Все увеличивающее число малых предприятий (численностью до 100 человек) выбирает систему качества как эффективный способ повысить свою конкурентоспособность. Рассмотрены причины неэффективной работы системы качества, а также предложен типовой стандарт организации, в котором установленытребования к организации, порядку проведения и оформлению результатов входного контроля закупленной продукции.
Ключевые слова: продукция, требования, управление, процессный подход, стандарт предприятий, малое предприятие.
Малые предприятия сильно подвержены влиянию внешней среды. Такие предприятия чувствительны к изменениям в законодательстве, рыночной экономике, они сталкиваются с неудачными условиями сотрудничества с поставщиками и многочисленной конкуренцией. Поэтому повышение конкурентоспособности является естественным результатом создания системы менеджмента качества (СМК). Малые предприятия организуют свою деятельность в соответствии с требованиями стандартов ISO серии 9000, в том числе внедряют и сертифицируют систему менеджмента качества, потому что внедренная СМК, проверенная органом по сертификации, является положительной характеристикой организации для заказчиков продукции при заключении соглашения.
Но устоявшиеся для крупных предприятий подходы к внедрению требований ГОСТ Р ИСО 9001, в том числе изменения версии этого стандарта от 2015 года, не всегда подходят для малых предприятий из-за иного масштаба деятельности. Структура проектов СМК малых предприятиях может существенно отличаться от структуры проектов внедрения СМК на крупных предприятиях. Под малым российским машиностроительным предприятием будем подразумевать организацию численностью не более 100 человек.
Внедренная СМК на малых предприятиях благоприятно способствует:
- улучшению имиджа предприятия, преимущество при участии в конкурсах и тендерах, что помогает выделиться их массы конкурентов;
- малые организации, зачастую не обладают собственным оборотным капиталом, работают на заемных средствах и зависят от кредитных организаций сильнее других, поэтому наличие сертификата, может помочь при поиске финансирования от отечественных и иностранных финансовых фирм.
По статистике при внедрении систем менеджмента качеством происходит снижение доли брака на 25% [1]. Малое предприятие (в некоторых случаях) способно внедрить полный контроль качества без значительных издержек на осуществление контроля качества продукции.
На малых предприятиях система СМК зачастую неэффективна по ряду причин. Во-первых, для эффективной разработки СМК привлечено недостаточно специалистов, так как они недостаточно хорошо знают процессы и особенности производства, а штатных квалифицированных в области управления качеством специалистов нет. Вторая причина связана с тем, что руководящие отделы малых предприятий недостаточно компетентны в области управления качеством продукции.
Ещё одна причина связана с тем, что на предприятиях с небольшой численностью персонала невозможно создать функциональные связи службы качества с подразделениями предприятия, а СМК организации, в первую очередь, предполагает наличие комплексного управления процессами и распределение ответственности и полномочий между отдельными сотрудниками.
Таким образом, появляется противоречие: с одной стороны, малому предприятию необходима СМК для того, чтобы повысить качество своей продукции, чтобы с ним сотрудничали спонсоры и потребители; с другой стороны, это сталкивает организацию с проблемами при внедрении СМК и недостаточной эффективностью функционировании такой системы менеджмента качества.
Качество выпускаемой продукции является важнейшим фактором конкурентоспособности на рынке, что во многом обусловлено качеством расходуемых материалов и покупных комплектующих изделий (ПКИ).
Каждое предприятие выдвигает разные требования к входным материалам и ПКИ при производстве и с учётом этого строит свою систему входного контроля. Но ввиду отсутствия единых требования к организации входного контроля продукции и изделий, совершают массу ошибок, из-за которых СМК не выполняет свои функции. Отсюда, опираясь на опыт специалистов органов по сертификации, нами предлагается проект типового стандарта организации «Входной контроль продукции» для предприятий с численностью до 100 человек. В типовой процедуре предлагается процедура организации и проведения верификации закупленной продукции. Проект стандарта организации (СТО) разработан в развитии ГОСТ Р ИСО 9001–2015 п. 8.4 и дополняет ГОСТ 24297–2013.
Содержание проекта СТО имеет следующую структуру:
1. Область применения.
2. Нормативные ссылки.
3. Термины и определения.
4. Обозначения и сокращения.
5. Общие положения.
6. Задачи верификации закупленной продукции.
7. Требования к организации рабочего места, помещения для входного контроля.
8. Требования к складским помещениям и площадкам для хранения ПКИ.
9. Порядок проведения верификации закупленной продукции.
10. Оформление результатов верификации закупленной продукции.
В проекте типового проекта стандарта, на наш взгляд, должны быть представлены приложения, которые содержать следующие рекомендуемые формы регистрации результатов контроля входной продукции:
- Форма акта отбора образцов;
- Форма журнала верификации закупленной продукции;
- Форма разрешения на отклонение;
- Форма ярлыка несоответствия.
Основными понятиями, которыми оперируют в типовом стандарте организации «Входной контроль продукции», будут следующие:
Входной контроль – это контроль продукции поставщика, поступившей к потребителю или заказчику и предназначаемой для использования при изготовлении, ремонте или эксплуатации продукции [2].
Верификация – подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены [3].
Верификацию закупленной продукции проводят с целью подтверждения соответствия качества продукции установленным требованиям, заявленные потребителем по отдельным показателям, и предупреждения запуска в производство или эксплуатацию продукции с отступлением от нормативной документации.
Основными задачами персонала, осуществляющего верификацию продукции, являются:
- проведение верификации закупленной продукции, а также оформление и ведение документированной информации по результатам верификации;
- проверка наличия сопроводительной документации на продукцию, удостоверяющую её качество и комплектность;
- своевременная выдача разрешений на запуск продукции в производство по результатам верификации;
- оформление претензий или рекламаций на несоответствующую продукцию;
- периодический контроль за соблюдением складскими работниками правил хранения и выдачи продукции в производство, а также соблюдение режимов хранения с занесением в соответствующий журнал;
- информирование подразделений о качестве закупленной продукции;
- извещение поставщиков о недостатках и несоответствиях продукции, выявленных при верификации, в процессе производства и эксплуатации; вызов, в случае необходимости, представителей поставщиков для участия в приёмке и составлении актов о несоответствии продукции;
- накопление статистических данных об уровне (динамике) качества поступившей продукции от поставщиков [4];
- использование статистических данных для корректировки объёма выборки и (или) видов контроля.
Верификацию закупленной продукции проводят в соответствии с утвержденным перечнем продукции, подлежащей верификации.
Верификация может быть проведена путём сплошного или выборочного контроля или испытаний, объём выборки образцов зависит от степени доверия к поставщику, времени работы на рынке и продолжительности договора о сотрудничестве.
Продукция поступает на контроль партиями. Объём выборки партии следует устанавливать в зависимости от объёма контролируемой партии или потока продукции [5].
Планы контроля или испытаний, а также правила приемки должны соответствовать требованиям, установленным в нормативной документации на данный вид продукции, и должны быть ориентированы на применение статистических методов.
Результаты входного контроля регистрируют в «Журнале верификации закупленной продукции».
В стандарте организации представлены следующие требования, относящиеся к продукции: требования к качеству закупленной продукции; порядок осуществления входного контроля продукции; требования к таре, упаковке и хранению; порядок обращения с продукцией ненадлежащего качества; порядок возврата продукции ненадлежащего качества поставщику.
К требованиям, относящимся к процессам деятельности заказчика, относятся: порядок проведения входного контроля продукции; требования к квалификации персонала; требования к наличию определенных средств измерения и оборудования; требования к системе менеджмента качества [6].
Предлагаемый типовой проект стандарта организации позволить в большей степени специалистам (руководителям) малых предприятий грамотно организовать процесс входного контроля закупаемой продукции и ПКИ для нужд собственного производства за счет дополнительных требований к организации рабочего места, помещению, упаковке и хранению закупленной продукции, к складским помещениям и площадкам для хранения ПКИ, а также распределения обязанностей персонала между разными подразделениями, что в свою очередь позволить малому предприятию усовершенствовать свое производство.
Литература:
- Седдон Д. Десять аргументом против стандартов ИСО серии 9000 // Европейское качество. 2001. № 2. С. 25.
- ГОСТ 16504–81. Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения [Электронный ресурс]. Взамен ГОСТ 16504–74; введ. 1982–01–01. Москва: Стандартинформ, 2011. 22 с. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-16504-81.
- ГОСТ Р ИСО 9000–2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Электронный ресурс]. Введ. 2015–11–01. Москва: Стандартинформ, 2015. 16 с. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200124393.
- ГОСТ 24297–2013. Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля [Электронный ресурс]. Взамен ГОСТ 24297–87; введ. 2014–01–01. Москва: Стандартинформ, 2014. 16 с. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 1200108068.
- ГОСТ 18321–73. Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции [Электронный ресурс]. Введ. 1974–01–01. Москва: Стандартинформ, 2008. 11 с. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-18321-73.
- Гумеров А. В. Совершенствование системы входного контроля качества промышленного предприятия / А. В. Гумеров // Актуальные вопросы экономических наук: материалы Международной научной конференции. Уфа, октябрь 2011 г. Уфа: Лето, 2011. С. 88–90.