Основная деятельность дошкольника — игровая, в игре ребенок живет, растет, развивается. Игрой ребенок овладевает постепенно. Со стороны воспитателя игра требует постоянного тактичного, незаметного руководства.
По мнению Пиаже, ребенок живет в двух мирах, в своем мире, детском, игровом и в мире взрослых реальностей. Дошкольный возраст — это особенный период развития ребенка. В этом возрасте формируется вся психическая жизнь человека и устанавливаются отношение с окружающим миром. Суть этого становления заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается, направляется извне — взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном сам ребенок начинает определять собственное поведение. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. Л. С. Выготский полагал, что развитие сознания определяется не изолированным изменением отдельных психических функций (внимания, памяти, мышления и пр.), а изменением отношения между отдельными функциями. На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место. Ребенок проводит в игре много времени. А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…».
Важную роль в жизни ребенка — дошкольника играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником — это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя.
Младшие дошкольники совместно еще не могут играть, просто они манипулируют какой-либо игрушкой, набирают себе в руки и носят их.
В отношениях между людьми эмоции и чувства не менее значимы. Чувства и эмоции как положительные, так и отрицательные — сложнейшие психологические проявления, которые играют огромную роль в жизни человека. Одни чувства и эмоции делают человека целеустремленнее, жизнерадостнее, мягче и добрее, а под влиянием других чувств — нетерпимее и резче.
Эмоции, которые возникают при взаимодействии ребенка со взрослыми, со сверстниками, в игровой деятельности оказывают большое влияние на развитие целеустремленности и индивидуальности. Положительные эмоции при общении способствуют созданию у детей хорошего настроения, внимательного и доброго отношения друг к другу. В младшем дошкольном возрасте очень важно вызывать и поддерживать у ребенка положительные эмоции, радостное настроение для эмоционального восприятия и положительного психологического настроя. Настроение, поведение и работоспособность маленького человечка в основном зависят от того на сколько нравится, на сколько интересно, доставляет ли это занятие удовольствие или нет.
В педагогическом процессе игра имеет особо важное значение. Мир игры доступен детям, в игре любой замысел может быть исполнен, в игре ребенок может стать космонавтом, врачом, водителем, пассажиром, мамой… В мире игры он чувствует себя большим, сильным смелым и умелым, в игре он может все! Может плавать по морям, летать в открытом космосе, сражаться с инопланетянами и побеждать их, может спасать «людей от опасностей» и просто заваривать чай и угощать всех «разными вкусностями». В свою игру ребенок вносит все самое важное и интересное для себя, играя, он моделирует мир взаимоотношений взрослых людей. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Что и способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. Во время игры дети проявляют активность, самостоятельность, воображение, реализовывают свои представления об окружающем мире. В игре действия, место, роли — все условно, все — понарошку. Стоит только ребенку взять в руки «кирпичик из конструктора», и в руках у него оказывается телефон, смартфон, мороженое, в игре, сидя на скамейке, ребенок едет в поезде и рассматривает виды из окна, едет в автобусе на дачу, намешивая палочкой песок в ведерке, варит вкусный суп. Воображение — одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются еще в раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве. Игра, с одной стороны помогает детям реализовывать свои желания и интересы, помогает приобщиться к различным сферам жизни взрослых людей. Во время игры ребенок лучше усваивает смысл человеческих действий и взаимоотношений, ориентируется в предметных назначениях. Практика показывает, что манипулировать предметами дети учатся в повседневной жизни, в быту, и поэтому, маленькие дети больше любят играть с предметами быта, а не с игрушками (у мамы в руках чаще бывает ложка, чашка, поварешка…) а играть с игрушками их необходимо научить. Очень медленно складывается умение разворачивать игровой сюжет. Дети младшего возраста могут только манипулировать конкретным предметом, образом, играют в «кошечку, собачку», поят куклу Катю чаем. В процессе демонстрации взрослым игрового поведения, атак же в игре с родителями, воспитателями и старшими детьми у детей формируется игровое умение. Воспитатель руководит игрой, использует при этом различные педагогические средства. Воспитатель предлагает детям сюжет игры, определяет целенаправленные действия. Сюжет постепенно усложняется и по — разному используется в зависимости от возраста детей и от этапов игры добавляется оборудование.
При формировании игры обычно выделяется основные три этапа:
- Ребенок от одного года до двух с половиной лет усваивает условные действия и манипуляции с предметами заместителями и игрушками.
- Дети от двух с половиной лет до четырех с половиной может принять на себя определенную роль, усваивают ролевое поведение (могут устанавливать ролевые взаимодействия и отношения).
- Ребенок от четырех с половиной до семи лет уже способен строить и развивать сюжет игры, изменять его по своему желанию.
Взрослый руководит игрой на первом этапе, особое внимание уделяет игровому действию, через действие включают ребенка в любую совместную деятельность.
На следующем этапе основная задача состоит в том, чтоб помочь детям усвоить и передавать способы ролевого поведения. Для этого используют ситуации совместной игры, инсценируются определенные игровые сюжеты, сюжеты из повседневной жизни. Постепенно педагог формирует умение соотносить набор определенных атрибутов действий с названием роли и игры. Важно научить выделять различные «наборы» ролей (параллельные — «доктор — больной», взаимодополняемые «доктор — медсестра»), видеть, воспринимать и устанавливать различные отношения между ролевыми позициями (управление и подчинение «учитель — ученик», равноправие «водители, строители»). Ориентируясь на эти задачи, педагог подбирает определенный сюжет для игры, по мере того, как дети осваивают и овладевают определенными навыками и умениями сюжет игры может постепенно усложняться. Важно на данном этапе сформировать у детей умение выполнять несколько ролей последовательно в пределах одной игры, одного сюжета. В игре преломляется восприятие окружающего, от умения согласовывать свои действия — подчинять или подчиняться зависит ход всей игры. Для ребенка все, что происходит в игре не менее значимо и реально, чем то, что происходит в жизни. В игре «в школу» нерадивого ученика наказала строгая учительница, ученик стоит в углу и плачет, но из игры не выходит… Выготский полагал, что игра дает ребенку «новую форму желания». В игре он начинает соотносить свои желания с «идеей», с образом идеального взрослого. Ребенок может плакать как пациент в игре (показать, как плачешь — трудно) и радоваться как играющий.
В игре все происходит немного не та как в жизни, но переживает игровые ситуации ребенок так же глубоко и так же серьезно. От умения согласовывать свои действия зависит од и содержание самой игры. Для ребенка игра является своеобразной социальной практикой, в игре дети отражают окружающую действительность. В своих работах К. Д. Ушинский отмечал, что игра детей является социальной практикой, и дети, живущие в различных условиях различны: «У одной девочки кукла стирает, стряпает, моет, гладит; у другой принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки получали чины и брали взятки».
Игры детей отражают ту эпоху, в которую они живут, дети 50х — 60х годов играли все больше в войну, отражали героическую победу, в 70е — 80е годы запускали ракеты и строили БАМ, в 90е — 2000е играли в «крутых рекетиров». В Игре дети уточняют знания об окружающем приобретают организаторские умения, учатся преодолевать страх и робость, развивают активную речь и воображение.
Основная педагогическая задача третьего этапа — формирование у детей умения строить и развивать сюжет игры развивать его. Для решения данной задачи взрослый организует с детьми такой вид совместной игры, основным содержанием, которой является процесс фантазии и придумывания разнообразных сюжетных коллизий и этапов, включающих связанные между собой ситуации, события и роли. При этом сюжет основывается на имеющиеся у детей знания и опыт, учит их различными способами и образами комбинировать и соединять их, то есть воображать и фантазировать.
Для активного и успешного проведения совместной ролевой игры дети должны овладеть, помимо собственно игровых навыков еще и умением взаимодействовать со сверстниками. В совместной игре можно выделить три уровня взаимодействия детей. В качестве основного предмета взаимодействия на начальном, первом уровне являются сюжетно — образные игрушки в соответствии с которыми и определяется тема и содержание игры, форма взаимодействия (поочередное, подражательное и другие). Правила ролевого поведения, в качестве основного момента, организующего игровое взаимодействие детей, находятся на втором уровне. На более сложном, третьем уровне предметом основного игрового взаимодействия является согласованное построение содержания и сюжета игры: выбор темы, ситуации игрового взаимодействия, последовательное развертывание событий. Каждый последующий уровень взаимодействия детей включает в себя предыдущий и подчиняет его основному содержанию игры.
Специального педагогического воздействия требует перевод дошкольников на более высокий уровень игрового взаимодействия. На всех этапах становления совместной игры перед педагогом стоит задача наиболее активно использовать самостоятельную игру как основу всестороннего развития малышей.
Яркие, доступные игрушки являются одним из средств, стимулирующих самостоятельную игровую деятельность детей. Огромное значение имеют игрушки на этапе раннего и младшего дошкольного возраста. В этот период предметно — игровая обстановка, наличие обыгранных игрушек выступают пусковым моментом самостоятельной игровой деятельности детей. Игры с предметами и игрушками подразумевают использование разных игрушек и предметов, а также природного материала. Это куклы, транспорт, посуда, животные, матрешки, пирамидки, листья, камушки, семена и т. д.
Во всех группах детского сада (по рекомендации Е. И. Тихеевой) необходимо иметь дидактическую куклу с «комплектом всех предметов обихода».
В период развития детской активности необходимы игрушки, имитирующие реальные предметы, знакомые детям по их смысловому назначению и применению в быту. Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. Человечество веками отрабатывало игрушки, которые наилучшим образом соответствовали бы возможностям ребенка определенного возраста и связанного с ним физического и психического развития.
Игрушка — предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка. Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка.
Игрушка — это часть игры, это непременный спутник детства. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи, это способствует развитию познавательных процессов. Значение игрушки в воспитании детей велико и переоценить это значение невозможно, поэтому именно игра — основная деятельность ребенка. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством временем. Преобладание позитивной динамики в эмоциональном состоянии детей при взаимодействии с классической куклой и мячом не противоречит психологическому смыслу истинной игрушки. Так, мяч считается самой удачной игрушкой для детей всех народов и возрастов, а кукла — прообразом человеческой ипостаси. Кукла развивалась и формировалась от тряпичного оберега, не имеющего лица до точной пластиковой копии человека с жизненными функциями (пить, писать…), мяч «вырос из скатанного комка шерсти животных», и остался все таким же круглым, но ин различных материалов и наполнителей. По мнению В. С. Мухиной, «кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития ребенка. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла — заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Кукла для ребенка — не только дочка или сынок. Кукла — партнер по общению в игре ребенка». Кукла через диалог вписывается в семиотическое поле. Она несет в себе вербальные и невербальные смыслы, социальные и личностные перцепции, за которыми стоит глубокий контекст культуры. Мяч способствует росту и развитию физических данных человека, активизирует двигательную деятельность.
Литература:
- Мухина В. С. Психология дошкольника / В. С. Мухина. — Москва: Просвещение,1975. — 239 с.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. — М.: Лабиринт, 1996. — 416 с.
- Валитова И. Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. — Минск,1997. — 256 с.
- Мясищев В. Н. Структура личности и отношения человека к действительности [Текст] // Психология личности. Тексты. М.,1981. — С. 35.
- Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности / Н. Ежкова // Дошкольное воспитание, N 1, 2003. — С. 20–27.
- Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека / В. Минаев // Дошкольное воспитание, N 2, 2003. — С. 13–20.