В сложившихся условиях большую роль в решении социально-экономических проблем играет частный бизнес. Необходимость в партнерстве государства и бизнеса возникает, прежде всего, в социальных отраслях, за которые государство несет ответственность. Путем привлечения частных инвестиций в социально-значимые проекты государство решает вопросы их финансирования. В свою очередь для бизнеса появляется возможность расширения сферы выгодного приложения капитала, обеспечивается интерес предпринимателей к совместному с государством сотрудничеству. Благодаря такому взаимному интересу возникли разнообразные формы взаимодействия государства и предпринимательских структур, а именно государственно-частное партнерство.
Государственно-частное партнерство — это совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для комплексного и эффективного решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.
Такая форма долгосрочного хозяйственного взаимодействия между государством и частными структурами как государственно-частное партнерство в России получила свое развитие примерно с середины первого десятилетия XXI века.
За несколько лет была проведена работа по уточнению концептуальных основ такого взаимодействия, формированию нормативно-правовой базы, созданию специальных институтов для внедрения современных инструментов партнерства [2].
Преимуществами взаимодействия государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства выступают:
– долгосрочный характер взаимодействия;
– соинвестирование проекта как со стороны частного, так и публичного партнера;
– разделение рисков между государством и бизнесом;
– предметом соглашения являются имущественные объекты и/или общественно-значимые услуги, для оказания которых необходимо создание или реконструкция имущественного объекта;
– бизнес участвует не только в создании/реконструкции объекта соглашения, но и в его дальнейшей эксплуатации и/или техническом обслуживании.
Таким образом, основными целями, которые определяют заинтересованность сторон в создании партнерства, в частности привлечении внебюджетных источников инвестиций для важных проектов и разделении финансовых рисков.
Помимо этого государство может отказываться от несвойственных ему хозяйственных функций, выбрав по конкурсу наиболее компетентного, опытного и надежного частного партнера, которому передаются функции по управлению объектом государственной собственности. Кроме того, частный партнер вкладывает не только финансовые ресурсы, но организационно-управленческий опыт, технологии и ноу-хау, а также минимизирует предпринимательские риски.
В свою очередь, заинтересованность коммерческих структур в партнерстве с государством определяется рыночными мотивами. Например, вступая в государственно-частное партнерство, компания получает в долгосрочное владение и пользование государственные активы. Это обеспечивает стабильное получение приемлемой нормы прибыли в долгосрочной перспективе. На свободном конкурентном рынке такие преимущества неоспоримы. Кроме того, осуществляя инвестиции в проекты государственно-частных партнерств, предпринимательские структуры обеспечивают себе гарантии возврата вложенных средств и минимизируют риски их потери, поскольку государство несет соответствующие обязательства. В период срока действия контракта компания может за счет нововведений повысить общую прибыльность бизнеса и таким образом увеличить получаемый доход.
Обычно роли между государством и частным бизнесом чётко разграничены, государство действует на одном поле, частный сектор — на другом. Партнёрство смешивает эти поля в одно и заставляет обоих игроков существовать в кардинально иной среде, в которой действуют и другие правила. Участникам приходится приспосабливаться к более сложным условиям функционирования, и поиску компромиссов не только с внешней средой, но и внутри самого партнёрства.
Другими словами проблемы взаимодействия между бизнесом и властью в рамках государственно-частного партнерства обусловлены различными целевыми установками партнеров и неразрывно связаны с рисками реализации проектов, в частности политическими и правовыми; техническими; коммерческими; ‘экономическими.
Политические и правовые риски включают риски изменений в политике либо законодательстве на уровне отрасли, региона или страны, которые могут отрицательно повлиять на проект. Одна из причин связана с различными целевыми установками по поводу использования финансовых ресурсов, а именно государству необходимы финансовые ресурсы для решения социально-экономических задач, а бизнесу данные средства нужны для развития и повышения своей конкурентоспособности.
Органы государственной власти принимают законы, а также следят за их исполнением, то есть фактически самостоятельно устанавливают правила взаимоотношений бизнеса и государства без прямого участия предпринимателей в процедуре принятия решений. Например, в области налогового законодательства, для государства важной мотивацией является пополнение бюджета за счет налоговых поступлений, а для предпринимателей (особенно малого и среднего бизнеса) ключевое значение имеет величина налогового бремени. Вместе с тем, учитывая, что отдельный предприниматель может поставить цель сменить страну своего пребывания, то данная мотивационная основа может быть ослаблена.
Технические риски связаны с предынвестиционной стадией — строительством и эксплуатацией.
Коммерческие риски заключаются в снижении предусмотренного проектом уровня цен и объемов реализации продукции.
Экономические риски включают риски изменения процентных ставок, обменных курсов валют, инфляции, которые могут негативно повлиять на результативность проекта.
Таким образом, государственно-частное партнёрство изначально содержит в себе внутренний конфликт, который усугубляется негативными воздействиями окружающей для партнёрства экономической и политической среды, техническими условиями, т. е. наличие рисков порождает противоречия между государством и бизнесом в рамках ГЧП.
Вышеперечисленные риски усугубляются следующими обстоятельствами:
– отсутствием реальной ответственности государственных структур за реализацию проекта;
– риском сокращения или прекращения финансирования проекта в случае изменения приоритетов бюджетных расходов;
– cложностями разрешения конфликтных ситуаций/споров с государственными структурами;
– ненадлежащим выполнением условий контракта со стороны органов власти;
– cложностью выхода из проекта и возврата вложенных инвестиций.
Исходя из того, что государственно-частное партнёрство — это высокорисковый проект, то для того, чтобы добиться взаимопонимания между государством и бизнесом необходимо сформулировать согласованную цель, которая позволит выстроить оптимальную модель взаимоотношений. Данная модель позволит принимать обоснованные решения с учетом специфических особенностей.
С одной стороны, важнейшим принципом ГЧП является принцип равенства его участников. Обе стороны по своему усмотрению и с учетом своих интересов самостоятельно определяют свое поведение относительно участия в проекте. Государство не должно использовать свои властные полномочия.
С другой стороны, проблема заключается в том, что государство само определяет правовые рамки, которыми пользуются все остальные субъекты хозяйствования.
Для реализации проекта в ГЧП государство использует свои специфические права, как института, наделенного властными полномочиями.
Государство обладает легитимной, общепризнанной властью и, используя её, может устанавливать, защищать или изменять «правила игры» в обществе, ограничивая или расширяя свободу выбора субъектов хозяйствования (бизнеса).
В силу своих властных полномочий, при наступлении неблагоприятных условий политического или экономического характера (война, стихийные бедствия, экономический кризис и т. д.) государство может сократить финансирование проекта, либо совсем перестать выполнять свои финансовые обязательства, что грозит бизнесу огромными потерями, либо даже банкротством.
Наличие противоречий во многом обусловлено существующими барьерами и проблемами при реализации ГЧП. Основными причинами большинства из них являются несовершенство законодательства (особенно в части определяющей права и ответственность сторон), несовершенство форм и методов реализации партнерских отношений.
Кроме того, согласование целей власти и бизнеса происходит в ходе совместной разработки стратегий развития регионов, государства в целом и по отдельным направлениям экономико-социального развития на срок от 10 до 40 лет, что превышает бюджетный период. Согласно российскому законодательству средства, которые должны быть направлены на оплату работ и услуг частного партнера, необходимо отражать в качестве расходных обязательств соответствующего бюджета, который принимается на краткосрочный период.
Это, в свою очередь, приведет к конфликту сторон соглашения и, возможно, в случае невыполнения обязательств к судебному разбирательству.
Таким образом, на процесс реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства оказывает влияние множество факторов, в числе которых экономическая и политическая конъюнктура, ресурсы участников, опыт взаимодействия и др. Исходя из принципа равноправия, необходима жесткая юридическая фиксация основополагающих прав и обязательств. Для преодоления возникающих противоречий следует привести в соответствие содержание государственно-частного партнерства целям субъектов, оптимизировать интересы каждого партнера с точки зрения интересов развития общества.
Литература:
- Габдуллина Э. И. Противоречия интересов власти и бизнеса в регионе // Новый университет. — 2012. — № 3.
- Государственно-частное партнерство — институциональный и деловой альянс государства и бизнеса [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://articlekz.com/article/8598
- Климова Н. В. Частно-государственное партнерство: сущность, преимущества, риски. [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://viperson.ru/wind.php?ID=644898
- Медведева Г. Б., Захарченко Л. А. Государственно-частное партнерство как форма взаимодействия двух институтов // Экономика и управление. — 2012 г. — № 3.
- Ратькова А. Б. Партнерские экономические отношения государства и бизнеса: противоречия и перспективы // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2012. — № 3.
- Хохлова Г. И., Окладникова Д. Р. Инновационная деятельность субъектов малого и среднего бизнеса: основные тенденции и проблемы формирования источников инвестиций.
- Чефранов А. С. Риски в проектах государственно-частного партнерства [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://dspace.susu.ac.ru/bitstream/handle/0001.74/1486/52.pdf?sequence=1