Актуальность исследуемой нами темы обусловлена тем, что развитие социального интеллекта необходимо для овладения подростком регуляцией поведения во взаимодействии с окружающими людьми, успешной адаптации к межличностным взаимоотношениям и социализации в целом.
В зарубежной психологии понятие «социальный интеллект», его функции и структура были разработаны Э. Торндайком, Г. Олпортом, Г. Айзенком, Дж. Гилфордом.
Впервые это понятие осветил Э. Торндайк в начале двадцатого века. Он определял социальный интеллект как способность взаимодействовать с людьми через понимание их поведения, дальновидность в межличностных отношениях. Социальный интеллект, с его точки зрения, является компонентом общего интеллекта наряду с конкретным и абстрактным интеллектами.
Г. Олпорт определял социальный интеллект как способность социально приспосабливаться к окружению, чему способствует прогнозирование вероятных реакций людей, а также быстрые, автоматические суждения о них. В его понятии это особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в общении.
Г. Айзенк описал одну из наиболее распространенных моделей интеллекта, которая состоит из трех компонентов: биологического, психометрического и социального интеллекта. С его точки зрения, социальный интеллект — результат развития психометрического и биологического компонентов под воздействием социокультурных условий.
По Дж. Гилфорду, социальный интеллект — это независимая от общего интеллекта система способностей, которая опирается на познание поведения и включает шесть факторов, позволяющих воспринимать поведенческую информацию: познание элементов поведения, познание классов поведения, познание отношений поведения, познание систем поведения, познание преобразований поведения и познание результатов поведения.
Социальный интеллект изучен так же рядом отечественных ученых: М. И. Бобнева (1979), Смирнова (1982), А. А. Кидрон (1983), А. Л. Южанинова (1984), Ю. Н. Емельянов (1987), Н. А. Аминов (1992), М. В. Молоканов (1992), Н. А. Кудрявцева (1994), Е. С. Михайлова (Алешина) (1996), М. Л. Кубышкина (1997), А. П. Вяткин (2001), Г. П. Геранюшкина (2001), В. Н. Куницына (2003), М. А. Лукичёва (2004), А. И. Савенков (2005), и другие.
Так, Ю. Н. Емельянов рассматривает социальный интеллект как устойчивую способность понимать самого себя, других людей и их взаимоотношения, основанную на мыслительных процессах, социальном опыте и аффективном реагировании. Эта способность также позволяет прогнозировать межличностные отношения.
По мнению М. И. Бобневой, социальный интеллект — это способность, которая формируется в процессе деятельности человека, помогающая усматривать и воспринимать сложные отношения в межличностном общении и социальной сфере.
А. Л. Юлжанинова также считает социальный интеллект способностью. Она описывается с точки зрения трех измерений: способности социальной перцепции, воображения и техники общения. Социальный интеллект проявляется через воздействие на поведение и состояние других людей, а также формирование у них различных психических свойств.
И. Ф. Баширов при изучении социального интеллекта в своей работе выделил ряд компонентов, которые входят в структуру социального интеллекта: когнитивный, эмоциональный и коммуникативно-организационный.
В подростковом возрасте каждый из трех компонентов формируется непосредственно в общении и основан на познании самого себя, собеседника и окружающего социума.
Когнитивный компонент представляет собой совокупность социального знания, социальной памяти, социального мышления и социального прогнозирования, а также перцептивные способности в общении. Результатом сформированности когнитивного компонента является способность прогнозировать последствия поведения людей в определенных ситуациях, возможность предсказать то, что произойдет в дальнейшем, основываясь при этом на понимании логики развития ситуации взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях.
Социальное знание основывается на понимании специальных правил и норм поведения. Социальная память выражается в запоминании имен и лиц, на что влияет факт увеличение объема памяти и ее интеллектуализация. Социальное мышление — это умение определять чувства и настроение других людей, а также в умение анализировать поступки других людей, на что существенно влияет развитие формального и абстрактного характера мышления у подростков. Также социальное мышление влияет на умение прогнозировать и формулировать собственный план действий и анализировать собственное развитие в процессе общения. Социальная перцепция заключается в понимании невербальных способов общения и умении слушать собеседника.
Эмоциональный компонент составляет социальная чувствительность и способность к саморегуляции. Результат сформированности эмоционального компонента — способность к обобщению и выделению существенных признаков в различных невербальных реакциях человека, а также рефлексия собственного состояния в различных ситуациях.
Эмпатия занимает особое место в подростковом возрасте и представляет собой способность эмоционально откликаться на проблемы другого человека. Впечатления о человеке играют важную роль при построении общения с ним и достижении взаимопонимания. Взаимоотношения у подростков складываются на основе личных предпочтений, на что влияют чувства, возникающие у них друг к другу в процессе общения. Это и есть социальная чувствительность.
Саморегуляция в подростковом возрасте выражается в форме самоконтроля — умении управлять своими чувствами и эмоциями, так как этот возраст характеризуется быстрой сменой настроения и легкой возбудимостью.
В коммуникативно-организационный компонент входит способность к социальной адаптивности и социальному взаимодействию. Результатом развитого коммуникативно-организационного компонента выступает понимание вербальных реакций человека в зависимости от контекста ситуации, умение взаимодействовать с ним и воздействовать на него через убеждение для налаживания контакта.
Развитая социальная адаптация предполагает активное приспособление подростка к условиям новой социальной среды и умение оказывать воздействие на окружающих: объяснять, убеждать и располагать к себе. На это так же оказывает влияние открытость в общении. В подростковом возрасте активно формируется деловитость, предприимчивость и другие полезные личностные качества, связанные с взаимоотношениями людей, в том числе умение налаживать контакты, планировать совместную деятельность и распределять между собой обязанности, что ведет к развитию социального взаимодействия. Это способствует возникновению предпосылок к организаторским способностям
Цель проведенного нами исследования заключалась в определении уровня сформированности компонентов социального интеллекта у современных подростков — учащихся общеобразовательной школы. Теоретической основой исследования являлись:
подход Дж. Гилфорда, согласно этому подходу, социальный интеллект — это система интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации;
положения работ И. Ф. Башировым, в которых выделены три компонента, составляющих социальный интеллект: когнитивный, эмоциональный и коммуникативно-организационный.
Исследование осуществлялось с помощью методики Дж. Гилфорда и М. Салливена «Диагностика социального интеллекта».
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 2 г. Радужного. Исследуемую группу составили 15 подростков в возрасте 13 лет, из них 10 девочек и 5 мальчиков.
Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования по методике
N п/п |
Шифр |
Возраст |
Пол |
Субтест №1 |
Субтест №2 |
Субтест №3 |
Субтест №4 |
Уровень социального интеллекта |
1 |
ВТ |
13 |
Ж |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
2 |
АА |
13 |
Ж |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
ГА |
13 |
Ж |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
ИЕ |
13 |
М |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
АМ |
13 |
Ж |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
6 |
КЕ |
13 |
Ж |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
7 |
КД |
13 |
Ж |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
8 |
ШЕ |
13 |
Ж |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
9 |
РС |
13 |
Ж |
5 |
3 |
4 |
2 |
3 |
10 |
ВА |
13 |
М |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
11 |
АА |
13 |
М |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
12 |
ДП |
13 |
М |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
13 |
СП |
13 |
Ж |
3 |
2 |
2 |
5 |
2 |
14 |
КА |
13 |
Ж |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
15 |
ТА |
13 |
М |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
Анализ полученных результатов позволяет оценить степень сформированности того или иного компонента социального интеллекта у подростков исследуемой группы.
У 66 % испытуемых получены высокие результаты по субтесту № 1 «Истории с завершением» и у 53 % по субтесту № 4 «Истории с завершением». Это говорит об умении прогнозировать поступки людей на основе анализа ситуации, распознавать структуру межличностных отношений и понимать логику их развития, т.е сформированности когнитивного компонента социального интеллекта. Низкие показатели по субтесту № 1 отсутствуют, а по субтесту № 4 составляют 13 % и выражаются в неумении правильно анализировать межличностные отношения и адаптироваться к ним.
По субтесту № 2 «Группы экспрессии» 46 % испытуемых показали высокие результаты, что рассматривается как сформированный эмоциональный компонент социального интеллекта. Они способны правильно понимать состояния, чувства и намерения людей. Получившие низкие показатели по субтесту № 2 (13 %) испытуемые плохо владеют пониманием невербальных средств общения.
Также 46 % испытуемых показали высокие показатели по субтесту № 3 «Вербальная экспрессия», они имеют сформированный коммуникативно-организационный компонент, что выражается в умении правильно понимать то, что люди говорят друг другу в контексте определенной ситуации и умение взаимодействовать с ними. Низкие показатели по субтесту № 3 (13 % подростков) говорят о том, что испытуемые плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения и это ведет к полному отсутствию взаимопонимания при общении.
Высокий уровень социального интеллекта, согласно полученным результатам, имеют 53 % испытуемых исследуемой группы. Они способны извлечь максимум информации о поведении людей, пониматься язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации. Низкий уровень социального интеллекта выявлен у 20 % испытуемых. Они могут испытывать трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации. Средний уровень социального интеллекта имеют 27 % испытуемых. Это средневыборочная норма социального интеллекта, которая обеспечивает социальную адаптацию личности и «гладкость» в отношениях с людьми.
В заключение необходимо сделать вывод о том, что социальный интеллект — это одна из способностей, которая может помочь успешному функционированию подростка в окружающем его социуме и эффективности его в той или иной деятельности. Сформированность компонентов социального интеллекта так же влияет на правильное восприятие межличностных отношений и ситуаций и регулирует социальное поведение, что позволяет подросткам адаптироваться к окружающей среде, приобрести собственный социальный статус и занять свое место в социуме.
Литература:
- Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. — 1995. — № 1. — с. 111–131.
- Баширов, И. Ф. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности военного психолога: дис. канд. психол. наук. — М., 2006. — 181 с.
- Белова, С. С. Вербализованный и невербализованный компоненты социального интеллекта: дис. канд. психол. наук. — М., 2004. — 22 с.
- Михайлова (Алешина), Е. С. Методика исследования социального интеллекта. Руководство по использованию. / Е. С. Михайлова (Алешина). — СПб.: ГП «Иматон», 1996. — 50 с. — ISBN5–7822–0002–2.
- Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. — 460 с. — ISBN 5–9692–0128–6.