Батик — техника росписи ткани, а также и сам расписанный материал. Удивительное искусство батика очень древнее и известно человечеству уже много тысячелетий. Но у этой техники есть изюминка: работа начинается не с окраски необходимых частей полотна. Наоборот, нужно ограничить «чистые», не охваченные краской элементы и этот процесс называется резервированием.
Именно по способу резервирования и различают виды батика:
а) узелковый — самый древний вид батика, его родиной считается Индия, соответственно и его названия: лахерия, бандхни, тритик, планки.
б) горячий — отличается тем, что в работе употребляется разогретый парафин (воск), который наносят на ткань специальными инструментами или кистью;
в) холодный — сначала наносится основной контур рисунка специальным составом из резинового клея или бензина, раскрашивая рисунок разными красками, получают орнаменты и картины. Есть факты и исследования, подтверждающие, что с незапамятных времен батик использовали в Шумере, Перу, Японии, Шри-Ланке.
Родина батика — Индонезия, оттуда его яркость и экзотичность, притягательность и нежность. Приоткроем завесу тайны. С индонезийского слова «ba» переводится как ткань, а tik — капля.
Вот и получается: ткань, расписанная каплями. Первоначально батик использовался для украшения специальных ритуальных тканей.
Каждый узор на ткани был символом, несущим волшебную силу. Орнаменты передавались из поколения в поколение, с условием строгого хранения тайны узора.
Понятие «батик» появляется в голландских текстах XVII столетия. Яванцы называют батик «амбатик», что означает рисование и письмо. Хотя на художественных изображениях из Индии и можно увидеть одежду, рисунок которой напоминает роспись в технике батика, ранних образцов таких тканей не обнаружено. Самые древние образцы найдены в Египте, они датируются V веком н. э. Среди других находок, относящихся к глубокой старине, — японские ширмы периода Нара (646–794). Упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500 г. н. э. Изобретение шелка также приписывают китайцам, хотя есть мнение, что еще в I тысячелетии до н. э. его вполне могли производить и в Индии. Но то, что батик применяли в Китае во времена династии Суй (710–794), известно абсолютно точно.
В любом случае история прочно связывает это искусство с Китаем, ведь именно оттуда оно распространилось по всему миру-вместе с шелком. Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Поэтому этот торговый путь и получил название Великого шелкового пути.
К 1677 году торговля шелком из Индии распространилась на остров Ява и в Персию. Во времена китайских династий Суй (581–618) и Тан (618–907) Япония находилась под большим влиянием Китая, поэтому вполне возможно, что именно тогда батик из Китая был экспортирован в Японию. Свидетельствуют об этом ширмы, относящиеся к периоду Нара (646 -794). В Японии в VIII веке батик был широко распространен и всем известно, что эта страна всегда славилась своими великолепно отделанными кимоно.
В былые времена японцы много времени проводили сидя со скрещенными ногами, поэтому им нужна одежда, не стесняющая движений. Кроме того, в этой стране, как, впрочем, и повсюду на Востоке, не было принято демонстрировать свою фигуру. Но социальный статус необходимо было как-то обозначить, поэтому украшение одежды стало обычным делом для японцев.
Роспись по ткани с применением воска в Японии часто сочетали с другими техниками окраски — например, с узелковой техникой, позволяющей создать очень сложные узоры.
В начале XIX века Миязаки Юзен (по другим источникам Миядзани Юдзен) создал собственный стиль, используя трафареты и крашение с защитным составом. Его работы сразу можно отличить: великолепные рисунки располагаются в пределах четко выделенных участков.
Батик завоевал особую популярность на острове Ява, где специалисты в этом деле достигли небывалых высот мастерства. Одежду из тканей с узорами, выполненными в технике батика, поначалу носили лишь аристократы. Свое свободное время они посвящали росписи тканей. Постепенно к этой тонкой и очень трудоемкой работе стали подключать и слуг.
На острове Ява традиционные узоры и техника их нанесения передавались из поколения в поколение, причем в каждой семье они назывались по-разному. Например, если узоры повторяются, называется «чеплокан» а если узоры с круговыми элементами, то называется «кавунг».
Северную Яву часто посещали арабские и китайские купцы, прибывающие из-за моря. Традиционные мотивы здесь несколько изменились в угоду вкусам потенциальных покупателей. Кроме того, в ярких красках — розовой, желтой и синей, которыми искусно изображены птицы и цветы, четко прослеживается влияние Китая. Ислам запрещает изображать людей и животных, поэтому, когда он распространился на острове Ява, изображения на ткани стали более стилизованными, а среди красок начал преобладать священный для мусульман зеленый цвет.
В то же время голландские купцы предпочитали европейские мотивы — их привлекали букеты, бабочки и птицы. В 1835 году в голландском городе Лейдене была открыта первая фабрика по производству батика. Следом за ней такие предприятия появились в Роттердаме, Апелдорне и Харлеме. Для получения наибольшей прибыли с наименьшими затратами при воспроизведении сложных яванских узоров была разработана новая технология. Для тканей с раппортным узором штампы подгоняли друг другу.
В Голландии открылась школа батика, он превратился в прикладное искусство. Зачастую замысловатые и стилизованные изделия в технике батика сильно повлияли на стиль модерн и таких художников, как мадам Пангон, Крис Лебо и Чарльз Ренни Макинтош.
Техника батика насчитывает не одну сотню лет, в течение которых она все усложнялась и совершенствовалась. Это очень древнее художественное ремесло. В разных странах техника батика, или нанесения рисунка на ткань, имеет свои особенности, но в любом случае используют воду и воск.
Древнейшие образцы тканей, изготовленные в технике батик, найдены археологами в Западной и Центральной Африке, в Египте, на всём протяжении Ближнего Востока и Средней Азии. В Иране, в Индии, в Китае, Японии, Индонезии, на островах Океании найдены не только образцы древнего искусства, но и подробные «описания» в картинках.
Жители африканских стран Нигерии и Сенегала используют технику батик вот уже на протяжении полутора тысяч лет. Вместо воска для нанесения узора на ткань они использовали пасту из муки, маниоки, риса и квасцов (сульфат железа), сваренных вместе. Но все же большинство исследователей сходятся в том, что «страной батика» является остров Ява, здесь техника развивалась много сотен лет и достигла наибольшего развития по своей сложности и художественно-эстетической ценности.
На Яве трепетно берегут старинные традиции, там до сих пор сохранилась древнейшая форма резервирования, которой пользуются при создании особой церемониальной ткани.
Резервом здесь служит специально приготовленная рисовая паста, которую наносят с помощью бамбуковой палочки. Ткань берут только ручного прядения, краска приготовляется из корня местного растения.
Как капля стала искусством? Загадочный, цветастый, яркий батик всё больше и больше завоёвывает сердца. Только за последний год в разы увеличилось количество личных страничек о батике, фотографий в галереях и мастер классов. С сайтов рукодельниц глядят на нас прекрасные платки и панно, шарфики и платья, выполненные в технике батик. Батик стал настоящим искусством, и многие коллекционеры имеют большие собрания шёлковых шедевров.
Традиционными цветами батика были синий и коричневый. Для работы всегда использовались только натуральные ткани и красители, получаемые из трав и цветов, коры деревьев, минералов и цветных глин, специй. В Индонезии и Индии до сих пор придерживаются этой техники. Очень интересна индонезийская традиция — каждая незамужняя девушка должна сама сшить и расписать своё свадебное платье. Занимались батиком всегда только женщины и девушки. Сейчас батиком с удовольствием занимаются и мужчины, творя настоящие шедевры.
Одним из таких художников является Сергей Давыдов, основатель собственной школы батика, автор книги «Энциклопедия батика», разработчик авторских приёмов и специальных модулей. Благодаря ему и многим ему подобным дело батика продвигается вперёд.
Методические рекомендации по проведению занятий в технике батика
По технике выполнения работы, батик подразделяется на несколько видов:
Холодный батик. Контуры рисунка обводятся специальным резервом. Резерв бывает бесцветный и цветной. После высыхания резерва раскрашиваем рисунок, далее после высыхания проглаживаем. Перед нами рисунок на ткани, его характерное отличие — контурная графика, то есть все элементы рисунка обведены по контуру линией. Иногда этот вид батика сравнивают с витражом.
Горячий батик. Его принципиальное отличие в том, что в качестве резервирующего состава используется горячий воск. Им покрываются не только контуры рисунка, но и весь элемент, который вы хотите выделить. Работа в технике «горячего» батика требует определённых навыков, мастерства и большого терпения. «Горячий» батик легко отличить от «холодного» — рисунок как живой, все элементы вырисованы естественным образом, а не просто обведены по краю.
Свободная техника. Придаёт рисунку естественность, лёгкость. Отличается тем, что перед нанесением рисунка ткань покрывают грунтом (крахмалом), который не позволяет краске растечься. Рисовать при этом можно, словно на бумаге, не боясь растекания. Работа в этой технике дает возможность проявить талант настоящего мастера, художника в свободных смелых мазках. Это одна из любимейших техник художников.
Акварельная техника. Тоже придаёт рисункам лёгкость и естественность, мягкость, нерезкость очертаний, умиротворение. Для работы в этой технике нужно намочить ткань и рисовать по мокрой поверхности. Главное не переборщить с водой. Краска при этом мягко растекается, образуя размытые линии, переходы из одного цвета в другой и новые цвета при их смешении. Вспомним уроки рисования по мокрой бумаге акварелью — получается очень похоже, поэтому технику и назвали акварельной.
Техника шибори. Одна из самых интересных и простых техник для начинающих. Для работы в этой технике ткань складывают несколько раз и окунают в разные краски. Иногда ткань перевязывают, это также придаёт особый декоративный эффект.
Начинать лучше с просмотра красивых произведений, выполненных в этом стиле, с возможного посещения выставок подобных работ — со всего того, что позволит нам еще раз восхититься этой удивительной росписью по ткани и захотеть научиться делать так же. Ведь именно желание — самое важное в любом обучении.
Литература:
- Аллахвердова Е. Э. Батик. Глина. Дерево. Домашнее рукоделие. — М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2004 г.
- Стоку Сузи. Батик. Практическое руководство. Пер.с англ. — М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005 г.
- Журнал: «Валентина». Роспись по шелку. — М.: Издательский дом «ОВА-ПРЕСС». № 1; 1995 г.