Рабочее время и время отдыха в системе высшего образования Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 20.06.2016

Статья просмотрена: 669 раз

Библиографическое описание:

Крипакова, А. В. Рабочее время и время отдыха в системе высшего образования Российской Федерации / А. В. Крипакова, Ю. А. Холкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 613-615. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31876/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха различных категорий работников системы высшего образования.

Ключевые слова: трудовое право, высшее образование, педагогические работники, рабочее время и время отдыха.

Согласно ст. 91 Трудового кодекса РФ рабочим временем признается время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Нормальная продолжительность рабочего времени для всех категорий работников не может превышать 40 часов в неделю [1]. Касательно работников системы высшего профессионального образования отдельно регулируются только вопросы, касающиеся работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу. Для таких категорий работников высшего образования, как руководящий состав высших учебных заведений, административно-хозяйственный и учебно-вспомогательный персонал установлена стандартная продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю.

Длительность рабочего времени педагогических работников высших учебных заведений регулируется ст. 333 Трудового кодекса РФ, а так же Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 года № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» [2], а так же Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 года № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» [3].

На основании норм ст.333 Трудового кодекса РФ и п.2.1 Приказа Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 года № 1601 для педагогических работников образовательных организаций высшего образования, отнесённых к профессорско-преподавательскому составу, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, которая составляет не более 36 часов в неделю. Режим рабочего времени этих лиц определяется с учетом выполнения преподавательской работы, а также осуществления научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной работы.Режим выполнения преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий [2].

Согласно п.6.1 Приказа Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 учебная нагрузка педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава (далее — педагогические работники), определяется ежегодно на начало учебного года по структурным подразделениям организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования. Объем преподавательской работы каждого преподавателя определяется образовательным учреждением самостоятельно в зависимости от квалификации работника и профиля кафедры в образовательных учреждениях высшего профессионального образованияне может превышать 900 часов в учебном году. Режим выполнения преподавателем обязанностей, связанных с научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской работой, а также учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной деятельностью регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения высшего профессионального образования, планами научно-исследовательских работ, программами, графиками [4].

Согласно ст. 106 Трудового кодекса РФ временем отдыха признается время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Видами отдыха могут быть: перерывы в течение рабочего дня (смены), ежедневный (междусменный) отдых, выходные дни(еженедельный непрерывный отдых), нерабочие праздничные дни, отпуска.

Среди всех видов отдыха, дополнительному нормативному регулированию подлежат ежегодные основные оплачиваемые отпуска и длительные отпуска для педагогических работников.

Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска для всех категорий работников установлена на основании ст.115 Трудового кодекса РФ продолжительностью 28 календарных дней. Для некоторых категорий работников организаций высшего профессионального образования установлен ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск.

Продолжительность ежегодных удлиненных оплачиваемых отпусков для работников высшего образования устанавливается Постановлением Правительства РФ от 01 октября 2002 года № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам». В п. 6 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 01 октября 2002 года № 724 для следующих категорий работников образовательных организаций высшего профессионального образования установлен отпуск, продолжительностью 56 календарных дней:

– для лиц, отнесенных к руководящему составу — ректоры (директора), первые проректоры, проректоры (заместители директора), директора (заведующие) филиалов образовательных учреждений;

– для профессорско-преподавательского состава;

– для заведующих аспирантурой и докторантурой;

– для заведующих производственной практикой;

– для ученых секретарей [5].

Помимо ежегодного удлиненного оплачиваемого отпуска ст.335 Трудового кодекса РФ и Приказа Минобразования РФ от 7 декабря 2000 г. N 3570«Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления педагогические работники образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года» педагогические работники организаций высшего профессионального образования не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы имеют права на длительный отпуск сроком до одного года [6]. Так, до внесения изменений Федеральным законом от 02.07.2013 N 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации на основании ст. 335 ТК РФ педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы могли воспользоваться правом на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определялись учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения. В соответствии с новой редакцией данной статьи педагоги также имеют право на длительный отпуск не реже чем через каждые 10 лет, но порядок и условия предоставления такого отпуска теперь определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Длительный отпуск может предоставляться педагогическому работнику в любое время при условии, что это отрицательно не отразится на деятельности образовательного учреждения. Основанием предоставления дополнительного отпуска является письменное заявление работника и приказ образовательного учреждения.За педагогическим работником, находящимся в длительном отпуске, в установленном порядке сохраняется место работы (должность).

Литература:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002.N 1 (ч. 1). ст. 3. (ред. от 06.04.2015)
  2. О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре: приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 // Российская газета. 2015. N 49.
  3. Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений: приказ Минобрнауки России от 27.03.2006 N 69 // Российская газета. 2006. N 177.
  4. Шадрина Т. В. Изменения в Трудовом кодексе в связи с вступлением в силу Закона об образовании // Отдел кадров коммерческой организации. 2013. N 10. С. 55–59.
  5. О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам: пост. Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. N 40. ст. 3935 (ред. от 23.06.2014).
  6. Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года: приказ Минобразования РФ от 07.12.2000 N 3570// Российская газета. 2001. N 50–51.
Основные термины (генерируются автоматически): рабочее время, высшее образование, длительный отпуск, образовательное учреждение, Трудовой кодекс РФ, высшее профессиональное образование, категория работников, профессорско-преподавательский состав, работник, Российская Федерация.


Ключевые слова

высшее образование, трудовое право, педагогические работники, рабочее время и время отдыха

Похожие статьи

Особенности возникновения и прекращения трудовых отношений с работниками в системе высшего образования

В статье рассматриваются особенности возникновения и прекращения трудовых отношений с работниками высших учебных заведений, в том числе с руководителями образовательных организаций и профессорско-преподавательским составом.

Некоторые особенности правового регулирования труда медицинских работников в Российской Федерации

В статье рассмотрены особенности правового регулирования труда медицинских работников. Дана характеристика нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения медицинских работников.

Отдельные проблемы правового регулирования труда дистанционных работников в Республике Беларусь и Российской Федерации

В статье рассматриваются отдельные правовые проблемы регулирования труда дистанционных работников в Республике Беларусь и Российской Федерации, а именно: организация рабочего места, неприкосновенность личной жизни, рабочее время и время отдыха.

Правовое регулирование труда медицинских работников

В статье представлены основные аспекты, регулирующие трудовую деятельность работников медицинских учреждений (трудовой договор, режим рабочего времени, оплата труда, дисциплина труда), а также проблемы, возникающие у медицинского работника при исполн...

Педагогические условия развития студенческого самоуправления в образовательных организациях высшего образования

В данной статье рассматриваются педагогические условия развития студенческого самоуправления и их классификация в целях совершенствования воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования.

Особенности правового статуса муниципальных служащих в Российской Федерации

В статье рассматривается структура и основа административно-правового статуса муниципальных служащих в Российской Федерации, а также элементы его законодательного управления. Большое внимание отдано системе и разбору ограничений и запретов на муницип...

Проблема организации внеурочной деятельности младших школьников

В статье рассматриваются особенности и роль организации внеурочной деятельности младших школьников, а также проблемы её организации. Приведены пути, способствующие решению данных проблем.

Образовательный ценз и специальные требования, предъявляемые к педагогическим работникам вузов при приеме на работу

Настоящая статья посвящена проблемам правового регулирования требований к образовательному цензу, квалификации педагогических работников вуза и его влиянию на качество образовательных услуг в высшем образовании.

Особенности правового положения учреждений науки и образования в системе органов исполнительной власти Российской Федерации

Рассматривая вопрос о правовом статусе учреждений науки и образования и их места в системе органов исполнительной власти РФ, необходимым является определение систем образования и управления образовательной деятельностью.

Особенности проблем управления воспитательным процессом в учреждениях среднего профессионального образования

В статье рассматриваются современное состояние, особенности и проблемы управления образовательным процессом в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Похожие статьи

Особенности возникновения и прекращения трудовых отношений с работниками в системе высшего образования

В статье рассматриваются особенности возникновения и прекращения трудовых отношений с работниками высших учебных заведений, в том числе с руководителями образовательных организаций и профессорско-преподавательским составом.

Некоторые особенности правового регулирования труда медицинских работников в Российской Федерации

В статье рассмотрены особенности правового регулирования труда медицинских работников. Дана характеристика нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения медицинских работников.

Отдельные проблемы правового регулирования труда дистанционных работников в Республике Беларусь и Российской Федерации

В статье рассматриваются отдельные правовые проблемы регулирования труда дистанционных работников в Республике Беларусь и Российской Федерации, а именно: организация рабочего места, неприкосновенность личной жизни, рабочее время и время отдыха.

Правовое регулирование труда медицинских работников

В статье представлены основные аспекты, регулирующие трудовую деятельность работников медицинских учреждений (трудовой договор, режим рабочего времени, оплата труда, дисциплина труда), а также проблемы, возникающие у медицинского работника при исполн...

Педагогические условия развития студенческого самоуправления в образовательных организациях высшего образования

В данной статье рассматриваются педагогические условия развития студенческого самоуправления и их классификация в целях совершенствования воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования.

Особенности правового статуса муниципальных служащих в Российской Федерации

В статье рассматривается структура и основа административно-правового статуса муниципальных служащих в Российской Федерации, а также элементы его законодательного управления. Большое внимание отдано системе и разбору ограничений и запретов на муницип...

Проблема организации внеурочной деятельности младших школьников

В статье рассматриваются особенности и роль организации внеурочной деятельности младших школьников, а также проблемы её организации. Приведены пути, способствующие решению данных проблем.

Образовательный ценз и специальные требования, предъявляемые к педагогическим работникам вузов при приеме на работу

Настоящая статья посвящена проблемам правового регулирования требований к образовательному цензу, квалификации педагогических работников вуза и его влиянию на качество образовательных услуг в высшем образовании.

Особенности правового положения учреждений науки и образования в системе органов исполнительной власти Российской Федерации

Рассматривая вопрос о правовом статусе учреждений науки и образования и их места в системе органов исполнительной власти РФ, необходимым является определение систем образования и управления образовательной деятельностью.

Особенности проблем управления воспитательным процессом в учреждениях среднего профессионального образования

В статье рассматриваются современное состояние, особенности и проблемы управления образовательным процессом в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Задать вопрос