Психологические основы педагогического проектирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 17.06.2016

Статья просмотрена: 1749 раз

Библиографическое описание:

Гаффоров, А. Х. Психологические основы педагогического проектирования / А. Х. Гаффоров, М. М. Алимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 837-839. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31690/ (дата обращения: 19.12.2024).



Всё, что теоретически осмысливается, имеет самое непосредственное отношение к духовной жизни педагога и студента. Этим объясняется обращение к теме психологических основ педагогического проектирования.

Педагогическое проектирование — это процесс одновременно нормативный и творческий. Нормативный — потому что строго регламентирован. Он имеет этапы, формы, принципы, приёмы реализации, отражается в определённых педагогических теориях. Таким образом, он совершается целенаправленно и результативно. Проектирование — это наука. Науку проектирования нужно освоить, а умение проектировать — сформировать, в этой области можно накопить опыт, понять скрытые процессы. Поэтому высокая грамотность педагогу просто необходима.

Но если при проектировании опираться только на логику науки, оперировать только её категориями, то системы, процессы или ситуации, как результат труда педагога-проектировщика, будут сухи и излишне строги. Как говорят сами конструкторы, идя по этому направлению, можно осуществлять только «грубое проектирование».

Проектирование требует эмоционального подхода. Понять педагогическое проектирование как искусство — значит понять его более широко, вовлечь в этот процесс не только сознание, но и деятельность, чувства, волю, способности — все, чем богат человек от природы.

Если педагогическое проектирование — искусство, то в нём непременно должны быть определённые художественные качества: красота, гармония, способность производить впечатление на каждого из участников. Эти качества должны быть присущи объектам проектирования: системам и ситуациям, они возникают в результате их композиции, т. е. построения естественной последовательности этапов и частей, сочетания компонентов переходов от одной части к другой. Педагог красиво перешёл от одного метода к другому, сумел мастерски быстро и точно выполнить образец детали, придать гармонию расположения инструментов. Возникающие у студентов зрительные и слуховые впечатления, эстетическое удовлетворение стимулируют воспитательные отношения, а следовательно, и само воспитание. В процессе проектирования занятия педагоги предусматривают использование новых музыкальных записей, юмора, даже продумывают свой стиль одежды.

Если, проектирование для педагога — искусство, то оно требует большого напряжения, сил, чувств, сложнейшей работы мысли. Оно всегда индивидуально требует от педагога особых личностных качеств: артистичности, изобретательности, вдохновения, оригинальности. Педагоги, часто занимающиеся проектированием, могли бы рассказать о том, как мобилизуются все силы и возможности для обогащения педагогического процесса или ситуации. Педагог, который никогда не пел, начинает создавать хор и удачно им руководит, а педагог, не занимавшийся рисованием, вдруг открывает в себе дар чувствовать цвет и перспективу. Использование умений петь, рисовать, играть на музыкальном инструменте, понимать музыку, живопись, архитектуру, красиво говорить, ходить, одеваться, способен обогатить любой педагогический процесс, вдохнуть в него жизнь, духовность. Такой педагогический процесс не может не понравиться студентам, не может ни привлечь их.

Если педагогический процесс построен только как научный, он далеко отстаёт от истинной педагогики. Воспитывающий педагогический процесс соединяет науку с искусством. Таким образом, достоинства спроектированных систем, процессов, ситуаций не только в их научности, а в обогащении науки искусством.

У многих будущих педагогов может возникнуть неверие в свои творческие способности. Но, во-первых, вы не знаете всех своих возможностей, вы не испытывали все свои качества. А во-вторых, ещё не поздно начать упорно готовиться к педагогической деятельности. Вы будете проектировать педагогические объекты, учитывая свои личные качества. Иначе проект будет не вашим, взятой из далёкой и сухой науки.

Таким образом, педагогическое проектирование тесно связано с творчеством. педагогическое творчество — это почти изобретательство. Изобретательство, в свою очередь,- отход от традиций, привычек, стереотипов. Недаром педагоги-новаторы преобразуют традиционный урок, дополняют традиционные методы, развивают и обогащают традиционные принципы. Творчество в проектировании, в некотором смысле, — полёт мысли в неизведанное.

Что нового может спроектировать, например, мастер производственного обучения? Разработать свою структуру урока, создать новую форму проекта вместо устаревшего конспекта, предложить использовать на уроке изготовленные им наглядные пособия, интересные приёмы или методы. Разработать новое оборудование мастерской, спроектировать более удобную форму для студентов и для себя, продумать способы ускорения обучения, схемы анализа урока, оценки его качества, способы автоматизации поурочного планирования, разработать оценки учебной деятельности студентов, стимулы для их положительного поведения.

Каким образом происходит творчество в проектировании? Основой любого творчества является осознанная потребность. Потребность в деятельности чаще всего вытекает из внешних факторов. У мастера появляется желание помочь, например, студентам, которые не достают до ручек управления станком. Мастер начинает искать способы его осуществления.

Следует процесс проектирования. Создаётся модель подставки. При этом, можно исходить из разных установок: сделать новую подставку или использовать уже имеющееся оборудование. Далее планируется, где её взять, как поставить, как приспособить. Наконец, подставка корректируется по росту студента, с учётом формы и цвета станка, внешнего вида всего оборудования мастерской. Так возникает конструкт в соответствии научной логикой.

Проектирование даже в этом простом случае может стать творческим. Этот процесс обогащается интуицией. Интуиция мастера основана на наблюдении за студентами: их взглядами, попытками перейти и попробовать свои силы у других станков и т. д. Педагогическая интуиция может подсказать мастеру, кто из малорослых студентов готов к сотрудничеству с ним, кто более всего нуждается в его заботе, кто из них оценит заботу…. В этом заключается педагогическая прозорливость. Интуиция — самое необходимое условие для творческого педагогического проектирования и является его компонентом. Она помогает опускать целые этапы работы, сокращает время поиска, углубляет понимание ситуации.

В работе педагога или мастера производственного обучения, примерно, можно выделить разновидности проектирования как творческого процесса. Чаще всего это моральное творчество, т. е. творчество в нравственно-этических отношениях со студентами. Моральное творчество необходимо, прежде всего, при проектировании педагогических ситуаций. Как раскрыть и помочь проявить воспитаннику свои лучшие качества? Как сплотить группу? Как помочь воспитаннику поверить в свои возможности? Таких вопросов много, и педагог иногда теряется.

Творческое проектирование в педагогике осложняется тем, что не всегда сам педагог готов к нему из-за своей психологической инерции. Предрасположенность к конкретным методам, формам, средствам приводит его к игнорированию других. Но эта инерция преодолима, если развивать гибкое мышление у педагога. Трудность, однако, заключается в очень схожем понимании педагогами психологической инерции и педагогических традиций. «Традиции возникают не потому, что так задумано предками, а потому, что так выбирают потомки» Эйнштейн. Именно, такое понимание традиций способствует творчеству. Для развития творческого проектирования в педагогике, конечно, нужны определённые условия. Прежде всего, нужны сами потребности, их осознание, что выражается в готовности, желании педагога находить способы решения возникающих проблем.

Условно на второе место можно поставить дидактическое творчество как изобретение разных способов отбора и структурирования учебного материала, методов его усвоения, средств подачи. Вариаций здесь великое множество: комбинирование действий студентов, использование взаимопереходов, дополнений, изобретение новых приёмов.

Ещё одна разновидность творческого проектирования это — технологическое творчество. Без него не возможно высокопрофессионально вести уроки практической направленности, организовывать производственный труд студентов. Для инженера-педагога техническое творчество почти всегда носит педагогическую направленность, ибо цели его педагогические, т. е. развивающие, воспитательные или образовательные.

Специфика деятельности инженера-педагога состоит в том, он находится одновременно в двух разных системах отношений: «человек-человек» и «человек-техника». Это тоже усложняет проектировочную деятельность, потому что фактически требует проектирования более сложной системы «человек-техника-человек».

Нужны специальные правила проектирования процесса обучения, учитывающие психофизиологические особенности студентов, а также преподавателя. Только при этом условии проектирование становится в высшей степени педагогическим.

Литература:

  1. И. А. Каримов «Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана», Т.: Шарк, 1997.
  2. Новое педагогическое мышление. А. В. Петровский М: Педагогика, 1989.
  3. Основы инженерной психологии. Пономарёв Я. А. М: Высш.шк., 1986.
  4. Краткий психологический словарь. Под ред. А. В. Петровского М: 1985
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое проектирование, педагог, педагогический процесс, проектирование, творческое проектирование, искусство, моральное творчество, оборудование мастерской, производственное обучение, психологическая инерция.


Задать вопрос