Настоящая статья посвящена исследованию некоторых аспектов проблемы конкуренции на уровне государства и оценке возможности оптимизации действий для достижения успехов в конкурентной борьбе в условиях кризиса. Дано понятие конкурентоспособности и проанализирован уровень конкурентоспособности по сравнению с другими странами. Представлены факторы, которые влияют на конкурентоспособность государства. Предложены рекомендации по повышению эффективности конкурентоспособности экономики России. Дана методика сравнения конкурентоспособности государства на основе расчётов и сравнения их рейтингов. В конце статьи сделан вывод по уровню развития конкурентоспособности в России.
Ключевые слова: конкурентоспособность, ВВП, финансовые ресурсы, индекс ОПОРА, налоги
Настоящая статья посвящена исследованию некоторых аспектов проблемы конкуренции на уровне государства и оценке возможности оптимизации действий для достижения успехов в конкурентной борьбе в условиях кризиса.
Конкурентоспособность — это способность определённого объекта или субъекта отвечать запросам заинтересованных лиц в сравнении с другими аналогичными субъектами и/или объектами. Объектами могут быть товары, предприятия, отрасли, регионы (страны, области, районы). Субъектами могут выступать потребители, производители, государство, инвесторы. (1)
В сегодняшних рыночных условиях России достаточно сложно конкурировать с другими странами по ряду причин:
1) Тяжёлая внутренняя экономическая ситуация (Высокий уровень скрытой инфляции, низкий уровень ВВП, высокий уровень безработицы)
2) Тяжёлые входные барьеры на рынок:
а) Наличие монополий, которые захватывают ресурсы и единолично управляют ими.
б) Разные финансовые возможности участников рынка
в) Труднодоступность рекламы, в связи с её высокой стоимостью.
г) Эффект масштаба.
3) Законодательная база, содержащая ряд барьеров для развития всех видов бизнеса.
Конкурентоспособность товара или услуги зависит от поведения, предпочтений и платёжеспособности потребителя. Как следует из официальных источников (РБК), на сегодняшний день платёжеспособность россиян очень низкая (снижение реальных доходов россиян на 6,9 % в феврале (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года). В среднем, доходы работающих людей за год выросли на 0,5 процента и составили 28 тысяч рублей. Средняя заработная плата увеличилась на 5,3 процента в номинальном значении, но в реальном уменьшилась на 2,6 процента и составила 32,9 тысяч рублей. Снизились и макроэкономические показатели России, такие как: ВВП, продукция промышленности, продукция сельского хозяйства, инвестиции в основной капитал и т. д.
Конкурентоспособность российского государства в целом существенно не меняется, потому что основной доход государства составляет выручка от реализации за рубеж минерального сырья. В физическом отношении ВВП России продолжает падать, но темпы падения уменьшились за счёт существенной девальвации рубля, см. рисунок 1. В денежном выражении ВВП растёт, см. рисунок 1.
ВВП РФ в физическом выражении в первом квартале 2015 года снизился относительно соответствующего периода 2014 года на 1,9 %. Такую предварительную оценку дал 16 мая 2015 г. Росстат.
Конкурентоспособность страны зависит от таких факторов, как:
1) Уровень жизни населения;
2) ВВП;
3) Эффективность государственного управления;
4) Уровень развития ВПК и т. д.
На рисунке 1 представлены значения ВВП России за период 2014–2015 годы.
На сегодняшний день экономика России мало конкурентоспособна по сравнению с другими странами. На такое положение дел оказали влияние такие факторы, как:
1. Низкая доступность финансовых ресурсов.
Чтобы оценить доступность финансовых ресурсов для МСБ, можно обратиться к результатам опроса «Индекс ОПОРА 2012», проводимого Евразийским институтом конкурентоспособности [5]. Согласно результатам данного опроса, финансовые ресурсы скорее недоступны малым и средним производственным компаниям. Если краткосрочное финансирование еще возможно получить без особых проблем, то финансирование на период более трех лет найти гораздо труднее. Лишь 30 % опрошенных заявили о том, что получение кредита на длительный срок прошло без затруднений, остальные же считают это большой проблемой современного бизнеса. Кроме того, около 83 % респондентов считают, что получение финансирования из венчурных фондов является очень трудным процессом, а порой и невозможным. Если же говорить непосредственно о ставках по кредитам, то в России она составляет приблизительно 17–19 %, в то время как в Южной Корее процентная ставка составила около 7 %, а в Канаде — 5 %.
2. Труднодоступность недвижимости.
Фактор доступности недвижимости и земли, а, вернее, их малодоступность являются существенным препятствием на пути создания благоприятной экономической среды в России. При приобретении или аренде земельного участка или производственного помещения каждый второй бизнесмен, согласно результатам опросов, испытывает значительные трудности. Существует значительный дефицит приспособленных для осуществления предпринимательской деятельности нежилых помещений. Что касается складских помещений, то здесь о возникших проблемах заявили 30 % опрошенных. Интересно, что каждый пятый предприниматель отмечает сложности в поиске офисных помещений. Таким образом, труднодоступность приобретения или аренды земли, производственного складского помещения значительно затрудняет ведение бизнеса в России.
3. Малоразвитая энергетическая инфраструктура.
По опросам предпринимателей, вопрос электрификации стоит достаточно остро на сегодняшний день. Для значительного количества предприятий процесс подключения к энергосети является практически недоступным, требуя, по результатам опроса Союза Российских Предпринимателей, около года, в течение которого необходимо собрать огромное количество документов и преодолеть различные административные барьеры. Кроме того, 24 % опрошенных, согласно данным Евразийского института конкурентоспособности, считают, что тарифы на электроэнергию весьма высоки и «существенно ограничивают развитие бизнеса». В Doing Business Индексе 2012 Россия занимает последнее 183-е место по сложности подключения к электросетям [4].
4. Нехватка квалифицированных кадров.
На сегодняшний день квалифицированные инженеры и технические специалисты являются очень ценным товаров на рынке труда. Для большинства компаний эта проблема является очень серьезной. Около 75 % опрошенных предпринимателей заявили, что регулярно сталкиваются с этой проблемой, при этом труднодоступными являются квалифицированные кадры, как для производственных подразделений, так и для непроизводственных. Асимметричность спроса на рынке труда и предложения — на образовательном рынке проявляется с каждым годом все больше.
5. Неразвитость транспортной инфраструктуры.
Что касается транспортной инфраструктуры, то здесь, по мнению 30 % предпринимателей также имеются значительные недостатки, а именно, качество автомобильных дорог оставляет желать лучшего. Также отсутствие особой конкуренции на рынке авиакомпаний приводит к достаточно высокой цена авиаперелетов внутри страны, также нет удобных и экономичных лоукостеров. Если говорить о железнодорожном сообщении, то оно между некоторыми городами, принадлежащими разным регионам, и вовсе отсутствует.
Кроме того, предпринимателям зачастую приходится сталкиваться с проблемой нахождения логистических услуг на аутсорсинге, что широко распространено за рубежом (компания FedEx).
6. Высокое налогообложение.
Тяжелое налоговое бремя отпугивает от ведения бизнеса в России как отечественных, так и иностранных предпринимателей. Достаточно вспомнить удвоение ставки по страховым взносам в 2013 году, когда в результате этого нововведения за первый месяц закрылось около 100 тыс. ИП. Размер выплат тогда составил 30 тыс. рублей, при этом нужно отметить, что за последние пять лет налоговое бремя постоянно увеличивается. Это является чрезвычайной нагрузкой для новичков в бизнесе. В таких странах, как Сингапур, Гонконг от таких выплат предприниматели и вовсе освобождены или же имеют облегченный режим оплаты. Также к недостаткам налоговой системы РФ относят непостоянство налоговой политики, высокую вероятность внесения негативных изменений.
7. Некомпетентность управленческих кадров.
В российских университетах ежегодно выпускаются тысячи экономистов и менеджеров. Однако уровень управленческих компетенций достаточно низок по сравнению с ведущими вузами Великобритании или США. Довольно слабые представления имеются в сфере маркетинга, бизнес–идеи же зачастую просто заимствуются из Запада. Как заявил Сергей Борисов, Вице-президент по развитию малого бизнеса ОАО «Сбербанк России» на всемирном конгрессе предпринимателей 2014, «главная проблема — это отсутствие знаний и навыков. Виноваты не чиновники, а неумение составить бизнес-план, оценить объем рынка и найти свой сегмент на нем, незнание, как защитить свою интеллектуальную собственность, как составить налоговую декларацию». Это в целом говорит о значительных пробелах в системе образования РФ.
8. Низкая платежеспособность населения.
Другой немаловажной проблемой для ведения бизнеса в России является низкая платежеспособность населения. Как сказал Президент Союза предпринимателей и товаропроизводителей Валерий Сергиенко, «зачем производить, если не можем продать?». В качестве примера депутат привел ситуацию с заводом холодильников «Бирюса». «Раньше там 850 тыс. холодильников выпускали — очередь была, теперь половину делают, а девать некуда». То же самое происходит и с другой продукцией. Действительно, кроме центральных регионов и отдельных городов с достаточно высоким уровнем жизни, в среднем по стране доход населения низкий. Низкие доходы ведут к малому спросу, что также препятствует развитию бизнеса в стране.
9. Административные барьеры.
«Развитию российской экономики мешает, в первую очередь, избыточный уровень административных барьеров», — об этом говорится в докладе «На пути к росту» Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). «В России, Китае, ЮАР и Турции, несмотря на некоторое улучшение ситуации, сохранятся высокий уровень административных барьеров, оказывающих негативное влияние на конкурентную среду, и малоэффективный уровень управления госкомпаниями» говорится в документе. Кроме того, если мы вспомним 1119 лицензий, необходимых для получения разрешения на строительство, а также срок, приближающийся к 300 дням, обременительность административных барьеров в России станет более очевидной.
10. Отсутствие единых «правил игры».
По данным опроса РСПП, 82 % компаний полагают, что единых правил ведения бизнеса нет или скорее нет. «Под правилами подразумеваются также и менее формализованные, но оттого не менее важные элементы взаимодействия бизнеса и власти, например, обязательность или необязательность включения жестких показателей создания рабочих мест при заключении инвестиционного соглашения между региональной властью и компанией».
11. Политическая нестабильность в стране.
Учитывая последние события в Крыму и нарастание политической напряженности в мире, вызванной присоединением Крымского полуострова к России, экономическая стабильность страны значительно пошатнулась. Прекращены частично транзакции определенных российских банков (Банк Россия), также наблюдается значительное ослабление курса рубля, под угрозы поставлены энергетические контракты, которые являются основной статьей доходов государства. Настоящие события достаточно негативно повлияли на привлекательность предпринимательской среды России для зарубежных инвесторов.
12. Коррумпированность чиновников.
Согласно данным, представленным Евразийским Институтов конкурентоспособности, 13 % опрошенных предпринимателей откровенно признают, что их компании практикуют неформальные выплаты чиновникам [7]. Около 25 % респондентов считают коррупцию обычным явлением в их регионе в таких сферах, как доступ к госзаказу, прохождение проверок, получение земли, подключение к инфраструктуре, получение господдержки. Нужно отметить, что в разных регионах предприниматели отмечают разную степень коррумпированности. Так, в Татарстане, к примеру, бизнесмены заявляют о значительной прозрачности работы чиновников.
13. Слабая защищенность частной собственности.
По мнению президента РСПП Александра Шохина, уровень защищенности частной собственности на сегодняшний день является одним из наиболее тревожных показателей.
При и без того низких значениях данного показателя (в 2007 году 65 % опрошенных уже оценивали уровень защищенности частной собственности как низкий), более половины опрошенных в 2014–2015 годах не видят значимых улучшений в данной сфере, 20 % полагают, что ситуация ухудшилась.
Существуют методы сравнения конкурентоспособности государств на основе расчётов и сравнения их рейтингов (например, Doing Business Индекс).
В таблице 1 представлены результаты расчётов указанных рейтингов для десяти ведущих экономик мира и России).
Анализ приведенных в таблице 1 данных показывает, что конкурентоспособности экономики России существенно ниже, чем десяти ведущих странах. По суммарному рейтингу Российская Федерация занимает пятьдесят первое место. Исследуя данные таблицы 1 можно предложить следующие рекомендации по повышению конкурентоспособности экономики России:
1) Облегчить ведения бизнеса за счёт уменьшения налогов для стартапов, малых и средних предприятий. Со стороны правительства следует расширить субсидирование для стартапов и малых предприятий, с условием, что эти стартапы будут создавать рабочие места и тем самым будет снижаться уровень безработицы в России. Например, в Сингапуре, который занимает первой место в данном рейтинге, размер уставного капитала — 1 доллар, предельно простая процедура оформления бизнеса в Сингапуре, Освобождение от уплаты налогов на первые три года (со 100 000 долларов), Сингапур — один из крупнейших финансовых центров мира, там огромное количество фирм и международных представительств, перспектив и возможностей.
2) Облегчить получение разрешения на строительство путём внесения поправок в градостроительный кодекс, в части срока действия разрешения, т. е. его пролонгации и количестве выдаваемых разрешений. Например, в Новой Зеландии количество разрешений увеличивается.
Число разрешения на строительство в Новой Зеландии в ноябре выросло на 1,8 % после роста на 5,4 % в октябре. Значение октября было пересмотрено в сторону повышения с 5,1 %.
Разрешение на строительство, публикуемые Бюро статистики Новой Зеландии, оценивает число выданных разрешений на запуск новых строительных проектов. Считается опережающим индикатором рынка жилья. Чем больше число разрешений, тем более позитивным фактором это является для новозеландского, и наоборот.
Менеджер статистического агентства Новой Зеландии Клара Итерли:
Число разрешений на строительство растет десятый месяц подряд.
Рост числа разрешений к уровню прошлого года составил 17 % за счет домов и объектов в поселениях для пенсионеров.
Необычно большое число разрешений на строительство было выдано в региона Веллингтона. С сезонной коррекцией, число разрешений на строительство домов в ноябре выросло на 1,8 %. Индикатор, который дает более долгосрочную картину изменений, вырос на 0,6 % до максимального уровня с июля 2004 года.
В таких странах, как Сингапур, Дания, Корейская Республика и США с каждым годом растёт количество выдаваемых разрешений, что говорит о подъёме экономике и росте потенциальных инвестиций.
3) Снизить налоговую нагрузку на бизнес за счёт внесения поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации. В мировой налоговой практике в качестве показателя налоговой нагрузки на макроуровне служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов, вне зависимости от того, в бюджет какого уровня или в какой внебюджетный фонд они поступают, к объему полученного валового внутреннего продукта (ВВП).
Данные о степени налоговых изъятий по отношению к ВВП в различных странах [таблица 2]. Из этих данных можно сделать несколько важных выводов [таблица 2].
Во-первых, большинство экономически развитых стран мира к настоящему времени практически достигли максимально возможного уровня перераспределения через налоговую систему ВВП и национального дохода. Поэтому обеспечение дальнейшего роста поступлений доходов в бюджеты этих стран возможно в основном за счет изменения структуры налоговых изъятий и обеспечения на этой основе прямой зависимости роста налогов от роста ВВП [13].
Во-вторых, напрашивается вывод о том, что налоговое бремя для российских налогоплательщиков не столь велико, как это постоянно трактуется в экономической литературе. Действительно, уровень налогового изъятия в России в последние годы не превышал 32 % ВВП [13].
Между тем, те положения, которые абсолютно ясны и понятны для других стран, в отношении российской налоговой системы и ее нагрузки на налогоплательщиков должны рассматриваться через призму чрезвычайных особенностей развития российской экономики на современном этапе [13].
Налоговые системы развитых зарубежных стран современную структуру приобрели в результате налоговых реформ, проведенных после окончания Второй мировой войны и в 80-е гг. прошлого века. Преобразования налоговых систем проходили по принципу «лучше низкие ставки и мало льгот, чем высокие ставки и множество исключений». Налоговые системы западноевропейских стран и Соединенных Штатов Америки весьма различаются между собой. В то же время проводимые с конца 80-х годов налоговые реформы несколько сближают их [13].
Тенденция к экономическому объединению, расширение международных хозяйственных связей, стремление избежать двойного налогообложения способствуют этому процессу. В то же время в каждой стране есть особенности, которые иногда можно перенимать, а иногда полезно просто знать, порой с целью избежать уже выявленных другими ошибок [13].
Эффективная налоговая система должна выполнять ряд функций, а именно:
1) формирование фискально-доходной части государственного бюджета;
2) производственно-стимулирующая функция;
3) социальная [1].
Проведем сравнительный анализ систем налогообложения таких развитых стран, как США, Великобритания, Германия, Франция, Швеция, Норвегия, Япония. (Выбор исследуемых стран обусловлен показателями их ВВП на душу населения.)
Фискальная функция присуща всем налогам, без выполнения этой функции система налогообложения теряет всякий смысл. При формировании эффективной фискальной системы необходимо выполнение таких условий, как относительная простота расчетов и легкость сбора налогов, сохранение стабильности, система препятствий на путях уклонения от выплаты тех или иных налогов. Налоговые системы зарубежных развитых стран указанную функцию выполняют достаточно успешно [1].
Социальная функция в самом общем виде направлена на соблюдение при налогообложении принципов социальной справедливости.
Производственно-стимулирующая функция требует от налоговой системы такой организации работы, чтобы как минимум не подрывать стимулы к производственной или, шире, к экономической деятельности, а в лучшем случае усиливать эти стимулы. Для сравнения эффективности налоговых систем зарубежных стран исходя из выполнения ими данной функции были проанализированы налоги на корпорации в каждой из выбранных стран.
Современные ставки налога на прибыль в большинстве развитых странах колеблются от 30 до 40 %. Однако, необходимо учитывать и льготы по налогу, которые весьма различаются по странам и оказывают существенное влияние на сумму налога.
Налоговая система США предусматривает хотя и весьма сложные, но четко регламентированные процедуры оценки облагаемых доходов. Существенные льготы и пониженные ставки для корпораций и граждан, имеющих небольшие доходы или осуществляющих строительство и обновление оборудования, определяют гораздо большие возможности выбора при расчете облагаемого дохода. Прогрессивный характер налогообложения, дискретность налоговых отчислений, универсальность обложения, наличие большого количества целевых льгот, скидок, исключений — все это, а также более низкие ставки прямых и косвенных налогов, создают в США намного более благоприятный налоговый климат для предпринимательства и домохозяйств, чем в других развитых странах.
Налоговая система Великобритании, являясь довольно сложной, определяет более льготные условия налогообложения по сравнению с большинством других европейских стран за счет значительно более низких обязательных социальных налогов при стимулировании добровольных взносов и сбережений и несколько более низких ставок подоходных налогов с корпораций и физических лиц.
Францию среди развитых стран отличает высокая доля налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды социального назначения. Налоговая система Франции является жесткой по отношению к физическим лицам и семьям, имеющим высокие душевые доходы, но применение значительных вычетов из базы индивидуального подоходного налога приводит к снижению его вплоть до нуля для бедных слоев населения.
Для предприятий малого бизнеса установлены одни из самых высоких налогов и обязательных отчислений. В целом, можно заключить, что налоговая система Франции по сравнению налоговыми системами США и Великобритании является более жесткой по отношению к корпорациям и личным доходам граждан [14].
Налоговая система Японии обладает исключительной гибкостью и высокой адаптивностью, чутко реагируя на все заметные изменения как в экономической, так и в социальной сферах. Современная налоговая система Японии отличается умеренным уровнем налогового бремени (наиболее низкий уровень среди развитых стран: доля налогов в национальном доходе Японии — 26 %, тогда как, например, в Великобритании — 40” %, Франции — 34 %). В Японии у предприятий изымается около 50 % прибыли. Негативное влияние такой фискальной направленности налогообложения прибыли здесь компенсируется проведением активной промышленной политики государства.
Швеция и Норвегия считаются странами с самыми высокими налоговыми ставками. Следствием жесткого налогового пресса в Швеции стали падение темпов экономического роста, снижение конкурентоспособности шведских товаров, перевод ряда производств за пределы страны. Поэтому были серьезно снижены основные ставки налогов на прибыль корпораций и НДС. Налоги на личные доходы остались на достаточно высоком уровне.
Значение льгот в налогообложении прибыли весомо для большинства стран и в количественном отношении. Льготы уменьшают общую ставку налога на прибыль в США примерно на 8 %, в Англии — на 9 %. Общая ставка налога на нераспределенную прибыль в Германии при вычете из нее той части промыслового налога, которая, по сути, является налогом на капитал, и льгот снижается примерно на 16 %. В Италии льготы уменьшают общую ставку налога на прибыль на 12 %, в Японии на 4 % [14].
В целом поиски оптимального сочетания фискальной и производственно-стимулирующей функций в налоге на прибыль привели к достаточно умеренному его значению в общих налоговых поступлениях, особенно по сравнению с такими налогами как индивидуальный подоходный налог и косвенные налоги на потребление.
Наиболее эффективны в рассматриваемом аспекте, на наш взгляд, налоговые системы США и Великобритании. Несмотря на определенные различия в системах налогообложения этих стран, умеренные ставки налога на прибыль корпораций и весомые льготы обеспечивают благоприятные условия для развития бизнеса.
В таких странах, как Германия, Франция ставки налога на прибыль корпораций колеблются в пределах 25 % — 40 %, а значение налоговых льгот не столь велико. В основном они используются для стимулирования создания новых предприятий, стимулирования инвестиций, связанных с внедрением техники и технологии экологического типа, с экономией в потреблении энергии, воды, а также для ускорения развития экономически отсталых регионов [14].
Таким образом, модернизация налоговой системы Российской Федерации должна быть ориентирована на выделение наиболее эффективных элементов из налоговых систем рассмотренных стран. Однако с точки зрения одновременного учета требований оптимального бюджетного федерализма следует ориентироваться на построение налоговых систем в США и Канаде. Кроме того, с точки зрения создания стабильной налоговой системы России следует использовать опыт Германии, где налоговая система «инкорпорирована» в Основной закон — Конституцию.
Таблица 2
Удельный вес налоговых поступлений вразличных странах по отношению кВВП (в процентах)
Страна |
Доля налогов иобязательных платежей |
Доля налогов без обязательных платежей |
Австрия |
45,5 |
29,9 |
Бельгия |
46,4 |
31,1 |
Великобритания |
33,9 |
27,7 |
Германия |
42,9 |
23,1 |
Дания |
52,8 |
49,7 |
Испания |
35,5 |
21,7 |
Италия |
42,9 |
27,4 |
Канада |
36,3 |
31,0 |
Нидерланды |
44,8 |
26,6 |
США |
31,8 |
22,7 |
Франция |
46,3 |
24,9 |
Швеция |
54,2 |
38,1 |
Япония |
28,6 |
18,2 |
Россия (2002) |
30,7 |
22,1 |
Итак, проанализировав данную информацию можно сделать вывод о том, что конкурентоспособность Российской Федерации существенно ниже по сравнению с другими странами.
Приложение 1.
Таблица 1
Экономика |
Лёгкость ведения бизнеса |
Начиная бизнес |
Получение разрешений на строительство |
Подключение к системе электроснабжения |
Регистрация собственности |
Получение кредита |
Защита инвесторов из числа меньшинств |
Уплата налогов |
Международная торговля |
Обеспечение исполнения контрактов |
Решение о несостоятельности |
Сингапур |
1 |
10 |
1 |
6 |
17 |
19 |
1 |
5 |
41 |
1 |
27 |
Новая Зеландия |
2 |
1 |
3 |
31 |
1 |
1 |
1 |
22 |
55 |
15 |
31 |
Дания |
3 |
29 |
5 |
12 |
9 |
28 |
20 |
12 |
1 |
37 |
9 |
Корея, член палаты представителей. |
4 |
23 |
28 |
1 |
40 |
42 |
8 |
29 |
31 |
2 |
4 |
Гонконг, Китай |
5 |
4 |
7 |
9 |
59 |
19 |
1 |
4 |
47 |
22 |
26 |
Великобритания |
6 |
17 |
23 |
15 |
45 |
19 |
4 |
15 |
38 |
33 |
13 |
Соединенные Штаты * |
7 |
49 |
33 |
44 |
34 |
2 |
35 |
53 |
34 |
21 |
5 |
Швеция |
8 |
16 |
19 |
7 |
11 |
70 |
14 |
37 |
17 |
24 |
19 |
Норвегия |
9 |
24 |
26 |
18 |
13 |
70 |
14 |
14 |
45 |
8 |
6 |
Финляндия |
10 |
33 |
27 |
16 |
20 |
42 |
66 |
17 |
32 |
30 |
1 |
Тайвань, Китай |
11 |
22 |
6 |
2 |
18 |
59 |
25 |
39 |
65 |
16 |
21 |
Македония |
12 |
2 |
10 |
45 |
50 |
42 |
14 |
7 |
26 |
26 |
37 |
Австралия |
13 |
11 |
4 |
39 |
47 |
5 |
66 |
42 |
89 |
4 |
14 |
Канада |
14 |
3 |
53 |
105 |
42 |
7 |
6 |
9 |
44 |
49 |
16 |
Германия |
15 |
107 |
13 |
3 |
62 |
28 |
49 |
72 |
35 |
12 |
3 |
Эстония |
16 |
15 |
16 |
34 |
4 |
28 |
81 |
30 |
24 |
11 |
40 |
Ирландия |
17 |
25 |
43 |
30 |
39 |
28 |
8 |
6 |
48 |
93 |
20 |
Малайзия |
18 |
14 |
15 |
13 |
38 |
28 |
4 |
31 |
49 |
44 |
45 |
Исландия |
19 |
40 |
45 |
8 |
15 |
59 |
20 |
36 |
64 |
35 |
15 |
Литва |
20 |
8 |
18 |
54 |
2 |
28 |
47 |
49 |
19 |
3 |
70 |
Австрия |
21 |
106 |
47 |
17 |
26 |
59 |
36 |
74 |
1 |
6 |
18 |
Латвия |
22 |
27 |
30 |
65 |
23 |
19 |
49 |
27 |
22 |
25 |
43 |
Португалия |
23 |
13 |
36 |
25 |
27 |
97 |
66 |
65 |
1 |
20 |
8 |
Грузия |
24 |
6 |
11 |
62 |
3 |
7 |
20 |
40 |
78 |
13 |
101 |
Польша |
25 |
85 |
52 |
49 |
41 |
19 |
49 |
58 |
1 |
55 |
32 |
Швейцария |
26 |
69 |
56 |
5 |
16 |
59 |
105 |
19 |
40 |
46 |
44 |
Франция |
27 |
32 |
40 |
20 |
85 |
79 |
29 |
87 |
1 |
14 |
24 |
Нидерланды |
28 |
28 |
85 |
43 |
30 |
79 |
66 |
26 |
1 |
91 |
11 |
Словацкая Республика |
29 |
68 |
84 |
48 |
5 |
42 |
88 |
73 |
1 |
63 |
33 |
Словения |
29 |
18 |
71 |
35 |
36 |
126 |
7 |
35 |
1 |
117 |
12 |
Объединенные Арабские Эмираты |
31 |
60 |
2 |
4 |
10 |
97 |
49 |
1 |
101 |
18 |
91 |
Маврикий |
32 |
37 |
35 |
41 |
99 |
42 |
29 |
13 |
66 |
27 |
39 |
Испания |
33 |
82 |
101 |
74 |
49 |
59 |
29 |
60 |
1 |
39 |
25 |
Япония * |
34 |
81 |
68 |
14 |
48 |
79 |
36 |
121 |
52 |
51 |
2 |
Армения |
35 |
5 |
62 |
99 |
14 |
42 |
49 |
41 |
29 |
28 |
71 |
Чешская Республика |
36 |
93 |
127 |
42 |
37 |
28 |
57 |
122 |
1 |
72 |
22 |
Румыния |
37 |
45 |
105 |
133 |
64 |
7 |
57 |
55 |
1 |
34 |
46 |
Болгария |
38 |
52 |
51 |
100 |
63 |
28 |
14 |
88 |
20 |
52 |
48 |
Мексика * |
38 |
65 |
67 |
72 |
106 |
5 |
57 |
92 |
59 |
41 |
28 |
Хорватия |
40 |
83 |
129 |
66 |
60 |
70 |
29 |
38 |
1 |
10 |
59 |
Казахстан |
41 |
21 |
92 |
71 |
19 |
70 |
25 |
18 |
122 |
9 |
47 |
Венгрия |
42 |
55 |
88 |
117 |
29 |
19 |
81 |
95 |
1 |
23 |
65 |
Бельгия |
43 |
20 |
54 |
53 |
132 |
97 |
57 |
90 |
1 |
53 |
10 |
Беларусь |
44 |
12 |
34 |
89 |
7 |
109 |
57 |
63 |
25 |
29 |
69 |
Италия |
45 |
50 |
86 |
59 |
24 |
97 |
36 |
137 |
1 |
111 |
23 |
Черногория |
46 |
59 |
91 |
163 |
79 |
7 |
36 |
64 |
42 |
43 |
36 |
Кипр |
47 |
64 |
145 |
67 |
92 |
42 |
25 |
44 |
43 |
143 |
17 |
Чили |
48 |
62 |
24 |
51 |
56 |
79 |
36 |
33 |
63 |
56 |
58 |
Таиланд |
49 |
96 |
39 |
11 |
57 |
97 |
36 |
70 |
56 |
57 |
49 |
Перу |
50 |
97 |
48 |
64 |
35 |
15 |
49 |
50 |
88 |
69 |
74 |
Российская Федерация * |
51 |
41 |
119 |
29 |
8 |
42 |
66 |
47 |
170 |
5 |
51 |
Молдова |
52 |
26 |
170 |
104 |
21 |
28 |
36 |
78 |
33 |
67 |
60 |
Израиль |
53 |
56 |
96 |
91 |
127 |
42 |
8 |
103 |
58 |
77 |
29 |
Колумбия |
54 |
84 |
38 |
69 |
54 |
2 |
14 |
136 |
110 |
180 |
30 |
Турция |
55 |
94 |
98 |
36 |
52 |
79 |
20 |
61 |
62 |
36 |
124 |
Монголия |
56 |
36 |
25 |
134 |
44 |
59 |
8 |
91 |
74 |
80 |
89 |
Пуэрто-Рико (США) |
57 |
51 |
135 |
57 |
164 |
7 |
88 |
134 |
93 |
100 |
7 |
Коста-Рика |
58 |
121 |
49 |
23 |
53 |
7 |
166 |
80 |
67 |
124 |
87 |
Сербия |
59 |
65 |
139 |
63 |
73 |
59 |
81 |
143 |
23 |
73 |
50 |
Греция |
60 |
54 |
60 |
47 |
144 |
79 |
47 |
66 |
27 |
132 |
54 |
Люксембург |
61 |
80 |
14 |
28 |
89 |
167 |
122 |
21 |
1 |
17 |
80 |
Руанда |
62 |
111 |
37 |
118 |
12 |
2 |
88 |
48 |
156 |
127 |
72 |
Азербайджан |
63 |
7 |
114 |
110 |
22 |
109 |
36 |
34 |
94 |
40 |
84 |
Ямайка |
64 |
9 |
72 |
80 |
122 |
7 |
57 |
146 |
146 |
107 |
35 |
Бахрейн |
65 |
140 |
9 |
77 |
25 |
109 |
111 |
8 |
85 |
101 |
85 |
Косово |
66 |
47 |
136 |
124 |
32 |
28 |
57 |
67 |
71 |
48 |
163 |
Кыргызская Республика |
67 |
35 |
20 |
160 |
6 |
28 |
36 |
138 |
83 |
137 |
126 |
Катар |
68 |
109 |
8 |
111 |
28 |
133 |
122 |
1 |
119 |
112 |
51 |
Панама |
69 |
44 |
70 |
32 |
84 |
19 |
66 |
166 |
54 |
148 |
132 |
Оман |
70 |
149 |
46 |
60 |
33 |
126 |
134 |
10 |
69 |
70 |
105 |
Бутан |
71 |
91 |
79 |
50 |
51 |
79 |
115 |
28 |
21 |
50 |
189 |
Ботсвана |
72 |
143 |
97 |
122 |
70 |
70 |
81 |
71 |
51 |
128 |
56 |
Южная Африка |
73 |
120 |
90 |
168 |
101 |
59 |
14 |
20 |
130 |
119 |
41 |
Тунис |
74 |
103 |
57 |
38 |
86 |
126 |
105 |
81 |
91 |
81 |
57 |
Марокко |
75 |
43 |
29 |
55 |
76 |
109 |
105 |
62 |
102 |
59 |
130 |
Сан — Марино |
76 |
113 |
64 |
10 |
80 |
181 |
122 |
32 |
18 |
82 |
106 |
Сент-Люсия |
77 |
67 |
50 |
26 |
104 |
152 |
66 |
83 |
72 |
67 |
109 |
Тонга |
78 |
53 |
22 |
61 |
154 |
42 |
115 |
82 |
87 |
97 |
131 |
Босния и Герцеговина |
79 |
175 |
171 |
119 |
97 |
42 |
66 |
154 |
28 |
66 |
38 |
Мальта |
80 |
132 |
83 |
86 |
96 |
174 |
36 |
25 |
39 |
61 |
83 |
Гватемала |
81 |
101 |
106 |
21 |
75 |
15 |
174 |
50 |
78 |
173 |
153 |
Саудовская Аравия |
82 |
130 |
17 |
24 |
31 |
79 |
99 |
3 |
150 |
86 |
189 |
Украина |
83 |
30 |
140 |
137 |
61 |
19 |
88 |
107 |
109 |
98 |
141 |
Бруней-Даруссалам |
84 |
74 |
21 |
68 |
148 |
79 |
134 |
16 |
121 |
113 |
98 |
Китай * |
84 |
136 |
176 |
92 |
43 |
79 |
134 |
132 |
96 |
7 |
55 |
Сальвадор |
86 |
125 |
156 |
107 |
71 |
15 |
155 |
162 |
46 |
109 |
79 |
Узбекистан |
87 |
42 |
151 |
112 |
87 |
42 |
88 |
115 |
159 |
32 |
75 |
Фиджи |
88 |
167 |
111 |
78 |
55 |
79 |
111 |
108 |
73 |
88 |
89 |
Тринидад и Тобаго |
88 |
72 |
144 |
27 |
151 |
42 |
36 |
114 |
114 |
167 |
67 |
Вьетнам |
90 |
119 |
12 |
108 |
58 |
28 |
122 |
168 |
99 |
74 |
123 |
Доминика |
91 |
63 |
115 |
37 |
165 |
133 |
66 |
98 |
61 |
83 |
129 |
Уругвай |
92 |
61 |
160 |
40 |
110 |
59 |
122 |
130 |
153 |
104 |
64 |
Доминиканская Республика |
93 |
110 |
44 |
149 |
82 |
97 |
81 |
77 |
57 |
115 |
159 |
Вануату |
94 |
147 |
143 |
82 |
81 |
28 |
134 |
54 |
134 |
139 |
110 |
Сейшельские острова |
95 |
131 |
123 |
139 |
67 |
109 |
105 |
43 |
86 |
138 |
63 |
Самоа |
96 |
39 |
93 |
52 |
65 |
152 |
57 |
100 |
151 |
79 |
133 |
Албания |
97 |
58 |
189 |
162 |
107 |
42 |
8 |
142 |
37 |
96 |
42 |
Замбия |
97 |
78 |
110 |
123 |
157 |
19 |
88 |
46 |
152 |
134 |
107 |
Непал |
99 |
105 |
78 |
131 |
72 |
133 |
57 |
124 |
60 |
152 |
86 |
Парагвай |
100 |
135 |
55 |
96 |
78 |
79 |
144 |
111 |
135 |
75 |
102 |
Кувейт |
101 |
148 |
133 |
128 |
68 |
109 |
66 |
11 |
149 |
58 |
122 |
Намибия |
101 |
164 |
66 |
76 |
174 |
59 |
66 |
93 |
118 |
103 |
97 |
Филиппины |
103 |
165 |
99 |
19 |
112 |
109 |
155 |
126 |
95 |
140 |
53 |
Антигуа и Барбуда |
104 |
107 |
95 |
33 |
118 |
152 |
66 |
161 |
114 |
19 |
125 |
Свазиленд |
105 |
156 |
80 |
155 |
113 |
70 |
134 |
79 |
30 |
175 |
96 |
Багамские Острова, |
106 |
118 |
94 |
114 |
183 |
133 |
111 |
24 |
97 |
60 |
61 |
Шри Ланка |
107 |
98 |
77 |
81 |
153 |
97 |
49 |
158 |
90 |
161 |
78 |
Кения |
108 |
151 |
149 |
127 |
115 |
28 |
115 |
101 |
131 |
102 |
144 |
Индонезия * |
109 |
173 |
107 |
46 |
131 |
70 |
88 |
148 |
105 |
170 |
77 |
Гондурас |
110 |
150 |
87 |
143 |
88 |
7 |
134 |
155 |
136 |
150 |
139 |
Сент-Винсент и Гренадины |
111 |
77 |
59 |
79 |
160 |
152 |
66 |
97 |
68 |
31 |
189 |
Соломоновы острова |
112 |
95 |
58 |
90 |
158 |
79 |
105 |
68 |
141 |
160 |
137 |
Иордания |
113 |
88 |
103 |
56 |
98 |
185 |
163 |
52 |
50 |
126 |
146 |
Гана |
114 |
102 |
132 |
121 |
77 |
42 |
66 |
106 |
171 |
116 |
161 |
Лесото |
114 |
112 |
172 |
147 |
108 |
152 |
99 |
109 |
36 |
85 |
117 |
Бразилия * |
116 |
174 |
169 |
22 |
130 |
97 |
29 |
178 |
145 |
45 |
62 |
Эквадор |
117 |
166 |
74 |
97 |
69 |
97 |
115 |
139 |
120 |
99 |
148 |
Иран, Исламская Республика. |
118 |
87 |
69 |
88 |
91 |
97 |
150 |
123 |
167 |
62 |
140 |
Барбадос |
119 |
100 |
158 |
87 |
134 |
126 |
166 |
99 |
127 |
164 |
34 |
Белиз |
120 |
159 |
81 |
73 |
128 |
162 |
122 |
69 |
117 |
133 |
81 |
Аргентина |
121 |
157 |
173 |
85 |
116 |
79 |
49 |
170 |
143 |
38 |
95 |
Уганда |
122 |
168 |
161 |
167 |
120 |
42 |
99 |
105 |
128 |
78 |
104 |
Ливан |
123 |
114 |
130 |
116 |
103 |
109 |
134 |
45 |
147 |
135 |
134 |
Сент-Китс и Невис |
124 |
90 |
32 |
84 |
170 |
152 |
88 |
147 |
70 |
42 |
189 |
Никарагуа |
125 |
123 |
168 |
94 |
147 |
97 |
150 |
165 |
81 |
94 |
103 |
Кабо-Верде |
126 |
75 |
104 |
140 |
74 |
109 |
163 |
94 |
106 |
47 |
189 |
Камбоджа |
127 |
180 |
181 |
145 |
121 |
15 |
111 |
95 |
98 |
174 |
82 |
Мальдивы |
128 |
48 |
41 |
141 |
171 |
126 |
134 |
128 |
137 |
95 |
135 |
Западный берег реки Иордан и в секторе Газа |
129 |
170 |
162 |
75 |
95 |
109 |
144 |
56 |
84 |
90 |
189 |
Индия * |
130 |
155 |
183 |
70 |
138 |
42 |
8 |
157 |
133 |
178 |
136 |
Египет, Арабская Rep. |
131 |
73 |
113 |
144 |
111 |
79 |
122 |
151 |
157 |
155 |
119 |
Таджикистан |
132 |
57 |
152 |
177 |
102 |
109 |
29 |
172 |
132 |
54 |
147 |
Мозамбик |
133 |
124 |
31 |
164 |
105 |
152 |
99 |
120 |
129 |
184 |
66 |
ЛНДР |
134 |
153 |
42 |
158 |
66 |
70 |
178 |
127 |
108 |
92 |
189 |
Гренада |
135 |
76 |
100 |
58 |
139 |
133 |
122 |
132 |
138 |
89 |
189 |
Palau |
136 |
116 |
101 |
138 |
46 |
79 |
182 |
131 |
155 |
130 |
166 |
Гайана |
137 |
92 |
138 |
165 |
125 |
167 |
99 |
117 |
139 |
87 |
156 |
Пакистан * |
138 |
122 |
61 |
157 |
137 |
133 |
25 |
171 |
169 |
151 |
94 |
Танзания |
139 |
129 |
126 |
83 |
133 |
152 |
122 |
150 |
180 |
64 |
99 |
Маршалловы острова |
140 |
71 |
63 |
125 |
189 |
79 |
178 |
125 |
75 |
65 |
167 |
Малави |
141 |
161 |
65 |
175 |
93 |
152 |
115 |
102 |
123 |
147 |
164 |
Берег Слоновой Кости |
142 |
46 |
180 |
146 |
109 |
133 |
155 |
176 |
142 |
120 |
76 |
Буркина-Фасо |
143 |
78 |
76 |
183 |
149 |
133 |
144 |
153 |
103 |
163 |
112 |
Мали |
143 |
172 |
152 |
151 |
140 |
133 |
166 |
149 |
82 |
149 |
100 |
Папуа — Новая Гвинея |
145 |
138 |
127 |
98 |
119 |
167 |
99 |
110 |
163 |
169 |
138 |
Эфиопия |
146 |
176 |
73 |
129 |
141 |
167 |
166 |
113 |
166 |
84 |
114 |
Сьерра-Леоне |
147 |
99 |
142 |
178 |
159 |
152 |
88 |
129 |
164 |
105 |
142 |
Микронезия, Федеральная резервная система.Свв. |
148 |
162 |
141 |
103 |
189 |
70 |
185 |
116 |
53 |
181 |
116 |
Кирибати |
149 |
142 |
137 |
173 |
142 |
162 |
122 |
23 |
112 |
114 |
189 |
Идти |
150 |
133 |
179 |
109 |
182 |
133 |
155 |
163 |
126 |
125 |
93 |
Гамбия |
151 |
169 |
117 |
153 |
124 |
162 |
163 |
177 |
104 |
110 |
111 |
Бурунди |
152 |
19 |
165 |
185 |
94 |
174 |
115 |
111 |
154 |
146 |
145 |
Сенегал |
153 |
85 |
148 |
170 |
152 |
133 |
155 |
183 |
113 |
145 |
88 |
Коморские острова |
154 |
163 |
116 |
132 |
123 |
109 |
144 |
167 |
80 |
179 |
189 |
Зимбабве |
155 |
182 |
184 |
161 |
114 |
79 |
81 |
145 |
100 |
166 |
152 |
Суринам |
156 |
183 |
109 |
93 |
176 |
174 |
166 |
75 |
77 |
186 |
128 |
Боливия |
157 |
178 |
150 |
101 |
143 |
126 |
144 |
189 |
124 |
136 |
92 |
Бенин |
158 |
115 |
82 |
179 |
172 |
133 |
150 |
179 |
116 |
168 |
112 |
Судан |
159 |
146 |
146 |
102 |
89 |
167 |
166 |
140 |
184 |
142 |
154 |
Нигер |
160 |
134 |
178 |
169 |
126 |
133 |
166 |
156 |
158 |
154 |
121 |
Ирак |
161 |
154 |
147 |
106 |
117 |
181 |
115 |
59 |
178 |
122 |
189 |
Габон |
162 |
144 |
164 |
154 |
173 |
109 |
155 |
158 |
165 |
171 |
120 |
Алжир |
163 |
145 |
122 |
130 |
163 |
174 |
174 |
169 |
176 |
106 |
73 |
Мадагаскар |
164 |
128 |
182 |
188 |
161 |
167 |
105 |
76 |
125 |
153 |
127 |
Гвинея |
165 |
126 |
166 |
159 |
146 |
133 |
166 |
184 |
161 |
118 |
108 |
Сан-Томе и Принсипи |
166 |
31 |
121 |
115 |
162 |
185 |
185 |
164 |
111 |
182 |
158 |
Мьянма |
167 |
160 |
74 |
148 |
145 |
174 |
184 |
84 |
140 |
187 |
162 |
Мавритания |
168 |
70 |
112 |
152 |
100 |
162 |
134 |
187 |
160 |
71 |
189 |
Нигерия * |
169 |
139 |
175 |
182 |
181 |
59 |
20 |
181 |
182 |
143 |
143 |
Йемен, член палаты представителей. |
170 |
152 |
89 |
150 |
83 |
185 |
122 |
135 |
189 |
129 |
151 |
Джибути |
171 |
171 |
124 |
172 |
168 |
181 |
174 |
85 |
162 |
183 |
68 |
Камерун |
172 |
137 |
159 |
113 |
175 |
126 |
134 |
180 |
185 |
159 |
118 |
Тимор-Лешти |
173 |
104 |
154 |
95 |
189 |
162 |
81 |
57 |
92 |
189 |
189 |
Бангладеш * |
174 |
117 |
118 |
189 |
185 |
133 |
88 |
86 |
172 |
188 |
155 |
Сирийская Арабская Республика |
175 |
127 |
189 |
120 |
136 |
167 |
88 |
119 |
173 |
157 |
157 |
Конго, респ. |
176 |
177 |
120 |
176 |
166 |
109 |
150 |
182 |
177 |
158 |
115 |
Афганистан |
177 |
34 |
185 |
156 |
184 |
97 |
189 |
89 |
174 |
172 |
160 |
Гвинея-Бисау |
178 |
179 |
163 |
184 |
150 |
133 |
155 |
152 |
148 |
162 |
189 |
Либерия |
179 |
37 |
174 |
180 |
178 |
109 |
182 |
118 |
183 |
176 |
168 |
Экваториальная Гвинея |
180 |
187 |
157 |
135 |
156 |
109 |
144 |
175 |
175 |
108 |
189 |
Ангола |
181 |
141 |
108 |
166 |
169 |
181 |
66 |
141 |
181 |
185 |
189 |
Гаити |
182 |
188 |
167 |
136 |
179 |
174 |
187 |
143 |
76 |
123 |
189 |
Чад |
183 |
185 |
133 |
181 |
155 |
133 |
155 |
186 |
168 |
156 |
149 |
Конго, Дем.По донесению |
184 |
89 |
131 |
174 |
135 |
133 |
174 |
173 |
187 |
165 |
189 |
Центрально-Африканская Республика |
185 |
189 |
155 |
186 |
167 |
133 |
150 |
185 |
144 |
177 |
149 |
Венесуэла, РБ |
186 |
186 |
125 |
171 |
129 |
109 |
178 |
188 |
186 |
141 |
165 |
южный Судан |
187 |
181 |
177 |
187 |
180 |
174 |
181 |
104 |
179 |
76 |
189 |
Ливия |
188 |
158 |
189 |
126 |
189 |
185 |
188 |
160 |
107 |
131 |
189 |
Эритрея |
189 |
184 |
189 |
142 |
177 |
185 |
122 |
174 |
189 |
121 |
189 |
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации.
- Горский И. Налоги в механизме стабилизации. Экономика и жизнь, 1994. -- № 36.
- Дадашев А. Функции налогов. В кн. Налоги. Учебное пособие. Под ред. Д. Черника. -- М.: Финансы и статистика, 1998.
- Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА * М), 2005. — 800 с.
- Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. -- М.: Прогресс. — 1978.
- Макконнел, К. Р. Экономикс. Т. 1/К. Р. Макконнел, С. Л. Брю.- М.: Республика, 1995.- Гл. 8, 14
- Основы налогового права. Учебно-методическое пособие. Под ред. С. Пепеляева. -- М.: Инвест Фонд, 2005.
- Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Книжный мир, 2000.
- Покачалова Е. Налоги, их понятие и роль. в кн. «Финансовое право. Учебник». -- М.: Издательство БЕК, 2004.
- Потапов В. О некоторых вопросах налоговой политики. Налоговый вестник. -- 2009. -- № 7.
- Смирнов, В. Т. Основы экономической теории [Текст]: Учебное пособие/В. Т. Смирнова, В. Ф. Бондарев, В. И. Романчин, Ф. Б. Власов.- Орел: ОрелГТУ, 2004.-Гл. 25.
- Анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность экономической системы России. А. С. Полуйкова
- М. С. Василик, Ю. В. Кислинских ФГБОУ ВПО «АмГПГУ» «Сравнительный анализ налоговой системы России и развитых зарубежных стран» УДК 336.227.
- Основы налоговой системы (второе издание) / под ред. Д. Г. Черник, А. П. Починок, В. П. Морозов. — М.: ЮНИТИ, 2007.