Основные направления стратегии реабилитации детей с поражением сердечно-сосудистой системы при хронических сочетанных заболеваниях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Основные направления стратегии реабилитации детей с поражением сердечно-сосудистой системы при хронических сочетанных заболеваниях / З. Г. Давлетгильдеева, С. Ж. Амралина, Д. М. Камысбаева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 486-488. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31750/ (дата обращения: 18.12.2024).



Проблема здоровья детей является одной из актуальных проблем на современном этапе в педиатрии. Это объясняется не только увеличением числа детей с хронической сочетанной патологией, но и необходимостью разносторонней оценки уровня и степени гармонического физического развития, функционального состояния основных органов и систем для разработки оптимальных методов терапии и реабилитации.

Результаты, проведенного углубленного клинико-лабораторного и функционального обследования с использованием общепринятых методов диагностики позволили выявить хроническую соматическую патологию во всех возрастных группах обследованных детей.

Диагностика заболеваний у обследованных детей проводилась согласно Международной Номенклатуре Болезней по Протоколам обоснования диагноза болезней (проведение полного комплексного обследования, лабораторного, функционального, инструментального и морфологического исследований). Медицинская процедура обоснования клинического диагноза проводилась по Международным общепринятым классификациям и протоколам, рекомендованных ВОЗ по основной трехзначной рубрике с адаптацией для педиатрии — для общей медицинской практики с указанием четырехзначной подрубрики Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем. Протоколы обоснования диагноза болезней МКБ — 10, имели следующие особенности: хроническое, торпидное течение, одновременное поражение нескольких систем и органов, не яркую клиническую картину симптомов и синдромов.

Проведенное комплексное клинико-инструментальное обследование с учетом заключений узких специалистов позволило установить среднее количество сочетанных пораженных систем и заболеваний. У 100 % обследованных детей было выявлено поражение органов и систем. Сочетание патологии четырех систем у одного ребенка отмечалось у 8,6 % обследованных детей; сочетание патологии трех систем у 23,3 % обследованных; сочетание патологии двух систем у 22, 4 % детей; изолированное поражение одной системы у 45,7 %.

Учитывая полиорганность поражения у обследованных детей, целью настоящего исследования явилась оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы при хронической сочетанной патологии и разработка стратегии реабилитации [1, 2].

Объективное обследование органов кровообращения показало, что при хронической сочетанной патологии клинические изменения со стороны сердечно-сосудистой системы были не выраженными. Они характеризовались симптомами общей астенизации — недомоганием, общей слабостью, вялостью, быстрой утомляемостью в покое и при незначительной физической нагрузке. Только у 24,9 % обследованных детей отмечались проявления кардиального синдрома в виде кардиалгий, неприятных ощущений в области сердца, приступов сердцебиения. При этом кардиалгии характеризовались разнообразием болевых ощущений, то есть наличием ноющих, колющих, давящих, сжимающих болей различной интенсивности и длительности.

Данные физикального обследования сердечно-сосудистой системы были в виде приглушенности первого тона в сочетании с систолическим шумом на верхушке сердца при неизмененных границах сердечной тупости.

Электрокардиографическое исследование детей с хронической сочетанной патологией у 67,8 % выявило нарушение основных функций сердца в сочетании с нарушениями процессов реполяризации в миокарде желудочков.

Таким образом, проведенные исследования показали, что выявленные изменения со стороны сердечно-сосудистой системы при хронических сочетанных заболеваниях у детей в основном носили функционально-дистрофический характер [3,4]. Недостаточная оценка таких изменений в целом исключает лечение выявленных отклонений, тем самым создавая благоприятные условия для их прогрессирования. Конечными результатами могут быть серьезные исходы в прогностическом отношении за счет формирования миокардиодистрофий, миокардиосклероза, дилатационной кардиомиопатии, ишемической болезни сердца, сердечной и сосудистой недостаточности. Для предупреждения возможных осложнений со стороны органов кровообращения, наряду с лечением основного заболевания рекомендуется проведение лечебных и реабилитационных мероприятий для восстановления функции сердечно-сосудистой системы, что является актуальной задачей на современном этапе.

Актуальность проблемы реабилитации детей при хронических сочетанных заболеваниях определяется необходимостью чрезвычайных мер по совершенствованию охраны здоровья детей, которые требуют принципиально новых методологических подходов. Основной целью реабилитации является повышение адаптационных возможностей организма детей, в частности сердечно-сосудистой системы, которая является основной системой поддерживающей внутренний гомеостаз организма [5,6,7].

Учитывая, что организм человека является единой, тесно взаимосвязанной системой, невозможно провести реабилитацию только одной отдельно взятой системы или отдельно одного органа. Поэтому для достижения поставленных целей, необходимо проведение комплексной реабилитации всего организма в целом. Стратегическими задачами реабилитации детей с хронической соматической патологией являются:

– снижение интенсивности ответной реакции организма в ответ на действие внутренних и внешних раздражителей;

– элиминационная (выводящая) терапия при интоксикации различного происхождения;

– повышение общей и иммунологической реактивности;

– проведение иммуномодулирующей терапии;

– гипосенсибилизирующая терапия;

– функциональная реабилитация при наличии стойких нарушений систем и органов [8,9,10].

Для реализации поставленных задач был разработан унифицированный комплекс реабилитационных мероприятий, включающий базисные методы и индивидуальную медицинскую реабилитацию.

Базисные методы: рациональное питание, диетическое питание, применение функциональных пищевых продуктов, обогащенных пищевыми веществами и микронутриентами; питьевой режим с учетом доминирующей хронической патологии; улучшение психоэмоционального тонуса детей. Медицинская реабилитация и профилактика хронической патологии включала: адекватное этиопатогенетическое лечение основного заболевания и сопутствующих болезней; повышение устойчивости организма к различным раздражителям; санацию хронических очагов инфекции; фармакологическую иммунокорригирующую терапию; восполнение дефицита витаминов и микроэлементов.

Помимо комплексной реабилитации детей с хронической сочетанной патологией, одной из задач явилась реабилитация детей с поражением органов кровообращения при хронической сочетанной патологии.

Реабилитация детей с поражение органов кровообращения должна состоять из трех основных этапов: клинического (стационарного), санаторного и адаптационного [11, 12, 13].

Ведущие задачи клинического этапа включают устранение по возможности или снижение повреждающего воздействия этиологического фактора, лечение клинических проявлений заболевания. В стационарном лечении нуждаются дети с выраженной тяжестью заболевания, которая определяет степень двигательной активности ребенка. При отсутствии противопоказаний ребенок с первых дней лечения должен заниматься лечебной гимнастикой, которая оказывает стимулирующее влияние на трофику ткани сердечной мышцы. Основное место в функциональной реабилитации органов кровообращения занимает кардиотрофическая реабилитация миокарда, включающая коррекцию митохондриальной дисфункции. С этой целью назначается комплекс препаратов, улучшающих состояние клеточной энергетики. В качестве рекомендуемых препаратов — L-карнитин, коэнзим Q, цитохром С (цито-мак), комплексы витаминов группы В, рибоксин, милдронат, нестероидные метаболиты. Кроме лекарственной реабилитации рекомендуется применение фитотерапии, включающее использование следующих трав — мелиссы лекарственной, желтушника серого, майского ландыша, шиповника, горицвета весеннего, боярышника колючего [14,15,16].

Санаторный этап включает организацию рационального лечебно-оздоровительного режима, который предполагает физиологически обоснованное чередование двигательной и умственной активности с отдыхом, сном, питанием, закаливанием. Важное место занимает физическая нагрузка, поскольку дозированная мышечная работа при лечебной физкультуре обеспечивает незаменимую возможность направленного изменения функции внутренних органов с постепенной ее нормализацией, способствует более эффективному действию медикаментозных средств. Благоприятное влияние на различные звенья кровообращения и ее регуляторные механизмы оказывает бальнеологическое лечение: валериановые, хлоридно-натриево-углеводные, морские, кислородные, хвойные ванны.

Третий этап реабилитации — адаптационный, предусматривающий полное восстановление здоровья ребенка с нормализацией морфологических и функциональных характеристик сердечно-сосудистой системы. Реабилитационные мероприятия на этом этапе должны прежде всего включать правильный режим дня, рациональное чередование труда и отдыха, рациональную продолжительность всех видов учебной и внеучебной деятельности.

Литература:

  1. Белоконь Н. А., Кубергер М. Б. Болезни сердца и сосудов у детей. М. Медицина, 1987. Т2. С. 366–402.
  2. Беляева Л. М., Хрусталева Е. К. Функциональные заболевания сердечно — сосудистой системы у детей. Минск. 2000.
  3. Василенко В. Х., Фельдман С. Б., Хитров Н. К. Миокардиодистрофия. М. Медицина. 1989.
  4. Кардиология детского возраста. Учебное пособие под редакцией Мажитовой З. Х. Алматы. 2007. С. 119–182.
  5. Кушаковский М. С. Метаболические болезни сердца. С — Петербург. «Фолиант». 2000.
  6. Леонтьева И. В. Лекции по кардиологии детского возраста. М. 2005.
  7. Леонтьева И. В. Диагностика и лечение митохондриальной дисфункции при кардиомиопатиях у детей. М. 2001.
  8. Леонтьева И. В. Миокардиодистрофия. Лекции для врачей. М. 2002.
  9. Леонтьева И. В. Эволюция представлений о этиологии, патогенезе и классификации сердечной недостаточности у детей. Российский Вестник перинатологии и педиатрии. 2002. № 5. С. 11–14.
  10. Моисеев В. С. Кардиомиопатии и миокардиты (достижения и перспективы). Кардиология. 1999. № 8. С. 74–84.
  11. Ланг Г. Ф. Вопросы патофизиологии кровообращения и клиники сердечно-сосудистых болезней. Ленинград. 1936.
  12. Острополец С. С., Золотова Л. И., Нагорная Н. В. Приобретенные невоспалительные поражения органов кровообращения у детей и подростков. Киев. 2001.
  13. Parcker M. Neurohormonal interactions and adaptations in congestive heart failure. Circulation, 2002. N74. P. 721–730
  14. Ciood M., Niviovo G. Histologic and in citu viral finding in myocardium in cases of sudden unexpected death. Mod Pathol., 2002, 19- 9:914–922.
  15. Lee K. Y., Mr Crindlo B. W. Clinical outcome of acute myocarditis in childhood. Heart. 1999. 82.2:226–233.
  16. Braunwald E. Heart disease a textbook of cardiovascular medicine. Ed. E. Braunwald 4 ed. Philadlphia, 1992. P. 1760–774.
Основные термины (генерируются автоматически): хроническая сочетанная патология, сердечно-сосудистая система, ребенок, система, сочетание патологии, основное заболевание, сердечно-сосудистая система были, современный этап, функциональное состояние, хроническая соматическая патология.


Похожие статьи

Практические рекомендации по применению метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Здоровьесберегающие технологии как основное средство развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Система организационных мер по профилактике возникновения рецидивирующей рожи и реабилитации больных с данной патологией

О необходимости повышения культуры питания больных с заболеваниями почек и мочевыводящих путей

Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития

Профилактика нарушений функций опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста в условиях организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи (из опыта работы)

Система работы воспитателей группы семейного типа с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи

Особенности адаптации детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы к условиям ДОУ

Основные направления, организация деятельности и значение формирования навыков самообслуживания у подростков с глубокой умственной отсталостью как одна из целей социальной адаптации

Похожие статьи

Практические рекомендации по применению метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Здоровьесберегающие технологии как основное средство развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Система организационных мер по профилактике возникновения рецидивирующей рожи и реабилитации больных с данной патологией

О необходимости повышения культуры питания больных с заболеваниями почек и мочевыводящих путей

Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития

Профилактика нарушений функций опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста в условиях организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи (из опыта работы)

Система работы воспитателей группы семейного типа с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Оптимизация коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия у детей с нарушениями речевого развития в системе ранней помощи

Особенности адаптации детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы к условиям ДОУ

Основные направления, организация деятельности и значение формирования навыков самообслуживания у подростков с глубокой умственной отсталостью как одна из целей социальной адаптации

Задать вопрос