Сенсорное воспитание направлено на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве).
Наблюдая за малышами в группе, я убедилась, что знания, полученные словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, неясны и неотчетливы. Без обогащения чувственного опыта у детей возникают самые фантастические представления об окружающей действительности. Все предметы и явления обладают комплексом свойств (размером, цветом, формой и так далее). Чтобы познакомится с предметом, необходимо запомнить характеризующие его свойства. Ребенок, воспринимая, выделяет какие-либо свойства и признаки, но обычно это именно те, которые невольно бросаются в глаза, хотя далеко не всегда они являются наиболее важными, характерными и определяющими облик предмета, позволяющими составить о нем правильное представление. Поэтому была поставлена задача — учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное, формировать у малышей представление о сенсорных эталонах. Сенсорным эталоном в области восприятия цвета служат так называемые хроматические (цветные) и ахроматические цвета спектра.
В начале года было проведено диагностирование детей на различение цвета и цветовых оттенков. Выяснилось, что лишь небольшая часть из них различала основные цвета. В процессе игр детей учили решать простые умственные задачи типа: поставить рядом два предмета одинакового цвета, сравнить их, сгруппировать предметы одинакового цвета, правильно назвать цвет.
Работа проводилась поэтапно. Сначала детей учили различать цвет предметов, подбирать тождественный, не связывая представление о цвете со словом. Развивали у ребят память, внимание, логическое мышление, восприятие цвета. Для этого предлагались дидактические игры: «Грибочки по местам», «Не ошибись», «Подбери правильно». Дидактический материал вызвал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключение: «Такой же шарик», «Такая же палочка», «Грибочки одинаковые», «Варежки разные». Конечно же, не все дети, справились с поставленной задачей. Часть из них не могли правильно подобрать грибки, шарики, палочки по признаку цвета.
Мы стараемся использовать разнообразный дидактический материал: игры-самоделки: «Цветное домино», «Цветные полоски», которые вызывали у ребят живой интерес. Они увлеченно рассматривали полоски, сопоставляли их, подбирали к эталону. Учитывая особенности восприятия детьми цвета, использовались сначала хроматические цвета: красный, желтый, синий, зеленый, а потом ахроматические; черный и белый.
Дошкольники научились простейшим умственным операциям, а именно — сравнивать, сопоставлять цвета. Но всё же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игру сюжетного содержания «Спрячь мышку» — цель которой научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. Игра представляла собой набор домиков из картона красного, зеленого, синего и белого цветов. На домиках нарисована норка с мышкой. Перед детьми ставила задачу: закрыть норку дверцей тождественного цвета. Игра понравилась малышам, они правильно подбирали дверцу по цветному признаку, спешили закрыть норку мышки от кошки.
Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задание ребенку, предлагается в игровой форме. В процессе дидактических игр дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.
В каждом возрасте познавательная деятельность имеет особые отличительные черты. Мышление детей от двух до трех лет носит преимущественно наглядно-действительный характер. Основной формой познавательной деятельности является предметно — манипулятивная игра. Это самостоятельная игра, в ходе которой ребенок, манипулируя предметами, практически соотносит их по размеру и форме, знакомится с их внутренним устройством. Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, мы заметили особый интерес девочек к игрушкам-куклам. Эту особенность решили использовать для закрепления знаний о цвете в дидактической игре «Одень куклу». Большую помощь оказали родители в изготовлении атрибутов игры — нарядной красочной одежды для кукол.
Детскую игру «Наша улица» подсказали дети. Мальчики любят играть с машинами, при этом фиксируют свое внимание на видах машин, чаще не обращают внимания на цвет. Решили сконцентрировать их внимание на цвете машин. Для этой цели родители сделали силуэты грузовиков, автобусов, легковых автомобилей и окрасили их в разные цвета, а также дорожное — полотно «улицу». Перед детьми ставились разные задачи. Например, ребятам предстояло отобрать и поставить на дорогу силуэты автобуса, грузовика, легкового автомобиля одного цвета. Это оказалось не для всех выполнимо, так как силуэты деревьев и дорожное полотно отвлекали внимание детей, им хотелось водить машины по дороге, подержать их в руках, «поездить» по ковру. Тогда пришлось изменить ход игры: предложить ребятам подобрать силуэты машин тождественного цвета на столе. Когда дети научились играть и определять цвет машин, перенесли игру на «улицу». Дети старательно подбирали машины одного цвета, называли виды машин. Часто звучали детские рассуждения: «По дороге едет грузовик того же цвета что и автобус», «У всех машин одинаковые колеса».
Работа по цветовосприятию продолжилась в игре «Магазин». Например, дети для куклы в зеленом платье покупали предметы зеленого цвета: сумочку, ленточку, шарик. Аналогично задания ребята выполняли для кукол в платьях другого цвета.
Знания детей, полученные в дидактических играх, закрепляли при проведении развивающих игр. Изучив книгу Б. Н. Никитина «Развивающие игры», родители помогли сделать игры. Эти игры представляли собой набор логических задач возрастающей сложности. Малышам представлялась самостоятельность при выполнении задания. На первых порах, знакомя детей с играми, поддерживали их эмоциональными репликами: «Молодец! Хорошо построил. Очень красивый узор получился». Это окрыляло детей, вселяло в них надежду в свои возможности. Дети старательно складывали узоры — дорожки по графическому изображению из кубиков, которые окрашены в красный, синий, желтый, зеленый цвета. Справившимся с заданием детям давали машину того же цвета, что и дорожка для обыгрывания. Игра вызывала большой интерес у детей. Они с удовольствием делали дорожки красного, желтого, синего, зеленого цветов.
Развивающие игры по своему содержанию в большинстве абстрактны. Для детей третьего года жизни характерно конкретность мышления, поэтому вместе с детьми давали узорам название и обыгрывали их. По дорожке желтого цвета ехала желтая машина, по красным ступенькам гуляла матрешка в красном сарафане. Когда дети утратили интерес к игре «Сложи узор», им была предложена игра «Уникуб». Эта игра развивает у детей внимание, память, но главное способствует интенсивному цветовосприятию, так как ребенок не может собрать фигуру без учета цвета граней. Игра «Сложи квадрат» развивает воображение ребят, логическое мышление, цветоразличение. Однако дети затруднялись в выполнении задания. Малышам было тяжело отобрать части одного квадрата из множества плоских частей. Они быстро уставали, теряли интерес к игре. Чтобы заинтересовать детей игрой, сделали из двух сложенных квадратов домики, используя для крыш треугольные формы из геометрической мозаики, которую обыграли в виде сказки: «Однажды зайчики пошли на прогулку. Пришёл мишка и поломал домики. Вернулись зайчики, а домиков нет. Заплакали зайчики: «Где же мы будем жить?». Игровая ситуация заинтересовала детей. Им захотелось помочь зайчикам. Малыши внимательно рассматривали части квадратов, сопоставляли их, действовали сообща, совместно обговаривали свои действия: «А этот кирпичик подойдет?». Сложив квадрат по образцу, приставляли «крышу». Вечером дети рассказывали родителям о новой игре.
По аналогии игры «Сложи квадрат» сделали игру «Сложи солнышко». Малыши собирали круг из плоских частей. Учили ребят узнавать цвет по словесному объяснению. Используя тот же дидактический материал, предлагали детям найти предметы заданного цвета: «Собери желтую пирамидку», «Возьми красные грибочки», «Купи зеленую одежду», «Построй зеленый домик».
Наряду с дидактическими игрушками использовались и настольно-печатные игры: «Лото», «Игрушки», «Шесть картинок», «У нас порядок», «Парные картинки», «Цвета», «Лесная азбука» и так далее. В них ребята подбирали маленькие карточки с изображенными предметами к большим картам по смысловому содержанию. Маленькие карточки и большие карты, связанные между собой имели один цветовой фон.
Для закрепления знаний о названии цвета была разработана игра — самоделка «Маша растеряша». Ребятам дала задание подобрать к большим картам на которых изображена Маша-растеряша в одном ботинке, одной варежке, маленькие картинки с изображением недостающих предметов того же цвета: «Ребята, у чьей Маши-растеряши потерялась синяя туфелька, зеленая варежка?». Дети учились быстро ориентироваться в цветах и находить необходимый цвет по просьбе взрослого, делали определенные умозаключения, самостоятельно называли цвет, хотя этот процесс у большинства ребят протекал чрезвычайно медленно, со значительными трудностями.
Работу по восприятию цвета проводили с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим цвет, задание усложняли. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагали задания в облегченном варианте.
Хорошо развивают умственные способности, логическое мышление, восприятие хроматических цветов: красный, синий, желтый, зеленый настольная игра «Мозаика». Дети любят заниматься этой игрой во второй половине дня и в утренние часы. Для проведения дидактических игр во время занятий и вне занятий направленных на восприятие хроматических и ахроматических цветов, на развитие сенсорных способностей малышей, умственных способностей разработала, изготовила и систематизировала следующие дидактические пособия: «Две божьи коровки» — большого и маленького размеров, дидактические коврики: «Веселая поляна», «На солнечной поляночке», «Во саду ли, в огороде».
Для закрепления знаний, полученных в детском саду, параллельно велась работа с родителями. Была подготовлена консультация, на которой было подробно рассказано о содержании работы по знакомству малышей с цветом, о важности своевременного воспитания цветового различия, а также о том, какая работа должна проводиться с ребенком в семье.
Работа по развитию сенсорики, цветовосприятия показала, что дети усвоили хроматические (красный, синий, зеленый, желтый) и ахроматические (белый, черный) цвета. Малыши успешно выполняют задания на соотнесение, группировку по сенсорным признакам, умеют подбирать тождественный цвет предметов, сравнивать и сопоставлять цвета.
Литература:
- Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. / Л. Н. Павлова. — М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 168 с.
- Пилюгина Э. Г. Занятие по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. / Э. Г. Пилюгина. — М.: Просвещение, 1983. — 96 с.