В связи с изменениями и преобразованиями в области экономики, культурной жизни Узбекистана и изменятся общественная жизнь, нарушаются прежние ценности. все это влияет и на систему образования в семью. Поэтому в данное время нравственное воспитание становится одним из проблемных вопросов общественной жизни. Роль педагогов и родителей возрастает.
Президент Республики Узбекистан И. Каримов в своем докладе на совместном заседании Сената и Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, отдельно остановившись на дальнейшем развитии экономики Республики Узбекистан, отметил, что «...наша важная задача в ближайшем будущем последовательное продолжение начатых дел — развитие социальной сферы в целях расширения потребительского спроса, дальнейшее повышение заработной платы, развитие сектора сервиса, инфраструктурных объектов, реализация транспортных и коммуникационных проектов» [1].
Происходящие в нашей стране социально-экономические процессы ставят систему образования перед необходимостью постоянной модернизации, акцент переносится с узкопрофильного подхода к подготовке специалистов на интеллектуально-духовное развитие личности. Обеспечить такое образование можно лишь при переходе к личностно ориентированному обучению на основе инновационных технологий. При этом осуществлять этот процесс должны учители с высокой инновационной культурой, способные не только генерировать и инициировать идеи, но и уметь выстраивать стратегию и тактику своих действий в контексте образовательного процесса.
Пристальное внимание должно быть уделено сохранению и воспитанию общечеловеческих ценностей, таких как совесть, воля, порядочность, доброта, дружба. Эти понятия входят в компоненты в системы морали. образовательные учреждения призваны решать задачи нравственного воспитания нового юного поколения. Основной трудностью на пути к познанию нравственного воспитания является противоречивость, неоднозначность понимания. Внутренний мир человека, его душевные качества, отношение к обществу, людям, самому себе составляют основу нравственности. Эти качества определяют поведение человека, его отношение к окружающему миру. Воспитанность и благородство, верность, ответственность и правдивость принципиальность и самоотверженность, скромность и порядочность, терпимость и чувство товарищества — эти и многие другие качества делают человека человеком.
Современное образование основываясь на развитие личности превращает культуру в фактор духовного обновления, как общество, так и личности. Воспитательные стороны культуры в фактор духовного обновления, как общество, так и личности. Воспитательные стороны культуры заключаются в сохранении общечеловеческих ценностей в традициях народа и передачи их детям в взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего развития общества. Достойное поведение, хорошие привычки и навыки — это нравственный капитал любого из нас. И чем воспитаннее человек, тем большие возможности открываются для его умственного и физического развития.
Человек, хорошо знакомый с культурой общения, доставляет радость не только окружающим, но и самому себе. Достойное поведение ведет к хорошему расположению духа, оптимистическому настроению. Жизнь становится приятнее, нервы — крепче. А если будет хорошо отдельному человеку, от этого выиграет весь коллектив, общество в целом.
Вот почему культуру поведения, соблюдение правил хорошего тона следует рассматривать как явление социальное. Духовно-нравственное воспитание личности- всесторонний и сложный процесс, который включает в себя педагогические, социальные и духовные влияния. Поэтому вопросы культуры общения для каждого из нас — важный атрибут жизни, насущная необходимость. От того, как мы воспитаны, насколько тактичны, деликатны, вежливы, терпимы и сердечны, зависят настроение, «климат» как в нашей собственной повседневной жизни, так и в окружающих нас людей.
Культура среднеазиатских народов — результат вековых традиций. Из поколения передаются суждения, равные по своей значимости непреложной истине о том, что правила общечеловеческого общежития налагают на членов общества определенные обязанности. Главные из них — достойное поведение и уважительное отношение к окружающим.
На Востоке чувство собственного достоинства принято самой религией ислама, а знание приличий составляет долг каждого человека, независимо от его общественного положения и происхождения.
Духовные ценности всегда выступали в качестве идеала, которому стремилось все человечество. Становление человека — это не только умственное воспитание, но и освоение общечеловеческих ценностей, который составляет основу культуры. Поэтому внедрение этих ценностей в общеобразовательный процесс имеет огромное значение. Поэтому роль образования огромна.
Именно образование способствует формированию нового общественного сознания, таким образом она войдет во все сферы жизни.
Литература:
- И. А. Каримов «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» доклад Президента Республики Узбекистан на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Т.: Узбекистан, 2011.
- И. А. Каримов. Узбекистан на пороге независимости. — Ташкент: Узбекистан, 2011.
- З. К. Исмаилова. Педагогика. Учебник. — Ташкент: Молия, 2008.