В данной статье изложены основные принципы композиции и выбора колорита при росписи тканей в технике холодного батика. Авторы рассматривают базовые правила создания текстильной композиции и соблюдения цветовой гармонии при этом, что, несомненно может правильно сориентировать и оказать неоценимую помощь в самостоятельной работе с красками и тканью.
Ключевые слова: батик, резерв, пяльцы
Ручная роспись тканей является разновидностью художественного текстиля, который, в свою очередь, представляет немаловажный раздел декоративно-прикладного искусства. Этот вид прикладного искусства имеет глубокие народные корни и традиции, дошедшие до сегодняшних дней. Современные художники по текстилю с глубоким уважением относятся к прошлому этого искусства, постоянно черпая из него творческие замыслы, что и обусловливает появление новых технологий на основе использования традиций древней росписи тканей. Батик — это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день одежда из тканей, расписанных вручную, очень популярна. Техника холодного батика возникла сравнительно недавно, в начале ХХ века. Её отличительная особенность — наличие характерных контурных линий, которые выполняют функцию разделения разных цветовых пятен и дополнительно несут графическую нагрузку.
В основе этого приёма лежит принцип резервирования линий или участков ткани специальным составом, который, пропитывая ткань насквозь, предотвращает растекание краски за пределы заданного контура.
Искусство батика — тонкое прихотливое и капризное. Это очень сложная техника и трудоёмкий процесс. Ведь художник раз нанесенную краску уже не сможет стереть ластиком. И в то же время роспись на ткани — увлекательное творческое занятие. Богатая палитра красок — неиссякаемый источник вдохновения для любого художника. На шелке можно выразить настроение — каждое изделие неповторимо! С помощью изящества линий, многообразия цветов и оттенков можно улучшить эмоциональное состояние человека
При изготовлении авторских работ в технике «холодный батик», в основном, используется натуральный шёлк — один из самых изысканных и стильных материалов. Он тонкий, прочный, упругий, блестящий, хорошо впитывает краску, в то же время обладает мягкостью, воздушностью, нежностью — ощущением полета.
Батик замечателен ещё и тем, что работы, выполненные в этой технике, могут отражаться не только на картинах, а и на нашей любимой одежде, украшая её и делая ещё более любимой. В гардеробе современной женщины есть масса мелочей, которые делают её элегантной и неповторимой. Среди них, к примеру, шейный платок — индивидуальный аксессуар, на котором выполнен рисунок ручной работы. Шелкслегкостью и благодарностью принимает краску, образуя причудливые узоры и необыкновенные переливы. Волшебный мир фантазии творит чудеса. Даже, если на пути к совершенству ожидают небольшие разочарования, то путем проб и ошибок можно добиться исключительного мастерства. Композиция произведения любого вида изобразительного и прикладного искусства заранее обдумывается. Композиция — основа художественного произведения. Батик по существу является одним из разделов декоративно-прикладногоискусства.
Независимо оттого, что художник хочет изобразить, вся композиция строится по законам текстильной графики. При создании композиции необходимо продумать цветовое, тоновое, графическое решение. В основе произведениядействуют законы целостности восприятия, контраста, новизны, подчинения всех средств композиции идейному замыслу, выразительности линий и цветовой гармонии. При помощи широкого диапазона приемов росписи по шелку, красок и красителей творческой работе можно придать различное настроение — движение, покой, свежесть, радость, свет, тепло и т. д. Приступая к росписи батика, практически невозможно знать до конца, что получится.
В общих чертах намечается будущая композиция и цветовая гамма. В процессе работы возможна импровизация: красивый переход цвета, капля воды, случайно (или не случайно) упавшая на окрашенную ткань, могут придать батику неповторимость и очарование.
Однако в процессе работы необходимо знание базовых правил композиции и колористики. Гармоничность воплощения любой идеи выражается в единстве композиции и цвета, выбранного материала и назначения расписываемого изделия. Грамотно выстроенная композиция и целостное цветовое решение росписи вызывает ощущение законченности. Даже интересная, выверенная композиция может «рассыпаться» при непродуманном распределении цветовых акцентов. И наоборот, грамотное использование цвета может объединить разрозненные элементы росписи или подчинить их определенному ритму. От правильно выбранных цветовых отношений зависит и то, какое эмоциональное впечатление будет производить работа. При составлении эскиза композиции необходимо цветовую гамму строить по принципу нюансных отношений. Нарушить цветовую гармонию введением одного контрастного цвета — это активный взрыв. Надо сказать, что в текстильной композиции в роли доминанты может выступать самый яркий элемент мотива, тогда центр композиции будет решен за счет контраста по светлоте и насыщенности или за счёт использования дополнительных цветов. Цветовой тон — это характеристика, непосредственно определяющая оттенок того или иного цвета. При подборе красок важно учитывать не только цветовой тон, но и яркость, так как именно она зачастую определяет звучание всей композиции в целом.
Таким образом, цветовое решение композиции должно подчиняться её образному решению и назначению выполняемой работы. Цвета не должны «спорить» друг с другом и с фоном, их пропорции должны быть выверены. И наконец, цвета, входящие в композицию, должны становиться «богаче» в сочетании друг с другом, чем взятые в отдельности и создавать цветовую гармонию. В работе над произведением художник через композицию и цвет выражает то, что его заинтересовало, увлекло и показывает своё отношение к изображаемому в соответствии с идейным замыслом.
Современные приёмы росписи ткани — это переосмысленные и переработанные в соответствии с велением времени традиционные техники, значительно упрощённые и обогащённые одновременно. Многообразие красок и вспомогательных средств позволяют даже начинающим заниматься росписью ткани для изготовления предметов одежды и интерьера. Научиться чувствовать ткань, её взаимодействие с водой и красками возможно в акварельной технике свободной росписи. Техника холодного батика требует определённой уверенности, твёрдой руки и аккуратности. Наиболее трудоёмким представляется горячий батик, приступая к нему надо чётко представлять последовательность операций. Однако для достижения максимального декоративного эффекта можно освоить различные приёмы и научиться правильно их комбинировать.
Узелковый батик — один из первых способов создания узора на ткани. Это не техника росписи, а способ окрашивания, при котором узор возникает за счёт связывания отдельных участков ткани узлами. Построенные на этом приёме техники окрашивания ткани независимо друг от друга возникли в разных регионах мира.
В Японии узелковое окрашивание называлось «тибари» (в переводе «связывать узлом»), в Малайзии и Индонезии подобная техника именовалась «планги», что означает «пробел, пятно». В Индии сегодня популярны традиционные платки и сари из тончайшего хлопка, окрашенного в узелковой технике — здесь её называют «бандан» (опять же переводится как «связывать»). Своеобразный узор на ткани возникает вследствие того, что краски не проникают в те участки ткани, которые связаны в узел или обмотаны.
Перед окрашиванием ткань складывается определённым способом, в соответствии с задуманным узором, перевязывается прочными нитками или шнурами по определённой схеме. Далее ткань погружается в ёмкость с красителем. После окрашивания и промывания в проточной воде узелки развязываются. В результате на ткани получается узор одного цвета, но с переходами от светлых оттенков к более насыщенным, поскольку краска по-разному проникает в ткань на перевязанных и не перевязанных участках. В наименьшей степени окрашиваются те участки ткани, которые были перевязаны узлами, они сохраняют первоначальный цвет. Фрагменты ткани, свободные от какого-либо перевязывания, окрашиваются с максимальной насыщенностью. Остальные части ткани прокрашиваются в разной степени, в результате чего и получаются своеобразные цветочные переходы, образующие неповторимые узоры. Для получения многоцветного рисунка операция с перевязыванием ткани повторяется, и ткань окрашивается в растворе с другой краской. Это делается следующим образом: после первичного окрашивая перевязанной ткани и её промывания в проточной воде к имеющимся узлам и перевязкам добавляются новые, захватывая уже окрашенные участки. Операция с окрашиванием и полосканием повторяется в соответствии с задуманным колоритом предполагаемого узора.
Но надо помнить, что каждый последующий цвет должен быть темнее предыдущего (например, жёлтый красный — чёрный) и обязательно учитывать законы смешивания цветов.
Однако, использовать более трёх цветов нежелательно. В результате такого окрашивания на ткани всегда получается оригинальный, неповторимый узор, так как невозможно дважды сложить или связать ткань абсолютно одинаково.
Существует множество приёмов складывания и завязывания ткани для окрашивания. Разнообразить и обогащать узоры возможно, применяя множество вспомогательных средств, в виде камешек, бусинок, бельевых прищепок и других всевозможных зажимов. Варьировать можно столько, сколько хватит воображения — возможности для экспериментов и поисков безграничны. Обретя опыт, можно осмысленно управлять рисунком. Авторский батик всегда неповторим.
Литература:
- И.Дворкина Батик. Холодный, горячий, узелковый. Москва, Радуга 2002 г. 2.В.Бородулин, О. В. Танкус. Основы Художественного ремесла М. Просвещение,1986 г.
- Р.Гильман Художественная роспись тканей, Изд.центр Владос,2003 г.