Актуальность работы заключается в том, что малый бизнес в России развивается, занимает новые сферы деятельности, завоевывает большую долю в структуре экономики страны. Увеличение доли малого бизнеса в условиях экономического криза, сокращения количества крупных компаний и спада производства, свидетельствует о большом внутреннем потенциале малого предпринимательства.
Создание экономических условий для развития предпринимательства путем использования различных механизмов — одна из задач государства. Организационную основу управления малого предпринимательства составляет Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». В законе перечислены направления, по которым осуществляется государственная поддержка малого предпринимательства [1].
В настоящее время малые и средние предприятия осуществляют деятельность во всех отраслях экономики Приморского края. Малое и среднее предпринимательство — это состоявшееся явление в жизни города, неотъемлемый элемент современной системы хозяйствования. С каждым годом вклад малого и среднего бизнеса в социально-экономическое развитие города становится более весомым. Малое и среднее предпринимательство обеспечивает решение проблем занятости населения, насыщения рынка разнообразными товарами и услугами путем создания новых предприятий и рабочих мест.
В настоящее время малые предприятия ведут свою деятельность во всех отраслях экономики Приморского края и являются неотъемлемым элементом современной системы хозяйствования. Однозначного определения малого бизнеса нет. Обычно его связывают с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно, исходя из этих критериев, различают малый, средний и большой бизнес. В разных странах мира эти критерии различны. Однако чаще всего используется следующее деление предприятий:
− крупное — предприятие с численностью работающих до 500 человек;
− среднее — от 100 до 500 человек;
− малое — до 100 человек [2].
Малое и среднее предпринимательство позволяет успешно решать проблемы занятости населения, насыщения рынка различными товарами и услугами путем создания новых предприятий и рабочих мест. Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:
− созданию новых рабочих мест;
− внедрению новых товаров и услуг;
− удовлетворению нужд крупных предприятий;
− обеспечению специализированными товарами и услугами.
Развитие малого предпринимательства в различных городах и районах Приморского края проходит неравномерно, как и в целом по России. Это обусловлено наличием в крупных городах, прежде всего во Владивостоке, развитой рыночной инфраструктуры, позволяющей реализовать предпринимательские проекты, а также более объемного потребительского рынка. Подавляющее большинство малых предприятий в крае ориентировались на торговлю и общественное питание. 11,7 % малых предприятий относилось к строительному сектору, 14,2 % — к сектору промышленного производства. Большинство промышленных предприятий сконцентрировалось в сфере легкой, деревообрабатывающей и пищевой промышленности [7].
Отличительной особенностью приморских малых предприятий стала высокая доля «теневого» сектора. По разным оценкам, сегодня она составляет от 30 до 50 % реального оборота субъектов малого и среднего предпринимательства в крае. Отсутствие должного правового регулирования сферы экспорта, высокие налоги и прибыли привели к теневым экономическим практикам. «Теневизации» предпринимательской деятельности способствовало и создание огромного количества совместных предприятий, либо предприятий с иностранным капиталом, преимущественно созданных выходцами из КНР.
К числу основных причин негативной динамики можно отнести недостаточную поддержку предпринимательских структур со стороны государства, а также отсутствие эффективного управления внутри самих предприятий. Стоимость ресурсов на осуществление малого бизнеса. Низкий уровень государственных инвестиций и отсутствие отечественного лизинга на оборудование в Приморском крае и Дальневосточном регионе усугубляет и без того тяжелую ситуацию малых компаний. Не устойчивого финансового состояния компаний. Введения новых налогов, или требований лицензирования, благодаря которым частное предпринимательство становится нерентабельным.
Краевая целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае» работает по следующим направлениям:
− безвозмездные субсидии на оплату части процентов по кредитам и лизинговым платежам,
− компенсация расходов на участие в выставках и ярмарках,
− компенсация затрат на сертификацию,
− компенсация на разработку фирменных логотипов.
Малые инновационные предприятия с 2010 года из краевого бюджета получают до 1 миллиона рублей на компенсацию средств, потраченных на приобретение и модернизацию оборудования [3].
Сдерживающими факторами развития деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Приморском крае являются:
− несовершенство нормативно-правовой базы, необходимость упрощения и оптимизация системы налогообложения;
− отсутствие комплексного сопровождения начинающих предпринимателей, позволяющего, с одной стороны, получить свободный доступ к ресурсам, а с другой — получить базовые знания и застраховать себя от ошибок;
− предприятия сферы производства и услуг не имеют возможности воспользоваться банковскими кредитами на пополнение оборотного капитала из-за их высокой стоимости и, как правило, отсутствия достаточного для банка залогового обеспечения; низкий уровень подготовки многих руководителей малого и среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей в вопросах правового, финансового, налогового законодательства. Ограниченность доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к информации о наличии ресурсов, в том числе излишков производственных площадей и технологического оборудования крупных предприятий. Эти ресурсы могут быть вовлечены в рыночный оборот малыми и средними предприятиями; слабое использование субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве рычага решения социальных проблем и, в первую очередь, занятости населения.
Приморский край среди регионов Дальневосточного федерального округа занимает лидирующие позиции по основным показателям развития малого предпринимательства. Перспективы малого бизнеса в Приморье в большей степени зависят от законопроектов, которые принимаются органами государственной и муниципальной власти.
Правительство Российской Федерации предпринимает множество мер, которые должны помочь встать на ноги начинающим предпринимателям. Одним из направлений работы государственных и местных органов власти является снятие административных барьеров и выделение денежных средств на развитие малого бизнеса.
Несмотря на то, что многие россияне предпочитаю работать в качестве подчиненных на предприятиях, некоторые граждане пробуют создавать собственное дело, которое вполне может стать успешным [4].
Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего немыслима его высокая эффективность.
Проблемами, требующими принятия и реализации решений со стороны субъектов предпринимательской деятельности, для дальнейшего социально-экономического развития Приморского края являются:
− невысокая социальная ответственность субъектов малого и среднего предпринимательства не оформление трудовых отношений с наемными работниками,
− занижение фонда оплаты труда и платы ее в «конвертной» форме, несоблюдение законодательства об обязательном пенсионном страховании и социальном страховании;
− непропорциональность отраслей экономики, в которых осуществляют деятельность субъекты малого и среднего предпринимательства.
Преодоление существующих препятствий и дальнейшее поступательное развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае. Возможны лишь на основе целенаправленной работы по созданию благоприятных условий для его развития путем оказания комплексной и адресной поддержки в информационном, образовательном, консультационном, научно-техническом, технологическом, финансовом направлениях, путем имущественного обеспечения, предоставления целого спектра деловых услуг, налаживания деловых контактов и кооперации, а также оказания поддержки в других аспектах, коллективная потребность в которых может возникнуть у предпринимателей. Программа позволит объединить и оптимизировать усилия органов местного самоуправления, а также негосударственных организаций для достижения намеченных целей.
В настоящее время предпринимателем стать стало гораздо проще. Получить часть стартового капитала из региональной казны вполне реально. В Приморском крае работает программа Министерства социального развития «О снижении напряжённости на рынке труда». Один из её пунктов — помощь безработным в открытии собственного дела.
В Приморском крае также эта программа действует. Как показывает практика, желающих пополнить ряды бизнесменов не так уж и много. Почему безработные не идут за государственной поддержкой? Во-первых, в программе до сих пор не все разобрались, а кое-кто о ней за три года так и не узнал. Во-вторых, есть люди, которые и хотели бы работать на себя, но не верят в собственные силы. В-третьих, большинство населения считают, что «подъёмные» от государства в 58800 рублей — сумма маленькая, на такие деньги нормальный бизнес вряд ли откроешь. Хорошо бы иметь и собственный стартовый капитал.
Так на какое собственное дело можно рассчитывать, имея в кармане 58800 рублей?
Процедура получения безвозмездной субсидии чётко определена и сопровождается выполнением обязательных пошаговых действий. Безработному гражданину необходимо встать на учёт в центр занятости по месту регистрации и получить официальный статус безработного. Как только гражданин стал официально безработным, он может заявить о желании, поучаствовать в программе и приступить к написанию бизнес-плана.
Составить бизнес-план предлагают по одному из трёх вариантов. Можно закончить бесплатные 1–1,5 — месячные курсы в учебном центре. Затем будущие предприниматели защищают бизнес-планы по месту обучения и с готовыми проектами приходят в центр занятости. Другой вариант — записаться на 1–2-дневный бизнес-семинар, где помогут в оформлении бизнес-плана.
Третий путь — написать бизнес-план самостоятельно и защитить его перед комиссией в центре занятости. Комиссия заседает дважды в месяц.
С одобренным проектом можно открывать фирму. Регистрация займёт не более 10 дней. Как только новоявленный бизнесмен приносит свидетельство о регистрации в центр, составляется договор, и на счёт предпринимателя перечисляют 58 800 рублей.
Конечно, сумма, выплачиваемая на открытие дела, незначительная, а потому и количество предприятий, которые создают люди, невелико. Как правило, это бизнес из сферы торговли и обслуживания. Много бизнес-планов по авто услугам: такси, автосервис, грузоперевозки. Нередко организуют производство мебели, бизнес по ремонту квартир и офисов. Комиссия центра занятости одобряет подобные проекты, потому что в этих сферах деятельности реально получить прибыль и, соответственно, показать, что деньги были потрачены рационально.
Финансовая помощь от государства хотя и безвозмездная, но всё-таки подлежит контролю. Через два месяца после получения денег бизнесмен обязан отчитаться перед государством, на что он их потратил. Кроме того, ещё в течение года предприниматель находится под контролем центра занятости. По словам специалистов, случаи, когда субсидии тратятся не по назначению, довольно редки.
Так же в рамках предоставления государственной услуги по содействию самозанятости всем безработным гражданам при государственной регистрации в качестве юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств возмещаются затраты на оплату государственной пошлины, оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов [5].
На региональном уровне можно сделать многое по защите интересов предпринимательства. Очевидно, что без субсидий из федерального и региональных бюджетов просто не выжить. Совет молодых законодателей предлагает, например, рассмотреть возможность принятия законов, которые бы предоставляли компенсацию на часть затрат субъектов малого предпринимательства, осуществляющих экспортную деятельность и производящих импортозаменяющую продукцию, на аренду коммерческой недвижимости, а также сохранить возможность пользоваться упрощённой схемой налогообложения.
Проведение эффективной последовательной политики в вопросе поддержки и развития предпринимательства, решение его проблем позволит стать малому и среднему бизнесу движущей силой экономического роста Приморского края в целом и повысит благосостояние его граждан. Приморский край признан лучшим регионом Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства и созданию для этого наиболее благоприятных условий [6].
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994, ред. от 01.09.2014) // «Собрание законодательства РФ», 01.09.2014.
- Буров В. Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие / В. Ю. Буров. — Чита, 2011. — 441 с.
- История предпринимательства в России. Курс лекций: учебное пособие / С. И. Сметанин. — 4-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2011. — 192 с.
- Набатников В. М. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/В. М. Набатников. — Ростов-на Д.: Феникс, 2011–256 с.
- Предпринимательство: учеб. / под редакцией В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011–581 с.
- Экономический словарь /Отв. ред. А. И. Архипов. — М.; ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. — 486 с.
- Федеральная служба государственной статистики / Режим доступа // www.gks.ru