Цель: Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
Задачи:
‒ Упражнять детей в изучении и названии перелетных птиц;
‒ Упражнять детей в словообразовании;
‒ Развивать наблюдательность мышления;
‒ Обратить внимание на сезонные изменения в природе;
‒ Продолжить развивать умение работать совместно, выполняя сюжетную аппликацию;
‒ Прививать любовь к русскому фольклору;
Материал: плакат, 3 рисунка, картинки с изображением гнезд, фотографии с изображением птиц, цветная бумага, клей, кисточки, салфетки, желтый картон.
Предварительная работа: повесить скворечник, наблюдение за изменениями в природе на прогулке, экскурсия на грачевник, чтение и показ иллюстраций.
Ход занятия:
Логопед: Дети, послушайте внимательно эту мелодию.
Скажите, о каком времени года говорится?
(звучит музыка П. И. Чайковского «Подснежник»)
Логопед: Дети, что вы услышали?(ответы детей)
— Какое это время года? Весна.
— После какого времени года наступила весна?
— Вспомните признаки весны.
(Солнце пригревает, тает снег, на деревьях набухают почки, с крыш падает капель, появляются первые цветы; подснежники, из теплых краев прилетают птицы)
Логопед: А как называют птиц, которые осенью улетают, а весной возвращаются? Конечно, перелетные. Почему птицы улетают? (ответы детей)
Да, им здесь холодно и голодно. Посмотрите, сколько птиц у нас на плакате.
Дети, а помните вчера мы получили от Каркуши письмо. Она обращается к нам с просьбой помочь ее пернатым друзьям. Вместе с письмом Каркуша прислала фотографию, которую сделал, как вы думаете кто? (Ответы детей) Конечно, ее сделал пес Шарик. Но прежде чем мы выполним просьбу галчонка, давайте поговорим. Кто такие пернатые? И каких птиц вы видели на улицах нашего города?
Дети: Пернатые — это птицы. Вороны, воробьи, сороки, голуби. Зимой прилетают снегири, клесты.
Назовите только перелетных. (Грачи, жаворонки, скворцы, дикие утки, гуси, лебеди, цапли, журавли, аисты, соловьи, ласточки, кукушки) Правильно.
У меня три рисунка.
На первом снег — растаял, видны проталины.
На втором — на реках и озерах растаял лед.
На третьем — на деревьях появились листья, проснулись насекомые. Распределите птиц. Когда какие птицы прилетят?
Да, самыми первыми прилетят грачи, затем жаворонки и скворцы.
На речки, озера, болота, освободившиеся ото льда прилетят гуси, утки, лебеди, цапли…
А когда станет совсем тепло, вернутся ласточки, стрижи, соловьи, кукушки. Вернутся птицы и сразу приступят к постройке гнезд. Давайте поиграем в игру: Чье это гнездо? (показ картинок)
Дети: Грачиное.
Логопед: Где грач, вьет гнездо?
А сейчас посмотрите, на дереве чье гнездо? Из чего?
Дети: Из веток. Ласточкино. Где ласточка строит гнездо? (Под крышей). Из какого материала? Из глины. (то же, самое о соловье, аисте, утке…)
Логопед: Какая перелетная птица не высиживает яиц? Да, кукушка. А теперь я буду называть птицу, а вы мне ее птенца, а затем птенцов, договорились?
У грача — грачонок — грачата.
У кукушки — кукушонок — кукушата.
У ласточки -
У жаворонка -
У скворца –
А у сороки?
Пальчиковая гимнастика «Сорока –белобока печку топила»
Логопед: Посмотрите — я поставила 4 картинки с изображением птиц, но одна здесь лишняя. Назовите ее.
Игра: «Четвертый лишний»
Русская народная игра «Скворушки»
— Ворона, воробей, стриж, голубь.
— Скворец, грач, голубь, ласточка.
— Жаворонок, ласточка, сорока, соловей.
Пальчиковая гимнастика «Стайка»
Пой-ка, подпевай-ка, Прилетай-ка стайка |
Дети хлопают в ладоши. Взмахивают руками как крыльями. |
Эта птичка — соловей |
Два раза касаются кончиками указательных пальцев подушечек больших пальцев |
Эта птичка — воробей |
Два раза касаются кончиками средних пальцев подушечек больших пальцев |
Эта птичка — скворушка Пестренькое перышко |
Два раза качаются кончиками безымянных пальцев подушечек больших пальцев |
Ну а это — коршун злой |
Два раза касаются кончиками мизинцев подушечек больших пальцев |
Птички, птички, Все домой! |
Складывают ладони под углом («домик») |
Логопед: А сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Я буду читать стихи о птицах, как только вы услышите, что это — «не птица», сразу хлопните в ладоши.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, мухи и стрижи… |
Прилетели птицы: Голуби, куницы… |
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Болтики, кукушки… Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны Прилетели птицы: Голуби, синицы, Кляузы, чижи Прилетели птицы: Голуби, синицы, Гаечки, кукушки… |
Логопед: Молодцы, вы были очень внимательными.
Воспитатель: Апослушайте загадку:
В воскресенье, в воскресенье прилетел гонец весенний,
Путешественник — певец, А зовут его … Скворец!
А как называется дома у скворцов? Кто их делает?
Дети: Дома у скворечников — скворечники, их делают люди. Таким поступком мы помогаем птицам, мы заботимся о них, кормим.
Вспомните, какие красивые скворечники сделали вы вместе с папами? Постарался Данил со своим папой Игорем Николаевичем, Артемка с папой Евгением Николаевичем, Никита с папой Юрием Сергеевичем.
Воспитатель: Вспомните экскурсию на грачевник. Из чего грачи строят гнезда и где?
Дети: — На верхушках деревьев строят гнезда из веток.
Воспитатель: Так давайте же выполним просьбу Каркуши и сделаем для птиц большой грачевник из порванной бумаги.
(Воспитатель приглашает детей пройти к столам, где разложено все необходимое для работы).
Дети выполняют работу под музыку оркестра Поля Мориа.
(В конце работы вывешиваются для рассматривания)
Русская народная игра «Грачи летят»
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый получились у вас грачевник. Птицы будут очень радоваться настоящему грачевнику. А как обрадует Каркуша с Печкиным. Надо будет им послать посылку, правда, ребята?
Литература:
- Бударина Т. А., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. — СПб., 2001.
- Гришина Г. Н. Игры на все времена. М., 2008.
- Синицина Е. И. Умные занятия. Серия «Через игру — совершенству» — М.: Лист, 1998.
- Темерин С. М. Русское прикладное искусство. — М.: Советский художник, 1960.
- Ушакова О. С., Арушанова А. Г. Придумай слово. Речевые игры, упражнения для дошкольников.