В статье рассмотрена динамика изменения законодательной базы в области стандартизации. Проанализированы значимые причины введения закона, касающегося особенностей деятельности в области стандартизации в России. Определены направления изменения правовой и нормативной базы по стандартизации в условиях вступления закона в действие.
Ключевые слова: стандартизация, закон, нормативные документы.
Рассмотрим значимые события на более чем двадцатилетнем отрезке истории стандартизации в России. Одним из них явилось принятие в 1993 году Закона Российской Федерации «О стандартизации» [1], который определил меры государственной защиты интересов потребителей посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. Закон был призван также служить правовым обоснованием нормативной базы сертификации, которая была впервые законодательно введена в России в том же 1993 году, когда был принят закон «О сертификации продукции и услуг» [2].
С введением Закона «О стандартизации» [1] был осуществлен переход от всеобщей обязательности стандартов, установленный законодательством СССР, к стандартам, содержащим как обязательные, так и рекомендуемые требования.
Для периода 1992–2001 гг. характерны следующие направления развития российской системы стандартизации:
- развитие межгосударственной стандартизации в соответствии с Соглашением стран СНГ от 13.03.1992 [3];
- активные работы по гармонизации российских и международных стандартов в связи с необходимостью освоения международного рынка и подготовкой к вступлению в ВТО;
- первоочередная разработка государственных стандартов на продукцию и услуги, подлежащие обязательной сертификации;
- внедрение международных стандартов ИСО серии 9000 и создание отечественных систем качества, соответствующих этим стандартам.
Период 2002–2003 гг. ознаменовался принятием Федерального закона «О техническом регулировании» [4], что положило начало реорганизации системы стандартизации для ускорения вступления России в ВТО и устранения технических барьеров в торговле. Федеральный закон заложил двухуровневую систему технического регулирования, подобную европейской и существенно отличающуюся от сложившейся ранее. Было определено совершенно добровольное применение стандартов и определен новый вид правовых документов с техническим содержанием и обязательными требованиями по безопасности – технических регламентов. При этом законы 1993 года [1, 2] были отменены; вопросы стандартизации излагались в главе 3, а подтверждения соответствия – в главе 4 Федерального закона «О техническом регулировании» [4].
Многие специалисты в области стандартизации отмечали, что этот закон фактически разрушил основные принципы стандартизации, превратив стандарты в инструменты «обслуживания» технических регламентов. Тем не менее, начиная с 2007–2008 гг. после вступления в действие и применения на практике поправок к закону, содержавшихся в № 65–ФЗ от 01.05.2007 [5], началась активная разработка национальных технических регламентов, а с 2010 года и технических регламентов Таможенного союза по ключевым вопросам обеспечения безопасности. На этом пути возникли новые формы документов по стандартизации: своды правил и предварительные стандарты.
При этом проблемы развития стандартизации в стране потребовали разработки и принятия Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» [5]. Новый закон, в продвижении которого самое активное участие принимал Российский союз промышленников и предпринимателей, направлен на структурирование и систематизацию нормативно-правового регулирования в области стандартизации товаров, работ, услуг и иных объектов стандартизации, в том числе для целей технического регулирования.
Реализация нового закона осуществляется с учетом Концепции развития национальной системы стандартизации в Российской Федерации на период до 2020 года [6]. Ряд основных направлений данной концепции неразрывно связан с новым законом: модернизация и технологическое переоснащение промышленного производства, добровольное подтверждение соответствия национальным стандартам, усиление роли бизнеса в работе по стандартизации и трансферт наилучших доступных технологий в рамках разработки и применения стандартов.
Ожидается, что Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» позволит эффективно защищать национальные рынки от недобросовестной конкуренции и фальсифицированной, опасной продукции [7]. В нем прописано требование не только о добровольном, но и об обязательном применении стандартов, например, в случае, если изготовитель публично заявил о том, что его продукция соответствует национальному стандарту. Законодательно расширен перечень документов национальной системы стандартизации за счет создания информационно-технических справочников, содержащих систематизированные данные в определенной области и включающих в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные [6].
В новом законе технические условия (ТУ) – установлены как один из видов стандартов организации (СТО). При этом прописано, что СТО разрабатываются, утверждаются, изменяются, применяются и отменяются организациями самостоятельно в соответствии с собственными внутренними порядками.
Однако при внедрении нового закона возникает ряд вопросов. Так, в состав документов национальной системы стандартизации введены информационно-технические справочники. Информационно-технический справочник в соответствии со статьей 2является документом по стандартизации, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации – Росстандартом, содержащим систематизированные данные в определенной области и включающим в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные. Однако в статье 14 информационно-технические справочники не указаны в перечне видов документов по стандартизации.
Формой комплексной стандартизации традиционно является создание межотраслевых систем, направленная на решение крупных народнохозяйственных задач и обеспечивающая повышение эффективности производства продукции. К межотраслевым системам относятся Единая система конструкторской документации (ЕСКД); Единая система технологической документации (ЕСТД); Система показателей качества продукции (СПКП), Система стандартов по безопасности труда (ССБТ) и другие. При этом документы Государственной системы стандартизации (ГСС), а затем системы «Стандартизация в Российской Федерации» (СРФ) содержали документы по стандартизации в целом. Из текста нового закона пока не ясно, что же за основополагающие документы по стандартизации будут разрабатываться Федеральным органом исполнительной власти, определяющим политику в области стандартизации, т. е. Министерством промышленности и торговли. Будет ли это похоже на видоизмененные стандарты ГСС (СРФ)? Специалисты отмечают, что этот вопрос был ключевым при согласовании законопроекта на разных его этапах [8].
Принятый Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» – становится правовой базой для организации работ по стандартизации, начиная с полного вступления в действие с 1 июля 2016 года. Полноценному применению и постоянному совершенствованию закона, как в свое время происходило с законом «О техническом регулировании» [4], способствует приведение действующих правовых и нормативных актов в соответствие новому закону.
Совет Федерации внес в ряд законодательных актов подготовленные правительством изменения, направленные на реализацию федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации». Как сообщил заместитель председателя комитета Совета Федераций по экономической политике С. Шатиров, этот закон призван усилить роль стандартизации для технического переоснащения и модернизации производства, а также повысить качество продукции и ее конкурентоспособность.
Изменения вносятся в 27 законодательных актов РФ с целью приведения установленных в них норм, касающихся деятельности по стандартизации, в соответствие с положениями Федерального закона о стандартизации. В частности, поправки, касающиеся национальных стандартов, внесены в федеральные законы «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04. г. № 44–ФЗ [9] и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. № 223–ФЗ [10].
Так как документы по стандартизации, в том числе национальные стандарты, являются документами добровольного применения, стандартизация исключается из способов государственного регулирования объектов туристской индустрии, уточнил Шатиров. Предусматривается, что в случае подписания Президентом РФ изменения вступят в силу с 1 июля 2016 года одновременно с вступлением в силу в полном объеме федерального закона «О стандартизации» [1].
Самые большие изменения вносятся в главу 3 184–ФЗ «О техническом регулировании», в первую очередь это касается названия, оно поменялось со «Стандартизация» на «Документы по стандартизации в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требование технических регламентов». Ранее действовали: статья 11 – Цели стандартизации, статья 12 – Принципы стандартизации, статья 13 – Документы в области стандартизации, статья 14 – Национальный орган Российской Федерации по стандартизации, технические комитеты по стандартизации, статья 15 – Национальные стандарты, предварительные национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, статья 16 – Правила разработки и утверждения национальных стандартов, статья 16.2 – Правила разработки и утверждения предварительного национального стандарта, статья 17 – Стандарты организаций. Они утратят силу с 1 июля 2016 года в связи с вступлением в действие нового закона о стандартизации. Действующей останется только статья 16.1 – Правила формирования перечня документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов. Главным будет изменение Национального органа по стандартизации на Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации [4].
Рассмотренные материалы свидетельствуют о необходимости неотложности актуализации правовой базы стандартизации как на производственных предприятиях и в организациях, занимающихся разработкой нормативных документов различного уровня, так и в образовательных организациях, осуществляющих подготовку будущих специалистов по стандартизации.
Литература:
- О стандартизации в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- О сертификации продукции и услуг [Электронный ресурс]: закон РФ от 10.06.1993 г. № 5151-1 (ред. от 10.01.2003). Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- О гарантиях прав граждан государств – участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения [Электронный ресурс]: соглашение стран СНГ от 13.03.1992 г. Режим доступа: http://zakonbase.ru.
- О техническом регулировании [Электронный ресурс]: федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184–ФЗ (ред. от 05.04.2016). Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» [Электронный ресурс]: федеральный закон от 01.05.2007 г. № 65–ФЗ (ред. от 21.07.2011). Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Об одобрении Концепции развития национальной системы стандартизации РФ на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 24.09.2012 г. № 1762-р. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Шохин А. Уровень применения стандартов – это индикатор развития промышленности / А. Шохин // Стандарты и качество. 2015. № 12. С. 7–12.
- Суркова С. Новые приоритеты стандартизации в России / С. Суркова // Стандарты и качество. 2015. № 9. С. 7–12.
- О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44–ФЗ (ред. от 05.04.2016). Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц [Электронный ресурс]: федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223–ФЗ (ред. от 13.07.2015). Режим доступа: http://www.consultant.ru.