Президент РФ В. В. Путин в своем обращении к Федеральному собранию 12 декабря 2012 г. подчеркнул: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных сфер — милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи — дефицит того, что всегда, во все исторические времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы — это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России».
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Так как, духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье, первое родительское собрание в нашей группе было посвящено этой теме. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. В ходе дискуссии оказалось, что родителям очень не нравится, что в последнее время всё настойчивее и увереннее входит в нашу жизнь невежество, необразованность... Наша речь — тому доказательство. Не только школьники, но и люди взрослые, состоявшиеся в этой жизни, не стесняясь, говорят бранные слова, а порой — даже бравируют этим. А некогда дорогие — мудрые и вечные — слова совсем «потерялись» в нашей жизни. Рана, нанесённая словом, может остаться на всю жизнь. Слово, сказанное вовремя, может решить судьбу... Слово — Учитель. Слово — Друг. Одно только слово. Но как много оно значит в нашей жизни. Что делать? Бороться с невежеством! В каждой маленькой семье нужно найти своё Главное Слово, и пусть оно несёт свет и тепло, радость и благо... И, оно сможет противостоять невежеству.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Воспитанники, родители стали участниками проекта «В традициях родного края — корни моей души» Проект направлен на исследование культурных традиций и обычаев наших предков. Опыт работы показал, что сначала не все родители охотно включаются в совместную деятельность с педагогами и детьми, но затем, выполняя некоторые задания, начинают понимать, как важны их усилия для детей, как приятно провести вместе с детьми время. Такая совместная проектная деятельность способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться. Совместное выполнение какого-нибудь замысла ребёнка и его родителей укрепляет детско-родительские отношения.
Особенное место в духовно-нравственном развитии занимает воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье, к детскому саду. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье. Совместно с родителями проводили мероприятия:
«Из истории родного города»: основание города, история названия улиц города (фотоматериалы, краткие описательные тексты), священные места, любимые места горожан,
«Жизнь современного города»: фотографии из жизни современного города,
«История нашего детского сада с момента его основания»: фотодокументы об открытии детского сада, фотовыставка и воспоминания первых сотрудников, материалы знаменательных дат,
«Город, в котором я живу»: стенд с фотографиями узнаваемых мест города и комментариями к ним,
«Детям о Великой Победе»: конкурс рисунков,
«Мой прадед участвовал в шествии бессмертного полка»: сбор материалов об участниках войны, не доживших до сегодняшнего дня и другие.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования учитывается принцип этнокультурной ситуации развития детей. Образовательная программа «может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации…». В формировании нравственных представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком.
Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т. д.). Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохраняются особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности. В ходе ознакомления в детском саду детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Одним из жанров, влияющих на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки. Яркость, емкость, эмоциональность образа — всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, глубоко заложенное в смысл пословиц и поговорок, многовариативность возможного толкования помогают воспитателю создать проблемную ситуацию, решение которой требует от ребёнка нравственного выбора и, конечно же, побуждает ребенка найти выход из данной ситуации.
В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом. Всё это способствует духовно-нравственному развитию дошкольников.
Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду. Они выражают национальный характер и самобытность времени, являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.
В духовно-нравственном воспитании вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители — главные ответственные за воспитание своих детей.
Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контексте.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.
Литература:
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ Данилюк А.Я, Кондаков А. М., Тишков В. А.. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М: УЦ Перспектива, 2014. — 32 с.
- Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.: Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. — М.: УЦ «Перспектива», 2012. — 248 с.
- Зеленова И. Н., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. — 96 с.
- Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. — М.: АРКТИ, 2005. — 72 с.
- Народная культура и традиции: занятия с детьми 3–7 лет / Авт.-сост. Косарева В. Н.. — Волгоград: Учитель, 2013. — 166 с.