизации прибыли анализ финансово-хозяйственной деятельности является одной из определяющих функций управления. В настоящее время этот аспект управления организацией становится наиболее важным, так как практика функционирования рынка показывает, что без анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятие не может эффективно развиваться [4]. В условиях возрастающей конкуренции и стремления увеличения доходности, анализ финансовых результатов является обязательной функцией управления предприятием [5]. Именно он позволяет найти резерв увеличения прибыли и рентабельности, а также дает возможность организации функционировать с большей эффективностью [3].
Особенно значимым является проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности и выявление факторов влияющих на конечный финансовый результат в частности прибыль и рентабельность для производственных предприятий, работающих в сфере переработки и производства молокопродукции. Молочная отрасль России сегодня находится в крайне непростом положении. Сложившиеся в конце 2014 года и укрепившиеся в 2015 году экономические и внешнеполитические условия, в которых работают участники молочного рынка, приводят к ускоренному развитию негативных для молочной отрасли тенденций. Девальвация национальной валюты привела к удорожанию кредитных ресурсов, заморозке инвестиционных проектов, повышению себестоимости, снижению доходности предприятий работающих в сфере производства и переработки молока [6].
Введение санкций в августе 2015 года позволило освободить от завозимой продукции до 20 % российского молочного рынка, освободившуюся нишу с успехом начали заполнять отечественные производители, наращивая объемы производства. В 2016 году прогнозируется увеличение производства и реализации молокопродуктов. По оценке Минэкономразвития, увеличение продаж молочной продукции в 2016 году составит 1 %, в 2017 — еще 2,4 %, в 2018–2,6 %. В результате продажи молочной продукции в 2018 году увеличатся на 6,1 % в сравнении с 2015 годом [6]. Но, не смотря на столь оптимистичный прогноз, существуют ограничения для наращивания объемов производства молочной продукции и импортозамещения. Девальвация национальной валюты привела к значительному росту себестоимости производства и переработки молока. Большинство предприятий работающих в данной отрасли находятся в кризисном состоянии. Причины — низкий уровень развития сырьевой базы, которую невозможно нарастить за короткие сроки, низкая доходность производства и переработки молока [6].
Анализ финансовых результатов деятельности одного из предприятий Приморского края работающего в молочной отрасли в частности ОАО ГМЗ «Артемовский» подтверждает наличие существенных проблем связанных с получением достаточной нормы прибыли, которая бы обеспечивала эффективное развитие производства. В современных условиях гормолокозавод «Артемовский» является предприятием с обширной сбытовой сетью и одним из крупнейших предприятий Приморья по переработке молока. ОАО ГМЗ «Артемовский» выпускает разнообразный ассортимент молочной и молочнокислой продукции различных модификаций и в различной расфасовке, всего около 33 наименований: молоко, сметана, кефир, варенец, бифилюкс, бифилайф, ацидофильная паста, творог, сыр, простокваша, ряженка, «Снежок», творожная масса, масло сливочное, йогурт в различной расфасовке, десерт сливочный, сыр адыгейский, сыворотка.
Назначение и область применения выпускаемой предприятием продукции характеризуется достаточно устойчивым спросом самых различных слоев населения, а также специализированных предприятий и организаций. Продукция гормолокозавода «Артемовский» занимает достойное место на продовольственном рынке Приморского края. Подтверждение тому — большое количество грамот, дипломов, специальных сертификатов, подтверждающих высокое качество всего ассортимента, что поступает к покупателям под торговой маркой данного предприятия и продается не только в городе, но и в крае. Продукция ГМЗ «Артемовский» выпускается под двумя торговыми марками: «Артемка» и «Грин Агро» (с 2014 г.). Ассортимент гормолокозавода насчитывает свыше 30 наименований высококачественной продукции, включающих: молоко; традиционные кисломолочные продукты (варенец, ряженка, снежок, йогурт, кефир, сметана, творог и т. д.); продукты, рекомендованные для профилактики желудочно-кишечных заболеваний, дисбактериоза и аллергий (бифидок, бифилюкс и бифилайф); десерты; сыр; масло. Структура и динамики ассортимента реализуемой продукции представлены в таблице.
Таблица 1
Динамика иструктура ассортимента ОАО ГМЗ «Артемовский» за 2014 -2015 года (в тысячах рублей)
Наименование |
2014 |
2015 |
Структура ассортимента,% |
Отклонение |
||
Абсолютное |
Относительное, % |
|||||
Всего реализовано |
464141 |
515614 |
100 |
100 |
51473 |
11,1 |
в том числе: |
||||||
молоко |
158288 |
137264 |
34,1 |
26,6 |
-21024 |
-13,2 |
кисломолочная продукция |
98384 |
115600 |
21,2 |
22,4 |
17216 |
17,5 |
масло сливочное |
94900 |
100350 |
20,4 |
19,5 |
5450 |
5,7 |
творог |
43836 |
102800 |
9,4 |
19,9 |
58964 |
2,3 раза |
сыр адыгейский |
41288 |
56800 |
8,9 |
11,0 |
15512 |
37,6 |
сыворотка |
27445 |
42800 |
5,0 |
8,6 |
15355 |
55,9 |
Основную долю в структуре ассортимента занимает молоко, в течение анализируемого периода доля данного вида продукции в структуре ассортимента уменьшилась на 7,5 % в сторону увеличения кисломолочной продукции, творога, сыра адыгейского.
Характеризуя положение ОАО ГМЗ «Артемовский» в отрасли, рассмотрим основные тенденции отрасли по итогам 2015 года. По результатам 2015 г. отрицательными тенденциями отрасли являлись:
− рост отраслевых рисков;
− снижение инвестиций в сельское хозяйство в виду девальвации рубля и ограничения банковского финансирования;
− сокращение численности поголовья коров;
− рост добавленной стоимости произведенной продукции;
− спад производства, зависящего от импортных ресурсов.
Среди положительных тенденций отрасли по итогам 2015 г. следует отметить рост производства молока за счет роста средней продуктивности скота. На положение ОАО ГМЗ «Артемовский» в отрасли влияет состояние конкурентной среды. В современных экономических условиях резко обострилась конкуренция и борьба за рынок. Основными конкурентами ОАО Гормолокозавод «Артемовский» на рынке Приморского края являются:
− ЗАО «РодСтор» ТМ «Родимая сторонка» (среднемесячные продажи свыше 2,2 млн. руб., доля рынка 30,4 %);
− ОАО «Вимм-Билль-Данн» ТМ «Веселый молочник» (среднемесячные продажи 1,2 млн. руб., доля рынка 16,5 %)
− ЗАО «Хладокомбинат» г. Благовещенск ТМ «Фермерское подворье» (среднемесячные продажи 800 тыс. руб., доля рынка 11 %)
− Группа компаний «Зеленые листья» (среднемесячные продажи 744 тыс. руб., доля рынка 10,3 %).
ОАО ГМЗ «Артемовский» является пятым по объемам продаж производителем молочной продукции в Приморском крае с долей рынка в 7,2 %.
Конкурентными преимуществами гормолокозавода «Артемовский» является:
− наличие самого современного молокоперерабатывающего оборудования на новом заводе ХАСПК «Грин Агро»;
− осуществление производства с использованием только натурального молока;
− полное соответствие сырья (сырого молока) требованиям Технического регламента на молоко и молочную продукцию таможенного союза.
Но, несмотря на достаточно хорошее положение предприятия на рынке, негативные тенденции развития молочной отрасли отразились на основных финансовых результатах деятельности предприятия (таблица 2).
Таблица 2
Финансовые результаты ОАО ГМЗ «Артемовский» за 2014–2015гг.
Показатели |
2014 |
2015 |
Изменение |
Темп роста,% |
Выручка, тыс. руб. |
464141 |
515614 |
51473 |
111,1 |
Себестоимость, тыс. руб. |
546334 |
623111 |
76777 |
114,1 |
Затраты на 1 руб. реализованной продукции, руб. |
1,18 |
1,21 |
0,03 |
102,7 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. |
-82193 |
-107497 |
-25304 |
130,8 |
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. |
5035 |
-110441 |
-115476 |
-2193,5 |
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. |
3631 |
-89154 |
-92785 |
-2455,4 |
Рентабельность продаж, % |
0,78 |
-0,78 |
0,0 |
|
Рентабельность продукции, % |
0,66 |
-0,66 |
0,0 |
В анализируемом периоде выручка гормолокозавода имеет положительную динамику (увеличение на 51473 тыс. руб. или прирост на 11,1 %) и это обусловлено не только увеличением объемов продаж, но так же и ростом цен на реализуемую продукцию.
Но при этом себестоимость реализованной продукции в анализируемом периоде также имеет тенденцию к росту при этом опережающими темпами по сравнению с выручкой (увеличение на 76777 тыс. руб. или прирост на 14,1 %), что обусловлено ростом стоимости сырья (молока), услуг по ремонту оборудования, топлива и энергоресурсов и другими затратами. Темпы роста затрат опережают темпы роста доходов, а абсолютная величина затрат превышает абсолютное значение доходов, что является отрицательной характеристикой и способствует снижению прибыльности и ведет к убыточности предприятия. Величина затрат на 1 руб. реализованной продукции увеличилась с 1,18 руб. до 1,21 руб.; деятельность гормолокозавода в 2015 г. убыточна, величина чистого убытка составила 89154 тыс. руб., в результате убыточности деятельности предприятия деятельность завода не эффективна.
Таким образом, анализа основных финансовых результатов ОАО ГМЗ «Артемовский» за 2014–2015 гг. свидетельствуют об ухудшении деятельности исследуемого предприятия в рассматриваемом периоде. Динамика основных производственных показателей говорит о существенном росте количества перерабатываемого молока, что связано с увеличением поставок сырого молока от ООО «ХАПК «Грин Агро», но при этом финансовые показатели ухудшаются.
Таблица 3
Производственно-финансовые показатели ОАО ГМЗ «Артемовский» за 2014–2015гг.
Показатель |
2014 |
2015 |
% изменения |
Производственные показатели |
|||
Переработано основного сырья, т. |
7 889 |
9 147 |
15,95 |
Товарная продукция, т. |
4 088 |
5 227 |
27,86 |
Финансовые показатели |
|||
Выручка, тыс. руб. |
464 141 |
515 614 |
11,09 |
Себестоимость, тыс. руб. |
546 334 |
623 111 |
14,05 |
Прочие доходы, тыс. руб. |
107 739 |
4 585 |
-95,74 |
Проценты к уплате, тыс. руб. |
17 568 |
2 218 |
-87,37 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
3 631 |
-89154 |
-2555,36 |
Оценивая данные таблицы, следует отметить следующее:
− рост переработки сырого молока с 7889 тонн в 2014 г. до 9147 тонн в 2015 г., что составило прирост на 16 %;
− увеличение объема молочной продукции с 4088 тонн в 2014 г. до 5227 тонн в 2015 г., что составило прирост на 28 %;
− рост объемов реализации готовой продукции с 464 млн. руб. в 2014 г. до 516 млн. руб. в 2015 г., что составило прирост на 11 %;
− опережающие темпы прироста затрат (14 %) относительно темпов прироста выручки (11 %).
В рамках проведенного анализа необходимо отметить, что деятельность ОАО Гормолокозавод «Артемовский» связана со следующими факторами рисков:
− риски на индивидуальном уровне (возникающие в процессе трудовой деятельности конкретного работника);
− риски на микро-уровне (возникающие в процессе деятельности общества);
− риски на макро-уровне (влияние не зависящих от общества экономических и нормативно-правовых условий деятельности).
В современных кризисных экономических условиях наибольшее влияние на эффективность деятельности гормолокозавода оказывают факторы макро-уровня, несмотря на развитие предприятия, результативность деятельности ухудшается, завод убыточен, что в большей степени обусловлено неблагоприятными факторами внешней макросреды.
Для поддержания положения предприятия необходимо:
− постоянное и целенаправленное совершенствование технологических процессов,
− контроль качества выпускаемой продукции на всех стадиях производства;
− минимизация производственных потерь;
− рост объемов производства и сбыта;
− предоставление покупателям широкого ассортимента свежей и полезной продукции;
− обеспечение прибыльности и финансовой устойчивости предприятия,
− стимулирование трудовой деятельности работников [7, с. 77].
Но все это невозможно без поддержки государства.
Основные задачи государства при этом могут быть:
- Обеспечение повышения доходности производителей молока посредством субсидирования инвестиционного и краткосрочного кредитования, возмещения части капитальных затрат на создание и модернизацию перерабатывающих предприятий и объектов молочного животноводства, субсидирование производства товарного молока.
- Поддержка переработчиков молока путем возмещения капитальных затрат на создание и модернизацию предприятий по переработке молока в размере не менее 35 % сметной стоимости объекта (но не выше предельной стоимости объекта), возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) на срок до 8 лет на строительство и модернизацию молокоперерабатывающих предприятий.
- Разработка и реализация комплекса мер немонетарного регулирования развития отрасли. Такими мерами должны стать: интервенции, технические регламенты, снижение административной нагрузки, в том числе отказ от электронной ветеринарной сертификации.
- Разработка долгосрочной (не менее чем на 15 лет) стратегии развития молочной отрасли Российской Федерации с фиксированным комплексом инструментов регулирования и мер поддержки отрасли.
- Ужесточение ответственности (увеличение штрафов, конфискация оборудования) за нарушение технического регламента ЕАЭС в части маркировки молочной продукции, в частности за отсутствие на этикетке информации о наличии жиров немолочного происхождения и реализации молокосодержащей продукции под видом молочной.
Стимулирование потребления молока и молокопродуктов через программу внутренней продовольственной помощи и развитие инфраструктуры системы социального питания; программы стимулирования потребления молока и молочных продуктов [6].
Литература:
- Царева Н. А. Оценка потребностей и потенциала региональных субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере международного и межрегионального сотрудничества: на материалах социологического исследования проведенного в Приморском крае // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 1 (54). — С. 981–987.
- Видеолекция Финансовые результаты деятельности предприятий. Политика управления дивидендами [Электронный ресурс] — Режим доступа. http://www.distanz.ru/videoLecture/2958/Дата обращения 20.05.2014.
- Фролова Л. Финансовый результат. [Электронный ресурс] — Режим доступа. http://fb.ru/article/39707/finansovyiy-rezultat. Дата обращения 23.05.2016
- Понятие финансовых результатов деятельности предприятия [Электронный ресурс] — Режим доступа. http://www.kycherova.ru/ponytie_fin_rez/index.html. Дата обращения 23.05.2016.
- Шестак О. И. Стратегический подход к развитию малого и среднего предпринимательства на региональном уровне (на примере Приморского края) // Экономика и менеджмент систем управления. — 2015. — № 3.1. — С. 183–196.
- Итоги года. Развитие молочной отрасли в 2015 [Электронный ресурс] — Режим доступа. http://milknews.ru/analitika-rinka-moloka/molochnaya_otrasl.html. Дата обращения 23.05.2016
- Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами: монография. Книга 30 / Е. Н. Волк, Б. Даулетбаков, Е. В. Джамай и др. / Под общ. ред. С. С. Чернова. — Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. — 220 с.